Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Основные принципы бухгалтерского учета в банках

Бухгалтерский учет в кредитных организациях строится на следующих принципах.

Непрерывность деятельности. Этот принцип предполагает, что кредитная организация будет непрерывно осуществлять свою деятельность в будущем.

Постоянство правил бухгалтерского учета. Кредитная организация должна постоянно руководствоваться одними и теми же правилами бухгалтерского учета в случае существенных перемен в своей деятельности и правовом механизме. При изменении правил должна быть обеспечена сводимость результатов новых счетов с отчетами предыдущего периода.

Осторожность. Активы и пассивы, доходы и расходы должны быть оценены в учете разумно, с достаточной степенью осторожности, чтобы не переносить уже существующие, потенциально угрожающие финансовому положению кредитной организации риски на следующие периоды.

Отражение доходов и расходов по кассовому методу. Данный принцип означает, что доходы и расходы относятся на счета по их учету после фактического получения доходов и совершения расходов.

День отражения операций. Отражаются операции в бухгалтерском учете в день их совершения (поступления документов), если иное не предусмотрено нормативными актами Банка России.

Раздельное отражение активов и пассивов. В соответствии с этим принципом счета активов и пассивов оцениваются отдельно и отражаются в развернутом виде.

Преемственность входящего баланса. Остатки на балансовых и внебалансовых счетах на начало текущего отчетного периода должны соответствовать остаткам на конец предшествующего периода.

Приоритет содержания над формой. Операции отражаются в соответствии с их экономической сущностью, а не с их юридической формой.



Единица измерения. Активы и пассивы учитываются по их первоначальной стоимости на момент приобретения или возникновения. Первоначальная стоимость не изменяется до момента их списания, реализации или выкупа, если иное не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России. Однако активы и обязательства в иностранной валюте, драгоценные камни должны переоцениваться в соответствии с нормативными актами Банка России по мере изменения курсов.

Открытость. Отчеты должны достоверно отражать операции кредитной организации, быть понятными информированному пользователю и избегать двусмысленности в отражении позиции кредитной организации.

Кредитная организация должна составлять сводный баланс и отчетность в целом по кредитной организации. Используемые в работе кредитной организации ежедневные бухгалтерские балансы составляются по счетам второго порядка.

Ценности и документы, отраженные в учете по балансовым счетам, по внебалансовым счетам не отражаются, кроме случаев, предусмотренными нормативными актами Банка России.

 

Метод бухгалтерского учета

Метод бухгалтерского учета – это совокупность способов и приемов, используемых для организации и ведения бухучета. В его состав включаются типовые элементы:

· документация и инвентаризация;

· счета и двойная запись;

· баланс и отчетность;

· оценка и калькуляция.

Кратко охарактеризуем отдельные элементы метода бухгалтерского учета.

Документ – это письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета.

Документация – это поток документов, обеспечивающих бухгалтерскому учету сплошное и непрерывное отражение уставной деятельности банка.

Документация выполняет роль импульса, дающего начало движению учетной информации. К учету принимаются только правильно оформленные документы, а именно те, в которых заполнены все реквизиты - обязательные показатели, обеспечивающие им силу закона. Такими реквизитами являются:

· наименование документа;

· дата составления документа;

· номер документа;

· подпись;

· печать;

· краткое содержание банковской операции,

· ее количественное и денежное выражение,

· подписи лиц, отвечающих за операцию (исполнитель, кассир, контролер).

Первоочередные требования к документам своевременность и полнота их заполнения, представление на проверку и обработку, обеспечивающие возможность предварительного и текущего контроля за уставной деятельностью банка и активного воздействия на результаты его работы.

Инвентаризация обеспечивает сохранность, полноту и достоверность учетных данных.

Инвентаризация позволяет путем проверки в натуре материальных ценностей, основных и денежных средств, драгоценных металлов, требований и обязательств выявить их фактические состояние. Она или подтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляет неучтенные средства и ценности, потери, хищения, недостачи, просчеты. При помощи инвентаризации контролируется сохранность любого вида собственности, проверяются полнота и достоверность учетных данных. Количество обязательных инвентаризаций и время их проведения устанавливаются Банком России и дополнительно каждым банком самостоятельно.

