Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Индо-буддийский тип культуры.

Тысячелетняя культурная традиция Индии сложилась в тесной связи с развитием религиозных представлений. Это прежде всего Веды, создание которых относится к 2000 г. до н.э. – свод гимнов, молитв, описаний жертвоприношений, поэтических образов природы. В Ведах зафиксированы раннемифологические представления ариев.

Упанишады (800 г. до н.э.) – следующий шаг в развитии религии индо-арийцев. Они проникнуты религиозно-философским раздумьем о внутреннем мире человека, реальности и нереальности его существования, дороге к истине, смерти и бессмертии.

В Упанишадах четко сформулированы идеи Брахмана и Атмана. Брахман — абсолютная реальность, абсолют­ная духовность. Вне его ничего нет, и все сущее заклю­чено в Брахмане. Атман — осознание индивидом собст­венного «я», завершающееся признанием тождественно­сти Атмана и Брахмана.

Упанишады дали толчок к развитию религиозно-фи­лософского мышления, и вскоре сформировались шесть его основных школ. При всем своем единстве шесть школ классической ин­дийской философии затрагивают различные стороны ми­ровоззренческого отношения человека к миру и представ­ляют собой различные способы его понимания. К этим школам относятся: миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика. В систе­ме брахманизма все они считаются равноправными формами толкования истины.

В брахманизме лейтмотивом проходит идея скоро­течности и незначительности человеческой жизни в сравнении с неземным миром. Бесконечный кругово­рот вещей — это мировой закон жесткой обусловлен­ности посмертной судьбы человека его моральным поведением при жизни. Самодис­циплина, отказ от ненависти, подавление зависти, изучение Вед и почитание брахманов — все это сулит смертному высокое положение в обществе после воз­рождения его души.



В VI в. до н.э. начал формироваться буддизм. Его ос­новоположник — Будда, который принадлежал к варне кшатриев и был принцем царствующего дома. Его под­линное имя — Сиддахартха. Свое кредо Будда изложил в так называемой Бенареской проповеди. Она сродни Нагорной проповеди Иисуса Христа. Учение Будды глубоко нравственное. Будда призывает ориентироваться на четыре нормы поведения: предотвращать зло, пресекать зло, способст­вовать возникновению добра, поддерживать добро.

В основе всех ценностей индо-буддийской культуры лежит представление об Абсолютном духе, внешним вы­ражением которого является земной мир. Вследствие этого во вселенной поддерживается порядок, господ­ствует закономерная связь явлений и смена событий.

В рамках всемирного закона личность свободна, но она стоит перед вечностью жизни и переселением душ. Карма — это страж и переселения душ, и при­чинности, закономерного воздаяния личности за ее прежние дела. Случайность и беспричинное зло в индо-буддийской культуре исключены. Каждому — свое.

На систему ценностей индо-буддийской культуры наложил глубокий отпечаток кастовый строй. Каждая варна – это не только замкнутая социальная группа со своими традициями и представлениями, но и олицетворение определенной культурной ценности. Не представляет большой ценности обладание богатством, поскольку цель жизни состоит не собирании сокровищ, а в освобождении от власти кармы. Прожитая жизнь оценивается не по накопленному, а по тому, насколько она была моральна и благосчестива.

Вследствие этого в индо-буддийской культуре не культивируется ни социальная активность, ни классовая и политическая борьба, идея равенства не имеет никакой значимости, поскольку противоречит закону кармы. Лучшие достижения индо-буддийской культуры – отказ от насилия, нравственная чистота, благоговение перед жизнью, преклонение перед природой – обогащают мировую культуру.

Итак, индо-буддийская культура характеризуется: философичностью, акцентом на религиозно-детерминированном поведении, социально-политической индифферентностью, религиозной терпимостью при крайней жесткости общественной структуры, компенсирующей слабость политических институтов.

Мир исламской культуры

По сравнению с конфуцианско-даосистской, индо-буддийской и христианской культурами, мир ислама относительно молод. Его возникновение относится к первой половине VII в. и имеет драматическую историю, ставшую частью этой культуры. Провозвестником ислама стал Мухаммед, являвшийся пророком Аллаха. В становлении ислама большое значение приобрела проблема религии и власти, проявившаяся в борьбе имамата и халифата. Активная внешнеполитическая жизнь арабского халифата способствовала быстрому распространению ислама за счет исламизации покоренных народов. Переход в мусульманство поощрялся экономически.

В центре арабо-мусульманской культуры находились богословские проблемы устройства мира, предопределения, свободы воли и т.д. В центре арабо-исламской, а затем и тюрко-исламской культуры находится Коран, в котором сосредоточено мировоззренческое ядро ислама. Основой его является культ Аллаха, признание его как всемогущего, бессмертного, милостивого и милосердного бога, от которого зависит жизнь и смерть всех живых существ. Культ Аллаха логично переходит в идею предопределенности человеческих поступков.

Исламская культура не отвергает равенства всех мусульман перед Аллахом. Но в исламе нет места для личности как ценности. Соответственно, отсутствует идея равенства общества и личности. Аллах – абсолютная ценность, в жизни человека он не воплощается.

