Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 5.1 Основы управления финансами. Органы управления финансами

 

Управление (management) – сознательное воздействие человека на объекты и процессы, на участие в них людей для придания хозяйственной деятельности определенной направленности и получения желаемых результатов.

Иначе – это совокупность форм управления социально-экономическими процессами, а также предприятиями, коммерческими организациями, которые являются основой экономической жизни.

Финансовый менеджмент (управление финансами) – форма управления движением финансовых ресурсов и финансовых отношений между хозяйствующими субъектами, возникающих при движении финансовых ресурсов.

Иначе – это система рационального управления процессами финансирования хозяйственной деятельности.

Функции финансового менеджмента:

- Воспроизводственная – заключается в обеспечении сбалансированности движения материальных и финансовых ресурсов на всех стадиях кругооборота капитала.

- Распределительная - тесно связана с воспроизводственной, та как выручка от реализации товаров подлежит распределению. Эта функция заключается в формировании и использовании денежных фондов предприятия, поддержании эффективной структуры его капитала.

- Контрольная - контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов и контроль за реализацией стратегии финансирования.

Подсистемы финансового менеджмента:

- Управляющая (субъект управления)финансовые менеджерывырабатывают и реализуют цели финансового менеджмента, основная конечная цель – повышение конкурентных позиций через механизм эффективного формирования и использования прибыли;

- Управляемая (объект управления) - денежный обороткакнепрерывный поток выплат и поступлений. Управление им означает предвидение его возможного состояния на ближайшую и долгосрочную перспективу.



Финансовая дисциплина – четкое соблюдение норм права, предписывающих и устанавливающих порядок формирования, распределение и использования денежных фондов государства, субъектов РФ и местного самоуправления.

Соблюдение финансовой дисциплины обеспечивается органами управления финансами, которые являются органами финансового контроля.

Структура органов управления финансами:

o Министерство финансов РФ – включает:

- Федеральную налоговую службу (ФНС);

- Федеральную службу финансово-бюджетного надзора (ФСФБН);

- Федеральную службу страхового надзора (ФССН);

- Федеральную службу по финансовому мониторингу (ФСФМ);

- Федеральное казначейство.

o Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР);

o Федеральная таможенная служба (ФТС).

Министерство финансов России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр и пари, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Федеральная налоговая служба (ФНС России)является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за:

- соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах

- правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации

- правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей

- производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции

- соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (ФСФБН) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

Осуществляет контроль и надзор:

- за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

- за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;

- за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций;

- за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

Федеральная служба страхового надзора (ФССН) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела).

Осуществляет контроль и надзор за:

- соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах;

- выполнением иными юридическими и физическими лицами требований страхового законодательства в пределах компетенции Службы;

- предоставлением субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензий, сведений о прекращении их деятельности или ликвидации;

- достоверностью представляемой субъектами страхового дела отчетности;

- обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, квот на перестрахование, нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств;

- составом и структурой активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика;

- выдачей страховщиками банковских гарантий;

- соблюдением страховыми организациями требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части, относящейся к компетенции Службы.

Федеральная служба по финансовому мониторингу (ФСФМ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Осуществляет контроль и надзор за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства.

Осуществляет сбор, обработку и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации; проверку полученной информации. Направляет информацию в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований.

Разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению нарушений законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР)является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности).

Руководство Федеральной службой по финансовым рынкам осуществляет Правительство Российской Федерации.

Регистрирует выпуски (дополнительные выпуски) эмиссионных ценных бумаг и отчеты об итогах выпуска ценных бумаг, а также проспекты ценных бумаг (за исключением государственных и муниципальных ценных бумаг); правила негосударственных пенсионных фондов; документы профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Осуществляет лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, деятельности негосударственных пенсионных фондов, акционерных инвестиционных фондов, деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, а также деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

Проводит проверки эмитентов, субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний, негосударственных пенсионных фондов.

Федеральная таможенная служба (ФТС) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Федеральная таможенная служба находится в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (МЭРТ).

Осуществляет взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимает меры по их принудительному взысканию.

 

Тема VI Финансовое планирование и прогнозирование

Тема 6.1 Сущность и взаимосвязь финансового планирования и прогнозирования

 

Планирование- предопределение будущего, построение активного образа, модели состояния экономики. Выражает не просто возможный путь развития страны, отрасли, региона, а именно конкретные пути, способы, средства и сроки достижения поставленных целей. Т.е. планирование носит предписывающий характер

Прогнозирование - в отличие от планирования отражает гипотетическую, вероятную траекторию движения на большее временное состояние (долгосрочные прогнозы на 10-15, 20-30 лет, краткосрочные или конъюнктурные прогнозы на год, месяц, неделю)

Планированию социально-экономических процессов всегда должен предшествовать анализ и прогноз планируемых объектов и процессов, это основа предплановых разработок (планы-прогнозы)

Финансовое планирование — это управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов на предприятии, реализующееся в детализированных финансовых планах. Финансовое планирование является составной частью общего процесса планирования и, следовательно, управленческого процесса, осуществляемого менеджментом предприятия.

