Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Определение уровня оплаты труда

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Институт Физической культуры спорта и туризма

Кафедра Туризм и индустрия гостеприимства

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

к практическим занятиям

 

Дисциплины

 

«Менеджмент в туризме и гостеприимстве»

 

Уровень профессионального образования: высшее образование – бакалавриат

Направление (специальность) подготовки: 43.03.03 Гостиничное дело

Профиль (специализация) подготовки: Гостиничная деятельность

Квалификация выпускника: бакалавр

 

Форма обучения: (очная, заочная)

 

Тула 2015 г.


 

Методические указания к практическим занятиям составлены доц. каф. ТИГ А.В. Королевым

и обсуждены на заседании кафедры ТИГ института ФКСиТ

протокол № ___ от «____» _________________20___ г.

Зав. кафедрой __________________________ И.Ю. Пономарева

 

 

Методические указания к самостоятельной работе пересмотрены

и утверждены на заседании кафедры ТИГ института ФКСиТ

протокол № ___ от «____» _________________20___ г.

Зав. кафедрой __________________________ И.Ю. Пономарева

 


Содержание практических занятий

 

Практическое занятие 1. Разработка проекта предприятия социально-культурной сферы…………….  
Практическое занятие 2. Разработка и построение дерева целей предприятия сферы сервиса и туризма…………………………………………………………………………..    
Практическое занятие 3. Построение организационной структуры предприятия сферы сервиса и туризма. Разработка должностной инструкции работника сферы сервиса и туризма…………………………………………………………………………..  
Практическое занятие 4. Личная продажа…………………………………………………………………  
Практическое занятие 5. Определение уровня оплаты труда…………………………………………….  
Практическое занятие 6. Планирование численности и структуры персонала…………………………  
Практическое занятие 7. Процесс принятия управленческих решений………………………………….  
  Список рекомендованной литературы…………………………………………    

 



 

Практическое занятие 1.

Разработка проекта предприятия социально-культурной сферы

 

Порядок проведения: класс разбивается на группы в 3-4 человека для разработки бизнес-проектов. 2-3 студента становятся экспертами (городские власти) — помощниками преподавателя, при этом они не входят в команду.

Каждая группа самостоятельно выбирает здание в городе. Им необходимо придумать и разработать бизнес-проект по использованию здания при условии, что данный проект будет социально значим для города, местных жителей и экономически эффективен. Задачей для участников игры является заинтересовать городские власти, в случае положительного решения возможно получение здания в бесплатную аренду.

При выборе типа предприятия и услуг, производимых им, следует учитывать конкурентную обстановку в городе, чтобы не дублировать имеющиеся в избытке предприятия. Во избежание несоответствий необходимо учесть особенности и размер помещений и тщательно продумать, что и где будет размещено.

Группы формулируют идеи и выбирают представителя, который выступает перед городскими властями, представленными преподавателем и студентами-экспертами.

Выступающий должен раскрыть цель проекта, задачи, затраты, показать его экономическую эффективность, определить социально-культурную значимость для города. Перед началом выступления целесообразно нарисовать схему предлагаемого проекта: что будет размещено на первом и втором этажах, на чердаке и в подвале, а также определить перечень услуг, производимых данным предприятием.

При защите следует обратить внимание на то, что проект еще не финансируется городскими властями, а только выносится на их суд.

После защиты начинается обсуждение проекта: выступающим задают вопросы преподаватель, эксперты и вся группа.

Защита всех команд оканчивается конкурсом на лучший проект, в котором по желанию можно выделить несколько номинаций: самый оригинальный проект, самый эффективный, социально значимый и т. д. Предварительно эксперты должны разработать список критериев, на основе которых будет производиться отбор лучшего проекта.

 

Практическое занятие 2.

Разработка и построение дерева целей предприятия сферы сервиса и туризма

Порядок проведения: класс разбивается на группы по два человека. Из предложенных преподавателем вариантов необходимо выбрать туристское предприятие, для которого будет разработано дерево целей.

