Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема IV. Россия в период утверждения абсолютной монархии

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

и

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ИСТОРИЯ

 

   

 

Ставрополь

 

 

Учебно - методическое пособие. 2-е изд., перераб. – Ставрополь: СГУ, 2015. – 40 с.

 

 

Содержание:

 

Пояснительная записка С. 6

 

Содержание дисциплины С. 7

 

Семинарские занятия С. 16

 

Контрольная работа по курсу С. 32

 

Примерные вопросы к экзамену С. 35

 

Контрольные вопросы С. 36

 

Литература по курсу С. 37

 

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ИСТОРИИ.

 

Семинарским занятиям отводится очень важная роль в изучении курса «Отечественная история». Их цель состоит в том, чтобы помочь студентам уяснить сложные вопросы, вызывающие трудности при индивидуальной работе, научить самостоятельно мыслить, критически подходить к фактическому материалу, программам различных политических движений и партий.

Семинары в учебном процессе, как правило, следуют за лекциями, на семинарских занятиях знания студентов должны углубляться. Такая цель достигается на семинарах, которые проводятся в форме развернутой беседы, выступлений студентов с рефератами – докладами (реферативная форма), по методу «малых групп», в форме «круглого стола» и т.д.

Подготовка к семинарскому занятию – сложный и трудоемкий процесс, требующий от студента не только времени и добросовестности, но и навыков самостоятельной работы. К началу семинара студент должен изучить обязательную литературу, по возможности ознакомиться с дополнительной литературой, чтобы на этой основе получить достаточно ясное представление об основных вопросах, указанных в плане занятий.



Подготовка к семинарскому занятию предполагает:

  • знакомство с планом семинарского занятия, который отражает содержание предложенной темы;
  • тщательное продумывание вопросов плана;
  • просмотр списка рекомендованной литературы и ее подбор;
  • работу над записями прослушанной лекции и соответствующего материала из других источников;
  • изучение рекомендованной литературы, составление конспекта, записей и тезисов устного выступления.

Итогом подготовки студентов к семинарским занятиям должны быть их выступления, активное участие в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы.

Работа на семинаре имеет определяющее значение для полноценного овладения материалом. По тому, как студенты проявляют себя на семинарах, преподаватель судит о степени усвоения ими изучаемого материала.


Тема I. Образование Древнерусского государства и его место в мировой цивилизации (IX – XIII вв.).

 

План.

1.Восточые славяне: происхождение, традицииии и верования.

2.Образование государства у восточных славян: причины, особенности, теории образования.

3.Киевская Русь в X в. – первой трети XII в.

4.Русь в период феодальной раздробленности: Владимиро-Суздальское, Киевское, Галицко-Волынское, Новгородское княжество.

5.Культура русских земель в X в. – первой трети XII в. и период феодальной раздробленности.

 

Темы докладов и рефератов.

 

1. Происхождение древнейших русских городов.

2. Исторические портреты киевских князей IX-X вв. (Святослав,Владимир)

3. Княжение Ярослава Мудрого как период расцвета древнерусского государства.

 

Методические рекомендации.

Исходя из определения термина «государство» следует рассмотреть пред­посылки формирования государственности у восточных славян на рубеже VIII - IX вв. Раскрыть сущность норманнской и антинорманнской теорий. Проследить процесс складывания Древнерусского государства, охарактери­зовать его основные этапы. Уяснить главное во внутренней и внешней по­литике первых киевских князей, а также значение принятия христианства на Руси.

Рассмотреть развитие Киевской Руси в общеевропейском контексте; выяснить, какие действия предпринимались киев­скими князьями Ярославом Мудрым и Владимиром Мономахом для укреп­ления государства.

Дать определение понятия «феодальная раздробленность», раскрыть при­чины этого процесса. Проследить динамику формирования княжеских столов, осветить деятельность князей: Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо и др. Показать последствия древнерусской раздробленности для экономического и политического раз­вития русских земель.

 

Тема II. Российская государственность в условиях внешней агрессии и объединение российских зе­мель вокруг Москвы.

 

План.

 

1. Борьба Руси с внешней агрессией в XIII – XIV вв. Политические, со­циально-экономические и культурные последствия монгольского ига.

2. Объединение русских земель вокруг Москвы в XIV в. – начале XVI в.

3. Российское государство в конце XV в. – нач. XVI в.

 

 

Темы докладов и рефератов.

 

1. Русь между Востоком и Западом.

2. Особенности и социально-экономические результаты формирова­ния централизованного государства в Северо-Восточной Руси.

3. Средневековый город Киевской Руси и Западной Европы.

Политические портреты: А. Невский, Д. Донской, Иван III.

