Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Организация банковского аудита

Банки представляют собой влиятельный фактор бизнеса во всем мире. Большинство граждан и организаций вступают в отношения с ними в качестве вкладчиков и заемщиков. Банки играют важную роль в сохранении стабильности денежно-кредитной системы за счет тесного взаимодействия с государственными органами и выполнения возложенных на кредитные учреждения контроль­ных и регулирующих функций. Поэтому трудно переоценить значение стабильности банковской системы.

Развитие банковской системы и в том числе укрепление сотрудничества с реальным сектором экономики невозможно без постоянного совершенствования подходов и методов управления банком. Одним из важнейших элементов системы управления выступает контроль. Контроль призван обеспечить соответствие деятельности банка поставленным перед ним целям. По отношению к банку он может быть внешним и внутренним.

Выделяется несколько взаимодействующих между собой форм контроля:

1) банковский надзор, осуществляемыйЦБ РФ;

2) внешний аудит, проводимый специализированной организацией;

3) система внутреннего контроля, формируемая собственниками и руководством банка;

4) внутренний аудит, который представляет собой автономную часть системы внутреннего контроля.

При этом контролю подвергаются разные аспекты работы банка:

· соблюдение банком интересов кредиторов и вкладчиков, а также требований законодательства;

· достоверность бухгалтерской отчетности банка;

· эффективность деятельности банка, ее риск и доходность;

· состояние корпоративного управления, риск-менеджмент и системы внутреннего контроля в банке.



На современном этапе взаимодействие банков с реальным сектором экономики становится все более тесным. Одним из ее приоритетных направлений является предоставление предприятиям ссуд и иных банковских продуктов, подверженных кредитному риску. Банки принимают на себя значительную величину риска бизнеса клиентов.

Все это диктует необходимость совершенствования различных форм контроля за операциями банков, и в первую очередь аудита, который позволяет поднять качество управления на новую ступень. Вместе с тем функции и роль аудита, и в особенности внутреннего аудита, в системе управления коммерческим банком исследованы недостаточно.

Основной целью надзора Банка России является обеспечение стабильности банковской системы, интересов кредиторов и вкладчиков, а также соблюдение банками требований законодательства. ЦБ РФ осуществляет надзор в соответствии с нормами Федерального закона от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Важным инструментом надзора выступают нормы и нормативы банковской деятельности (нормативы достаточности капитала, ликвидности, кредитного риска, обязательных резервов и др.). Их задача состоит в том, чтобы установить ориентиры деятельности банка, позволяющие ему преодолеть возможные отрицательные обстоятельства защитить интересы кредиторов и вкладчиков. ЦБ РФ наделен правом применения к банкам санкций за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности вплоть до отзыва лицензии.

В целях обеспечения эффективности надзора ЦБ РФ организует систему сбора и анализа информации о банках. Банки предоставляют в ЦБ РФ финансовую отчетность, сведения о фактических значениях обязательных нормативов, данные об операциях клиентов, подлежащих валютному контролю, и др. Достоверность и полнота данных банковской отчетности периодически подтверждаются в ходе комплексных и тематических инспекционных проверок, проводимых сотрудниками ЦБ РФ.

Внешний аудит может рассматриваться как часть инфраструктуры банковской системы и выполняет функцию по поддержанию ее финансовой устойчивости. Важной особенностью внешнего аудита является то, что он регламентируется законодательством.

Правовые основы аудита в России установлены Федеральным законом от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В соответствии с законом аудит – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организаций. Целью аудита является выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетности и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству.

Расширенное толкование внешнего аудита включает сопутствующие аудиту услуги, в том числе постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности; налоговое консультирование; анализ финансово-хозяйственной деятельности, экономическое и финансовое консультирование; управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций и др.

На современном этапе важность для банков квалифицированной помощи со стороны аудиторских организаций, в особенности анализа финансово-хозяйственной деятельности, налогового и управленческого консультирования трудно переоценить.