Варианты заданий

№ варианта Вид предприятия Направления деятельности
Турфирма Внутренний туризм, специализация — лечебный туризм, отдых на море
Гостиница Гостиничные услуги
Кафе в кинотеатре С частичным обслуживанием официантами, выбор блюд ограничен
Ресторан Гастрономический ресторан (русская, европейская кухня)
Турфирма Преимущественно выездной туризм (деловой и детский туризм, в том числе обучение за рубежом)
Санаторий Расположен в Ставропольском крае, хорошая лечебная база
Турфирма Турагентство, различные направления деятельности, ориентация на среднеобеспеченных граждан и студентов
Ресторан Категория люкс, VIP-обслуживание, французская и средиземноморская кухня, организация банкетов
Гостиница Малая гостиница на 1 5 номеров, расположена в центре города
Дом отдыха Котеджного типа, большой парк, озеро в шаговой доступности
Кафе С полным обслуживанием официантами, блюда собственного приготовления (русская, японская кухня)
Пансионат с лечением Расположен в сосновом лесу, хорошо оборудованная территория, современная лечебная база
Турфирма Туроператор по трем направлениям, по остальным выполняет функции турагента
Гостиничный комплекс Многофункциональный комплекс, два бизнесцентра, несколько ресторанов, баров, тренажерный зал, салон красоты и др.
Турфирма Туроператор по внутреннему туризму, собственный автобусный парк
Ресторан Первой категории, японская кухня
Кафе С частичным обслуживанием официантами, фаст-фуд
Гостиница Две звезды, ресторан, в основном корпоративные клиенты
Турфирма Турагентство, в основном выездной туризм

Перед студентами стоит задача охарактеризовать бизнес и сформулировать миссию, определить главную стратегическую цель и построить на ее основе дерево целей.

 

Практическое занятие 3.

Построение организационной структуры предприятия сферы сервиса и туризма. Разработка должностной инструкции работника сферы сервиса и туризма

В продолжение второго практического занятия студентам предстоит построить организационную структуру выбранного предприятия сферы сервиса и туризма, определить тип структуры и обосновать свой выбор, расписав преимущества выбранной структуры для данного проекта. Сформулировать функции каждого из предложенных подразделений, попытаться на примере нескольких основных должностей работников предприятия разработать должностную инструкцию сотрудника (используя постановление «О квалификационных требованиях (профессиональных стандартах) к основным должностям работников туристской индустрии»).

Практическое занятие 4.

Личная продажа

Порядок проведения: исходя из предложенных преподавателем типов продавцов и покупателей формируются группы по два человека, где один из участников выступает в роли продавца туруслуги, а другой, соответственно, — в роли покупателя. Заданием для студентов являются выработка стратегии поведения в соответствии с предлагаемым типом и непосредственно процесс продажи. Соединение двух типологий, характеризующее встречу продавца и покупателя, дает возможность получить новую типологию форм или стилей продажи {табл. 1).

Таблица 1 Типы продавца и покупателя

Тип продавца
Продавец — друг клиента Я хочу подружиться с клиентом. Хочу понять его эмоции и ответить на его чувства. Он купит продукт в результате наших личных отношений
Общение с четко поставленной целью Я консультирую клиента и четко понимаю его требования, которые надо удовлетворить нашим продуктом. Клиент получит именно то, что он хочет
Хочешь — бери, хочешь — не бери Я представил продукт клиенту. Ему решать, покупать или нет, если откажется, это не моя проблема: значит, что-то не так с продуктом
Цель — продать! Я поднажму на клиента, чтобы он купил здесь и теперь. Цель оправдывает средства. Тем более что я получаю комиссионные от реальных продаж
Продавец профессионал Я владею безотказным методом продажи. Я обрабатываю клиента с помощью тщательного сбалансированного комплекса рекламы продукта, личного обаяния и знания продукта
Тип покупателя
Безразличный покупатель Я стараюсь избегать покупок, буду прав, если сам ничего не куплю, а предоставлю выбор другим
Решительный клиент Я хорошо знаю, что мне нужно, и ищу отвечающий всем моим требованиям продукт, который я смогу купить по цене, которую я готов заплатить
Осторожный покупатель Если я буду покупать, то потребую лучший вариант по самой низкой цене
Клиент — друг продавца Я хочу подружиться с продавцом. Хочу понять его эмоции и ответить на его чувства. Он продаст подходящий мне продукт в результате наших личных отношений
Покупатель имиджа Я руководствуюсь опытом, который обрели другие люди при пользовании данным продуктом. Покупка этого продукта также будет хороша для меня, повысит мой престиж

 

Практическое занятие 5.

