Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема XIII. Советское общество в 1930-е гг.

 

План.

 

Советская модернизация экономики и её результаты. Социально-экономическая политика Советского государства:

· Индустриализация страны, создание новой материально-технической базы общества.

· Модернизация сельского хозяйства.

Утверждение командно-административной системы, авторитарного режима политической власти. Проблема массовых репрессий.

Итоги развития советского общества. Характеристика советского общества в годы I – III пятилеток: достижения и просчеты.

Внешняя политика СССР в предвоенные годы.

Темы докладов и рефератов.

 

Истоки единовластия, авторитаризма в СССР.

Социальная структура советского общества в 30-е гг.

Истоки формирование тоталитарного сознания.

Противоречивость социально-политического, духовного развития советского общества в 30-е гг.

 

Политические портреты: С.М. Киров, Г.К. Орджоникидзе, М.М. Литвинов, Н.И. Вавилов, А.И. Чаянов.

 

Методические рекомендации.

30-е гг. в истории Советской страны – один из самых сложных и противоречивых периодов. В его содержании надо видеть и с правильных позиций оценивать две тенденции: 1) качественный скачок, неуклонный подъём экономики, достигнутый в годы советской модернизации, выход СССР по объёму производства на 1-е место в Европе и 2-е – в мире; 2) деформации в экономическом и социально-политическом развитии общества, допущенные в результате отхода политического руководства от ленинской модели социалистического строительства. Без осмысления этих тенденций нельзя понять, какой была советская страна в 30-е гг.

Необходимо вникнуть в содержание политического курса ВКП(б) на том этапе, изучить, как реализовывались на практике планы индустриализации страны, модернизации сельского хозяйства, что на их основе было достигнуто фактически, насколько изменились облик страны, жизненный уровень трудящихся, культура, духовная жизнь общества.



При этом важно осмыслить основные черты складывавшегося политического режима, его влияние на политическую жизнь страны, партию, на идеологию, культуру, науку, психологию людей и иные стороны общественной жизни. Составить цельное представление о репрессиях 30-х гг. Обдумать последствия деформаций, происходивших в тридцатые годы, и их влияние на последующую историю страны.

Пристальное внимание должно быть уделено выяснению условий, в которых велось строительство нового общества, международного положения СССР в начале 30-х гг., появления очагов военной опасности. Надо разобраться в том, что представляли собою фашизм и его агрессивность, какую угрозу он нёс Европе, всей современной цивилизации, почему в те годы потерпела неудачу борьба за создание единого антифашистского народного фронта. Изучить меры СССР по противодействию фашизму и созданию системы коллективной безопасности, а также причины, не позволившие решить эту задачу. При этом усвоение главного в содержании изучаемого периода должно вестись не в узких рамках 30-х гг., а с позиций более широкого подхода – с принципов историзма, с использованием историко-сравнительного, историко-генетического и др. методов научного познания.

Тема XIV. СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны

(1939-1945 гг.).

 

План

1. Вторая мировая и Великая Отечественная война: причины, характер, цели и особенности.

2. Периодизация Отечественной войны и хроника основных событий на её фронтах. Историческое значение победы Красной армии в Московской, Сталинградской и Курской битвах.

3. Вклад воинов, трудящихся Ставрополья в достижение Победы в войне.

4. Итоги и уроки Великой Отечественной войны. Решающая роль СССР в разгроме военной машины фашистской Германии и её сателлитов.

Темы докладов и рефератов

 

1. Актуальные вопросы истории Великой Отечественной войны. Проблема «белых пятен».

2. Антигитлеровская коалиция: история и уроки.

3. Наш край в Великой Отечественной войне.

 

Портреты полководцев Великой Отечественной войны: Г.К.Жуков, А.М.Василевский, К.К. Рокоссовский, И.С.Конев, И.Д.Черняховский, Н.Г.Кузнецов, В.И.Чуйков, И.Р. Апанасенко, П.Л.Романенко.

Методические советы

 

Опираясь на изученный материал, надо уяснить причины второй мировой и Великой Отечественной войн. Далее следует раскрыть внешнеполитическую деятельность Советского государства, показать её цели и результаты; оценить советско-германский пакт о ненападении и секретные протоколы к нему.

