Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Первобытное искусство: функции и формы

Искусствов исходном значении слова означает высокую степень мастерства в любой деятельности. В XIX в. термин «искусство» стал употребляться для обозначения только творческой деятельности, нацеленной на то, чтобы создать художественные образы, т. е. образы, способные произвести на людей сильное эстетическое впечатление. Термин «эстетика» происходит от греческого aisthetikos – «чувственный» и связан с чувством красоты, прекрасного.

Древние философы связывали прекрасное с полезностью и целесообразностью, благом. Так древнегреческий философ Сократ называл прекрасными щит, хорошо приспособленный для защиты, копье, приспособленное для точного броска, и т. п. Однако только приспособленностью и полезностью красоту не объяснить. Это понимал Аристотель, который объяснил прекрасное и как гармониюв устройстве и формах. Аристотель был уверен, что «природа стремится к прекрасному», к целесообразной гармонии.

У каждого человека чувство красоты рождается от наблюдения за природой и ее творениями: красивый пейзаж, восход или закат солнца, красивый цветок и т. п. Эти впечатления и формировали понятие о прекрасном как о таком гармоничном сочетании звуков, красок, форм, пропорций, которые вызывали у человека яркие положительные эмоции. Таким образом, сначала человек увидел красоту в природе, а затем стремился создать ее сам.

Об искусстве первобытного общества мы можем судить по изобразительному искусству (скульптуре и живописи), поскольку от музыки и танца не осталось почти никаких следов, хотя они существовали и играли важную роль.

Для первобытного человека создание прекрасного не было главной задачей. Он создавал яркие образыдля освоения окружающего мира. И в дальнейшем задачи искусства никогда не сводились только к созданию прекрасного. Его функции много шире: искусство – это способ познания мира через художественные образы.



Среди произведений первобытного изобразительного искусства доминируют два образа. Первый и главный – образ животного, преимущественно крупного, связанный с темой добывания пищи. Второй – образ женщины-матери, связанный с темой продолжения рода.

Примат образа крупного животного понятен. Охота на крупных животных и защита от крупных хищников были самыми эмоционально сильными актами деятельности людей. И человек стремился овладеть этими эмоциями, приспособиться к ним. Поэтому искусство развивалось прежде всего как элемент охотничьей магии [1]. Охотники создавали изображения для ритуалов, направленных на то, чтобы подчинить себе объекты охоты. Образ (макет) животного делался из глины или камней, а также рисовался его контур на стене. Вначале контур был весьма обобщенным. Например, животных в профиль чаще всего изображали только с двумя ногами. Затем рисунок становился все более точным. Глиняные макеты и рисунки красками на открытом воздухе долго не могли существовать. До нас дошло лишь то, что находилось в пещерах.

Наиболее совершенные рисунки найдены в пещерах в предгорьях Пиреней, разделяющих Францию и Испанию. В 40 пещерах найдены росписи, выполненные краской или выцарапанные камнем 20–10 тыс. лет тому назад. Самую известную пещеру Ляско (Франция) называют доисторической Сикстинской капеллой. В ней есть зал гигантских быков, нарисованных красной, черной и желтой охрой. В осевом проходе расположена живописная группа коров и лошадей, нарисованных красной краской. Загадочная композиция: бизон, раненный человеком с птичьим клювом, и носорог, уходящий с места трагедии.

Ряд пещер с рисунками эпохи верхнего палеолита найден в Италии, Грузии, в Монголии, на Урале (Каповая пещера). Наличие принципиально однотипных форм искусства в Европе и Азии показывает, что процесс развития художественного творчества человечества в своей основе был единым.

Помимо крупных наскальных изображений человек в этот период создавал мелкую скульптуру (фигурки животных, вырезанных из кости, дерева, камня), и небольшие рисунки, процарапанные на камне и кости. Широкая практика изготовления фигурок животных говорила о том, что люди хотели иметь их образы вне связи с практической деятельностью. Маленькая фигурка оленя – не объект для охотничьей магии. Она – память и символ большого реального мира. Человек хотел иметь этот образ под рукой. Значит, он доставлял ему эмоциональное удовлетворение и, следовательно, имел эстетическое значение.

Образы животных преобладают и в малых формах. Но в мелкой скульптуре немало и антропоморфных образов. Это преимущественно женские фигурки, в которых подчеркнуты формы, связанные с рождением и кормлением детей. Они также играли очевидную прикладную функцию: были связаны с демографической магией, направленной на сохранение и продолжение рода. Самой знаменитой считается статуэтка из мягкого известняка высотой в 6 см, найденная в Австрии в местечке Виллендорф. Она получила название Венеры Виллендорфской. Характерно отсутствие попыток передать лицо женщины, поскольку художник создавал обобщенный образ, а не индивидуальный.

Декоративное искусство. Кроманьонцы широко использовали подвески, бусы, браслеты. Какая-то их часть имела магическое значение. Например, ожерелье у охотника из зубов убитых зверей. Но нитка белых ракушек у женщины являлась и украшением, ибо подчеркивала овал лица, смуглость кожи и т. п. Первые украшения можно считать и первыми чисто эстетическими произведениями искусства.

От позднего палеолита дошли свидетельства о том, что человек овладел и песенным и танцевальным искусством. Они также связаны с производственной магией, с ритуалами подготовки и завершения охоты. Например, после охоты главная функция песни и танца состояла в том, чтобы выплеснуть избыточные эмоции, которые возникали в процессе опасной охоты. Легко представить себе следующую картину: крупный зверь убит, опасность миновала, люди ликуют, прыгают вокруг зверя, издают крики. Постепенно крики и прыжки начинают согласовываться, идут в определенном ритме. Ритм закрепляется ударно-шумовыми эффектами. Крики приобретают общую тональность: низкие тона у мужчин и высокие у женщин. Люди понимают, что эти действия дают эмоциональную разрядку и культивируют их. Развитию интонации – чередованию звуков разной тональности – способствовала имитация звуков природы, особенно птиц и животных. Овладение ритмом и интонацией ведет к появлению музыки, пения, танцев. На палеолитических стоянках найдены полые кости – первые дудки, свирели. Постепенно люди осознавали, что некоторые мелодии и движения дают наибольшее эмоциональное удовлетворение. Так шел естественный отбор лучших образцов и складывалось представление о каноне красоты.

Подводя итог изложенному, сделаем некоторые выводы по поводу сущности и функций первобытного искусства. Искусство являлось элементом производственной и демографической магии, и в этой связи играло важную роль как способ регулирования и выражения эмоций людей. Оно также имело декоративную функцию, проявлявшуюся в украшении человеком самого себя, предметов быта и орудий труда. Постепенно, в процессе отбора лучших образцов, идет усиление эстетической функции искусства как способа создания прекрасного.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.