Каковы меры безопасности при сходе, заходе на судно и при перемещении по судну? Для перехода с одного судна на другое, а также для схода на берег в судовом снабжении предусмотрены трапы и сходни, передвижение по которым абсолютно безопасно при условии выполнения определенных требований, одним из которых является требование о возможности и допустимости перехода только после окончания швартовки, постановки и закрепления трапов и сходней.
Анализ травматизма показывает, что большинство несчастных случаев происходит именно по причине несоблюдения этих требований.
При установке парадного (забортного) трапа должно быть обращено внимание на положение нижней площадки: если последняя находится выше 0,5м над уровнем причала или ниже его на 0,2м и более, то между нижней площадкой и причалом должна быть уложена сходня, надежно закрепленная на нижней площадке парадного трапа.
Если нижняя площадка трапа на половину своей ширины или более находится над водой, то под нее подводится предохранительная сетка, исключающая возможность падения людей в воду между бортом судна и причалом.
Для перехода с одного судна на другое обычно устанавливают сходню. Если ее кладут на планширь фальшборта, то для подъема на сходню должен быть установлен и надежно закреплен полутрап с поручнями.
Во всех случаях сходни и трапы должны иметь надежное двустороннее леерное ограждение. Использовать вместо трапов и сходней что-либо другое (доски, переносные лестницы и т. п.) категорически запрещено.
Ответственность за правильную установку, надежное крепление забортного трапа или сходни несет старший помощник капитана, а за их безопасное положение, исправное состояние леерного ограждения, сеток, освещение забортного трапа (сходни) и проходов к ним – вахтенный помощник капитана.
Вахтенный у трапа обязан обеспечить очередность движения по трапу и не допускать:
- движения встречных потоков;
- скопления людей на маршах и площадках (более двух человек);
- перемещения по сходням и трапам тяжелых предметов (более 50 кг);
- передвижения людей по трапам с углом наклона более 45° и грузом массой более 20 кг;
- движения людей по трапу «в ногу».
При установке штормтрапа его необходимо надежно закрепить. У места его установки обязательно должен быть поставлен полутрап с поручнями. Спускаться или подниматься по штормтрапу можно только по одному. При этом следует держаться руками за тетивы штормтрапа или за специально установленный и пропущенный через середины стоек трос с мусингами.
Спуск (подъем) с борта судна по штормтрапу допускается при наличии на человеке предохранительного пояса со страховочным канатом.
Меры безопасности при перемещении по судну. Надзор за выполнением правил движения, поведением и дисциплиной людей в проходах и на трапах должен осуществляться ежедневно.
· за исключением случаев сбора экипажа по тревоге не разрешается бегать по проходам и трапам. Шагать или прыгать, через несколько ступеней. Съезжать по поручням;
· идущие по трапам должны держаться за поручни. При движении по вертикальным трапам, следует соблюдать правило непрерывной опоры на три точки;
· необходимо смотреть под ноги, чтобы не споткнуться о выступы, трубы, обрешетник и т.д.;
· следует всегда помнить о возможности внезапной и сильной качке судна;
· надежная (безопасная) обувь всегда защитит пальцы ваших ног от случайной травмы, незамеченным, острым или падающим предметом; и обеспечит надежную опору на палубе и на трапе; однако, если на вас надеты специальные морские ботинки/ сапоги, на трапе следует быть осторожным;
· нельзя раскачиваться или прыгать через поручни трапов и трубопроводы;
· опасно спрыгивать с крыши трюмов;
· все неиспользуемые в данный момент палубные отверстия должны держаться закрытыми, а при их открытии устанавливаться ограждения и предупредительные знаки;
· незамедлительно должны устраняться все разливы масла, топлива, мыльной воды и т.п.;
· участки палуб, ставшие скользкими из-за наличия льда, снега или воды, посыпаются песком или аналогичным веществом;
· временные препятствия должны обозначаться соответствующими предупредительными знаками;
· любой рабочий мусор и отходы должны тщательно убираться с палубы;
· канаты и тросы сворачиваются в бухты и помещаются на штатные места;
· в штормовую погоду по палубам протягиваются страховочные леера;
· трапы должны быть хорошо закреплены, а их ступеньки должны быть в исправном состоянии; в перчатках по трапу следует перемещаться осторожно;
· проходы, ведущие к противопожарному оборудованию, аварийным выходам и водонепроницаемым дверям, не должны загромождаться.
При движении по трапам уступают дорогу комсоставу по старшинству, при равном положении – идущему сверху.
|