Необходимо составить представление о состоянии Вооруженных сил СССР накануне и в начале войны, мерах по организации обороны и крепкого тыла. Дать характеристику военно-политического положения в первый период войны, её основных этапов. Уяснить предпосылки и значение коренного перелома в ходе войны, роль Вооруженных Сил, советского народа в разгроме фашистской Германии. Раскрыть экономические основы Победы.

Определить основные факторы, обеспечившие советскому народу победу над врагом, выполнение Красной армией её освободительной миссии в войне – избавление народов Европы от фашистского ига.

Проанализировать итоги и уроки Второй мировой и Великой Отечественной войн.

Обосновать решающую роль СССР в разгроме фашистской Германии, историческое значение Победы над фашизмом.

 

Тема XV. Советский Союз в послевоенные годы.

Укрепление авторитарного режима (1945-1953 гг.)

 

План

 

1. Геополитические последствия Второй мировой войны. Послевоенный мир и начало «холодной войны».

2. Проблемы и приоритеты послевоенного восстановления и развития народного хозяйства СССР.

3. Политическое и духовное развитие советского общества в послевоенный период (1945-1953 гг.).

Темы докладов и рефератов

 

1. Развитие демократических движений в послевоенном мире.

2. Как и с какой целью было создано «Ленинградское дело».

3. Культ личности и идеологизация духовной жизни, её последствия в науке, литературе, искусстве.

4. Общественное сознание советских людей в послевоенное десятилетие.

 

Политические портреты: И.В. Сталин, Н.А. Вознесенский, И.В. Курчатов.

 

Методические советы

 

Приступая к рассмотрению первого вопроса темы, необходимо осмыслить характер перемен в мировом сообществе после Второй мировой войны. Выявить причины распада антифашистской коалиции, начала противостояния «сверхдержав» и формирования двух социально-политических мировых систем.

Определить социально-экономическое состояние советского общества после войны.

Раскрыть альтернативы политического и социально-экономического развития советского общества в послевоенный период. Изучить, как проходил восстановительный период в стране, выявить основные черты и противоречия промышленного, аграрного и социального развития; с чем было связано ужесточение политического режима в СССР.

В заключение сделать вывод о причинах сохранения и укрепления авторитарного режима.

 

Тема XVI. Развитие СССР в 50-60-е годы: поиски путей обновления,

Демократизация общества.

План

 

1. Объективная необходимость демократизации советского общества и реформ в послевоенный период. ХХ съезд КПСС и его решения.

2. Экономические реформы 50-60-х годов. Незавершенность, противоречивость преобразований в экономической и социальной сферах.

3. Развитие НТР. Причины отставания СССР от стран Запада в этой области.

4. Внешняя политика СССР в середине 50-е – 60-е годы.

Темы докладов и рефератов

 

1. Социально-экономические и политические последствия НТР.

2. Духовная жизнь советского общества в конце 50-х и в 60-е гг.

3. Наш край в послевоенное десятилетие.

 

Политические портреты: Н.С. Хрущев, В.М. Молотов, Г.М. Маленков.

 

Методические советы

 

При подготовке к семинару надо сосредоточится на главном: разобраться в причинах, заставивших новое руководство КПСС открыто осудить извращения периода культа личности; изучить основные политические шаги в этом направлении (реабилитация жертв репрессий, арест Берии, решения об антипартийной группе Молотова, Кагановича, Маленкова, решения ХХ съезда КПСС и т.д.); дать оценку осуществленных после съезда мер, определить их значение; оценить попытки либерализации политической системы и духовной жизни советского общества. Следует ознакомиться с новыми начинаниями Н.С. Хрущева, которые были предприняты в экономической, политической и социальной сферах, разобраться в причинах их противоречивости и непоследовательности.

Изучающим историю этого периода важно также раскрыть главное во внешней политике СССР, значение курса на мирное сосуществование двух систем, оценить силовую политику в кризисных ситуациях.

Уяснить сущность мер, которые намечались и проводились в стране после 1964 г. с целью преодоления трудностей в развитии экономики, в социальной сфере, значение хозяйственных реформ 60-х годов и их влияние на подъем советской экономики в VIII пятилетке.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.