Определение уровня оплаты труда

 

Определить размер заработной платы работника, если его базовый оклад составил А тыс. руб. (1-я строка табл. 2), денежное вознаграждение составляет 10 % тарифной ставки. В результате индивидуальной оценки результатов работы коэффициент трудового вклада составил Б (2-я строка табл. 2).

Таблица 2 Исходные данные

  Величина показателя по вариантам
Показатель
А
Б 1,4 1,35 0,6 0,9 1,5 0,3 1,0 1,55 0,45 0,7

Практическое занятие 6.

Планирование численности и структуры персонала

 

Порядок проведения: каждому студенту выдается вариант задания. Исходные данные для расчетов планируемой численности персонала представлены в табл. 3-7.

Таблица 3 Показатели, характеризующие использование кадрового потенциала турфирмы «Х»

Показатель Величина показателя
    Базисный период Отчетный период
1 . Объем производства услуг, шт. ОПБ, опот,
В том числе 1-го отдела ОПБ2 ОПОТ2
2-го отдела ОПБз ОПОТ3
2. Среднесписочная численность персонала, чел. CC4Ei ссчот,
В том числе основной производственный персонал ССЧБ2 = ССЧБэ + ССЧБ, ССЧОТ2 = ССЧОТз + ССЧОТ4
Из них 1-го отдела ССЧЕ3 ССЧОТ3
2-го отдела ССЧБ4 ССЧОТ4
3. Средние затраты времени на производство 1 услуги, мин.   ЗВОТ
4. ФРВ, дни   ФРВот
5, Продолжительность рабочего дня, ч   РДот
6. Численность выбывшего персонала, чел.   ВГТОТ
В том числе основной производственный персонал (а также по причине внутрифирменного продвижения кадров)   ВПОТ

 

Прогнозируемое увеличение объема производства турфирмы «Х» в результате реализации рекламных мероприятий составляет:

- в период «высокого» сезона (январь, март - апрель, июнь - август) - на А % от уровня объема производства соответствующих периодов в отчетном году;

- в период межсезонья - на В % от уровня объема производства соответствующих периодов в отчетном году. При условии, что ФРВ (фонд рабочего времени) и продолжительность рабочего дня не изменятся, в результате проведения мероприятий по снижению средних затрат времени на обслуживание одного потребителя (продажу одной туруслуги) планируется снизить этот показатель до 3Bn i мин,

Таблица 4 Исходные данные для расчета показателей по вариантам

Показатель (усл. обозн.)     Значение показателя по вариантам
А,%
В,%
ЗВпл, мин.
ЗВот, мин.
ОПБ), шт.
ОПБ2, шт.
ОПБ3, шт.
ОПОТ,, шт.
ОП07^ шт.
ОП°Т3, шт.
ССЧЕЬ чел.
ССЧБ3, чел.
ССЧБ4, чел.
ССЧот1,чел.
ССЧ°т3)чел.
ССЧ°\, чел. ]]
ФРВот, дни
РДот.ч
ВПот, чел.
ВПоть ч 4(0) 4(1) 4(2) 5(0) 8(4)
 

 

II
А,%
В,%
ЗВпл> мин.
ЗВот, мин.
ОПБ,, шт.
ОПБ2, шт. J7120
ОПБз, шт. 11 286
ОПОГ,, шт.
ОПОТ2, шт.
ОПОТ3, шт.
ССЧ6,, чел.
ССЧКз, чел.
ССЧБ4, чел.
ССЧ^.чел,
ССЧ0^, чел.
ССЧОТ4, чел.
ФРВОТ, дни
РДот.ч
В Пот. чел.
ВПОТ|, ч ПО 2(2) 8(3) Ц1) 5(0)

 

Таблица 5 Объем производства услуг в отчетном периоде, шт.

