Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

СТИЛИ И СПОСОБЫ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ

Не последнее место в процессе общения имеет самопрезентация участвующих в ней лиц. При этом можно выделять ее различные стили. Отличие между ними определяется стремлением вступающего в коммуникацию получить от других социальное одобрение, а также его желанием проявить собственную активность или наоборот пассивно участвовать в ней.

Для агрессивного стиля самопрезентации характерно представление общающимся своего желаемого перед другими образа с помощью большой активности и агрессивности. Для этого им используются принижающие партнера оценки и сравнения, ирония, критические суждения, ограничение темы обсуждения.

Пассивное стремление избежать негативного впечатления о себе является особенностью защитного стиля самопрезентации. При этом стараются не привлекать к себе особого, особенно публичного внимания, не афишировать свои способности и достоинства, придерживаются немногословия, пассивного взаимодействия. Одним из стилей самопрезентации является оправдывающийся (оправдание), название которого говорит само за себя.

Стили самопрёзёнтации в процессе коммуникации реализуются различными способами. По утверждению Е.П.Ильина, к способам реализации самопрезентации относятся: отрицание («ничего страшного не случилось»), переиначившие («все было не так»), диссоциация («это не я»); извинения и оправдания («я не мог ничего сделать»), уступки, предлагающие принятие всей ответственности за негативные события, демонстрация раскаяния, обещания, что подобные действия больше не повторятся.

В процессе самопрезентации используются и такие способы как запугивание, ориентация на пример (образцовое поведение), просительство и инграциация — забота о привлекательности собственных качеств, чтобы тем самым оказать влияние на другого человека.



Для инграциации применяются положительные высказывания о себе, усиленные комплименты в адрес лица, на которое стараются воздействовать, оказание ему каких-либо услуг.

Способ запугивания при самопрезентации обычно используют лица, обладающие в той или иной степени властью, пудовыми кушаками или их эквивалентами, а также недостаточно извитыми извилинами. Используются при этом и элементарные угрозы.

Самопрезентация с ориентацией на пример строится на рекламе собственных достоинств — настоящих и мнимых, на самоотречении от совершения неблаговидных или не очень благовидных поступков, временном или постоянном пренебрежении собственными интересами.

При использовании способа просительства различными средствами демонстрируются собственная беспомощность и обращение с просьбой к объекту самопрезентации.

Вышеуказанные способы самопрезентации при общении могут использоваться или по одному, или все одновременно, или в различных сочетаниях.

 

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ О СЕБЕ

Первое впечатление о себе, произведенное на участников общения, может быть не только положительным, но и совершенно иным. А ведь нередко 6т произведенного вначале впечатления зависит судьба решения важного вопроса.

В связи с этим перед лицом, вступающим в коммуникацию, стоит ответственная и непростая задача сразу же произвести на ее участников определенное впечатление — то или иное, в зависимости от преследуемых целей.

Это нужно делать и потому, что у человека, который начинает общение, в отношении его у других участников начинает действовать установленный психологами эффект ореола.

Это обусловлено влиянием ряда факторов, которые нужно учитывать, чтобы этот ореол имел позитивную роль в дальнейшей коммуникации. Эффект ореола заключается в том, что при начальном контакте в первую очередь невольно обращают внимание на одну из черт личности, что затеняет, а иногда и заслоняет другие ее свойства.

Поэтому вступающим в коммуникацию следует постараться каким-либо образом обратить внимание других ее участников на свою ведущую привлекательную черту или на ту, подчеркнуть которую есть необходимость в данный момент (на свою эрудицию, компетентность, доброжелательность, решительность).

Для создания положительного образа при первом контакте важное значение имеет и использование проявляющегося при этом фактора преимущества.

Суть его заключается в том, что лицо, превосходящее нас по какому-либо важному признаку, допустим по эрудированности, внешнему виду, по марке автомобиля, по росту, кажется нам превосходящим нас и по остальным качествам.

Результатом действия этого фактора нередко является то, что партнеру мысленно приписываются и те качества, которыми он на самом деле не обладает. Действие этого фактора может проявиться и в противоположном направлении, т.е. если партнер нам в чем-либо уступает, то мы занижено оцениваем и другие его качества и даем ему в целом заниженную оценку.

Отрицательное впечатление производит скованность, проявляющаяся в начале общения, так же как и слишком вольная при этом манера себя держать.

