Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Каковы основные категории педагогики?

Лекция 9

Тема 7. Предмет и методы педагогики

Педагогика – наука о воспитании. Воспитание как общественное явление

Педагогика - наука о воспитании, она исследует сущность формирования и развития человеческой личности и разра­батывает на этой основе теории и методики воспитания как специально организованный педагогический процесс.

Педагогическая отрасль знаний является едва ли не са­мой древней и по существу неотделима от развития обще­ства. Общественный прогресс человечества стал возможен лишь потому, что каждое вступающее в жизнь новое по­коление людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало своим потомкам. Чем больше раз­вивалось и усложнялось производство, чем больше накап­ливалось научных знаний, тем более важное значение при­обретала специальная подготовка подрастающих поколений к жизни, тем острее становилась необходимость в их спе­циально организованном воспитании — в целенаправленной передаче им опыта человечества.

Образование и воспитание превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития. На определенной ступени развития челове­ческого общества, в частности, в поздний период рабовла­дельческого строя, когда производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделяется в особую общественную функцию, т. е. возникают специальные воспи­тательные учреждения, появляются лица, профессией кото­рых становится обучение и воспитание детей.

Из античной Греции ведет свое происхождение и тер­мин педагогика, который закрепился в качестве названия науки о воспитании.



В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за детьми, сопровож­дать их в школу. Греческое слово пейдагогос (пейда — ребе­нок, гогос — вести) обозначает детоводитель. Впослед­ствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и получила свое название наука о воспитании — педагогика. Как осо­бая наука, педагогика впервые была вычленена из систе­мы философских знаний в начале 17 века.

Педагогика изучает закономерности, принципы, содержа­ние, методы, формы образования, воспитания, обучения.

ОБЪЕКТ познания в педагогике — человек, развиваю­щийся в результате воспитательных отношений. ПРЕДМЕТ пе­дагогики — воспитательные отношения, обеспечивающие раз­витие человека.

Педагогика — это наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образова­ния и обучения с самовоспитанием, самообразованием и са­мообучением и направленных на развитие человека.Педаго­гику можно определить как науку перевода опыта одного поколения в опыт другого.

Педагогика — это наука о том, как воспитывать челове­ка, как помочь ему стать духовно богатым, творчески ак­тивным и вполне удовлетворенным жизнью, найти равно­весие с природой и обществом.

Педагогика иногда рассматривается как наука и как ис­кусство. Когда речь идет о воспитании, то необходимо иметь в виду, что оно имеет два аспекта — теоретический и практический. Теоретический аспект воспитания является предметом научно-педагогического исследования. В этом смысле педагогика выступает как наука и представляет со­бой совокупность теоретических и методических идей по вопросам воспитания.

Другое дело — практическая воспитательная деятель­ность. Ее осуществление требует от педагога овладения со­ответствующими воспитательными умениями и навыками, которые могут иметь различную степень совершенства и достигать уровня педагогического искусства. С семантиче­ской точки зрения необходимо различать педагогику как теоретическую науку и практическую воспитательную дея­тельность как искусство.

Педагогика исследует следующие проблемы:

• изучение сущности и закономерностей развития и фор­мирования личности и их влияния на воспитание;

• определение целей воспитания;

• разработка содержания воспитания;

• исследование и разработка методов воспитания.

Каковы основные категории педагогики?

К категориям относятся наиболее емкие и общие поня­тия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и ти­пичные свойства. В любой науке категории выполняют ве­дущую роль, они пронизывают все научное знание и как бы связывают его в целостную систему.

Воспитание — социальное, целенаправленное создание ус­ловий (материальных, духовных, организационных) для усво­ения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производи­тельному труду.Категория «воспитание» — одна из основ­ных в педагогике. Характеризуя объем понятия, выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле — как целенаправленную деятельность, при­званную сформировать систему качеств личности, взгля­дов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении — как решение какой-либо конкрет­ной воспитательной задачи (например, воспитание опреде­ленных черт характера, познавательной активности и т. д. ). Таким образом, воспитание — это целенаправленное формирование личности на основе формирования 1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения; 3) поведения (как проявления отношений и мировоззрения). Можно выделить виды воспитания (ум­ственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т.д.).

Педагогика исследует сущность воспитания, его зако­номерности, тенденции и перспективы развития, разраба­тывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.

Воспитание — конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным уровнем общества и государства.

Развитие каждого человека человечество обеспечивает через воспитание, передавая свой собственный опыт и опыт предшествующих поколений.

Развитие — это объективный процесс внутреннего после­довательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Можно выделить фи­зическое развитие, психическое развитие, социальное разви­тие, духовное развитие.Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и при­родных, управляемых и неуправляемых факторов.

В процессе воспитания человека идет его развитие, уро­вень которого затем влияет на воспитание, изменяет его.

Образование — это специально организованная система внеш­них условий, создаваемых в обществе для развития человека.Специально организованная образовательная система — это учебно-воспитательные заведения, учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней осуществля­ется передача и прием опыта поколений согласно целям, программам, структурам с помощью специально подготов­ленных педагогов. Все образовательные учреждения в госу­дарстве объединены в систему образования, посредством чего идет управление развитием человека.

Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование трак­туют как процесс и результат усвоения человеком опыта поко­лений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений.

В образовании выделяются процессы, которые обозна­чают непосредственно как акт передачи и акт приема опы­та. Это ядро образования — обучение.

Обучение — конкретный вид педагогического процес­са, в ходе которого под руководством специально подго­товленного лица (педагога, преподавателя) реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием.

Обучение — процесс непосредственной передачии приема опыта поколений во взаимодействии педагогаи учащихся. Как процесс, обучение включает в себя две части: препо­давание, в ходе которого осуществляется передача (транс­формация) системы знаний, умений, опыта деятельности, и учение (деятельность ученика) как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использо­вание.

Но человек — не сосуд, куда «сливается» опыт челове­чества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основными факторами развития че­ловека являются самовоспитание, самообразование, само­обучение, самосовершенствование.

Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опы­та предшествующих поколений посредством внутренних ду­шевных факторов, обеспечивающих развитие.

Осуществляя воспитание, образование, обучение, люди вступают в определенные отношения — воспитательные. Вос­питательные отношения есть разновидность отношений людей между собой, направленных на развитие человека посред­ством воспитания, образования, обучения.

Воспитательные отношения — это микроклеточка, где внешние факторы (воспитание, образование, обучение) сходятся с внутренними человеческими (самовоспитанием, самообразованием, самообучением). В результате такого вза­имодействия происходит развитие человека, формируется личность.

 

РАЗВИТИЕ  
ВОСПИТАНИЕ САМОВОСПИТАНИЕ
ОБРАЗОВАНИЕ САМООБРАЗОВАНИЕ
ОБУЧЕНИЕ САМООБУЧЕНИЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ  

(Столяренко Л.Д., Самыгин С.И.)

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.