Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 1. Кросскультурный менеджмент: современные тенденции и актуальные проблемы. Межэтническая напряженность и управление культурными различиями

КРОСС-КУЛЬТУРНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

 

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 080200.68 «Менеджмент»

 

Пояснительная записка

1.1.Цели и задачи дисциплины

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Кросскультурный менеджмент» составлен в соответствии с учебными планами программы специализированной подготовки магистров «Международный бизнес» направления 080200.68 «Менеджмент» и соответствует требованиям к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки магистра по профессиональному циклу государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения.

Цель рабочей программы дисциплины – сформировать у студентов базовые, профессиональные знания и навыки в области кросскультурного менеджмента.

Задачи изучения дисциплины:

· дать представление о различных деловых культурах, об основных методах и подходах к их изучению;

· показать и обосновать влияние, которое национальная деловая культура оказывает на корпоративную культуру и реализацию функций управления организацией;

· научить капитализировать на национальных особенностях деловой культуры и системы менеджмента и конвертировать их в конкурентные преимущества организации;

· содействовать формированию и развитию навыков эффективных межкультурных коммуникаций с представителями иных культур.

· стремиться к выработке у менеджеров кросс-культурной компетенции и толерантного отношения к представителям других культур;

  • развивать потребности самостоятельного изучения современной учебной и научной литературы и проведения учебно-исследовательской работы.

Менеджмент современной эпохи – это менеджмент, обладающий транснациональной и кросс-культурной компетенцией, формирующей всесторонний контур для приспособления к культурным изменениям и разнообразию. Неудивительно, что критическим качеством в управлении людьми и процессами в других странах становится культурная чувствительность и осведомленность, то есть доскональное знание культурных переменных, воздействующих на функции управления и управленческие решения.



 

1. 2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Дисциплина «Кросс-культурный менеджмент» входит в вариативную часть (дисциплины по выбору) блока «Профессиональный цикл» и является логическим продолжением основных положений теории менеджмента, тесно связана с другими дисциплинами.

Для освоения данной синтетической дисциплины необходимы знания и умения, приобретаемые обучающимися в результате освоения на уровне бакалавриата следующих предметов: мировая экономика, общий менеджмент, маркетинг, теория организации и организационное поведение, деловые коммуникации.

Знания, приобретенные при изучении данной дисциплины, необходимы при освоении таких курсов как международный менеджмент, международный маркетинг, теория и практика международного делового общения, лидерство и профессиональные навыки менеджера и др., а также при выполнении магистерских исследований.

 

 

1.3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих профессиональных компетенций магистра:

 

В результате освоения ООП магистратуры выпускник должен обладать:

следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- способностью развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования (ОК- 1);

- способностью самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения;

- способностью принимать организационно-управленческие решения и оценивать их последствия;

- свободным владением иностранным языком как средством профессионального общения;

- обладает навыками публичных деловых и научных коммуникаций (ОК-6);

следующими профессиональными компетенциями (ПК):

организационно-управленческая деятельность:

- способностью управлять мультикультурными организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, международными проектами и сетями (ПК-1);

- способностью разрабатывать программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию;

 

аналитическая деятельность:

- владением методами экономического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде

- владением методами стратегического анализа

 

научно-исследовательская деятельность:

- способностью обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями; выявлять и формулировать актуальные научные проблемы;

- способностью проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой;

- способностью представлять результаты проведенного исследования в виде научного отчета, статьи или доклада;

педагогическая деятельность:

- способностью разрабатывать учебные программы и методическое обеспечение для преподавания управленческих дисциплин.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

- знать особенности национальных моделей управления, деловой культуры и организационного поведения, иметь представление о структуре национальной культуры и об основных факторах, влияющих на ее формирование, отличительных особенностях (параметрах) ведущих бизнес-культур, о многообразии и специфике реализации функций управления в деловых культурах различных стран и их влиянии на конкурентоспособность; теоретические и практические подходы к определению источников и механизмов обеспечения конкурентоспособности в различных социально-культурных средах;

