Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Пример 2. Выявление тоном формы цилиндра.

Рис. 7. Выявление тоном формы цилиндра:а — построение, б —светотень

Цилиндр строится по законам конструкции и перспективы (рис. 7, а). На зрительное восприятие цилиндра влияют условия освещения и место, с которого мы его рассматриваем (рис. 7, б). Если на поверхностях, состоящих из ряда плоскостей, каждая грань имеет свою, четко выраженную освещенность, ограниченную ребрами, то на изогнутых поверхностях цилиндра, не имеющих граней, переход отсвета к тени будет постепенным, плавным. Поэтому между самым светлым местом и линией собственной тени на боковой поверхности цилиндра расположатся полутона, постепенно и мягко переходящие в тень. На цилиндрическую поверхность лучи света падают под все более острым углом по мере поворота поверхности от источника света. На теневой поверхности цилиндра будут действовать рефлексы — отраженные лучи света, высветляющие тень по мере ее удаления от линии собственной тени. На границе между верхним основанием цилиндра и передней частью поверхности, со стороны света, появится самое светлое пятно — блик.


Пример3. Выявление тоном формы конуса.

Выполнив линейно-конструктивное построение конуса (рис. 8, а), приступим к его лепке тоном.

Распределение элементов светотени на конусе имеет некоторые особенности. При боковом освещении наиболее светлое место конуса, постепенно расширяясь к основанию, приобретает форму вытянутого треугольника (рис. 8, б).

Соотношение света и тени, направление линии собственной тени зависят не только от формы предмета, но и от направления лучей света и местоположения рисующего.


Контраст между светом и тенью находится на вершине конуса, приближенной к свету, и будет уменьшаться по мере увеличения радиуса конической поверхности.



 

 

Рис. 8. Выявление тоном формы конуса: а - построение,

Б — светотень.

 

 

Пример 4. Выявление тоном формы шара.

Для того чтобы нарисовать шар, необходимо построить правильный круг. Легко наметим линию собственной тени, которая пройдет по окружности, и начнем лепку шара штрихом по форме. От самого светлого места освещенность поверхности шара будет постепенно уменьшаться во всех направлениях, переходя в собственную тень. Падающая тень от шара всегда будет тенью от круга (рис. 9, а). Она образуется пересечением лучей света, идущих по касательной к поверхности предмета, на которую падает тень.

По мере удаления поверхности шара от глаза контраст между светом и тенью согласно законам воздушной перспективы постепенно гаснет, уменьшается интенсивность света, высветляются тени (собственная и падающая).


При рисунке шара лучше использовать фон, который поможет выявлению объема. Намечать фон нужно после того, как определены общие светотеневые отношения на собственной форме шара, включая блик и рефлекс (рис. 9, б).

 

Рис. 9. Выявление тоном формы шара: а — построение,

Б — светотень

 

 


Рис. 4. Пример штрихов, подчеркивающих форму предмета


Светотень легко передать в тоновом рисунке, но в линейном такой возможности нет.

Свет, тень и полутень играют существенную роль для выявления формы предмета. Поэтому художник, рисуя живую модель или натюрморт, часто экспериментирует с источниками освещения.

Вопрос.

Основными выразительными средствами рисунка являются: линия, штрих и пятно, или светотень.

Линия в зависимости от назначения выполняет различные функции:

- вспомогательные — при компоновке и линейно-конструктивном построении
форм предметов;

- пространственные — для передачи пространственного положения формы в
условиях освещения и пространственной среды;

- плоскостные — в декоративно-прикладном искусстве и графике.

Отсюда и разнообразный характер линий. Пространственную линию выполняют то энергичным нажимом карандаша, акцентируя выступающие участки формы, то легким касанием, помечая уходящие в глубину плоскости.

Линия как изобразительное средство художественного рисунка не должна быть однообразной, чертежной, одинаковой толщины на всем протяжении. Плохо, если линия в рисунке похожа на проволочный контур. Она должна передавать не только абрис предмета, но и его трехмерный объем.

Штрих — это относительно короткие линии, с помощью которых в тоновом рисунке подчеркивают характер формы. Выразительность штриха зависит от мастерства рисовальщика и его вкуса. Техника штриха, особенно штрихов по форме, играет особую роль в выявлении поверхностей предмета, его конструкции, объема (рис. 4). Положенные рядом штрихи воспринимаются тоновым пятном.

