Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Методологические подходы в менеджменте

Тема 2. Общая теория менеджмента

 

1. Важнейшие категории менеджмента. Внутренняя и внешняя среда организации.

2. Закономерности управления различными социальными системами.

3. Принципы управления.

4. Методологические подходы в менеджменте.

 

Важнейшие категории менеджмента. Внутренняя и внешняя

Среда организации

Важнейшими категориями управления и менеджмента являются:

1) объект и субъект управления;

2) прямые и обратные связи между объектом и субъектом управления;

3) система управления;

Объект управления – это управляемая подсистема, т. е. то, чем управляют, т. е. отрасль, предприятие, подразделение и т. п.

Субъект управления – это управляющая подсистема, т. е. то, что управляет, т. е. аппарат управления отраслью, предприятием, подразделением.

Между субъектом и объектом управления существуют прямые и обратные связи.

Прямая связь – это команда, поступающая от субъекта к объекту управления.

Обратная связь – информация, поступающая от объекта к субъекту управления, об исполнении команд и состоянии объекта управления.

Характерной особенностью предприятия (организации) является то, что здесь в качестве субъекта и объекта управления выступают люди. Следовательно, предприятие (организацию) можно рассматривать как социальную систему управления, как часть производственных отношений.

В социальной системе управления объект управления часто называют управляемой подсистемой, субъект – управляющей подсистемой.

Социальную систему управления характеризует ряд общих условий:

§ управляемая система обладает способностью изменять свои параметры (или свойства) под воздействием управляющей системы. При этом для эффективного управления необходимы критерии и показатели, наиболее полно отражающие важнейшие параметры деятельности объекта управления. Например: производственная мощность, численность персонала, объем реализованной продукции, прибыль, рентабельность.



§ субъект управления воздействует на объект в соответствии с определенной целью. Для этого управляющая подсистема должна предвидеть состояние объекта управления после соответствующего воздействия, и ей должна поступать информация о состоянии объекта управления после воздействия. Т. е.в системе управления должны быть четко организованы прямые и обратные связи.

§ Любая экономическая система управления должна располагать определенными материальными, трудовыми, финансовыми и другими ресурсами.

Специфика социальной системы управления обуславливает особенности управления процессом труда в каждой фирме, что находит выражение в рационализации соединения живого труда с предметами и орудиями труда, в совершенствовании форм и приемов трудовой деятельности, в том числе и в управлении.

Вместе с тем для предприятий все большее значение приобретает социальная сторона управления, которая охватывает различные аспекты управленческого общения, соблюдения этических норм и правил общения менеджера с персоналом.

Каждая социальная система управления имеет свою внутреннюю среду и связана со средой (внешней), в которой она существует.

Внутренняя среда организации составляет его хозяйственный организм, включающий цели и задачи управления, структуру, технологию и людей, занятых в организации.

Цель – это мысленный образ результата деятельности. Цель управления отражает обычно желаемое состояние объекта управления и является важным понятием в менеджменте, т. к. для любого предприятия необходимо как минимум наличие двух человек, деятельность которых направлена на достижение общей цели. Правильная постановка целей в значительной мере определяет успешную деятельность предприятия (фирмы).

Задачи – это предписанная работы (серия работ и часть работы), которая должна быть исполнена установленным способом в заранее оговоренные сроки.

Структура организации – взаимоотношение уровней управления и ли функциональных областей, позволяющее наиболее эффективно достигать цели организации.

Технологияподразумевает сочетание квалификационных навыков и знаний, оборудования, инструмента и инфраструктуры, необходимых для преобразования предметов труда в производимые организацией товары (или услуги).

Люди – центральный фактор любой модели управления. От их деятельности в конечном счете зависят результаты работы организации, количество и качество производимой продукции (или оказываемых услуг). Люди, занятые в организации существенно различаются по многим параметрам: по полу, возрасту, образования, квалификации, способностям и т. п. Менеджер формирует коллектив и направляет усилия людей на оптимальное достижение целей организации и наиболее рациональное решение стоящих перед нею задач.

Внешняя (окружающая) среда – это все то, что окружает данное предприятие: поставщики и покупатели, конкурирующие организации, культура, политическая ситуация и др.. Окружающая среда активно влияет на любую организацию, поставляя ей кадры, орудия труда, сырье, материалы и ли товары, энергоносители. В свою очередь и организация влияет на окружающую среду, когда производит и реализует товары и услуги.