-уметьвыявлять, систематизировать и интерпретировать кросскультурные сходные черты и различия в управленческих процессах и бизнес-окружении в различных странах; исследовать региональную и страновую специфику реализации функций управления; практически применять параметры исследования деловой культуры и вырабатывать конкретные рекомендации по повышению конкурентоспособности бизнес-модели; анализировать коммуникационные процессы и разрабатывать предложения по повышению их эффективности в международном контексте; грамотно и профессионально «капитализировать» на специфических особенностях национального и регионального управления, выбирать эффективные формы, методы и технологии управления с учетом национальной деловой культуры и ситуации в конкретной стране;

- владеть методологическими и методическими навыками систематического анализа деловой культуры и ее влияния на реализацию функций управления в пострановом разрезе, а также сопоставления национальных моделей деловых культур и менеджмента в различных странах и регионах, организации эффективного кросс-культурного взаимодействия и совместного с представителями других культур ведения бизнеса, основанных на признании и уважении культурных различий и выстраивании совместно разделяемой системы ценностей.

 

 


КАРТА КОМПЕТЕНЦИЙ

 

Код компетенциииикомпетенции Формулировка компетенции* Результаты обучения в целом** Результаты обучения по уровням освоения материала Виды занятий (лекции, практические, семинарские, лабораторные) Оценочные средства (тесты, творческие работы, проекты и др.)
минимальный базовый повышенный
ОК-1 способность развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования   Знает: теоретические основы кросс-культурного менеджмента концепции деловой культуры в кросс-культурном менеджменте; главные атрибуты культур; модели корпоративных культур основные подходы к классификации культур; параметры национальной деловой культуры и критериальная база м/н сопоставлений типы корпоративных культур; кросс-культурные коммуникации в современном бизнесе; Лекции, семинары Ответы на семинаре, контрольная работа, блиц-опрос, тест.
Умеет: определять тип культуры, составлять деловой профиль страны и рекомендации по выбору деловой культуры определять тип культуры; ориентироваться в подходах к изучению деловых культур; составлять деловой профиль страны; выбирать канал коммуникации составлять рекомендации по выбору деловой культуры в международной компании Лекции, семинары Ответы на семинаре, контрольные работы, эссе, доклады, презентации
Владеет: навыками определения и оценки делового профиля страны навыками определения культурного профиля страны способностью оценивать деловой профиль страны, исключая «призму» кросс-культурного шока   средствами повышения эффективности коммуникации   Семинары Ответы на семинаре, контрольные работы, кейс-метод, выполнение проекта
ОК-6 обладает навыками публичных, деловых и научных коммуникаций Знает: теоретического основы кросс-культурного менеджмента, основные классификации и исследования концепции деловой культуры; параметры деловой культуры и критериальную базу международных сопоставлений; кросс-культурные коммуникации в международном бизнесе; модели корпоративных культур в кросс-культурном менеджменте уровни деловых культур; влияние национальной принадлежности на исследование деловых культур; барьеры эффективной кросс-культурной коммуникации; основные типы корпоративных культур классификации Клакхона и Стродтбека, критерии Лэйна и Дистефано ; исследования Г. Хофстеда; виды коммуникаций; критерии определения корпоративной культуры   Лекции, семинары Ответы на семинаре; подготовка докладов, сообщений презентаций; написание эссе; решение кейс-задач; выполнение проекта.