Вся система исламской культуры воспитывала в правоверном чувство превосходства над неверными. В отношении к ним культивировались хитрость и жестокость. Воспитанию мусульманского фанатизма способствовала система молитв: намаз совершался пять раз в день. Каждая молитва должна свидетельствовать о религиозном рвении и полном подчинении воле Аллаха.

Ислам никогда не был религией угнетенных, он формировался как идеология религиозно-политической организации арабских племен, вынужденных отстаивать свои экономические, торговые интересы. Поэтому в исламе сразу же сформировалось жесткое представление о власти и политической организации. Можно сказать, что ислам оказался идеальной религиозно-политической основой для централизованного государства и ведения военных действий против неверных.

Исламская культура богата философскими и художественными традициями. Философия (фалсафа), представленная Фараби, Ибн Синой, Ибн Рушдом и другими, внесла весомый вклад в мировую мысль. Основное содержание фалсафы составили идеи единства бытия, безначальности и вечности мира и подчинения его действию естественных законов. Нацеленная на земную жизнь человека, философия Востока была связана с развитием наук о природе, выработкой научных методов исследования и утверждением рационалистического мировоззрения, выдвижения разума в качестве мерила истины, а логики – в качестве способа ее получения и обоснования.

Однако в философии арабского Востока существует и другое – мистико-аскетическое учение суфизма, возникшего в Аббасидском халифате в IX в. В нем преплетаются идеи зороастризма, пантеизма, неоплатонизма и мистики каббалы. Суфизм конкурировал с ортодоксальной мусульманской философией, доказывая, что божество порождает мироздание путем излияния (эманации) и что цель человеческой жизни – в полном растворении в божестве. Суфизм оказал огромное влияние на исламскую поэзию и художественную культуру Востока.

Художественная культура исламского мира своеобразна. В ней нет живописи в европейском понимании, так как запрещалось изображать Аллаха и все божественное. Но в ней получает широкое распространение поэзия. Великий персидский поэт Абулькасим Фирдоуси (934-1030), ученый, философ и поэт Омар Хайам, поэт и философ Джами составили славу мусульманской культуры.

Итак, арабо-исламская культура характеризуется: установкой на религиозно-детерминированное социальное поведение, влиянием духовной и светской власти, догматизмом и конформизмом.

Христианский тип культуры

Христианская религия и церковь были важным фактором, определявшим образ жизни, мировоззрение и систему ценностей в культуре. Христианство вы­ступало как:

- Мировоззренческая система, давала новую картину мира, отличную от языческой;

- Моральная доктрина, формулировавшая нормы человеческого поведения;

- Общая идеологическая основа культуры, оказавшая влияние на идейную и содер­жательно-смысловую стороны всех форм культуры;

- Централизованная иерархическая организация, крупный землевладелец, отстаи­вающий порядок и незыблемость социальных основ.

Христианское мировоззрение получило выражение в религиозно-философском уче­нии – теологии («учение о Боге»). Для христианского мировоззрения характерно было представление о дуализме мира, его делении на видимый, осязаемый, воспринимаемый нашими чувствами земной мир и мир потусторонний, идеальный – небесный, «горний». Оба мира были неотделимы друг от друга, но идеальный мир был первичным, главным, а земное существование рассматривалось лишь как отражение бытия небесного мира. При­мирение или противопоставление этих двух миров – проблема, занимавшая христианское сознание на всех его уровнях: и высших, и низовых. К дуализму, т.е. двумирности, восхо­дили универсализм, символизм и аллегоризм христианской культуры.

Согласно теологическому миропредставлению, как мир делится на две части, так и в человеке присутствуют два начала: тело и душа. Тело мыслилось «темницей души», кото­рую нужно было освободить для достижения высшего блаженства. Красота человека вы­ражалась в торжестве его духа над телом.

Христианство породило и новое понимание времени. Из кругообращаемого (свойст­венного язычеству) время стало линейным, направленным от прошлого к будущему, имев­шим начало, историю и конец. Отсчет времени производился от Сотворения мира до Страшного суда. Время покоилось в вечности. Вечность – один из главных символов христианской культуры.

Понимание времени как линейного, имеющего начало и конец, внесло трагические мотивы в христианскую культуру, новое, трагическое, по сравнению с античным, пред­ставление о смерти. Человеческая жизнь приобрела драматический характер: она стала ареной борьбы добра и зла, тела и духа, Бога и дьявола, и от результатов этой борьбы зави­село посмертное воздаяние – вечное блаженство или муки.

Христианство сформировало и собственную нравственную систему, определявшую нормы поведения человека. Оно разрушило внутреннюю гармонию человека (идеал «олимпийского спокойствия») и обогатило духовный мир многообразием чувств и пережи­ваний, драматизмом, выдвинуло на первый план ценность человеческого страдания как очищающего душу.

Христианская мораль – это внутренний нравственный закон как основа личност­ного самосознания. Христианская мораль (как внутренний закон) и право (как гражданский за­кон) в христианской культуре не совпадают или не вполне совпадают. Христианская мораль рассматривается как нечто более высо­кое, по сравнению с гражданским кодексом права, лежавшим в основе судопроизводства.

Важной чертой христианской нравственности является ее активный характер, направленный на преобразование не только отдельного человека, но и всего социума.

Христианство и религиозное мировоззрение оказали огромное влияние на все формы культуры – философию, науку, образование, литературу, искусство.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.