Плотность тона достигается сближением одних штрихов с другими, повторным нанесением ряда штрихов на поверхность листа бумаги.

Чтобы правильно передать пластическую форму предметов средствами светотени, необходимо знать особенности тональной гаммы рисунка и владеть техникой штриха. Достаточно верно передать все многообразие градаций светотени, ее силу, отношения и контраст можно лишь при условии серьезного выполнения приведенных выше заданий, при четкости и аккуратности в практической работе. При выполнении упражнений, направленных на выявление формы тоном, развитие координации глаза и руки, овладение техникой рисунка, следует наносить штрихи, вначале осваивая движение кисти руки в обоих направлениях, не отрывая карандаша от бумаги, а затем, меняя направление движения кисти, до получения более однородного тона. Поворачивать лист с рисунком во время работы не следует.


Рис. 1. Яйцо при различном освещении

(фронтальное, боковое, контражурное)

Рис. 10. Пейзаж с монастырем при различном освещении


Вопрос.

Светотень в композиции.Рисунок 10.

Характер освещенности зависит и от высоты солнца над горизонтом. Если оно находится высоко над головой, почти в зените, то предметы отбрасывают короткие тени. Форма и фактура выявляются слабо. С уменьшением угла падения солнечных лучей тени от предметов увеличиваются, фактура проявляется лучше, подчеркивается рельефность формы.

При рассеянном освещении контраст между светом и тенью смягчается, освещенность на свету и в тенях выравнивается. Такое спокойное освещение называют светотональным. Оно дает возможность передать в рисунке большее количество полутонов. Существует множество различных состояний солнечного освещения, которые могут сильно изменить один и тот же пейзаж и даже повлиять на настроение зрителя. Пейзаж выглядит радостным при ярком солнце и грустным в серый день, в зависимости от времени суток один и тот же ландшафт воспринимается по-разному.

Знание этих закономерностей передачи света и тени поможет вам решить творческие задачи при изображении пейзажа или в тематической композиции.


Для такой формы характерен плавный, насыщенный полутонами переход от самого светлого к самому темному пятну (рисунок 3).

Падающие тени строят касанием линий луча света в точках освещенных плоскостей и его пересечением с проекцией на плоскость, воспринимающую падающую тень. Конфигурация падающей тени определяется объемом формы самого предмета.

Рис. 2. Пример светотени на граненых поверхностях

Рис. 3. Пример светотени на изогнутых поверхностях


Тема: Пропорции в рисунке.

План.

1. Понятие пропорции.

2. Методы определения пропорций.

3. Золотое сечение в искусстве. Пропорции головы, фигуры человека.

Домашнее задание:сделать набросок двух предметов быта различной величины.

Вопрос.

Сравнивая предметы, окружающие нас, по величине, высоте, ширине, объему, мы можем сказать, что одни длинные, а другие короткие, высокие и низкие, широкие и узкие, большие и маленькие и т. д. Как известно, устанавливая соотношение между предметами и между частями формы отдельного предмета, мы выясняем их пропорциональные характеристики.

«Пропорции»(в переводе с латинского означает «соотношение», «соразмерность»), - это размерные соотношения элементов или частей формы между собой, а также между различными объектами.

Развитое чувство пропорции и умение применять его во многом определяют успех дела. «Рисовать — значит видеть пропорции», — учил замечательный русский художник Н.Н. Ге.

Практика показывает: чем точнее определены пропорции, тем острее и выразительнее рисунок.

2 вопрос.

Для того чтобы убедительно нарисовать, например, натюрморт из предметов быта, состоящий из кринки, кружки и миски, необходимо:

1. Определить, как соотносятся между собой эти формы по размеру. Предметы легко сравнить друг с другом по величине. Сравнение по длине показывает, что одни из них относительно «длинные», а другие «короткие»; по высоте — «высокие» и «низкие»; по ширине — «широкие» и «узкие»; по объему — «большие» и «маленькие» (или по массе — «тяжелые» и «легкие»).

2. Установив пропорциональные соотношения между предметами, переходят к выяснению соразмерностей частей формы отдельно взятого предмета. Например, высота кринки вдвое больше ее ширины, а горловина в два раза меньше тулова, и т.д.

