Русь и Западная Европа. Борьба русских земель против Левонского ордена и Литвы. Ливо́нская война́ (1558—1583) — крупный военный конфликт XVI века, в котором участвовали Ливонская конфедерация, Русское царство, Великое княжество Литовское, Шведское и Датское королевства. Боевые действия велись в основном на территории современных Эстонии, Латвии, Белоруссии и Северо-Западной России.
Война началась с нападения Русского царства на Ливонию в январе 1558 года. На первом этапе войны русские войска достигли значительных успехов, завоевав Нарву, Дерпт и целый ряд других городов и замков. В 1561 году поВиленским договорам Ливонская конфедерация была ликвидирована, часть её территории преобразовывалась в вассальное по отношению к Великому княжеству Литовскому герцогство Курляндия и Семигалия, другая же непосредственно вошла в состав Великого княжества Литовского.
С этого времени война приобрела в основном характер противостояния Русского царства и Великого княжества Литовского и велась преимущественно на территории последнего. В 1563 году русским войском был взят Полоцк, но развить успех не удалось, так как в 1564 году русское войско потерпело поражение в битве при Чашниках. Вскоре после этого была введена опричнина (1565—1572). В 1569 году Великое княжество Литовское объединилось с Королевством Польским в единую Речь Посполитую.
Вслед за неудачной осадой Ревеля русскими войсками (1577 год) войска Речи Посполитой вернули Полоцк и неудачноосаждали Псков. Шведы взяли Нарву и безуспешно осаждали Орешек.
Война закончилась подписанием Ям-Запольского (1582 год) и Плюсского (1583 год) перемирий. Россия лишалась всех завоеваний, сделанных в результате войны, а также земель на границе с Речью Посполитой и приморских балтийских городов (Копорья, Яма, Ивангорода). Территория бывшей Ливонской конфедерации оказалась разделена между Речью Посполитой, Швецией и Данией.
В российской исторической науке с XIX века утвердилось представление о войне как о борьбе России за выход кБалтийскому морю. Ряд современных учёных называют иные причины конфликта.
Ливонская война оказала огромное влияние на события в Восточной Европе и внутренние дела вовлечённых государств. В результате неё закончил своё существование Ливонский орден, война способствовала образованию Речи Посполитой, а Русское царство привела к экономическому упадку.
В-7.Восточные и западные христиане. Раскол христианского мира.
Христианская церковь была создана учениками и последователями Иисуса Христа в период расцвета Римской империи. В середине IV в., когда в эпоху всеобщего кризиса пошатнулись идеологические основы римской государственности, христианство стало господствующей религией в империи. В период раннего Средневековья христианская церковь, бывшая ранее лишь структурой, объединявшей общины верующих, постепенно превратилась в значимую политическую и экономическую силу, союза с которой искали императоры. Крушение Западной Римской империи не только не разрушило христианскую церковь, но сделало ее единственной организованной силой в масштабах всей Европы. В эпоху постоянных войн, упадка морали церковь выступала в качестве хранительницы культуры, защитницы ценностей порядка и милосердия. Христианство было тем общим, что объединяло прямую наследницу Римской империи — Византию — и королевства, основанные в Западной Европе варварами.
До середины XI в. христианская церковь считалась единой. В Западной Европе главой церкви являлся папа римский, а на территории Византии (Восточной Римской империи) — константинопольский патриарх. Во второй половине IX в. определились различия между Западной и Восточной церковью в вероучении, обрядах, церковной организации, восходящие к различиям между латинской и греческой культурами. Конфликт усугубляло и языковое различие — официальным языком церкви на Западе оставалась латынь. Восточная же церковь допускала службу на национальных языках. В конце концов, эти отличия привели к обособлению западного христианства - католицизма от восточного — православия. Этот процесс, начавшийся еще в VIII в., завершился разделением церквей (произошел церковный раскол). В 1054 г. константинопольский патриарх и римский папа прокляли друг друга. Так в Средние века возникли два христианских мира. С тех пор Западная церковь называется католической (т. е. всемирной), а Восточная — православной (истинной).
Католики стремились постичь божественные истины разумом. Исходя из идей Святого Августина, которого называли «учителем Запада», они считали, что разум может познать законы сотворенного Богом мира. Этим объясняется интерес людей западного мира к механике и естественным наукам. Для православных большую роль в вопросах веры играл не столько разум, сколько чувства. Православные считали очень важным внутреннее совершенствование человека через молитвы, обращение к Богу.
Католическая церковь имела строгую иерархическую структуру. Ее главой был римский папа. На второй ступеньке стояли кардиналы — ближайшие помощники папы. Папа назначал епископов — управляющих церковными округами (епархиями) и настоятелей монастырей — аббатов. Низшую ступеньку церковной иерархии занимали приходские священники и монахи. Правители европейских государств нуждались в поддержке папы, обладавшего большим влиянием на верующих. Пользуясь этим, римский первосвященник претендовал не только на духовную власть в церкви, но и на власть над всеми монархами Европы. Папы обладали и реальной светской властью, являясь правителями Папской области.
В отличие от западно-христианской церкви, возглавлявшейся папой римским, в восточно-христианской не было единого церковного центра. Константинопольская, Антиохийская, Иерусалимская, Александрийская патриархии считались самостоятельными. Однако фактически главой восточной церкви был константинопольский патриарх. С VII в., после того как арабы отняли у византийцев их восточные провинции, он остался единственным патриархом на территории империи.
Глава западной церкви, претендуя не только на духовную власть над всеми христианами, претендовал и на верховенство над светскими владыками — королями, герцогами и князьями. На востоке же светская власть в лице императоров полностью подчинила себе церковь. Императоры беззастенчиво вмешивались в церковные дела и влияли на назначение патриарха.
В-8.Нашествие Батыя. Северо-Восточная Русь и Золотая Орда в XIII-XIV вв.
Чинигсхан поделил захваченные земли между своими сыновьями. Западные земли достались старшиму сыну Джуги, который умер в один год со своим отцом - 1227. Теперь во главе западного улуса встал сын Джуги молодой энергичный Бату. И в 1235 году было принято решение о походе в Европу.
Осенью 1236 года бала разорена и выжжена Волжская Булгария. Поход свой монголо-татары начали именно осенью, чтобы зимой подойти к русским землям. Они умело двигались по замерзшим рекам, а русские степные топи и болота были для них страшнее всего. Итак зимой 1237 года 140 тыс. ордынское войско переходит реку Воронеж и направляется на Северо-Восточную Русь. Русские же княжества могли выставить не боллее 100 тысячи воинов. Междуусобицы мешали формированию объединенной русской рати. Итак, князья противостояли татаро-монголам поодиночке. Зимой 1237 года войско Батыя разгромило Рязанское княжество. В январе 1238 года монголы захватили Владимиро-Суздальское княжество. Были захвачены Москва, Суздаль, Владимир. 4 марта 1238 года произошла битва на реке Сити. Войско великого князя Юрия Всеволодовича было разгромлено, а сам он убит. Также известен подвиг жителей небольшого городка Козельск. Он сопротивлялся татаро-монголам 7 недель. После взятия он был стерт с лица земли, жители его были уничтожены. После взятия небольшого городка Торжка, монголам открылась дорога на Северо-Запад Руси, но наступила весна и монголы вынуждены были вернуться назад.
|