Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 1. Культура и культурология

Раздел I. Сущность и смысл культуры

Тема 1. Культура и культурология

1. Культурология – система знаний о культуре. Предмет, задачи, становление.

2. Происхождение и смысл термина «культура». Современные подходы к пониманию культуры.

3. Функции культуры.

Тема 2. Культура и общество

Общество как социокультурный организм.

Развитие общества и генезис культуры.

Социальное бытие культуры.

Тема 3. Семиотика культуры

Язык культуры.

Роль и функции языка в культуре.

Классификация языков культуры.

Знаковые системы культуры, их типология.

Проблема понимания и интерпретации артефактов культуры.

Тема 4. Типология культуры

1. Понятие «тип культуры», его основные характеристики.

2. Историческая типология культуры.

3. Религиозно-этническая типология культуры.

4. Региональные культуры: «Восток» и «Запад», «Север и Юг».

5. Цивилизации, их типология.

 

Раздел II. Структура и содержание культуры

Тема 5. Структурно-смысловая организация культуры

1. Структурнаямоделькультуры.

2. Структура культурного пространства

3. Культурные сценарии.

Тема 6. Сферы культуры

1. Духовная культура.

2. Социальная культура.

3. Технологическая (материально-техническая) культура.

Раздел III. Динамика культуры

Тема 7. Основы и механизмы социокультурной динамики

1. Понятие социокультурной динамики

2. Временные параметры социокультурных изменений

3. Механизмы социокультурной динамики.

Тема 8. Концепции социокультурного развития.

1. Циклические модели социокультурных макродинамических процессов



2. Волновые модели социокультурной динамики

3. Эволюционные модели социокультурной динамики

4. Синергетическая модель развития культуры

 

 

Тема 1. Культура и культурология

 

1. Культурология – система знаний о культуре. Предмет, задачи, становление.

 

Культурология в настоящее время – это самостоятельная научная дисциплина, изучающая культуру. Вместе с тем, явления культуры изучает множество конкретных наук – археология, история, этнография, психология, социология, искусствоведениеи др. Однако эти науки изучают частные области культуры. Сведение же полученных данных воедино – это задача уже иной, интегративной области знания. Долгое время ее функции выполняла философия культуры – раздел философии, изучающий культуру как феномен общественной жизни в целом. Именно философия смогла, отвлекаясь от деталей, поставить вопрос о том, что такое культура, и какую роль она играет в развитии человека и общества.

Только в ХХ веке появляется культурология как самостоятельная научная дисциплина. Основы ее были заложены в работах американского ученого Лесли Уайта, поставившего задачу понять культуру как реально существующее целое и выразить его научными средствами.

В настоящее время культурология как наука находится еще в стадии становления, уточнения своего предмета и методов. Трудности этого процесса вызваны, прежде всего, сложностью, многоплановостью, «расплывчатостью» самого понятия культуры. Мы различаем культуру материальную и духовную, а в них выделяем различные области (технику, науку, искусство, религию, мораль, социально-политическую и т. д.). Но, кроме того, культурой является и сама деятельность человекав этих сферах, и содержание сознания человека, строй его мыслей и чувств, способы общения и т. п.

Основным предметом культурологии является культура во всем многообразии ее проявлений. Прежде всего, речь идет о результатах культурной деятельности (предметах, продуктах культурного творчества – например, музыки, произведений живописи, научных теорий и т. п.).

Обобщенно, предметом культурологии является исследование культуры как специфически-человеческого способа жизни, который проявляет себя исторически, образует устойчивые формы, раскрывающие содержание и смысл человеческой жизнедеятельности.Задачейкультурологии является построение «генетики» культуры, которая объяснила бы культурно-исторический процесс, могла бы прогнозировать его и, в перспективе, управлять им.

Важным моментом в предмете культурологии является понимание культуры как совокупного опыта человечества, зафиксированного в культурных формах и традициях, передающихся от поколения к поколению. В этом смысле культурология выступает как культурная антропология,которая изучает конкретные ценности человеческой жизнедеятельности, формы связи, опредмеченные результаты культурной деятельности, механизмы трансляции культурных навыков от человека к человеку.

Становление и развитие культурологической мысли началось в эпоху Античности с появлением философии. Каждая эпоха формировала свой «образ культуры» в контексте общих философских представлений о человеке, его сущности и способе жизни. Однако следует сказать, что представление о культуре долгое время, вплоть до эпохи Возрождения, было фрагментарным, т.е. культура осознавалась в отдельных ее сферах, а не как особый целостный мир человеческого бытия.

Античное представление о культуре неотделимо от понимания древнегреческими и древнеримскими философами человека как существа общественного, отвечающего требованиям общества и государства. К таким требованиям относились: культура тела, культура ума и культура духа. Совокупность этих требований и общественно признанные способы их реализации образовывали то отличительное качество бытия человека, которое, по сути, и является культурой. Античные философы Платон, Аристотель, Сократ сформировали представление о гармоническом сочетании в человеке указанных свойств и их общественном значении. Культура в античном понимании – это, прежде всего, гражданское состояние человека и общества.

Средневековый образ культуры базируется на понимании человека как творения бога, наделенного душой, что и является его отличительным свойством. Духовность, выраженная в религиозности, нравственности, - основа человеческого, т.е. культурного, состояния. По мысли Августина, человек обязан культивировать в себе духовность, творчество, и формы, в которых это находит выражение – это формы культурного бытия человека. Культура в средневековом понимании – это, прежде всего, духовное состояние.

Новое время раздвинуло горизонты понимания культуры и создало новые культурные образцы. В работах Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Вольтера, Г. Лессинга, Г. Гердера культура стала пониматься: 1) как оппозиция природе; 2) как исторический процесс, затрагивающий все человечество; 3) как общественное и общечеловеческое явление, результат развития духовной и социальной жизни; 4) проявление и одновременно цель социального прогресса. В Новое время культура – это, прежде всего, разумное и цивилизованное состояние человечества.

Культурологические теории ХХ в. очень разнообразны. Культурология, опирающаяся на философскую методологию, развивалась в контексте философских направлений – феноменологии (Э. Гуссерль), герменевтики (Г. Гадамер), психологической антропологии (З. Фрейд, К.Г. Юнг), структурализма (К. Леви-Стросс, М. Фуко, Ж. Лакан), постструктурализма (Р. Барт, Ж. Деррида). Особое место занимают фундаментальные концепции культуры О. Шпенглера, Ф. Ницше, Г. Зиммеля, представляющие собой попытки раскрыть сущность культуры в глобальном, общечеловеческом масштабе (оппозиция апполоновского и дионисийского начал в культуре Ф. Ницше, типология культур О. Шпенглера).






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.