В соответствии с законодательством бухгалтерская отчетность банка подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. Детализированный аудит всех операций банка был бы не только неэффективен с экономической точки зрения, но и практически невозможен. Поэтому аудиторы осуществляют выборочную проверку деятельности банка и выражают мнение о достоверности отчетности во всех существенных аспектах, т.е. проверенная отчетность, возможно, будет содержать какие-либо ошибки, но они не окажут влияния на выводы и решения ее пользователей. В этом состоит основное методологическое отличие внешнего аудита от ревизии: последняя оставляет в стороне исследование риска, определение уровня существенности и построение репрезентативной выборки.

Перестройка порядка регулирования банковского аудита, включая лишение ЦБ РФ соответствующих функций и их передачу Минфину РФ, к сожалению, несколько ослабила роль аудита в обеспечении стабильности банковской системы России.

Особую роль играют система внутреннего контроля и внутренний аудит. Эффективная система внутреннего контроля является важным компонентом управления банком. В процессе внутреннего контроля принимают участие совет директоров, а также руководство и персонал банка.

К задачам внутреннего контроля относятся:

· обеспечение эффективности деятельности банка;

· обеспечение соблюдения банком требований законодатель­ства и регулирующих органов, а также внутренней политики и стратегии;

· обеспечение совершения сделок от имени банка уполно­моченными лицами;

· обеспечение сохранности активов и контроля за обязательствами банка;

· обеспечение достоверности, точности, полноты и актуальности финансовой и управленческой информации.

По результатам обобщения российского и зарубежного опыта в целях унификации требований к организации внутреннего контроля и устранения его недостатков в российских банках было издано Положение ЦБ РФ от 16.12.2003г. № 242-П «Об организации внутреннего контроля кредитных организаций и банковских группах». Появление указанного документа помогло решить несколько важных на тот момент проблем:

- определить задачи системы внутреннего контроля;

- установить требования к квалификации руководителя и сотрудников службы внутреннего контроля, а также их права и обязанности;

- определить способы надзора ЦБ РФ за функционированием системы внутреннего контроля в банках (анализ отчета о состоянии внутреннего контроля и проведение проверок на местах);

- определить направления внутреннего контроля (административный и финансовый; предварительный, текущий и после дующий);

- провести классификацию рисков;

- дать представление о процедурах управления рисками (риск-менеджмента).

Приведем данные по сравнительному анализу форм контроля в таблице 3.2.1.

 

Таблица 3.2.1.

Сравнительный анализ форм контроля в коммерческом банке

Критерий сравнения Надзор ЦБ РФ Внешний аудит Внутренний аудит
Объект и фокус контроля Определяется зако­нодательством и нормативными до­кументами ЦБ РФ. Соблюдение банка­ми обязательных нормативов Устанавливается за­конодательством и стандартами профес­сиональной деятель­ности. Достоверность финансовой отчетно­сти Определяется нор­мативными доку­ментами ЦБ РФ и банка. Технология проведения опера­ций и контрольные процедуры
Цель контроля Поддержание ста­бильности банков­ской системы, со­блюдение банком интересов кредито­ров и вкладчиков, а также требований законодательства Подтверждение дос­товерности бухгал­терской отчетности банка Обеспечение высо­кого качества кор­поративного управ­ления, риск-ме­неджмента и системы внутренне­го контроля в банке
Характер деятельности Государственное ре­гулирование и кон­троль Предприниматель­ская деятельность Выполняется в рам­ках разделения труда в банке
Методы и способы контроля Определяются в со­ответствии с норма­тивными докумен­тами ЦБ РФ Выбираются ауди­торской организаци­ей самостоятельно в соответствии со стандартами аудита Определяются по согласованию с ру­ководством и собст­венниками банка
Ответственность Дисциплинарная, уголовная Гражданско-пра-вовая, администра­тивная, уголовная Дисциплинарная, уголовная

В некоторых российских банках получила распространение так называемая самооценка состояния системы внутреннего контроля, суть которой заключается в том, что руководство и персонал какого-либо подразделения анализируют свою работу, оценивают эффективность связанных с ней контрольных процедур и документируют результаты.