Таким образом, выявляя свойственные каждому предмету как основные размеры, так и величины отдельных частей по отношению к целому, мы устанавливаем его пропорциональную характеристику.

Следовательно, в основе пропорций лежит метод сравнения.

Поиски пропорциональных соотношений отдельно взятого предмета удобнее начинать с поисков его середины, разделив массу формы на две равные части. Затем, отталкиваясь от простых отношений, ищут частные, более мягкие соразмерности частей, составляющих целое. И в данном случае поэтапный процесс рисования осуществляется по принципу «от общего к частному».


В художественной практике существует известный метод определения пропорций, называемый способом визирования(рис. 1а).

Карандаш держат в пальцах на горизонтально вытянутой руке между глазом и натурой. Карандаш должен быть в положении, строго перпендикулярном главному лучу зрения. Перемещая его вдоль осей и линий формы, отмечают, прищурив один глаз, искомые величины и «засекают» их на карандаше ногтем большого пальца. С помощью длины карандаша можно также уточнять степень наклона осей формы, что облегчает нахождение точек схода на линии горизонта при изображении пропорции предмета в перспективе (рис. 1б).

Однако все механические способы определения пропорций не могут заменить развитого глазомера, «чувства пропорций», достичь которых можно только постоянной тренировкой на занятиях изобразительным искусством.

Рисуя, нужно помнить, что обычно предметы изображают несколько меньше их натуральной величины. Поэтому необходимо придерживаться единого масштаба при определении пропорций всех объектов, составляющих композицию. Таким образом, выдержать пропорции в рисунке — значит найти соотношение величин всех частей предмета к целому в пределах выбранного формата листа.

Некоторую сложность представляет определение пропорций декорированных орнаментом предметов. На рис. 2 дан пример подхода к выявлению пропорциональных соотношений на предметах прикладного искусства. На стадии линейного построения необходимо учесть отношения площади, занимаемой орнаментом, к площади фона, деталей — к большой форме предмета.

Вопрос.

Поиск пропорций в изображении фигуры человека является сложной задачей. Обратимся к истории и посмотрим, как решали эту задачу художники разных эпох и разных культур.

В Древнем Египте (рис. 3б) для изображения человеческой фигуры был раз­работан специальный канон, то есть такая система пропорций человеческой фигуры, которая делила изображение на части и позволяла по части определить величину целого или другой части тела. Известно, что египтяне положили в основу деления фигуры 21 часть. Из них 19 равных частей приходились на саму фигуру, а 2 части — на изображение традиционного головного убора.

Египтяне пользовались и специальными сетками-таблицами (рис. За), которые наносили на поверхность каменной плиты или стены для создания рельефа или росписи.

На сохранившихся и дошедших до нас памятниках можно видеть, как горизонтальные и вертикальные линии делят рисунок в определенных местах, что соответствует делению фигур на части. Были установлены также определенные размеры для изображения сидящих фигур и разных богов в соответствии с их иерархическим положением (одни должны быть выше, другие немного ниже). Детей изображали в соответствии с пропорциями взрослых, но


значительно меньшими по размеру. Художнику необходимо было знать установленные каноном нормы, соблюдать их, пользуясь сеткой-таблицей. Единая система обучения и строгое следование выработанным нормам позволяли выполнять части одного произведения разным мастерам. При соединении частей в единую композицию они точно сходились, нарушения пропорций не было.

Вся история рисунка связана с поисками законов гармонии и красоты. В Древней Греции систему идеальных пропорций человеческой фигуры создал скульптор Поликлет в V в. до н. э. Его теоретическое сочинение на эту тему называлось «Канон», а выражением этой системы на практике явилась его статуя «Дорифор», что означает копьеносец. Мастер изобразил атлета-юношу, победителя в соревнованиях по метанию копья, в момент, когда после одержанной победы он совершает круг почета по стадиону и его приветствуют восторженные зрители.