Например, предприятия торговли оказывают непосредственное влияние на формирование и удовлетворение потребностей и спроса покупателей, воспитывают вкус и культуру потребления. В свою очередь ассортимент реализуемых ими товаров зависит от уровня развития пищевой и легкой промышленности, состояния экспорта, импорта и т. д.


Различают также среду прямого и косвенного воздействия.

Среда прямого воздействия оказывает непосредственное влияние на деятельность организации. Важнейшими элементами этой среды являются: поставщики, покупатели, конкуренты, органы государственной власти, местные органы самоуправления, профсоюзы. К среде косвенного воздействия относят уровень развития науки и техники, культуру, политику, религию и др.

Важнейшую роль во внешней среде играет государство. Наряду с задачами поддержания законности и порядка, обеспечения обороноспособности оно всегда выполняло определенные функции в сфере экономики. При этом условиях кризиса экономическая роль государства возрастает. В современных условиях в развитых странах государство целенаправленно осуществляет регулирование национальной экономики.

 

Закономерности управления различными социальными

Системами

Социальные системы управления (ССУ) могут рассматриваться на различных уровнях управления:

Ø на макроуровне (нац. экономика в целом);

Ø на региональном уровне (например, хозяйство АР Крым, хозяйство Одесской области);

Ø на микроуровне (организация, предприятие).

При этом существует ряд общих законов функционирования ССУ. Эти законы отражают объективно существующие, систематически повторяющиеся существенные взаимосвязи между различными элементами и явлениями в процессе управления.

К важнейшим законам функционирования ССУ можно отнести:

1) закон синергии;

2) закон информированности и упорядоченности;

3) закон развития;

4) закон композиции.

Закон синергии выражается в приросте энергии организации, превышающем силу индивидуальных усилий членов этой организации.

Данный феномен и определил переход человечества к организованным формам трудовой и общественной деятельности. Синергия выделяет организацию из ряда других систем материального мира, т. к. для всех естественных систем характерен закон сохранения и превращения энергии, согласно которому в любой замкнутой системе при всех ее изменениях количество энергии остается постоянным. Но по закону синергии в ССУ возможно изменение энергии как в сторону увеличения, так в сторону уменьшения.

Важнейшей особенностью действия закона синергии является возможность управления приростом энергии. Так, на предприятии это выражается в целенаправленном управлении производством, а на макроуровне – в целенаправленном регулировании социально-экономического развития страны.

Закон информированности и упорядоченности состоит в том, что любая социальная система управления может существовать только при условии информационного обеспечения. При этом информация внутри системы должна быть структурирована и упорядочена в виде прямых и обратных связей, т. к. управление возможно только при наличии коммуникаций.

В современном обществе уровень развития государства определяется не только экономическими и природными ресурсами, но и состоянием информационного обеспечения или информационный средой. Информационная среда включает совокупность всех знаний, которыми обладают граждане данной страны.

Закон развития заключается в том, что социальная система управления способна к развитию, т. е. организация изменяется во времени: рождается, развивается, умирает. Иначе говоря, организация имеет свое прошлое, настоящее, будущее. При этом развитие организации должно происходить целенаправленно.

Цель отражает идеальный мысленный образ результата деятельности, а цель управления – это желаемое состояние системы управления.

Правильное определение целей развития – залог успешного развития организации. После определения цели обычно осуществляется выбор стратегии развития, а затем реализация выбранной стратегии.

Закон композиции выражается в стремлении организации к объединению. Закон композиции особенно актуален для предприятий в условиях экономической нестабильности и резких колебаний рыночной конъюнктуры, экономического давления со стороны конкурентов и криминальных структур. В этих условиях объединение родственных предприятий обеспечивает их более эффективное продвижение к общей цели.

 

К общим закономерностям управления можно отнести:

1) Закономерность соответствия социального содержания управления формам собственности на средства производства – предполагает создание систем управления, адекватных формам собственности на средства производства.

Так, приватизация предприятий промышленности и торговли обусловила многообразие их организационно-правовых форм и ослабила централизованное руководство деятельностью этих предприятий.

2) Преимущественная эффективность сознательного планомерного управления – система с плановой регуляцией процессов, протекающих в ней, потенциально и фактически эффективнее систем управления со стихийной регуляцией этих процессов. Эта закономерность подтверждается широким применением анализа на всех уровнях управления и применением программно-целевого и системного подходов.

3) Закономерность соотносительности управляющей и управляемой систем, субъекта и объекта управления – означает соответствие сферы управления требованиям объекта управления.

