Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Социокультурные смыслы техники

Одной из фундаментальных социокультурных черт техники является то, что она есть средство преобразования среды, природы и самого человека. Эта черта нашла отражение еще в мифотвор­честве. Вспомним миф о Прометее, научившем людей техническим навыкам; миф о Дедале и его сыне Икаре, решавших задачу полета с помощью крыльев; миф о строительстве Вавилонской башни и его неудаче и др. Именно как средство преобразования среды техника была осмыслена и заложена в основу инженерной практики.

Другой фундаментальной характеристикой техники является то, что она выступает посредником между человеком и природой, зада­ющим тип отношения между ними. Такова, например, христианская концепция природы как пассивного объекта использования и воз­действия. Отношение к природе, в основе которого лежит стремление и способность человека господствовать над ней, подчинять себе, постепенно формировала агрессивный тип взаимо­действия человека с природой, что и вызвало глобальную проблему экологии.

Еще одна важнейшая социокультурная характеристика техники состоит в том, что она есть средство, изменяющее самого человека и задающее проблему человека в мире техники. Осмысление этой характеристики породило множество вопросов: о месте техники в сообществе людей; о мере влияния ее на характер социума; о включении техники в систему социальных, политических, в том числе международных, отношений; о воздействии на психическую, интеллектуальную, духовную жизнь; об устранении негативных последствий техники; о необходимости особого этоса (системы нравственных норм) жизни в техническом мире и т.п.



Как определенного рода социокультурная ценность техника может рассматриваться, по крайней мере, в трех аспектах:

1) как объект — это приборы, инструменты, машины, имеющие определенную значимость для жизнедеятельности человека, сбере­гающие его ресурсы;

2) как знание (техническое) — умения, правила, теории;

3) как процесс изобретения, проектирования, изготовления, использования, результатом которого является увеличение предмет­ного, вещного мира. По сути, техника как процесс составляет основу искусственной среды, создаваемой человеком, основу ноосферы.

Социокультурный смысл техники как степени совершенства способа деятельности состоит в том, что она представляет собой "искусность ", "мастерство "(и этот смысл заложен в слове «techne» изначально), и при этом мастерство не только собственно инже­нерной деятельности, но и любой другой (техника чтения, техника приготовления пищи, техника осуществления власти и т.д.). В этом плане техника представляет собой технологию (способ) деятель­ности, а ее социокультурный смысл заключен в технологическом совершенстве.

Социокультурный смысл техники как степени развития челове­ка (личности) состоит в том, что, во-первых, техника расширяет человеческие возможности, создает условия для развития его спо­собностей, а во-вторых, служит средством реализации природных задатков.

Подчеркнем, что эти социокультурные смыслы техники не лежат на поверхности, они есть рефлексия вписанности техники в куль­турное пространство, но без осознания этих смыслов дальнейшая техническая деятельность человечества может оказаться губитель­ной.

Перспективы технического прогресса

Антитехницисты (технофобы) указывают на следующие главные опасности, которыми угрожает человечеству технический прогресс.

1. Технический прогресс обедняет духовную жизнь человечества, выдвигая в центр внимания людей заботу о материальном комфорте, который создает техника. Техника унифицирует, стандар­тизирует условия жизни людей, уничтожает национальное своеобразие культур, а вместе с тем — и свойственные народам осо­бенности их духовной жизни. В результате духовная культура вырождается и умирает.

2. Технический прогресс превращает человека в раба техники. Осво­бождая людей от тяжелой, однообразной работы, техника вместе с тем требует от них труда по ее созданию, обслуживанию, уходу за ней. Чтобы избавиться от этого труда, человек вынужден созда­вать новую технику для его выполнения. В результате сейчас 80-90% новой техники создается не для обслуживания человека, а для обслуживания техники. Таким образом, технический прогресс не столько сберегает человеческий труд, сколько изменяет его на­правленность: раньше человек работал на себя, теперь же техника заставляет человека все больше работать на нее.

3. Технический прогресс разрушает природную основу человеческо­го бытия. В ходе него человек противопоставляет себя природе и стремится к господству над ней. Природа грабится и беспощадно разрушается. Дальнейшее развитие техники грозит человечеству экологической катастрофой.

