Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Структура культурного пространства

Трем осям культурного пространства соответствуют три рода парадигм: 1) когнитивные, 2) ценностные, 3) регулятивные. Они образуют взаимопересекающиеся плоскости, в которых формируется и существует культура. (Парадигмы — это типовые, «установочные» структуры, которые определяют организацию смыслового содержания культурных фено­менов).

В соответствии с тремя основными парадигмами на их пересечении образуется 3 основные сферы культуры:

1) духовная культура (соответствует ценностно-когнитивной парадигме)

2) технологическая (материально-техническая) культура (соответствует когнитивно-регулятивной парадигме);

3) социальная культура (соответствует ценностно-регулятивной парадигме)

В составе культурного мира обычно выделяют в качестве важнейшей его части область духовной культуры. Эта область включает в себя такие культурные формы, как религия, искусство, философия. Духовная культура охватывает культурные формы, которые ориентированы на знания и ценности. Духовная культу­ра — это «когнитивно-ценностный лик» культурного пространства.

Аналогичным образом в культурном пространстве выделяется со­вокупность форм культуры, которые определяют социальные отноше­ния людей, их взаимодействие в обществе. Сюда относится нравствен­ная, правовая, политическая культура. В этих формах культуры фик­сируются социальные ценности и идеалы, а также общие регулятивы поведения, движимого стремлением к ним. Совокупность таких форм образует область соци­альной культуры.. Главное содержание социальной культуры — регулятивы, ценности и идеалы.

Наконец, в культуре существует область технологической культу­ры — в самом широком смысле: как культуры освоения и обработки любого материала, культуры исполнения, изготовления, получения чего-либо. Знания и регулятивы являются необходимыми и важней­шими элементами технологической культуры. Ценности же отходят здесь на второй план.



Области духовной, социальной и технологической культуры схе­матически изображены в виде «когнитивно-ценностной», «ценност­но-регулятивной» и «когнитивно-регулятивной» плоскостей, на ко­торые «проецируется» содержание культурного пространства.

Однако иметь в виду, что существующие в реальной действи­тельности культурные феномены и формы сложнейшим образом соче­таются и взаимопересекаются, границы между ними расплывчаты и относительны. Например, искусство — фор­ма духовной культуры. Но в нем есть и технологический аспект - создание, оформления, распространения произведений искусства, и социальный аспект – художественная жизнь общества, политика в этой области.

Культурные сценарии

Культура программирует жизнедеятельность людей и определяет ее социализованные (приспособленные к условиям общественного бытия) способы. Каждая отдельная личность живет и действует, выстраивая свою индивидуальную жизнь и деятельность по программам, которые опре­деляются социальными условиями и усвоенными личностью культур­ными установками. Будем называть программы такого рода сценария­ми. Сценарий — это развертывающийся в определенном социокультур­ном контексте план действий личности. Он может носить расплывчатый, ориентировочный характер. Сценарии предопределяют нашу профессиональную деятельность, формы досуга, дружеские или любовные отношения, семейную жизнь. Конкретизируется же они в реальной жизнедеятельности личности и зависит от ее индивидуальных качеств.

Всякий культурный сценарий, с одной стороны, обеспечивает со­ответствие действий человека условиям общественной жизни, их воз­можную успешность. Благодаря опоре на традиции он делает поведение людей понятным для дру­гих и предсказуемым. Но, с другой стороны, рамки культурного сце­нария стандартизируют мышление людей, и это может ставить их в тупик, когда они оказываются в жизненных ситуациях, не преду­смотренных эталонными культурными сценариями. Творцы куль­туры, прокладывающие новые пути ее развития, зачастую отходят от предписанных культурой сценариев и находят оригинальные, ранее неизвестные сюжеты деятельности (которые позже могут стать образ­цами для новых сценариев).

 

Литература:

1. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. – СПб., 2005. - с. 130-152.

2.Гатальська Н. Філософія культури. – К., 2005. - с. 242-318.

3. Культурология / под ред. Н. Г. Багдасарьян. – М., 1999. - с. 49-51.

 

Тема 6. Сферы культуры

1. Духовная культура

Духовная культура – особая область общечеловеческой культуры, ее важнейшая составляющая, является сферой духовного и интеллектуального производства. Духовная культура отражает и воплощает сущностно-человеческие свойства – интеллект, нравственность, эстетические способности.

Характерные черты духовной культуры:

1) Духовная культура имеет неутилитарный характер и не имеет непосредственной практической обусловленности. Духовная культура не решает непосредственно практических задач;

2) Духовная культура является результатом творческой деятельности человека. Воплощает такие стороны сознания как воображение, фантазия, интуиция, чувство;

3) Духовная культура создает особую реальность – духовный мир – мир смыслов, ценностей, фантазий и вымыслов, материализованных в формах и явлениях духовной культуры.

В духовной культуре выражается духовно-идеальное состояние общественной жизни – идеалы, смыслы, представления, чаяния, стремления, мечты. Развитость духовной культуры – показатель развитости и позитивности, содержательного богатства общественной жизни.

Мировоззрение и его формы

Мировоззрение - это система обобщенных взглядов, представлений и понятий человека о мире, отношениях к этому миру и к самому себе. Мировоззрение формируется в процессе жизни в обществе, воспитания, обучения, практической деятельности, самоанализа Оно является определенным взглядом на мир, в основном определяет жизненную позицию человека (выбор), принципы его поведения и ценностные ориентации.