январь февраль март апрель май июнь
Г2254
 
июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь
J
б

 

Таблица 6 Среднегодовая численность персонала в отчетный период

Показатель   Значение показателя по вариантам
Численность работников 1-го отдела, всего
В том числе административный персонал
Менеджеры по продаже туруслуг
Курьеры
Специалисты по маркетингу
Численность работников 2-го отдела, всего П
В том числе административный персонал
Менеджеры по продаже туруслуг
Курьеры
Специалисты по маркетингу

 

Таблица 7 Численность выбывших работников (а также выбывших/прибывших по причине внутреннего движения [/ ± п]), чел.

 

Показатель Значение показателя по вариантам
   
А 7/-1 5/-2 2/+1 5/0 8/-2 2/+1 1/-1 7/+4 1/-1 3/0
Б 1/0 О/О О/О 1/+1 1/+1 О/О О/О О/О о/о
В 3/0 3/-I 2/+1 ЗМ 5/-3 2/+2 ОМ 6/+2 0/-1 2/-1
Г 2/0 2/0 ОМ I/O 2/0 0/-1 1/0 О/О 1/0 1/0
Д 1/-1 0/-1 ом 0/-2 О/О О/О о/о ОМ о/о ОМ
Е 2/+1 3/+1 3/-I 3/0 4/+2 5/-1 3/+I 2/0 ЗМ 3/0
Ж ОМ 1/+1 о/о О/О 0/+1 О/О 1/+1 О/О I/+2 о/о
1/+2 2/-I 3/-1 5/-3 2/-I 1/0 3/+1
л 1/-1 1/0 1/-1 О/О I/O ОМ О/О О/О 1/0 о/о
к 0/-I О/О ОМ 0/+2 0/+1 0/+I 0/+1 ОМ ом
Примечание. А — - численность работников 1-го отдела, всего; Б — в том числе административный персонал; В — менеджеры по продаже туруелуг; Г — курьеры; Д — специалисты по маркетингу; Е — численность работников 2-го отдела, всего; Ж — в том числе административный персонал; 3 — менеджеры по продаже туруелуг; Л — курьеры; К — специалисты по маркетингу.

 

Пример расчета планируемой численности и структуры персонала

Под воздействием ряда внешних и внутренних факторов с течением времени потребности предприятия в сотрудниках меняются. Исходя из данных, представленных ниже (табл. 8 и 9), необходимо произвести расчет планируемой численности персонала.

Таблица 8 Исходные данные для расчета показателей

Показатель (условное обозначение) Среднегодовая численность персонала в отчетный период Численность выбывших работников (а также выбывших/прибывших по причине внутреннего движения [/±п]), чел.
А, % Численность работников 1-го отдела: всего в том числе Численность работников 1-го отдела: всего в том числе 3(0)
В,% Административный персонал Административный персонал 1(+1)
ЗВпл, мин. Менеджеры по продаже туруслуг Менеджеры по продаже туруслуг K-D
ЗВдт) мин. Курьеры Курьеры 1(0)
OIlV шт. 37 856 Специалисты по маркетингу Специалисты по маркетингу 0(0)
ОПБ2, шт. Численность работников 2-го отдела: всего в том числе Численность работников 2-го отдела: всего в том числе 8(0)
ОПЕ3, шт. 31 303 Административный персонал Административный персонал 0(0)
ОПОТ1, шт. 39 780 Менеджеры по продаже туруслуг Менеджеры по продаже туруслуг 6(+1)
ОП°тг, шт. Курьеры Курьеры 2 (-2)
ОПОТ3, шт. 30 403 Специалисты по маркетингу Специалисты по маркетингу 0(+0
ССЧБЬ чел.        
ССЧБ}, чел.        
ССЧБ4, чел.        
ССЧОТ,, чел.        
ССЧОТ3, чел.        
ССЧ07,,, чел.        
ФРВОТ, дня        
РДот.ч        
ВПот, чел.        
ВПОТ(,ч 7(2)        
             

Таблица 9 Объем производства услуг

Год   Месяц
 
Отч.  
Год   Месяц
За год
Отч.  

