Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Среднее царство. Золотой век литературы

 

Смутное время продолжалось примерно 200 лет. Напуганныевосстаниями низов в период смутыправители областей прекратили раздоры. Страна была объединена правителями южного города Уасет, или Нефт, который, греки прозвали Фивы. После объединения страна вступила в период Среднего царства (2050–1640) со столицей в Фивах.

Социальный мир был достигнутза счет смягчения эксплуатации низов. В источниках уже нет сообщений о крупных отрядах крестьян, привлекавшихся для работ на царских и вельможных полях. В крупных хозяйствах преобладали арендаторы, которые получили участок земли и обрабатывали его, выплачивая за это долю урожая. Это создавало большую заинтересованность работника в труде, давало ему большую личную свободу. Арендаторами, вероятно, становились те крестьяне, которые не имели участка общинной земли.

Фараоны Среднего царства не претендовали на такое же полновластие, как и фараоны Старого царства. Они считались с интересами и правами областных правителей и стремились представить себя не в виде недоступного человека-бога, а в виде доброго пастыря всех своих подданных. Концепции фараона-бога был нанесен сильный удар в период смуты, когда шла борьба за власть и фараоны сменяли один другого, едва успев взойти на престол. Отражением упавшего авторитета власти живого бога стало повальное ограбление гробниц фараонов в период смуты.

Религия.Отэпохи Среднего царства сохранилась роспись, на которой изображена сцена загробного суда, который проводит Осирис над душой умершего. В суде участвует боги всех общин, а также общеегипетские боги Гор, Тот, Анубис. Перед Осирисом стоит душа покойника в образе человека, а на весах лежит его сердце и статуэтка богини истины Маат. Если дурные дела перевешивают добрые, то адское чудовище Аммит с телом льва и головой крокодила пожирает душу грешника. Если он праведник, то остается жить в царстве Осириса. Таким образом, впервые в мировой истории мы встречаемся с четко выраженной идеей загробного воздаяния по заслугам. И религия тем самым приобретает ярко выраженную моральную функцию. Эта функция стала реакцией на острые социальные катаклизмы, которые вызвали распад Древнего царства. Теперь религия предписывала и бедным и богатым избегать злых дел под страхом кары на суде Осириса.



Стремясь избежать ошибки на загробном суде, богатые египтяне покрывали свои деревянные саркофаги надписями, дав нам важный источник по истории Египта – тексты саркофагов. Потом более простые люди стали класть в гроб покойнику погребальные тексты, написанные на папирусах, в которых заранее описывались добрые дела и отрицались злые. Из таких записей создались обширные Книги мертвых. Показательно то, какие дела считались плохими. В одной из глав книги умерший человек написал следующее: «Я не оскорблял богов, не позволял господину обижать его раба, не заставлял людей голодать, не причинил никому слез, никого не убивал, не грабил запасов храмов, не уменьшал явств, предназначенных для богов».

Важно отметить, что эти тексты считались священными и египтяне верили в то, что такими клятвами в добрых делах и другими магическими обрядами можно обеспечить благополучие души на том свете, даже если на этом свете человек совершал не только добрые поступки. Из этого следует, что магическим ритуалам египтяне придавали большее значение, чем реальным поступкам.

Магия явно играла очень важную роль в жизни египтян. В частности, это проявилось в медицине. От эпохи Среднего царство дошло несколько медицинских трактатов, в которых помимо рецептов лекарств обязательно приводятся и различные магические заклинания.

Наука. В эпоху Среднего царства продолжался прогресс науки и художественной культуры. Достижения науки отразили найденные математические задачники, которые показывают способность египетских математиков вычислять объемы сложных геометрических фигур, оперировать числом «пи» и др. Счет был десятеричный непозиционный, т. е. для обозначения 10,100 и т. д. употребляли специальные знаки.

Развивалась астрономия и медицина. Это были главные для Египта науки.

Искусство. Никто из правителей этой эпохи не мог позволить себе сделать большую каменную пирамиду, поэтому они строили пирамиды из кирпича-сырца, которые только сверху облицовывались камнем. Большое внимание уделяют поминальным храмам. Аменемхет III, самый сильный из фараонов Среднего царства, построил в Фаюмском оазисе огромный поминальный храм, который насчитывал около 3 тыс. помещений, расположенных в два этажа (один из них подземный).

Новые веяния отразились в храмовом комплексе фараона Ментухотепа Первого (район Фив). Он соединил традиции захоронений фараонов Старого царства с традициями юга страны. Тело фараона погребено глубоко в скале, как было принято на юге, но оно находилось в природной пирамиде, чья форма была подчеркнута маленькой искусственной пирамидой: архитектор поставил маленькую пирамиду на две широкие платформы, вписанные в скалистый природный кряж, по форме напоминавший огромную пирамиду.

От эпохи Среднего царства дошло много мелкой скульптуры, в том числе и весьма демократичной, бытовой по тематике. Это деревянные и фаянсовые статуэтки пахарей, носильщиков, лодочников, прачек, пастухов. Часто они комбинировались в жанровые сценки: погонщики скота гонят, размахивая палками, стадо быков, а владелец стоит в стороне под навесом и следит за ними. Это не игрушки, а предметы заупокойного культа: все статуэтки найдены в гробницах, где им полагалось делать то же, что их прототипы делали при жизни хозяина.

Характерно развитие живописи, которая часто заменяет рельефы на стенах храмов и могил. Пишут темперой [11]. Это легче, чем высекать рельефы. Росписи допускали большую гибкость рисунка и богатство цвета.

Прекрасные циклы росписей XX в. до н. э. обнаружены в скальных гробницах нома Антилопы близ современного селения Бени-Хасан. Главой нома (области) его был вельможа Хнум-Хотеп. В цветных рисунках, расположенных на оштукатуренной стене поясами, показано, как Хнум-Хотеп охотится на птиц в речных зарослях, а в пустыне – на диких зверей. Больше всего места отведено сельскохозяйственным трудам работников Хнум-Хотепа. Последовательно показаны пахота, жатва, уборка зерна.

Литература. Среднее царство называют золотым веком египетской литературы. Это связано с развитием письменности, появлением наряду с иероглифами более простой скорописи. Греки назвали скоропись жреческим «иератическим» письмом.

От этой эпохи дошло несколько произведений, написанных в разных жанрах. Сложность социальной ситуации отражает философская «Беседа разочарованного со своей душой», в которой автор решает уйти в иной мир, потому что не может более выносить зло и несправедливость этого мира.

В эпоху Среднего царства была создана самая известная приключенческая повесть Древнего Египта – повесть о Синухете, вельможе, который во время одной из смут бежал в Палестину, там женился и богато жил, но в конце концов вернулся на свою цивилизованную Родину.

Двести лет стабильности были прерваны новым распадом страны на север и юг. Этим воспользовались кочевые семитские племена гиксосов, пришедшие из Сирии и Аравии. В XVII в. они захватили Нижний Египет, и правили там около 200 лет. Затем правители юга изгнали гиксосов и вновь объединили страну.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.