Можно выделить три основных блока компонентов в мировоззрении:

- познавательный - Это в основном знания опытного, житейско-повседневного и научного характера. Эти знания формируют обобщенную картину мира, по своему обоснованный взгляд на его происхождение, развитие, будущность, сущность и природу человека и т.п.;

- ценностно-нормативный - это в основном ценности, идеалы, убеждения верования, нормы поведения, традиции. Здесь выделяются представления о духовных и моральных приоритетах и требованиях к человеку, представления о добре и зле, смысле жизни, значимости вещей и т.п.

- эмоционально-волевой- это эмоциональная «окраска» предыдущих компонентов, включающий в себя собственно эмоции, чувства, настроения (страх, радость, переживание, влюбленность, сострадание и т.п.), а также некоторые бессознательные проявления. Воля участвует в регулировании человеком своего поведения и деятельности.

Основными типами мировоззрения можно считать следующие:

- Мифологическое и религиозно-мифологическое мировоззрение;

- Теоретическое мировоззрение (философия);

- Научное мировоззрение.

Миф и особенности мифологического мировоззрения.

Миф – особая форма культуры, его можно считать зародышем всей духовной культуры. Миф продолжает жить в культуре на протяжении всей ее истории вплоть до нашего времени.

Слово «миф» в переводе с греческого буквально означает сказание, предание. Миф выступает, прежде всего, как ранняя форма мировоззрения. В нем находят выражение ранние представления человека о происхождении мира, его устройстве, значении и смысле явлений, о месте человека в мире. В мифе содержится многообразная информация, запечатлевающая социальный опыт освоения и понимания действительности, социальных отношений, эмоционального переживания мира.

Миф тесно связан с религиозностью. Слабо выраженная рациональность мифа требует веры для его создания и существования. Именно вера позволяет отождествить содержание мифа с представлением о реальности. Вера в миф является основой его функционирования в качестве мировоззренческого и духовного ядра культуры.

Отличительной чертой мифа как формы культуры является синкретизм (нерасчлененное единство). В мифе сплавлены воедино собственно мировоззрение, представления о религиозных, социально-нормативных, ценностных основах жизни (то, что в будущем станет философией, наукой, религией, правом, моралью).

Для того, чтобы понять суть мифа и мифологического мироотношения, необходимо выделить в неразрывной целостности мифа несколько аспектов:

1. Гносеологический аспект (миф как форма познания мира);

2. Онтологический аспект (миф как модель мира);

3. Аксиологический аспект (ценностная система общества).

Гносеологический аспект мифа. Мифологическое познание носит образный характер. Миф оперирует не отвлеченными понятиями, а конкретными образами. Логическое начало присутствует в мифе в той степени, в какой человеческое сознание способно классифицировать природные и социальные явления, отделить их одно от другого. Логическое и образно-эмоциональное начала в мифе слиты воедино.

Специфическими средствами познания в мифе становятся сравнение (аналогия) и отождествление. Сравнение переходит в отождествление. Например, солнце сравнивается с птицей, ладьей, жуком-скарабеем, оком и т.д. Для мифологического сознания солнце и есть и сокол, и ладья, и жук, и око. Это порождает свойственные мифу мистические связи вещей и явлений: ассоциативно-смысловая связь воспринимается и переживается в мифе как реальная связь вещей и явлений. Аналогия, уподобление, отождествление – это способ познания и оценки явлений мира в мифе.

Онтологический аспект мифа. Онтология – это понимание основы сущего, бытия. Мифическая модель мира воссоздается через повествование о возникновении его отдельных элементов, природных и культурных объектов, о деяниях богов и героев. Рассказ о событиях прошлого служит в мифе средством описания устройства мира, способом объяснения его нынешнего состояния. Мифические события – это «кирпичики» мифической картины мира.

Аксиологический аспект мифа. Особого, выделенного учения о ценностях миф не имеет, однако при этом миф не является ценностно-нейтральным. В мифе ценностное значение совпадает с онтологическим. Космос ценностно выше, чем хаос; мир богов ценностно возвышается над миром людей, пуп земли важнее другой пространственной точки. В мифе познание мира - есть его оценивание. Каждое явление ценностно в той мере, в которой оно важно для человека и нынешнего состояния мира.

Современная мифология, разумеется, отличается от древней. Она не является фундаментом всей культуры, более подвержена изменени­ям под влиянием перемен в общественной жизни. Современные мифы заимствуют элементы из других культурных форм, в том числе и из науки. Многие мифы XX века выступают в облике рационального зна­ния, а иногда даже строятся по образцу теоретических концепций.

В составе современной мифологии можно выделить несколько основных ее форм:

«Старые» мифы— дожившие до наших дней «преданья старины глубокой»: о духах вроде лешего и домового, о колдовстве и сглазе, об общении с душами мертвых на спиритических сеансах и т. п.

«Новые» мифы— это так называемые паранаучные (т. е. «околона­учные», от греч. para — около, возле) мифы: о летающих тарелках и пришельцах, о снежном человеке, о Бермудском треугольнике и пр.

Мифологемы— это мифы, обычно воспринимаемые как суждения здравого смысла, формулируются как созна­тельно принятые установки, но чаще всего люди в своих взглядах и рассуждениях исходят из них, не особенно задумываясь об их необос­нованности и вымышленности. Мифологемами являются, например, многие народные пословицы («Бьет — значит любит», и т. п.).

Идеологические мифыотчасти складываются стихийно, а отчас­ти специально разрабатываются и распространяются идеологами. Большинство идеологических мифов рождается и умирает вместе с той идеологией, которую они призваны внедрять в умы.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.