В качестве примера можно привести Китай. Качественные сдвиги в развитии экономики, наметившиеся в 70-е года ХХ века, потребовали трансформации всего аппарата управления в Китае. Это нашло свое отражение в целом комплексе реформ. В результате китайская экономика и управление ею стали более восприимчивы к требованиям НТП, обрели тенденцию поступательного развития. Без кризисов и потрясений был осуществлен переход к регулируемым рыночным отношениям.

4) Закономерность усиления процессов разделения и кооперации труда в управлении – отражает:

v с одной стороны, дальнейшее горизонтальное и вертикальное разделение труда в управлении, что связано с развитием отраслей, увеличением масштабов управляемых систем, с появлением новых функций и видов деятельности;

v с другой стороны, разделение труда обуславливает его координацию, т. е. согласованность действий субъектов управления, что выражается в кооперации управленческого труда.

 

Мы рассмотрели общие закономерности присущие управлению в целом. Но существуют также частные закономерности, характерные для отдельных сторон и систем управления. К ним относятся:

1) Закономерность изменения функций управления – означает возрастание одних функций и убывание других на различных иерархических уровнях управления.

Так, на уровне торгового дома решаются стратегические задачи, которые охватывают инвестиционную политику фирмы, распределение ее прибыли, а на уровне каждого магазина, входящего в торговый дом, решаются тактические вопросы, связанные с реализацией товаров населению.

2) Закономерность оптимизации числа ступеней управления – предполагает устранение излишних звеньев управления, что повышает его гибкость и оперативность.

3) Закономерность концентрации функций управления – состоит в том, что каждая ступень управления стремиться к большей концентрации функций, т. е. к расширению и росту численности управленческого персонала.

Эту закономерность наглядно иллюстрируют данные о росте численности бюрократического аппарата, который наблюдается во всей странах.

4) Закономерность распространенности контроля – отражает зависимость между числом подчиненных и возможностями эффективного руководства их деятельностью и контроля их действий со стороны руководителя.

Оптимальным считается наличие 7-10 подчиненных в непосредственном подчинении у одного руководителя.

Как общие, так и частные закономерности управления имеют объективный характер и должны учитываться при формировании принципов управления.

Принципы управления

Принципы управления – это руководящие правила, которые определяют основные требования к системе, структуре и организации управления. Они подразделяются на общие и частные.

Общие принципы управления имеют универсальный характер и воздействуют на все сферы управления и на все отрасли хозяйства. К таким принципам относятся:

1) Принцип целенаправленности – предполагает четкую постановку реальной, достижимой и предельно конкретно определенной цели перед каждым предприятием и каждым его подразделением. Это придает работе здравый смысл и мобилизует усилия персонала на ее выполнение.

Этот принцип предполагает не только постановку цели, но и соотнесение ее с необходимыми ресурсами.

2) Принцип ответственности – предусматривает наказание членов организации за невыполнение возложенных на них функций или задач. При этом ответственность должна быть равна полномочиям, а мера наказания возрастать по мере увеличения полномочий.

Это принцип далеко не всегда реализуется на практике, особенно на высших иерархических уровнях, что приводит к необдуманным решениям, к злоупотреблению властью, к некомпетентному управлению.

3) Принцип компетентности – означает знание менеджером объекта управления. Этот принцип связан с горизонтальным разделением труда по функциям. Также не всегда выполняется.

4) Принцип дисциплины – должна присутствовать в любой системе управления на любом уровне.

Дисциплина предполагает безусловное выполнение указаний руководителя, а также должностных обязанностей, инструкций, приказов и других директивных документов. Но дисциплина не должна стеснять инициативу работников, мешать творческому отношению к работе.

Уровень дисциплины в значительной мере определяет культуру управления.

5) Принцип стимулирования – предполагает мотивацию трудовой деятельности на основе использования материальных и моральных стимулов.

Материальное стимулирование базируется на личной экономической заинтересованности работников в результатах труда (зарплата, премии, надбавки), а моральное – в основном на психологическом воздействии на работников.

6) Принцип иерархичности – предусматривает вертикальное разделение управленческого труда, т. е. выделение уровней управления и подчинение низших уровней управления высшим. Этот принцип учитывается при формировании организационных структур управления, при построении аппарат управления, при расстановке кадров.

Все общие принципы управления тесно взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены.

Частные принципы управления имеют локальный характер и регулируют лишь отдельные управленческие процессы. Например, применительно к управлению предприятиями торговли выделяют такие частные принципы, как ритмичность, непрерывность, параллельность, преемственность управленческих процессов.