Цель финансового планирования - обеспечение соответствия между имеющимися финансовыми ресурсами и потребностями в них, выявление источников формирования финансовых ресурсов, установление оптимальных пропорций их распределения централизованными и децентрализованными фондами денежных средств, отраслями, регионами

Взаимосвязь планирования и прогнозирования

-Разработка системы прогнозных вариантов финансовых отчетов для анализа влияния изменений показателей оперативного плана на прогнозируемый уровень прибыли и др. показатели финансового состояния

-Определение конкретных потребностей в финансовых ресурсах, необходимых для выполнения оперативного плана (на поддержание и развитие материально-технической базы, проведение рекламных кампаний, на исследовательские программы, финансирование возрастающих объемов запасов и дебиторской задолженности)

-Прогнозирование структуры источников финансирования, обязательный учет ограничений на соотношение собственных и заемных средств, оценка размеров прибыли и внешних источников

-Создание и поддержание в работоспособном состоянии системы управления, отвечающей за размещение средств и их использование внутри предприятия, контроль правильности реализации генерального плана

-Разработка процедур внесения изменений в генеральный план, если экономические условия отличаются от прогнозов, на которых был построен действующий план. Это кибернетический контур обратной связи в системе управления,его замыкание позволяет отразить изменения в исходном плане

Методы планирования:

-Метод экстраполяции - распространение выводов, полученных из наблюдений над одной частью явления на другую его часть, распространение установленных в прошлом тенденций на будущий период (взаимосвязь с интерполяцией)

-Нормативный - узаконенное установление меры, средней величины признанный обязательным порядок

-Математического моделирования - построение финансовых моделей , имитирующих течение реальных экономических и социальных процессов

-Балансовый - для согласования направлений использования финансовых ресурсов с источниками их формирования

Методы прогнозирования:

-Простая линейная регрессия для оценки потребности в активах

-Криволинейная регрессия - устраняет недостатки линейной, т.к. между показателями не всегда есть линейная зависимость

-Множественная регрессия - для учета влияния различных факторов на показатель

-Специализированные методы - составление отдельных прогнозных моделей для каждой переменной

Типы финансового планирования:

-Стратегическое определяет важнейшие показатели , пропорции, темпы расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целевых установок, стратегии инвестиций и предполагаемых накоплений

-Текущее основывается на стратегическом и детализирует его, производится увязка каждого вида вложений с источником финансирования.

-Оперативное отражение оперативного денежного оборота предприятия с использованием выписок банка о состоянии расчетного счета

Признаки хорошего плана

Целенаправленность - план должен ориентировать деятельность людей на конкретную цель и способствовать организации управления

Реальность - план должен учитывать реальные финансовые возможности фирмы для достижения поставленной цели

Альтернативность - определяет альтернативное использование ресурсов для минимизации возможного убытка и достижения успеха в другом направлении

Виды планов

-По срокам исполнения - оперативно-календарные, текущие, среднесрочные, долгосрочные, стратегические

-По функциям назначения - производственные (изготовление продукции), коммерческие (сбыт продукции и МТО предприятия), инвестиционные, по труду, зарплате, социальной поддержке персонала, финансовые

-По уровням управления - общефирменные, цеховые, отделов и лабораторий, участков и бригад

-По видам продукции - освоенной производством, находящейся в процессе освоения, проектируемой с учетом освоения в будущем

Виды финансовых планов

  • Первичные - балансы доходов и расходов крупных предприятий, финансовые планы мелких и средних предприятий, бизнес-планы и бизнес- модели, сметы бюджетных учреждений
  • Сводные:

А) общегосударственные - сводный финансовый баланс государства по территории РФ, федеральный бюджет, баланс доходов и расходов населения, платежный баланс

Б) отраслевые (ведомственные) - балансы доходов и расходов министерств (ведомств) федерального значения отраслей материального производства, сводные сметы расходов министерств отраслей непроизводственной сферы

В)Территориальные - территориальные сводные финансовые балансы, бюджеты субъектов РФ и местных образований

Финансовый план состоит из 2х частей :

1. Источники поступления (приток) денежных средств

2. Направления использования (отток) денежных средств

Процедура подготовки вариантов финансового плана :

1. Расчет расходов прямым методом

2. Расчет расходов индексным методом

3. Выявление расхождений и их анализ

4. Подготовка варианта плана с предложениями по формированию финансового результата, оценкой инвестиционной программы)

Бизнес-план - документ, отражающий способность компании произвести и продать достаточное количество товаров, услуг, чтобы размеры прибыли при этом и возврат вложений удовлетворяли потенциальных инвесторов и кредиторов

Сущность бизнес-плана:

-Финансовый документ - описывает каким образом компания зарабатывает деньги

-Практический документ - используется инвестором или кредитором при реализации проекта которому посвящен бизнес-план

-Психологический документ должен внушать доверие к идее и к финансовым прогнозам по ее реализации

Причины составления бизнес-плана:получение банковского кредита; привлечение инвесторов; создание совместного предприятия; заключение крупного контракта; привлечение новых профессионалов; объединение с другой компанией; продажа дела; реорганизация дела и оптимизация операций

Стратегии бизнес-плана:финансовая, производственная, маркетинговая, НИОКР, организации и управления.

Сущность финансовой стратегии бизнес-плана:

-Как будет осуществляться управление финансами и поддерживаться рентабельность

-Как будет использована чистая прибыль

-Каковы источники покрытия операционных затрат и порядок реинвестирования прибыли

Бизнес-модель - модель текущей и будущей ситуации во всех компонентах менеджмента, изменение задач и управленческих функций, а также связанных с ними процессов одновременно отражается на всех уровнях менеджмента.

Этапы бизнес – моделирования:






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.