Можно определить внутренний аудит как деятельность специализированного подразделения банка по независимой проверке операций банка и консультированию, направленную на повыше­ние качества системы управления банком.

К принципам внутреннего аудита относятся: непрерывность; независимость; объективность; компетентность; комплексность.

Непрерывность

Внутренний аудит банка призван осуществляться на посто­янной основе. Руководство банка обязано принять все необходимые меры к тому, чтобы обеспечить соответствие внутреннего аудита видам и масштабу операций, проводимых банком.

Независимость

Принцип независимости предполагает, что подразделение внутреннего аудита осуществляет деятельность под прямым контролем либо президента (председателя правления), либо совета директоров, либо аудиторского комитета банка.

Объективность

Руководство банка может запрашивать мнение подразделения внутреннего аудита по отдельным вопросам, относящимся к со­блюдению принципов внутреннего контроля (например, при рас­смотрении перспектив реорганизации банка, системы внутренне­го контроля, информационных систем, перед началом рискован­ных операций), и берет на себя всю полноту ответственности за окончательное решение.

Компетентность

Профессиональную компетентность можно оценить, принимая во внимание способность аудитора собрать, изучить, оценить информацию и вовремя доложить руководству о результатах.

Комплексность

В банке могут организовываться специальные подразделения для мониторинга отдельных аспектов его деятельности (например, планово-экономический департамент, управление рисков и т.п.). Такие подразделения являются частью системы внутреннего контроля. Их существование не освобождает подразделение внутреннего ау­дита от проверки соответствующих направлений деятельности. Подразделение внутреннего аудита учитывает в работе требования законодательства и подзаконных актов в отношении операций банка, но это не означает, что оно целиком берет на себя комплексный контроль.

Процесс внутреннего контроля включает в себя следующие этапы:

• разработка политики и процедур внутреннего аудита;

• координация работы с внешними аудиторами и консультантами;

• планирование внутреннего аудита;

• проведение внутреннего аудита;

обобщение и доведение до руководства банка результатов проверки и рекомендаций;

исправление выявленных ошибок.

Для крупного многофилиального банка более адекватным представляется распределение сотрудников внутреннего аудита по филиалам с организационным объединяем в отделы и секторы. В подчинении отдела может находится до пяти секторов; отделы, в свою очередь, подчиняются подразделению внутреннего аудита головного офиса. При этом программы проверок, формы отчетов должны быть сопоставимыми.

Когда внутренний аудит в этих организациях осуществляется силами головного банка, важно принять меры в рамках законодательства и требований регулирующих органов в целях обеспечения неограниченного доступа подразделения внутреннего аудита головного банка ко всем видам деятельности дочерней (зависимой) организации и проведения периодических проверок на местах.

Российское законодательство, в частности Федеральный за­кон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и Федеральный закон от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», в качестве внутреннего органа, контролирующего от имени собственников банка (совета директоров) деятельность руководства банка, определяет ревизионную комиссию, а также содержит общее описание ее функций.

Банки создают аудиторский комитет, если осуществляется широкий круг операций. Совет дирек­торов банка обычно регламентирует порядок назначения членов аудиторского комитета, их права, обязанности и подотчетность отдельным документом. В целях повышения эффективности работы аудиторского комитета на его заседаниях присутствуют: президент (председатель правления) банка, внутренний аудитор, внешний аудитор.

Аудиторский комитет имеет возможность запрашивать любые необходимые данные и материалы, назначать любое расследование.

На заседаниях аудиторского комитета обычно обсуждаются:

— вопросы функционирования системы внутреннего контроля;

— проблемы функционирования подразделения внутреннего аудита;

— области риска, которые должны быть охвачены внутрен­ним и внешним аудитом в анализируемом году;

— данные о достоверности, полноте и точности финансовой информации, предоставляемой руководству банка и внешним пользователям;

— выявленные в ходе внутреннего и внешнего аудита про­блемы;

— предполагаемая кандидатура внешнего аудитора.

 


ПРАКТИКУМ






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.