 

Методологические подходы в менеджменте

Методологический подход в менеджменте предполагает использование определенных приемов познания и способов деятельности, направленных на достижение целей управления.

Системный подход. Этот поход предполагает рассмотрение различных процессов и явлений как систем.

Система в управлении – это обособленная совокупность взаимосвязанных элементов, которая обладает новыми качествами, которые отсутствуют у образующих ее элементов.

Например, отделение связи входит в состав узла связи, который в свою очередь – в региональную дирекцию, а она в свою очередь – в Украинское государственное предприятие почтовой связи (УГППС «Укрпочта»), которое относится к сфере управления Министерства инфраструктуры Украины и является национальным оператором почтовой связи Украины в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Украины от 10.01.2002 г.

Системный подход основан на системном анализе, который осуществляется по следующему алгоритму:

1) расчленение системы (декомпозиция) на образующие ее элементы;

2) анализ элементов;

3) выявление наиболее существенных элементов, которые определяют поведение системы в целом;

4) разработка рекомендаций по улучшению функционирования системы.

 

Рисунок 1 – Системный подход

 

В настоящее время с помощью математического моделирования, кибернетики и теории информации предпринимаются попытки создать всеобъемлющую теорию управленческих систем, которая бы служила базой для проектирования организаций.

Важное место в системном подходе занимает понятие «структура».

Структура – это совокупность компонентов системы и их связей, определяющих внутренне строение и организацию объекта как целостной системы.

Структура должна быть мобильной, т. е. легко приспосабливаться к изменяющимся требованиям и целям. Эволюция структуры системы по содержанию в пространстве и во времени отражает процесс ее развития.

 

 

Рисунок 2 – Упрощенная структура фирмы

 

На рис. 2 представлена упрощенная структура фирмы, состоящей из организационной и производственной структур.

Подразделения организационной структуры выполняют функции менеджмента. Подразделения производственной структуры – функции по производству продукции или оказанию услуг.

Например,

1.1 – зам. руководителя фирмы по маркетингу,

1.2 – технический директор,

1.3 – коммерческий директор,

1.4 – зам. руководителя по производству,

1.5 – зам. руководителя по социальным вопросам,

2.1 – линейный цех,

2.2 – штамповочный цех и т.д.

 

На 3-м уровне структуры будут соответствующие отделы и участки. Например, в сборочном цеху – отдел технического контроля.

Компоненты системы имеют между собой и горизонтальные связи, которые вместе с вертикальными обеспечивают нормальное функционирование фирмы.

Существуют 2 основных типа систем: закрытые и открытые.

Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия независимы от окружающей среды (например, часы: после того, как в них поставлена батарейка, части часов двигаются непрерывно и точно. И пока не кончится заряд в батарейке – система часов независима от внешней среды).

Открытая система взаимодействует с внешней средой.

Такая система зависит от энергии, информации, материалов, поступающих извне. Чтобы продолжить свое функционирование, открытая система должна приспосабливаться к изменениям во внешней среде. Все предприятия и организации являются открытыми системами.

 

Системный подход в ряде случаев дополняется ситуационным подходом, центральным моментом которого является – ситуация. Ситуация – это конкретный набор обстоятельств, которые заметно влияют на организацию в конкретное время.

Используя ситуационный подход руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.

Конкретные ситуации могут изменяться по следующим признакам:

Ø по содержанию – технические, экономические, политические, организационные, психологические и др.;

Ø по виду управленческого решения во времени – стратегические, тактические, оперативные;

Ø по ресурсам и способам обе5еспечения реализации управленческих решений;

Ø по методам реализации управленческих решений.

Многие факторы внешней среды могут влиять на организацию.

Под сложностью внешней среды понимают число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариантности каждого из них.

Подвижность среды – это скорость, с которой происходит изменения в окружении организации. Многие исследователи считают, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью.

К внешней среде прямого воздействия относятся:

1) поставщики. Поставщики занимаются поставками ресурсов, необходимых организации для ведения бизнеса. Деятельность многих фирм зависит от непрерывного притока материалов. Однако для роста и процветания им нужны поставщики не только материалов, но и капитала. Потенциальных инвесторов несколько: банки, программы государственных учреждений по предоставлению займов, акционеры частные лица, покупающие векселя или облигации фирмы.

2) государственные органы. Организации обязаны соблюдать не только гос. законы, но и требования органов гос. регулирования, т. е. принудительного выполнения законов. Например, распоряжения, письма Главной налоговой администрации Украины (ГНАУ).