Счета бухгалтерского учета предназначены для группировки и текущего учета однородных банковских операций. Накаждый вид средств и их источников (ресурсов) открывается отдельный счет. Различают два вида счетов: активные и пассивные. Название они получили от названия частей баланса, и отражают их содержание. Так, активные счета предназначены для учета средств банка по их составу и размещению, его расходов; пассивные - для учета источников образования средств (ресурсов) по их целевому назначению, любого вида кредиторской задолженности его доходов. Строение счетов независимо от их вида одинаково – это таблица двусторонней формы. Одна сторона счета (левая) называется дебетом, другая (правая) – кредитом. Для большинства счетов характерно наличие сальдо (остатка) на начало и конец отчетного периода и оборотов.

При одинаковом строении счетов назначение дебета и кредита в активных и пассивных счетах различно, что видно из представленных схем счетов бухгалтерского учета на рисунке 1.6.1.

Сумма каждой банковской операции должна отражаться на счетах дважды: по дебету одного счета и по кредиту другого счета независимо от их вида, что и называется двойной записью. Двойная запись обеспечивает взаимосвязанное отражение в учете уставной деятельности банка. Кроме того, использование двойнойзаписи имеет большое контрольное значение, так как требует обязательной сбалансированности (равенства) итогов оборотов по счетам. Это осуществляется по окончании каждого отчетного периода (в банке ежедневно), когда бухгалтерия подсчитывает суммы оборотов по дебету и кредиту всех видов счетов. Неравенство сумм свидетельствует об ошибке, допущенной бухгалтерией при записи банковских операций по счетам (в банках ежедневный баланс «Операционный день»).

 

Рис.1.6.1.

Схема активного счета

Дебет Кредит
Сн (сальдо, остаток) средства банка на начало отчетного периода Банковские операции, вызывающие уменьшение средств (-)
Банковские операции, вызывающие увеличение средств (+)
Сумма банковских операций составит оборот по дебету счета за отчетный период Сумма операций составит оборот по кредиту счета за отчетный период
Ск (сальдо на конец отчетного периода)=Сн + оборот по дебету – оборот по кредиту

Схема пассивного счета

Дебет Кредит
Банковские операции, вызывающие уменьшение источников средств (-) Сн (сальдо, остаток) источника (ресурсов) на начало отчетного периода
Банковские операции, вызывающие увеличение источников средств (+)
Сумма операций составит оборот по дебету счета за отчетный период Сумма банковских операций составит оборот по кредиту счета за отчетный период
  Ск (сальдо на конец отчетного периода)=Сн + оборот по кредиту – оборот по дебету

 

Двойная запись оформляется указанием дебетуемого и кредитуемого счетов на сумму банковской операции, что называется корреспонденцией счетов, или счетной формулой, или бухгалтерской проводкой. Отметим, что информация на активных и пассивных счетах по способу ее обобщения и группировки делится на синтетическую и аналитическую.

Счета синтетического учета предназначены для учета состава и движения средств банка в обобщенном виде и только в денежном выражении. Синтетические счета бывают первого и второго порядка.

Счета аналитического учета открываются в развитие определенного синтетического счета.

Баланс – сгруппированный поток информации о ресурсах и средствах банка или это сгруппированная по счетам таблица о средствах банка (актив) и его ресурсах (пассив).

Баланс (от франц. balance — весы) означает равенство актива и пассива. Таблица баланса состоит из двух частей: актив характеризует состояние (остаток — сумма) и размещение (вложение) средств банка; пассив — состояние (остаток на счетах) ресурсов источников) тех же средств на определенную дату (ежедневно, первое число месяца, квартала, года). Следовательно, денежной сумме источников должно соответствовать денежное вложение средств. То есть при заполнении (сведений) баланса необходимо обязательно добиваться равенства актива и пассива — это будет балансом, равновесием.

Балансом с остатками средств предпочитают пользоваться руководители банка, а бухгалтеры — так называемой сальдово-оборотной ведомостью. Это разновидность баланса, где видны только остатки (сальдо) по балансовым счетам, но и обороты по ним.

Счета в балансе располагаются в порядке возрастания их номеров: первый раздел, второй и т.д.

Банковские балансы относятся к средствам коммерческой информации и отвечают требованиям оперативности, конкретности, солидности (под солидностью понимается достоверность).