Второе характеризует человека как личность невоспитанную или маловоспитанную, высокомерную или развязную. Обычно перспектива дальнейшей коммуникации с таким человеком мало радует.

Немалую роль в создании первого позитивного впечатления о себе играет действие фактора привлекательности.

Смысл его в том, что человек, который нам почему-либо кажется привлекательным, невольно вызывает к себе в целом симпатию, расположение и доверие.

Привлекательность его обуславливается не только соответствующей внешностью, но и может быть вызвана выражением на его физиономии, хорошей «умытостью», «причесанностью», «обутостью» и т.д.

Хотя в этом отношении возможны и варианты, поскольку есть категория людей, на которых благоприятное впечатление производят противоположные человеческие качества.

Создание первого положительного впечатления о себе зависит и от действия фактора отношения.

Его суть в том, что человек, который вначале коммуникации проявляет к нам недоброжелательность, не кажется нам хорошим, не вызывает к себе симпатию и в дальнейшем.

И наоборот, если он вначале проявил к нам внимание и доброжелательность, то он кажется нам вообще хорошим. А это вызывает желание продолжать с ним контакт, пойти ему навстречу при решении поставленных им задач.

Доброжелательное отношение проявляется не только в соответствующем выражении лица, в приветливом взгляде, улыбке, в более близком межличностном расстоянии.

Доброжелательное отношение может проявляться и в том, что собеседник не акцентирует внимание на наших недостатках и промахах и как бы их совсем не замечает.

Положительно действуют при формировании первого впечатления и комплименты, адресованные партнеру и подчеркивающие его те или иные достоинства или отдельные черты.

Используемые комплименты могут быть как открытыми, так и скрытыми. К числу последних относятся замечания типа «А я и не знал», «Вы справедливо отметили», «Вы же не можете ошибаться».

Однако с комплиментами не надо перебарщивать: они должны быть искренними, чтобы противоположная сторона не восприняла их как насмешки или издевательства.

Когда созданы первое благоприятное впечатление о себе, свой «светлый ореол» в глазах партнера, это создает необходимые условия для дальнейшей продуктивной коммуникации.

 

ПРОБУЖДЕНИЕ К СЕБЕ ИНТЕРЕСА

Известны различные способы пробуждения у объекта интереса к субъекту коммуникации. Один их них состоит в сообщении субъекту новых фактов и событий, которые сами по себе пробуждают интерес или любопытство или которые совершенно неизвестны объекту, или носят чрезвычайный характер.

Однако при этом не следует забывать о том, что не всякое новое или чрезвычайное обязательно вызовет интерес слушателей.

Допустим, если вы начнете информировать девушку, благорасположения которой стремитесь добиться, о новинках в тракторостроении, то вряд ли добьетесь своей цели. Но если вы об этом заговорите с трезвым трактористом, пробуждение у него интереса к этому может иметь место.

Часто слушателей интересует необычное в обычном, новое в старом. Готовясь к общению, резонно подумать о том, вызовет ли то, что вы будете говорить, обсуждать и предлагать, интерес у других его участников. Если установите, что шансов на это мало, есть смысл подумать о том, как его изменить по содержанию или оформить словесно дополнительной информацией или иным образом так, чтобы объект не остался безучастным. Следует учитывать и то, что есть темы, которые всегда вызывают интерес. Их немало, в том числе это неприятности людей, личная жизнь известных личностей, повышение цен на ликероводочную продукцию, детали чужой семейной жизни, денежные вопросы.

Непросто пробудить интерес у объекта, если говорить ему только о себе, о тех вещах, которые волнуют субъект. Это нередко приводит только к скучному общению.

Чтобы этого не было, следует говорить о том, что волнует и интересует вашего собеседника, или побуждать его самого вести об этом речь.

Чем больше в процессе коммуникации используется абстрактного материала, тем меньше к нему интереса проявляет ее объект. А вот конкретный материал производит противоположное действие.

Появление интереса у объекта возможно и по иной причине. Если субъект сам заинтересован в том, о чем ведет речь, говорит неравнодушно о нем, это может невольно передаться слушателям.

Кроме того, если говорящему удастся пробудить интерес даже у части своих слушателей, то он может передаться по закону заражения и другим.

Пробуждению интереса у объекта может способствовать и словесное оформление информации, умелое использование средств художественной выразительности и невербальных средств.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.