Конвенции МОТ по охране и медицине труда и их ратификация Россией
№ конвенции
| Дата
| Наименование конвенции
| Дата ратификации
|
|
| Об использовании свинцовых белил в малярном деле
| 10.10.1991 г.
|
|
| Об инспекции труда в промышленности и торговле
| 2.10.1998 г.
|
|
| О защите трудящихся от ионизирующей радиации
| 22.09.1967 г.
|
|
| О снабжении машин защитными приспособлениями
| 4.11.1969 г.
|
|
| О пособиях в случаях производственного травматизма
| |
|
| О максимальном грузе, допустимом для переноски одним трудящимся
| |
|
| Об инспекции труда в сельском хозяйстве
| |
|
| О помещениях для экипажа на борту судов (дополнительные положения)
| 27.08.1990 г.
|
|
| О предупреждении производственных несчастных случаев среди моряков
| 5.10.1987 г.
|
|
| О защите от опасности отравления бензолом
| ~
|
|
| О борьбе с опасностью, вызываемой канцерогенными веществами и агентами в производственных условиях, и мерах профилактики
| |
|
| О защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах
| 3.06.1988 г.
|
|
| О технике безопасности и гигиене труда на портовых работах
| |
|
| О безопасности и гигиене труда и производственной среде
| 2.07.1998 г.
|
|
| О службах гигиены труда
| —
|
|
| Об охране труда при использовании асбеста
| 4.09.2000 г.
|
|
| О здравоохранении и медицинском обслуживании моряков
| |
|
| О безопасности и гигиене труда в строительстве
| -""
|
|
| О безопасности при использовании химических веществ на производстве
| |
|
| О предотвращении крупных промышленных аварий
| |
|
| О безопасности и гигиене труда на шахтах
| |
|
| Конвенция о безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве
| | Россией не ратифицированы близкие конвенции: К160 "О статистике труда" в части несчастных случаев и профзаболеваний, К171 "О ночном труде" и др.
Здоровье и безопасность работника — приоритет здоровья. В Евросоюзе в 1990-х годах говорили о "безопасности и здоровье" работников на работе (рамочная Директива 89/391/ЕЕС, дополненная 17 частными директивами), но, начиная с "Новой стратегии ЕС по здоровью и безопасности на работе (2002—2006)", акцент перенесен на здоровье. Например, в Великобритании соответствующая служба носит название "Здоровье и безопасность" ("Health and Safety Executive"). Этот же подход прослеживается в рекомендациях Европейского регионального бюро ВОЗ. В рамках программы "Безопасный труд" МОТ выпустила "Руководство по управлению системами профессиональной безопасности и здоровья". Международная ассоциация социального обеспечения МАСО (ISSA) реализует идеи, и нормы МОТ в части страхования профессиональных рисков. Стандартная международная терминология по статистике труда, в том числе определение терминов инцидент, опасное происшествие, профессиональный несчастный случай, профессиональное заболевание и др., приведена в руководстве МОТ [12].
Каждое лицо на судне несет ответственность за соблюдение
Безопасности. Каждый отдельный работник отвечает за охрану своего здоровья и личную безопасность, а также здоровье и безопасность других лиц, на которых могут оказать влияние результаты его работы или ошибки, допущенные в ходе ее выполнения.
Повышение общей «культуры безопасности» и достижение ее высоких стандартов зависят от хорошей организации и заинтересованной поддержки со стороны руководства и всего персонала.
5.1.1. Какие требования по охране и безопасности труда предъявляются к капитану и командному составу судна?
1) Капитан несет ответственность за безопасность труда на судне.
2) Ответственным перед капитаном за организацию работ по охране труда и предотвращению производственных несчастных случаев на судне является старший помощник капитана, что должно оформляться документально.
3) Старший помощник капитана должен:
А) Обеспечить соблюдение правил охраны и безопасности труда на судне, для чего организовать:
♦ Проведение регулярных собраний для обсуждения программы компании по охране труда и направление рекомендаций администрации;
♦ проведение систематических проверок условий труда на рабочих местах через регулярные интервалы для выявления и регистрации небезопасных и нежелательных условий и практики;
♦ проверку обстоятельств и причин несчастных случаев на судне или профессиональных заболеваний и выработку рекомендаций по их устранению и дальнейшему предупреждению;
♦ обсуждение опасных и вредных условий труда на рабочих местах;
Б) Проводить обучение по охране и безопасности труда руководителей функциональных служб.
В) Контролировать судовые функциональные службы по своевременному проведению в них всех необходимых инструктажей.
4) Руководители функциональных служб обязаны обеспечить соблюдение правил охраны и безопасности труда по своим заведованиям и проводить обучение членов экипажа своей службы безопасным приемам и методам работы.
5) Капитан и командный состав должны своевременно проходить обучение и проверку знаний в области охраны и безопасности труда.
6) Капитан и командный состав должны обеспечить:
А) Все механизмы, устройства, системы и оборудование эксплуатировались в соответствии с инструкцией по технической эксплуатации судовых технических средств.
Б) Устройства, системы, оборудование, механизмы и приспособления, не подлежащие надзору органа классификации морских судов, осматривались, проверялись и использовались в установленные сроки согласно инструкциям завода изготовителя.
В) При работе оборудования все движущиеся и вращающиеся их части, а также отверстия в оборудовании, через которые в процессе эксплуатации могут выделяться пламя, горячие газы, пыль, лучистая теплота, были ограждены.
Г) Проемы палубы и рабочие места, расположенные на высоте от 500мм и выше (площадки управления, наблюдения и др.), имели закрепленные леерные ограждения.
Д) Органы управления, горловины цистерн и запорные устройства топливной, масляной, водяной и других судовых систем имели четкие надписи или знаки, определяющие их значение. Вентили, клапаны и клинкеты должны иметь указатели направления «Открыто» и «Закрыто».
5.1.2. Каковы требования по охране и безопасности труда к членам экипажа?
1) Ни один член экипажа не должен быть допущен к работе без первичного инструктажа и обучения безопасным приемам и методам работы на рабочем месте, а также проверки знаний по охране и безопасности труда.
2) Не один член экипажа, если он не имеет соответствующих полномочий, не должен отключать или включать оборудование.
3) Все члены экипажа должны быть проинструктированы по безопасности труда при работе на вспомогательном и бытовом оборудовании (стиральных машинах, центрифугах, др.), а также при использовании бытовых электроприборов.
4) Каждый член экипажа судна должен:
А) Немедленно сообщить своему непосредственному начальнику о замеченных неисправностях судового оборудования, систем, устройств, трапов и т.п., представляющих опасность.
Б) Использовать предохранительные приспособления и средства индивидуальной защиты в соответствии с выполняемой работой.
В) Немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об инциденте вахтенному помощнику капитана (вахтенному механику) и, по возможности, сохранить обстановку на месте происшествия для расследования.
5) Лица, временно прибывшие на судно (члены семей моряков, должностные и контролирующие лица и др. уходящие в рейс лица) должны пройти инструктаж по правилам поведения на судне, о чем должна быть сделана соответствующая запись в вахтенном журнале.
|