Пиши Дома Нужные Работы


ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Министерство образования и науки украины

Одесский национальный морской университет

Кафедра "Философия"

——————————————————————————————————

——————————————————————————————————————————————————————————————

 

КУЛЬТУРА общения

Учебно-методическое пособие

для студентов всех специальностей

Дневной формы обучения

Одесса 2012

 

Учебно-методическое пособие подготовлено канд. экон. наук, доцентом кафедры "Философия" Одесского национального морского университета Шеенко Ларисой Вильямовной.

 

Материалы одобрены кафедрой "Философия" ОНМУ "___"_______2012г. (протокол № ___ ).

 

 

 

 

 

 

Специфика современной жизни требует от человека, с одной стороны, активного включения одновременно в самые разные сферы жизнедеятельности общества, с другой ¾ гибкости и динамичности, способности адаптироваться к стремительным социальным, политическим, экономическим изменениям. Это приводит, к расширению наших возможностей, повышению требований, предъявляемых обществом к личностным качествам и способностям человека, а значит, к возрастанию личной ответственности каждого не только за результаты деятельности, но и за качество собственной жизни. Гармонизация личности становится сегодня актуальной проблемой культуры, т.е. не только и не столько личным делом каждого, сколько необходимым условием развития общества в целом.

Проблему личностного развития, каждая по-своему, решают системы образования и воспитания, религиозные и общественные институты, разные гуманитарные науки ¾ такие, как история, философия, психология, культурология, педагогика, имиджелогия и пр.

Учебная дисциплина "Культура общения" призвана обеспечить студента теоретической и практической базой для самореализации личности в социуме и, прежде всего, в деловой сфере.

В процессе обучения рассматриваются основные составляющие культуры личности и факторы, влияющие на ее формирование, процессы поведения и общения. Личностные черты и культурный уровень проявляются в характере и имидже человека, что имеет огромное значение в процессе общения с другими людьми.

Анализируются структура и составляющие компоненты поведенческой культуры: манеры, этикет, невербальное поведение и пр. Осваиваются технологии и модели привлекательного поведения как важнейшего фактора личностной культуры.

Приводятся виды и способы коммуникаций; стратегия и тактика общения; осваивается технология самопрезентации; раскрываются возможности целенаправленного выстраивания моделей поведения в процессе общения. Уделяется внимание невербальному поведению — языку тела.

Важнейшей составляющей культуры общения является культура речи. В курсе важное место уделяется технологии публичного выступления и способам убеждения как важнейшим факторам культуры общения.

Отдельный раздел ¾ межличностные отношения, их разновидности, роль общения в формировании межличностных отношений.

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Учебная дисциплина "Культура общения" является авторским курсом, синтезирующим достижения разных областей человеческого знания, и предназначена помочь молодому человеку на этапе подготовки к профессиональной деятельности и самостоятельной социальной жизни найти правильные ориентиры, адаптироваться к сложным условиям изменяющейся современной реальности.

Цель дисциплины "Культура общения": обеспечить студента теоретической и практической базой для эффективного общения и максимальной самореализации личности в социуме.

 

Из этого возникают следующие задачи курса:

· ознакомить студента с основными составляющими культуры личности, их ролью в жизни человека в современных условиях, закономерностями сложного и противоречивого процесса личностного развития;

· помочь в освоении технологий формирования и корректирования персонального, делового и фирменного имиджа;

· повысить поведенческую и коммуникативную культуру каждого студента, изучающего курс;

· помочь студенту в выявлении собственных личностных способностей и возможностей с целью повышения личной привлекательности в процессе общения;

· ознакомить с приемами активного применения полученных знаний в процессе делового и межличностного общения.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тематический план

  № п/п   Название тем Объем занятий (часы)
  всего Аудиторные занятия Самост. работа студента
лекции лабор. практ.
1. Основы курса "Культура общения". Структура культу-ры личности.
2. Типология имиджа и составляющие персонального имиджа.
3. Составляющие поведенческой культуры.  
4. Кинессика ¾ наука о языке тела и невербальное поведение человека.
5. Виды общения и способы коммуникаций. Стратегия и тактика общения.
6. Культура речи и публичного виступления. Технология убеждения.
7. Технология самопрезентации.    
8.   Межличностные отношения и их влияние на процесс общения.
9.   Конфликты, причины и способы их развязания.
10. Мораль и нравственность, как важнейшие факторы межличностных отношений.
  КР — итоговая контрольная работа
    Всего
                 

содержание тем

В теме 1 "Основы курса "Культура общения". Структура культуры личности"рассматриваются:

— предмет, цель и задачи|задача| учебной дисциплины;

— сущность основных понятий дисциплины: "культура", "личность", "культура личности", "общение" и "культура общения";

— структура и основные составляющие культуры личности;

— факторы, влияющие на формирование культуры личности.