Умеет: классифицировать культуры, применяя различные системы и подходы ориентироваться в подходах к изучению деловых культур; применять параметры национальной деловой культуры при проведении исследований; различать основные типы корпоративных культур составлять профиль станы по системе Харрисона и Морана; определять источники кросс-культурных шумов; определять тип корпоративной культуры классифицировать потребности международных компаний к адаптации чужеродной бизнес среде; рассматривать страну по критериям Г. Хофстеда; различать высоко и низкоконтекстуальные культуры Лекции, семинары Ответы на семинаре; подготовка докладов, сообщений презентаций; написание эссе; решение кейс-задач; выполнение проекта
Владеет: навыками классификации страны, методологией анализа культурной и деловой среды критериями оценки профиля страны согласно различным классификациям.   методологией анализа культурной и деловой среды, а также практическое применение данных результатов относительно условий и правил ведения бизнеса.   навыками составления докладов, проведения презентаций, защиты проектов по профилю станы.   Семинары Ответы на семинаре; подготовка докладов, сообщений презентаций; написание эссе; решение кейс-задач; выполнение проекта.
ПК-1 обладает способностью управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями Знает: теоретические основы кросс-культурного менеджмента, национальные особенности, командообразование и принципы управления конфликтами в кросс-культурной среде содержание современных теорий кросс-культурного менеджмента; особенности национальных стилей управления в компаниях в условиях глобализации. основные Подходы к исследованию национальной культуры: Исследования Ч. Хемпден-Тернера и Ф. Тромпенаарса; классификационные параметры, сформулированные Клуконом и Стродтбеком , голландским ученым Гертом Хофстедом, американским ученым Эдвардом Холлом. Модель А. Негандхи и Б. Естефана; модель Х. Перлмуттера;   особенности мотивации и стимулирования персонала в различных деловых культурах; командообразование в кросс-культурной среде; принципы управления конфликтами в многонациональных коллективах; понятие межкультурной адаптация и культурного шока. Лекции, семинары подготовка презентаций; решение тестов, кейс-задач; коллоквиум.  
Умеет: классифицировать группу или страну на основе различных подходов, применять на практике полученные знания в области кросс-культурного менеджмента применять теории кросс-культурного менеджмента для анализа ситуаций, возникающих в многонациональных коллективах; учитывать кросс-культурный аспект при осуществлении делового сотрудничества с иностранными бизнес-партнерами классифицировать группу на основе подхода Клукона-Стродбека; описывать культуру по показателю «индивидуализм – коллективизм», «дистанция власти» «избежание неопределенности»; соотношение мужественности и женственности   разбираться в особенностях национальных стилей управления и факторах, их определяющих, а также применять полученные знания в практической деятельности Лекции, семинары подготовка презентаций; решение тестов, кейс-задач; коллоквиум  
Владеет: понятийным аппаратом, навыками командообразования, методами разрешения конфликтов в кросс-культурной среде терминологией и основными понятиями курса «Кросс-культурный менеджмент»   навыками командообразования, формирования и поддержания благоприятного психологического климата в многонациональных коллективах; методами преодоления кросс-культурных барьеров в бизнес-среде · методами разрешения конфликтов, ведения переговоров в условиях международного взаимодействия. -навыками межкультурной коммуникации, представлением о различных национальных культурах и присущих им особенностях организационного поведения, управленческих подходов Семинары подготовка презентаций; решение тестов, кейс-задач; коллоквиум; контрольная работа.
                   