Методические рекомендации

При подготовке к семинару необходимо уяснить предпосылки монгольской экспансии и её основные этапы. Проанализировать, в какой форме существовало монгольское иго на Руси и как оно влияло на экономическое и политическое развитие русских земель. Изучить политику русских князей по отношению к ханам Золотой Орды, особое внимание уделить деятельности Александра Ярославича, его борьбе с немецкими рыцарями и шведскими захватчиками. Оценить значение деятельности Александра Невского для Руси.

Следует, далее, выявить исторические последствия монголо-татарского нашествия и западной экспансии для развития Российского государства.

В центре внимания изучающих начала российской истории должно быть выяснение причин образования единого государства на Руси, роли политического и духовного факторов, Москвы и московских князей в развитии этого процесса, а также характера изменения в политическом строе, значения централизации в его становлении.

Важно проанализировать взаимосвязь территориального расширения страны и совершенствования властных отношений на этапе завершения формирования единого государства в эпоху правления Ивана III (1462-1505 гг.) и Василия III (1505-1533 гг.), важно проследить проявление самодержавных тенденций. Выявить факторы, повлиявшие на специфику русской государственности, раскрыть духовно-политические основы централизованного государства, значение теории "Москва – третий Рим" как отражения сущностных черт русской православной цивилизации. Оценить историческое значение образования Русского централизованного государства.

 

Тема III. Московское государство в XVI – 1-й пол. XVII вв.

Становление и развитие сословно-представительной монархии.

 

План.

1. Россия в XVI в. Формирование сословно-представительной монархии.

2. Внешняя политика России в XVI веке.

3. «Смутное время» в начале XVII века. Кризис российской государственности.

4. Преодоление последствий «Смутного времени». Особенности средневековой российской цивилизации.

 

Темы докладов и рефератов.

 

1. Внешняя политика России в XVI веке.

2. Смута – время альтернатив.

3. Сословное представительство в России в XVI – XVII вв.

3. Культура и быт Руси второй половины XIV-XVI вв.

 

Политические портреты: Иван Грозный, Борис Годунов.

 

Методические рекомендации

Изучение темы следует начать с оценки социально-экономических процессов, происходивших в XVI веке в Европе и России, выявления общего и особенного. Надо рассмотреть основные события царствования Ивана IV ("Избранная рада", реформы 40 – 50-х гг. и их роль в укреплении централизованного государства; изменения в Боярской думе; появление Земских соборов, “Судебник” (1550 г.)). Определить значение проведения внутренних реформ, понять причины поворота в политике Ивана IV, введения опричнины, её последствия; выявить различные оценки деятельности Ивана IV.

Выделить важнейшие внешнеполитические задачи Московского государства в XVI веке, определить причины движения России на Восток, оценить значение борьбы с Казанским, Астраханским и Сибирским ханствами. Необходимо также выявить цели западного направления во внешней политике, осветить ход ливонской войны 1558 – 1583 гг., ее итоги и последствия.

В процессе изучения рекомендованной литературы надо, далее, вскрыть предпосылки «смутного времени», его хронологические рамки и последствия, оценить действия основных участников Смуты и попытки русского общества преодолеть политический кризис. Выяснить, какое значение имел внешнеполитический фактор в общественном противостоянии, какое влияние оказали Смута, социо-культурный кризис на национальное самосознание.

 

Тема IV. Россия в период утверждения абсолютной монархии

(2-я пол. XVII – XVIII вв.).

 

План.

Становление абсолютизма в России. Пётр I и его реформы.

Политика «просвещённого абсолютизма» Екатерины II.

Внешняя политика России в середине XVII – XVIII вв.

 

Темы докладов и рефератов.

 

1. Внешняя политика России в XVII – XVIII вв.

2. Мир и Россия к концу XVIII в.

3. Российские просветители XVIII в. и их идеи общественного развития.

4.Российские столицы, сходство и различие их культурного пространства.

 

Политические портреты: А.М. Романов, Петр I, Екатерина II, М.В. Ломоносов, А.П. Радищев.

Методические рекомендации.

 

Для усвоения главного в содержании темы необходимо выявить новые явления социально-экономической жизни России 2-ой пол. XVII в., тенденцию к укреплению основ государственного феодализма, усилению крепостнического гнёта. Выяснить, каковы были предпосылки и характер преобразований Петра I, содержание петровских реформ, роль государства в их осуществлении. Оценить историческое значение реформ Петра I.

Одновременно надо выяснить сущность понятий “век Просвещения”, “просвещенный абсолютизм”; проанализировать основные направления и своеобразие политики “просвещенного абсолютизма”, проводившейся Екатериной II; охарактеризовать экономику России второй половины XVIII в., основные признаки феодально-крепостнического хозяйства, раскрыть истоки обострения классовой борьбы, нарастания крестьянских восстаний против экономического и политического гнёта.

В заключении надо рассмотреть цели внешней политики России в середине XVII – XVIII вв., показать, как они достигались, какое значени5 для будущего России имело завоевание в конце XVIII в. Кавказа и Крыма.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.