3) потребители. Единственная цель организации завоевать потребителя, т. к. ее выживание зависит от способности находить потребителя результатов своей деятельности и удовлетворять его запросы.

4) конкуренты. Это лица, фирмы, предприятия, которые соперничают в достижении идентичных целей, в стремлении обладать теми же ресурсами, занимать такое же положение на рынке.

5) трудовые ресурсы. Это часть населения страны, имеющая физические и духовные способности, необходимых для участия в процессе труда. Трудовые ресурсы выражаются численностью трудоспособного населения и являются ванным элементом экономического потенциала страны.

К внешней среде косвенного воздействия относятся:

1) технология. Это совокупность средств, процессов, операций, методов, с помощью которых входящие в производство элементы преобразуются в выходящие. Такая совокупность охватывает машины, механизм и инструмент, навыки и знания.

2) состояние экономики. Руководство должно уметь предвидеть, как скажутся на операциях фирмы общие изменения состояния экономик. Состояние мировой экономики влияет на стоимость ввозимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги.

3) социокультурные факторы. Любая организация функционирует в одной культурной среде, поэтому на преобладающие в ней жизненные ценности, традиции и установки влияют на организацию.

4) политические факторы. Политическая стабильность является залогом для повышения деловой активности, для притока иностранного капитала. Другой аспект политических факторов – группы особых интересов и лоббисты.

Комплексный подход. Его применение при принятии управленческих решений сводится к учету важнейших факторов внутренней и внешней среды в их взаимосвязи и взаимозависимости.

Маркетинговый подход. Это один из современных методологических подходов, который определяется как ориентация управляющей подсистемы на потребителя.

К основным принципам маркетингаотносят:

Ø обоснованный выбор целей и стратегии предприятия;

Ø применение комплексного подхода к увязке целей с ресурсами и возможностями предприятия;

Ø оптимальное сочетание централизованного и децентрализованного начал в управлении организацией.

На реализацию принципов направлены функции маркетинга:

v максимальный учет рыночного спроса и запросов потребителей;

v определение оптимального ассортимента продукции;

v разработка сбытовой политики на основе определения максимально выгодных каналов сбыта.

Маркетинг как управленческая деятельность включает:

1)изучение спроса на конкретный товар;

2)составление программы маркетинга по продукту;

3)расчет полных издержек производства;

4)установление верхнего уровня цены товара и рентабельности его производства;

5)определение результатов хозяйственной деятельности (валовых доходов, чистой прибыли и др.)

Современная украинская экономика характеризуется резко меняющейся экономической средой, наличием сложных управленческих проблем, кризисным состоянием многих предприятий. В этих условиях возрастает значение особого методологического подход в управлении – антикризисного управления.

Антикризисное управление – это специфический набор методов управления для предотвращения кризиса или в кризисной для бизнеса ситуации. Антикризисный менеджмент охватывает:

§ анализ финансового состояния предприятия – изучение баланса и отчета о финансовых результатах, анализ отчета о движении денежных средств, анализ средней величины денежных средств на счетах предприятия.

§ оценку миссии и мотивации предприятия – осуществляется на основе рассмотрения внутренних и внешних перспектив его развития. На этом этапе формируется новая концепция развития предприятия с учетом тенденций, шансов, опасностей и рисков

§ формирование новой стратегии развития – предполагает разработку детального обоснованного плана действий, предназначенного для преодоления кризиса и достижения новых целей;

§ контроллинг – означает управление и наблюдение; необходим для планирования, регулирования и контроля.

§ реинжиниринг предприятия – радикальное перепроектирование процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений в решающих показателях деятельности фирмы, таких, как стоимость и качество продукции, сервис и темпы роста.

Антикризисное управление предполагает широкое использование приемов финансового менеджмента.

Финансовый менеджмент – это вид профессиональной деятельности, направленный на управлении движением финансовых ресурсов и финансовыми отношениями, возникающими между хозяйствующими субъектами. Он позволяет определить источники финансирования, найти капиталовложения и оценить их эффективность, управлять оборотным капиталом, осуществлять финансовое планирование и контроль.

Целями финансового менеджмента могут быть:

1) максимизация или достижение устойчивой нормы прибыли;

2) увеличение доходов руководящего состава фирмы и вкладчиков;

3) повышение курсовой стоимости акций;

4) выполнение социальных функций.

Основными инструментами финансового менеджмента являются ценные бумаги (акции, облигации, сертификаты, векселя и др.), при помощи которых мобилизуются свободные денежные средства для достижения определенных целей, регулируется денежное обращение, формируются инвестиции.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.