Оперативность банковского баланса проявляется в его ежедневном составлении, что в значительной степени гарантирует правильность и достоверность бухучета в банках и связано с ежедневной передачей клиентам вторых экземпляров выписок их лицевых счетов, в которых исключается (или сразу же выявляется) наличие ошибочных записей.

При построении банковских балансов используется принцип группировки счетов по экономически однородным признакам ликвидности, срочности, что обеспечивает конкретность информации. В балансе прослеживается тенденция понижения ликвидности статей по активу и уменьшения степени востребования (срочности востребования) привлеченных средств по пассиву.

Все совершенные за рабочий день операции отражаются в едином балансе банка. С помощью баланса контролируется:

· формирование и размещение денежных ресурсов;

· состояние кредитных, расчетных, кассовых и других банковских операций;

· правильность отражения операций в бухучете.

Таким образом, баланс — основной документ бухучета в банке. Так же, как вышеизложенный баланс, составляется баланс в форме салъдово-оборотной ведомости — сначала идут активные счета (актив баланса), затем пассивные. Кроме исходящего и входящего остатка и обороты по дебету и кредиту, причем, обороты и остатки разделены на рублевые и инвалютные в рублевом эквиваленте.

Однако основной баланс построен иначе — входящие и исходящие остатки по активу и пассиву располагаются в колонках рядом по мере возрастания счетов. Остаток активного счета по­казан в первой колонке — актив, остаток пассивного — во второй колонке — пассив.

Основной баланс должен отвечать следующим принципам построения:

• составляться по счетам второго порядка;

• по каждому счету второго порядка суммы показываются от­дельно в колонках:

- по счетам в рублях;

- по счетам в инвалюте, выраженной в рублевом эквивален­те и в драгметаллах по их балансовой стоимости;

- итого по счету;

• по каждому счету первого порядка, по группе этих счетов, по разделам, по всем счетам выводятся итоги;

• по ряду счетов в балансе показываются суммы по контрсчетам и выводится итог за минусом сумм по контрсчетам, на­пример ссудная задолженность «минус» созданные резервы;

• баланс должен быть читаемый, в заголовке указывается тек­стом: название банка; дата, на которую баланс составлен;

единица измерения; номера и названия разделов, групп счетов первого порядка, счетов первого, второго порядка, по ка­ким счетам выведены промежуточные итоги; итоговая сумма должна называться балансом;

• в одну строчку должны показываться остатки по дебету и кредиту.

Первичные балансы (банка без филиалов, каждого филиала составляются в рублях и копейках, сводные (консолидированные) — в единицах, указанных для составления отчетности.

Баланс печатается по всем определенным рабочим планам балансовым и внебалансовьм счетам. При отсутствии остатка проставляется один ноль.

Рабочий план счетов — перечень синтетических счетов, выделенных из общего Плана счетов бухучета кредитной организации, утвержденный учетной политикой банка.

Отчетность – освещает уставную деятельность банка, его расходы и доходы. Отчетность обеспечивает информацией, как банк, так и его внешних пользователей (учредители, клиенты, налоговые службы, Банк России).

Оценка – это общегосударственные правила оценки статей баланса: ценные бумаги – подлежат переоценке ежемесячно, иностранная валюта переоценивается ежедневно, основные средства имеют различные виды оценки: первоначальная стоимость, восстановительная стоимость, остаточная стоимость.

Калькуляция – предварительный и текущий учет затрат.

 

ЛЕКЦИЯ 2. ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ

2.1. Характеристика плана счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях

2.2. Типы хозяйственных операций и их влияние на баланс банка

2.3. Аналитический и синтетический учет в банках

2.4. Техника и формы бухгалтерского учета в банках

 

2.1. Характеристика плана счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях

Бухгалтерский учет кредитной организации существенно отличается от учета остальных хозяйствующих субъектов. В последнее время все чаще используется даже специальный термин – «банковский учет».

В бухгалтерском учете всех субъектов экономики имеется, правда, и много общего: на всех распространяется действие ФЗ от 21.11.1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», сходны предмет, объекты, основные задачи бухучета, ряд элементов метода бухгалтерского учета с определенными особенностями: принцип использования документации, инвентаризация, баланс, двойная запись по счетам; другие элементы – сами счета и отчетность – отличны.

Действуют соответственно свои планы счетов бухгалтерского учета и документы, регламентирующие их применение.