 

Прежде всего необходимо рассчитать плановый объем производства, который определяется исходя из данных об объеме производства отчетного периода и прогнозируемого увеличения в период «высокого» сезона и межсезонья (табл. 10). Соответственно объем производства отчетного периода в январе, марте — апреле, июне — августе умножается на 20 %, в остальные месяцы — на 5 %,

Таблица 10 Объем производства услуг

Год Месяц
   
Отч,  
План.  

 

Год   Месяц
За год
Огч.  
План.

 

Далее составляется сводная таблица (табл. 11), облегчающая дальнейшие расчеты.

Таблица 11 Исходные данные для расчетов плакируемой численности персонала

Показатель     Величина показателя
Базовый период Отчетный период 2007 г. Планируемый период 2008 г.
1. Объем производства услуг, шт. (ОП|)
В том числе 1 -го отдела <ОП2)  
2-го отдела (ОП^)  
2. Среднесписочная численность персонала, чел. (ССЧ,)  
В том числе основной производственный персонал (ССЧ2)  
В том числе 1 -го отдела (ССЧ3)  
2-го отдела (ССЧ<)  
3, Среднегодовая выработка одного работника, шт. 621 (37856/61) 631 (39780/63)  
В том числе основной производственный персонал  
Из них 1-го отдела  
2-го отдела  
4. Средние затраты времени на производство 1 услуги, мин. (3В)  
5. ФРВ, дни  
6. Продолжительность рабочего дня, ч (РД)  
7. Численность выбывшего персонала, чел. (ВП)    
В том числе основной производственный персонал (а также по причине внутрифирменного обмена) (ВП|)   7(2)  

 

Основным производственным персоналом в турфирме являются менеджеры по продаже туристских услуг.

На основе представленных данных осуществляется планирование численности и структуры работников предприятия. Расчет планируемой численности основного производственного персонала делается на основе определения трудоемкости услуг и состоит из следующих этапов,

1. Расчет коэффициента выполнения нормы выработки отчетного периода (Кн(т) по следующей формуле:

Книч = Те/(ССЧхФРВ),

где Те — трудоемкость продукции, нормо-часы; ССЧ — среднесписочная численность персонала (группы персонала), чел.; ФРВ — среднегодовой фонд рабочего времени одного работника, ч. Те = норма/ч = 45 / 60 - 0,75 для одной услуги. K|toi4 = <0,75 х 39780) / (37 х 8 х 240) = 0,42.

2. Расчет планируемой численности (ЧПпл) основного производственного персонала по формуле:

ЧП|1Л-Тепд/(ФРВплхКкогч).

Таким образом, Тепд = 40 / 60 - 0,67 для одной услуги. ЧПгл = (0,67 х 46583) / (240 х 8 х 0,42) = 38,7 (39 чел.).

3. Составление планового баланса основного персонала (менеджеров по продаже туруслуг) (табл. 12),

 

Таблица 12 Плановый баланс менеджеров по продаже туруслуг

Профессии (профессиональные группы)     Численность Дополнительная потребность на изменение объема производства и уровня производительности     Дополнительная потребность на замену выбывших
На начало планового периода Наконец планового периода По причине внешнего движения персонала По причине внутреннего движения персонала
Менеджеры по продаже туруслуг
Профессии (профессиональные группы)     Общая дополнительная потребность в работниках     Источники удовлетворения потребности в работниках
Внутренние источники Набор со стороны
Менеджеры по продаже туруслуг

 

4. Построение графика поквартальных колебаний потребности в основном производственном персонале. Для этого прежде всего необходимо рассчитать планируемую численность (ЧПП1) основного производственного персонала поквартально (табл. 13).

ЧПля, = (0,67 х 12644) / (60 х 8 х 0,42) = 42 (чел.). ЧП", = (0,67 х 13093) / (60 х 8 х 0,42) = 44 (чел.). ЧПлл, - (0,67 х 16700) / (60 х 8 х 0,42) - 56 (чел.). ЧПпл, - (0,67 х 4146) / (60 х 8 х 0,42) - 14 (чел.).