Открытие пропорций, как полагают, заслуга древневосточной математики, античная же традиция связывает его с именем выдающегося философа и математика Пифагора, жившего в VI в. до н. э. Универсальный принцип гармонии и красоты в пропорциях назвали золотое сечение,которое олицетворяло равновесие знания, чувств и силы. Золотое сечение получается при делении отрезка на две неравные части таким образом, при котором весь отрезок относится к большей его части, как большая к меньшей (0,618). Посмотрите рис. 4.

Знакомство с золотым сечением сыграло немалую роль в работе античных архитекторов, скульпторов и живописцев. Древние греки приняли во внимание гармонию, которую они видели в природе, для создания своих произведений. Они отмечали гармонию как симметричных, так и асимметричных объектов природы.

На основе теории золотого сечения была разработана система, позволяющая создавать пропорции, которые на рисунке выглядят естественно. Например, если построить квадрат, найти середину одной из сторон и провести из этой точки диагональ, а затем увеличить квадрат с помощью этой диагонали, то получится формат, стороны которого соответствуют пропорции золотого сечения. Длинные и короткие стороны этого формата гармонично относятся друг к другу.

Формат с подобным отношением сторон прекрасно подойдет для изображения многофигурной композиции, широкого пейзажного мотива, движения объектов вдоль картинной плоскости.

Вам будет интересно узнать правило, наглядно прослеживающееся в древнегреческих статуях: при делении туловища человека в соответствии с золотым сечением легко найти уровень пупка и локтя, при повторном делении двух отрезков в противоположных направлениях определяется высота колена и нижний уровень шеи.

В поисках гармонии художники интуитивно следовали этому принципу и в той или иной мере приближались к идеальным соотношениям, но теоретически принцип золотого сечения был сформулирован в эпоху Возрождения. Леонардода Винчина основе опыта древних разработал правила изображения


человеческой фигуры. Он восстановил так называемый «квадрат древних»{рис. 5). Его рисунок показывает пропорциональную закономерность в соотношении частей тела человека.

Пропорции имели для Леонардо основополагающее значение «не только... в исчислениях и измерениях, но и в звуках, весах, положениях — в любом месте, где они могут быть».

Каноны пропорциональных соотношений разрабатывали такие знаменитые мастера эпохи Возрождения, как С.Боттичелли и Микеланджело. Проблема поиска системы идеальных пропорций остается актуальной для художников и архитекторов XX в. Французский зодчий Ле Корбюзьев 1947 г. разработал «Модулор» (рис.6) — систему деления человеческой фигуры в соответствии с принципом золотого сечения на отрезки от ступни до талии, от талии до затылка и от затылка до верха пальцев поднятой руки. На этой основе была создана школа модулей для архитектурного проектирования и дизайна.

Примерами использования золотого сечения могут быть античные статуи, живописные полотна художников эпохи Возрождения, некоторые современные архитектурные сооружения и многие другие произведения.

Античное искусство установило идеальные пропорции и для головы человека (рис.7), согласно которым она по вертикали от темени до конца подбородка делится на две равные части линией глазных впадин. Каждую из этих половин можно, в свою очередь, разделить на две равные части: верхнюю —- линией волос, а нижнюю — основанием носа. Получается четыре равные части. Рассто­яние между глазами принимается равным ширине крыльев носа.

Расстояние от бровей до основания носа определяет величину ушей. В действительности у людей редко встречаются такие идеальные пропорции, но знать их необходимо, чтобы видеть отклонения от нормы и лучше понимать индивидуальные пропорции живой натуры.

Пропорции всякого живого организма изменяются в процессе его развития. Посмотрите на рис. 8. Пропорции маленького ребенка сильно отличаются от пропорций взрослого человека. Размер головы взрослого занимает примерно часть от его роста, а у ребенка четырех-пяти лет — ¼ часть. Величина головы подростков примерно шесть раз укладывается в длине тела.

Есть определенные соотношения и у других частей тела. Линия, делящая фигуру пополам, проходит через начало бедер, то есть длина ног человека равняется половине его роста. Концы пальцев опущенной руки взрослого че­ловека в положении стоя приходятся обычно чуть ниже середины бедра. Пред­плечье и плечевая часть руки, голень и бедро ноги примерно равны между собой. У каждого человека свои характерные пропорции.


Измерение пропорций методом визирования

Рис 1.

А - Способ визирования

Б - Определение пропорций и степени наклона ребер куба в

Перспективе


Рис.3






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.