Центральный Банк России полностью выполняет весь объем методологической работы в части постановки бухгалтерского учета в банках России.

План счетов кредитных организаций прошел в своем развитии четыре стадии эволюции.

Эволюция Плана счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях.

Первый этап (1933 – 1989гг) характеризуется наличием трех действующих планов счетов для кредитных организаций:

· для Госбанка СССР и его подразделений;

· для Внешэкономбанка и Внешторгбанка;

· для Сбертрудкасс.

Это период плановой экономики. В банковской системе организовано разделение функций. Учреждения Госбанка СССР проводили расчеты предприятий и организаций и осуществляли финансирование народного хозяйства, причем централизованно. То есть специализировались на юридических лицах.

Специализация наблюдается и во Внешэкономбанке, Внешторгбанке, Сбертрудкассах. Первые два специализируются на экспортно–импортных торговых операциях, а Сбертрудкассы на привлечении свободных денежных средств населения во вклады. В этой связи три плана счетов позволяли контролировать и разделять операции по движению денежных средств предприятий и организаций, в международных отношениях и населения.

Второй этап (1989 – 1994гг) характеризуется переходом на два плана счетов для кредитных организаций:

· для коммерческих банков;

· для Сбербанка.

В этот период происходят изменения в банковской системе. Во-первых, появляются коммерческие банки; во-вторых, устанавливается двухуровневая банковская система; в-третьих, коммерческие банки получают право осуществлять весь спектр банковских операций: кредитование юридических лиц, привлечение денежных средств населения во вклады, валютные операции, операции с ценными бумагами. Как следствие, отпадает необходимость вести отдельные планы счетов. Но переход сберегательного банка на единый план счетов имеет некоторые затруднения, так как для этого следует перестраивать его операционную систему. Кроме того, план счетов не позволяет адекватно отражать весь спектр операций, которыми банки стали заниматься, а также, в плане счетов не учитываются риски, которые появились в деятельности кредитных учреждений.

Третий этап (1994 – 1998гг) характеризуется переходом всех коммерческих банков на единый план счетов.

На данном этапе упрощены подходы по контролю ЦБ РФ за ведением бухгалтерского учета и формирования отчетности коммерческих банков. Это является достоинством в политике ЦБРФ.

Переход на единый план счетов для всех коммерческих банков являлся начальным этапом перехода на международные стандарты финансовой отчетности. Но, план счетов, составленный в советском периоде, не соответствовал требованиям МСФО, поэтому появляется необходимость формирования совершенно нового Плана счетов.

Четвертый этап связан с введением в действие с 1 января 1998 года нового плана счетов для кредитных организаций.

Новый план счетов был введен ЦБ РФ Правилами Банка России от 18 июня 1997 года № 61 с 1 января 1998 года. Активно-пассивные счета были ликвидированы. Это усилило особенности и различия в направлениях бухгалтерского учета – в банковском учете и в бухучете финансово-хозяйственной деятельности организаций. Вместо этого введены парные счета. В 2002 году Правила № 61 были переработаны, и вступило в силу Положение ЦБ РФ от 5 декабря 2002 года № 205-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях», 1 января 2008 года вступило в силу Положение ЦБР от 26 марта 2007 года № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации».

Таким образом, План счетов бухгалтерского учета в банках — это систематизированный перечень синтетических счетов бухучета. Синтетические счета — укрупненные счета первого порядка (3 знака) и второго порядка (5 знаков), в отличие от аналитических — 20-значных детализированных счетов.

План счетов бухучета в банках является составной частью Положения «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» Центрального Банка России от 26 марта 2007 года № 302-П. Кроме того, каждый банк в составе своей учетной политики разрабатывает рабочий план счетов бухучета, в соответствии с которым этот банк и работает.

В Плане свыше 1000 синтетических счетов. Однако реальные проводки делаются между аналитическими 20-значными лицевыми счетами; проводки между синтетическими счетами — только как сокращение в учебных, инструктивных и научных целях.

План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях состоит из пяти глав.

Глава А-«Балансовые счета». Это основные счета, формирую­щие баланс банка по основной деятельности. Счета других глав имеют либо вспомогательное значение, либо отражают учет каких-то отдельных специфических операций, которые не учитываются по основному балансу.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.