 

Таблица 13 Исходные данные для построения графика

 

Показатель 1 квартал II квартал III квартал IV квартал
Объем производства услуг, шт.
ЧППЛ, чел.

 

Таким образом, очевиден излишек численности менеджеров по продаже туруслуг в период IV квартала и недокомплект в период с I по III квартал. Такие колебания потребности в персонале связаны с сезонностью спроса на предлагаемые турфирмой услуги (рис. 1).

Рис. 1. Потребность организации в работниках

Далее производим планирование структуры основного производственного персонала на основе анализа изменения производительности, 1. Расчет относительной экономии численности работников (Эчитч) в результате использования резервов роста продуктивности труда в ходе совершенствования его организации производится по формуле:

где ЧП6, ЧП^ — численность персонала соответственно в базисный и отчетный периодах; Iw — индекс изменения продуктивности труда (объем производства отчетного периода к базисному).

Таким образом, для прежнего уровня производства услуг (базисного периода) предприятию в отчетный период необходимо было следующее количество работников:

а значит, структура, требуемая для выполнения прежнего объема работ, изменится.

 

34 % — менеджеры по продаже туруслуг 2-го отдела 2004 г.

Рис. 2. Распределение численности основного производственного персонала по отделам в 2003 г. и планируемой в 2004 г.

24% = (9/ 37) х 100. 17,1% = (6/ 35) х 100.

С учетом изменения производительности труда планируемая численность менеджеров по продаже туруслуг составит:

ЧПи|от1-(17,1х39)/100-7(чея.);

3. Расчет планируемой численности персонала по балансовому методу и структуры (построение матрицы межпрофильных переходов). 1) Определение общей планируемой численности (балансовый



метод):

2) Выявление динамики межпрофессиональных переходов в отчетный период (табл. 14):

Dp = Чр х 100 / ССЧ,

где Dp — доля работников i-категории в общей численности персонала, %; Чр — численность работников i-категории, чел.

D.lw-lxlOO/63-i,58(%);

где Da )оп и DaajT/| — доля административных работников, прибывших (+) по причине внутрифирменного движения кадров, в общей численности персонала предприятия соответственно 1 -го и 2-го отделов.

Таблица 14 Матрица межпрофильных переходов

Профессиональные группы работников Среднегодовая численность персонала в отчетный период Численность работников, выбывших в отчетный период Численность работников, выбывших; прибывших по причине внутреннего движения кадров Планируемая численность персонала
Чел. %   Чел. % ин % Чел.
Численность работников 1-го отдела, всего 26,98 26,98
В том числе административный персонал 3,16 I +1 +1,58 4,74
Менеджеры по продаже туруслуг 14,29 -1 -1,58. 12,71
Курьеры 6,35   6,35
Специалисты по маркетингу 3,17 -   3,И
Численность работников 2-го отдела, всего 73,02 73,02
Профессиональные группы работников     Среднегодовая численность персонала в отчетный период Численность работников, выбывших в отчетный период Численность работников, выбывших/ прибывших по причине внутреннего движения кадров Планируемая численность персонала
Чел. %   Чел. ЙЧ % Чел.
В том числе административный персонал 7,94 -   7,94
Менеджеры по продаже туруслуг 44,4 +1 +1,58 46,02
Курьеры 14,29 -2 -3,16 11,13
Специалисты по маркетингу 6,35 - +1 +1,58 7,93
Среднегодовая численность персонала предприятия - -
                 

3)Определение планируемой доли (d рм) профессиональных групп работников каждого отдела в общей численности персонала с учетом сложившихся тенденций (см. табл. 12).

4)Расчет планируемой численности каждой профессиональной группы работников на основе рассчитанной общей планируемой численности персонала (см. табл. 12).

4. Балансовый расчет удовлетворения потребности предприятия в рабочей силе за счет внутренних и внешних источников (табл. 15).

Таблица 15 Плановый баланс работников предприятия






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.