 

В теме 2 "Типология имиджа и составляющие персонального имиджа"рассматриваются:

— понятие "имидж";

— типы имиджа и сферы их приложения;

— структура и составляющие персонального имиджа человека.

В теме 3 "Составляющие поведенческой культуры" рассматрива-ются:

— важнейшие составляющие поведенческой культуры;

— понятия "манеры", "этикет" и проч.;

— виды этикетов и их роль в общении;

— особенности современного делового этикета и основные правила приветствия, представления, прощания и т.п. в деловом общении.

В теме 4 "Кинессика ¾ наука о языке|речи| тела и невербальном поведении человека" рассматриваются:

— понятие "язык|речь| тела", "кинессика" и т.д.;

— составляющие невербального поведения: осанка, походка, позы, мимика, жесты;

— особенности и значения типичных|типовых| форм невербального поведения человека.

 

В теме 5 "Виды общения и способы коммуникаций. Стратегия и тактика общения" рассматриваются:

— виды общения: интерактивное, коммуникативное и перцептивное;

— особенности разных|различных| способов коммуникаций современного человека: межличностной, переписки, телефонного разговора, виртуального и пр.;

— понятие и составляющие стратегии и тактики общения.

В теме 6 "Культура речи и публичного выступления|выступа|. Технология убеждения"рассматриваются:

— составляющие культуры речи: грамотность, образность, убедительность и т.п.;

— требования к современной языковой (речевой) культуре;

— использование речевого инструментария: голоса, тембра, интонаций, акцентов и т.д.;

— основные приемы установления доверия и убеждения в деловых переговорах;

— технология публичного выступления.

 

В теме 7 "Технология самопрезентации"рассматриваются:

— требования к оформлению и использованию|употреблению| визитной карточки в деловом общении;

— основные требования к составлению и оформлению резюме;

— основные правила проведения собеседования;

— другие виды самопрезентации.

В теме 8 "Межличностные отношения и их влияние на общение"рассматриваются:

— понятия "межличностные отношения" и их разновидности;

— особенности разных|различных| форм межличностных отношений и их влияние на общение;

— правила денежных отношений между людьми.

В теме 9 "Конфликты, причины и способы их решения"рассматриваются:

— понятие "конфликт", позитивные|положительные| и негативные стороны конфликта как способы взаимодействия людей;

— основные причины конфликтов и способы их решения;

— оптимальные пути выхода из|с| конфликта.

В теме 10 "Мораль и нравственность, как более важные факторы межличностных отношений"рассматриваются:

— понятие "мораль" и "нравственность";

— роль общественной морали в формировании культуры общества;

— "золотое правило" морали;

— роль нравственности в межличностных взаимоотношениях.

ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема семинара Характер и цель занятия  
Типология имиджа и составляющие персонального имиджа. Занятие в форме традиционного семинара.   Цель: усвоение типов имиджа и сфер их приложения; выявление в форме дискуссии составляющих персонального имиджа человека.
Правила делового этикета. Занятие в форме ролевой игры.   Цель: практическое освоение основных правил приветствия, знакомства, прощания и т.п. в деловом общении.
Кинессика — наука о языке тела, невербаль-ном поведении человека. Занятие в форме выступлений студентов с докладами. Слайдпрограма.   Цель: практическое освоение студентами типичных особенностей невербального поведения человека — мимики, жестов, поз и т.п.
Виды общения и способы коммуникаций. Занятие в форме традиционного семинара с докладами и элементами ролевой игры.   Цель: закрепление знаний и навыков разных видов общения и способов коммуникаций.
Технология и культура публичного выступления. . Занятие в форме традиционного семинара с элементами тренинга.   Цель: освоение студентами основных требований к современной речевой культуре; овладение навыками и приемами публичного выступления.
Технология самопрезентации.   Занятие в форме ролевой игры.   Цель: овладение студентами навыками использования визитной карточки, проведения собеседования и других видов самопрезентации.  
Межличностные отношения.   Занятие в форме дискуссии.   Цель: анализ особенностей различных форм межличностных отношений и их влияния на общение.
Конфликты, причины и способы их решения. Занятие в форме традиционного семинара с докладами и элементами ролевой игры.   Цель: усвоение знаний о причинах конфликтов, способах их разрешения. Овладение навыками поиска оптимального пути выхода из конфликта.
Мораль и нравственность, как важнейшие факторы межличностных взаимоотношений. Занятие в форме традиционного семинара с докладами и дискуссией.   Цель: усвоение знаний об общественной морали и ее роли в формировании культуры общества; осознание важной роли высокой нравственности в межличностных взаимо-отношениях и личной ответственности каждого за качество взаимоотношений с окружающими.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.