 

 


 

2. Структура и трудоемкость дисциплины

Семестр - 1. Форма промежуточной аттестации – контрольная работа, зачет. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2зачётные единицы, 72 часа.

 

3.Тематический план

очная форма обучения

Таблица 3.1.

  №   Тема Недели семестра Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час. Итого часов по теме   Из них в интерактивной форме Формы контроля
Лекции Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа    
1. Кросскультурный менеджмент: современные тенденции и актуальные проблемы. Межэтническая напряженность и управление культурными различиями 1-2 кейс
2. Концепция деловой культуры в международной системе координат 3-4 Контр.работа
3. Параметры национальной деловой культуры и критериальная база международных сопоставлений 5-6 эссе
4. Кросскультурные коммуникации и навыки ведения переговоров в международном контексте 7-8   4л/6с Контр.работа реферат
5. Взаимодействие национальной и корпоративной культур. Модели корпоративных культур в сравнительном контексте 9-10 эссе
6. Мотивация и стили лидерства в различных странах 11-12 Контр. работа кейс
7. Управление человеческими ресурсами в международном контексте 13-18 4л/4с кейс
  Итого (часов, баллов):   зачет
  Из них в интерактивной форме:      

Тематический план

Заочная форма обучения

Таблица 3.2.

  №   Тема Недели семестра Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час. Итого часов по теме   Из них в интерактивной форме Формы контроля, виды самостоятельной работы
Лекции Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа    
1. Кросскультурный менеджмент: современные тенденции и актуальные проблемы. Межэтническая напряженность и управление культурными различиями   тестирование
2. Концепция деловой культуры в международной системе координат   тестирование
3. Параметры национальной деловой культуры и критериальная база международных сопоставлений   тестирование
4. Кросскультурные коммуникации и навыки ведения переговоров в международном контексте   тестирование
5. Взаимодействие национальной и корпоративной культур. Модели корпоративных культур в сравнительном контексте   0,5 11,5 тестирование
6. Мотивация и стили лидерства в различных странах   0,5 11,5 тестирование
7. Управление человеческими ресурсами в международном контексте   тестирование
  Итого (часов, баллов):   зачет
  Из них в интерактивной форме:          

 

Таблица 3.3.

Планирование самостоятельной работы студентов

Очная форма обучения

 

Темы Виды СРС Неделя семестра Объем часов
обязательные дополнительные
1. Кросскультурный менеджмент: современные тенденции и актуальные проблемы. Межэтническая напряженность и управление культурными различиями   Ответы на семинаре Комплексное ситуационное задание
2. Концепция деловой культуры в международной системе координат Собеседование контрольная работа другие формы работы
3. Параметры национальной деловой культуры и критериальная база международных сопоставлений Собеседование тест эссе
4. Кросскультурные коммуникации и навыки ведения переговоров в международном контексте Собеседование, контрольная работа, тест реферат 4-5
5. Взаимодействие национальной и корпоративной культур. Модели корпоративных культур в сравнительном контексте Ответы на семинаре эссе
6. Мотивация и стили лидерства в различных странах Собеседование контрольная работа Комплексное ситуационное задание
7. Управление человеческими ресурсами в международном контексте Коллоквиум Комплексное ситуационное задание, другие формы работы 8-9
  ИТОГО:

 

Таблица 3.4.

Планирование самостоятельной работы студентов

Заочная форма обучения

 

Темы Виды СРС Неделя семестра Объем часов
обязательные дополнительные
1. Кросскультурный менеджмент: современные тенденции и актуальные проблемы. Межэтническая напряженность и управление культурными различиями   Ответы на семинаре Комплексное ситуационное задание  
2. Концепция деловой культуры в международной системе координат Собеседование тестирование другие формы работы  
3. Параметры национальной деловой культуры и критериальная база международных сопоставлений Собеседование тестирование эссе  
4. Кросскультурные коммуникации и навыки ведения переговоров в международном контексте Собеседование, контрольная работа, тест реферат  
5. Взаимодействие национальной и корпоративной культур. Модели корпоративных культур в сравнительном контексте Ответы на семинаре тестирование эссе  
6. Мотивация и стили лидерства в различных странах Собеседование контрольная работа Комплексное ситуационное задание  
7. Управление человеческими ресурсами в международном контексте Коллоквиум Комплексное ситуационное задание, другие формы работы  
  ИТОГО:

 

 

4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин Темы дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин  
Кросскультурный менеджмент: современные тенденции и актуальные проблемы. Межэтническая напряженность и управление культурными различиями Концепция деловой культуры в международной системе координат Параметры национальной деловой культуры и критериальная база международных сопоставлений Кросскультурные коммуникации и навыки ведения переговоров в международном контексте Взаимодействие национальной и корпоративной культур. Модели корпоративных культур в сравнительном контексте Мотивация и стили лидерства в различных странах Управление человеческими ресурсами в международном контексте  
1. Теория и практика международного делового общения       +        
2. Международный менеджмент-маркетинг +   + +        
3. Лидерство и профессиональные навыки менеджера       + + + +  
                     

 

5. Содержание дисциплины

 

Тема 1. Кросскультурный менеджмент: современные тенденции и актуальные проблемы. Межэтническая напряженность и управление культурными различиями

Необходимость изучения кросскультурного менеджмента. Его предмет, цели, методы и задачи. Основные направления и актуальные проблемы. Изучение межэтнических отношений и выявление возможных очагов межэтнической напряженности. Индивидуальные различия как основа межгрупповых конфликтов. Кросскультурный шок и способы его преодоления. Управление межкультурными различиями. Специфика профессиональной деятельности и подготовки менеджеров, работающих в ситуациях межкультурного взаимодействия. Глобальный бизнес: взаимопроникновение и синергия культур.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.