Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Анализ уровня и динамики рентабельности

 

Рентабельность – это относительный показатель, который отображает степень прибыльности экономической деятельности предприятия. Во время анализа рентабельности предприятия или продукции исследуются как текущие уровни рентабельности, так и динамика их изменения.

Рентабельным называют такое предприятие, которое имеет прибыль, а значит, имеет положительные показатели рентабельности. Если предприятие убыточно, то его называют нерентабельным. Продукцию называют рентабельной, если она приносит прибыль.

Показатели рентабельности предприятия очень важны при комплексном анализе его деятельности. На основании анализа рентабельности предприятия проводится инвестиционная политика, а на основании анализа рентабельности продукции - политика ценообразования.

Рентабельность дает понятие об отношении между полученным результатом и использованными ресурсами, а значит и об эффективности деятельности предприятия. Источником информации для анализа рентабельности предприятия являются все формы финансовой отчетности.

Основные показатели рентабельности это:

Общая рентабельность производства (рентабельность предприятия) – отношение чистой прибыли к среднегодовой величине активов.

Рентабельность собственного капитала – отношение чистой прибыли к среднегодовой величине собственного капитала

Рентабельность основных средств и других внеоборотных активов - отношение операционной прибыли к среднегодовой величине основных средств и других внеоборотных активов.

Рентабельность инвестированного капитала - отношение операционной прибыли за вычетом скорректированных налогов к среднегодовой величине инвестированного капитала



Рентабельность перманентного (неизменного) капитала – отношение чистой прибыли к среднегодовой величине собственного капитала и долгосрочных займов.

Рентабельность чистых активов — отношение прибыли к среднегодовой величине внеоборотных активов и чистого оборотного капитала

Рентабельность продаж – отношение операционной или чистой прибыли к выручке от реализации.

Рентабельность продукции – отношение операционной прибыли к себестоимости реализованной продукции.

Рентабельность единицы продукции – отношение валовой, операционной или чистой прибыли единицы продукции к ее себестоимости

Показатели рентабельности в зависимости от параметра в знаменателе делятся на два вида: рентабельность предприятия и рентабельность продукции. В формуле рентабельности предприятия в знаменателе находятся статьи баланса (активов или пассивов), а в формуле рентабельности продукции — себестоимость или выручка.

Во время анализа рентабельности предприятия аналитики обращают внимание не только на значения отдельных показателей и их изменения, но и сравнивают их между собой.

После анализа рентабельности предприятия начинается анализ рентабельности отдельных видов продукции с целью выявления нерентабельной и малорентабельной продукции, причин выпуска такой продукции и разработки решений с целью их устранения.

Единственными факторами, влияющими на рентабельность единицы продукции являются: изменение отпускной цены и изменение себестоимости. В аналитической записке изменение и влияние этих факторов рентабельности продукции отмечается наравне с изменением самой рентабельности.

Таким образом. Рентабельность – это важный показатель деятельности предприятия, дающий более полную, чем прибыль, картину и хорошо поддающийся разного рода анализу.

Показатели рентабельности, характеризующие эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемость затрат также можно объединить в следующие группы:

1. Показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов.

Рентабельность производственной деятельности:

,

Где П – величина прибыли (от продаж, прочей), S – величина расходов (полная себестоимость, прочие расходы).

Показывает, сколько предприятие получило прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его сегментам и видам продукции.

2. Показатели, характеризующие прибыльность продаж.

Рентабельность продаж (оборота):

,

где N – выручка от продаж (или прочие доходы).

Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности, сколько прибыли получило предприятие с 1 рубля проданной продукции.

3. Показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Рентабельность капитала:

,

где – средняя величина капитала (активов, собственного капитала, заемного капитала, оборотных активов, внеоборотных активов).

В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения.

Поиск резервов роста рентабельности является одной из целей анализа финансовых результатов, таким образом, возникает задача определения влияния на данный показатель факторов, оценивающих количественную и качественную стороны деятельности организации. При этом расчет ведется по различным видам прибыли.

Разновидностью анализа показателей рентабельности является модель Дюпона. Уравнение Дюпона (также Модель Дюпона или Формула Дюпона) является модифицированным факторным анализом, позволяющим определить, за счёт каких факторов происходило изменение рентабельности.

=

Из представленной модели видно, что рентабельность собственного капитала зависит от трех факторов: рентабельности продаж, оборачиваемости активов и структуры авансированного капитала. Значимость выделенных факторов объясняется тем, что они в определенном смысле обобщают все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его статику и динамику, в частности бухгалтерскую отчетность: первый фактор обобщает форму №2 “Отчет о финансовых результатах (прибылях и убытках)”, второй – актив баланса, третий – пассив баланса.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.