4. Особую опасность представляет возможность самоуничтожения человечества в результате неосторожного обращения с атомной техникой. Не только накопление ядерного оружия, но и мирное использование атомной энергии несет страшные опасности, при­мером чему может служить чернобыльская трагедия.

5. К этому добавляется и угроза самоотравления человечества в ре­зультате использования искусственно созданных заменителей при­родных продуктов и материалов.

Общий вывод, к которому склоняются приверженцы антитехни­цизма, состоит в том, что технический прогресс есть путь, ведущий к гибели человечества. Эти угрозы небезосновательны, однако остановить технический прогресс невозможно. Противоречия технического прогресса — это противоречия, рож­денные человеческой деятельностью. Выход из противоречий и трудностей, которые в ходе него возникают, возможен. Для этого есть три пути.

Во-первых — развитие науки и инженерии. Именно они дают сред­ства спасения от нежелательных для человечества последствий тех­нического прогресса. Например, чтобы решать экологическую про­блему, нужно разумно, на основе научного подхода строить взаимодействие чело­века с нею. Во-вторых — развитие духовной и социальной культуры, утверж­дение гуманистических ценностей и идеалов, которым должен слу­жить технический прогресс, и нацеливание его на то, чтобы он способствовал реализации этих ценностей и идеалов. В-третьих — совершенствование системы управления обществом. Именно это должно обеспечить принятие и выполнение решений, обеспечивающих безопасность технического прогресса.

Наука

Целью и смыслом существования науки является истина. Наука, соб­ственно говоря, и есть познание истины, обособившееся в самостоя­тельную форму культуры. Наука — это технология добычи истинно­го знания. Но наука нужна обществу, в конечном счете, потому, что добываемые ею знания приносят пользу, помогают решать возникающие перед людьми задачи.

Под наукой в наше время понимается: во-первых, особая совокуп­ность знаний; во-вторых, особый вид деятельности; в-третьих, особая отрасль общественного труда.

Важнейшие отличительные черты научного знания следующие.

1. Рациональность всех содержащихся в научном знании положений и выводов. В научном знании не может быть ничего недоступного человеческому пониманию, ничего магического, необъяснимого, опирающегося только на веру, эмоции, инстинкт и т. д.

2. Объективность, общезначимость, безличность: в научном знании должна выражаться объективная истина в максимально очищенном от личных симпатий и антипатий, убеждений и предубеждений виде.

3. Воспроизводимость и проверяемость: любой исследователь, вос­создав условия, в которых получен какой-либо научный результат, должен быть в состоянии убедиться в его истинности или, если он не подтверждается, отвергнуть его.

4. Логическая строгость, точность и однозначность,что обеспечивается внимательной фиксацией условий получения знания; установлением точных (в пределах интервала допустимой по­грешности) количественных значений изучаемых параметров; использованием специального языка, в котором содержатся чет­ко определенные термины, символы и правила их употребления и исключается многозначность и неопределенность слов и вы­ражений.

5. Логическая взаимосвязьразличных элементов научного знания, в силу которой оно представляет собой не сумму разрозненных све­дений, а логически упорядоченную систему. Взаимосвязь и един­ство существуют не только в рамках отдельных наук, но и между ними.

Указанные особенности научного знания придают ему большую достоверность. Перечисленные черты научного знания — это и есть признаки знания достоверного и надежного. Они харак­теризуют идеалы научности.

Научная деятельность

Главный вид деятельности в науке — это исследовательская дея­тельность, направленная на получение нового научного знания. Она носит творческий характер. К важнейшим специфическим нормам научной деятельности относится требование, чтобы результатом ее было не просто знание, обладающее указанными выше признака­ми научности, но к тому же еще обязательно новое знание.

В научно-исследовательской деятельности используются специ­фические средства познания — научная терминология, приборы, ин­струменты, экспериментальные установки. Важную роль играют ис­торически сложившиеся нормы и идеалы описания и объяснения, обоснования и доказательства, построения и организации научного знания.

Научная деятельность есть совместный труд ученых, она предпо­лагает общение между ними, обмен мнениями, обсуждение результа­тов исследований. Существует профессиональная этика, определяю­щая взаимоотношения и действия ученых. Она категорически осуж­дает плагиат, фальсификацию наблюдений и экспериментальных






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.