Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Учебный год, 4 курс, 8 семестр

ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО

по дисциплине

по дисциплине «История культуры СССР и современной России»

учебный год, 4 курс, 8 семестр

Направление 44.03.05 – Педагогическое образование

(профиль «История и Обществознание»)

Очная форма обучения

 

Задание промежуточного контроля

План семинарских занятий по дисциплине

Эпоха декаданса. Серебряный век в русской культуре 1) Век серебряный и век золотой: смысловая сущность понятий, история возникновения, культурный синтез. 2) Проблема периодизации Серебряного века в русской культуре. 3) Основные направления и их представители – творцы Серебряного века. 4) Природа декаданса. Социокультурный разрыв. Бинарность. Культурный релятивизм.  
Отечественная культура в первое десятилетие советской власти Отечественная культура в годы Революции и Гражданской войны 1) Свершившееся: отношение представителей отечественной культурной и научной интеллигенции к событиям Февраля и Октября. 2) Общая характеристика нового периода в развитии отечественной культуры. Идеология и культура. Ленинская культурная революция. 3) Огосударствление культуры: национализация библиотек, театров, музеев. 4) Пролеткульт как феномен отечественной культуры. 5) Государство и церковь. Курс на антирелигиозную пропаганду. 6) Новые образовательные и воспитательные программы. Концепции разрушения старорежимного буржуазного быта и воспитания нового человека.   Социокультурное развитие страны в 1920-е годы: военный коммунизм и нэп в духовной сфере 1) Повседневность в годы военного коммунизма и новой экономической политики. 2) Просвещение как главное условие культурной революции. Реформы в средней и высшей школе. 3) Создание и первые годы функционирования молодежных организаций: комсомол и пионерия. 4) Агитмассовое искусство: идеи, формы, задачи. 5) Литературно-художественное развитие: левацкие перегибы и идейный максимализм: формализм и революционная сущность в поэзии и прозе, конструктивизм в архитектуре. Угасание андеграунда. 6) Кино и театр: поиск новых форм. Художник между зрителем и властью. 7) Политическая цензура в СССР: период формирования принципов. 8) У истоков индустриализации: научные изыскания в 1920-е гг. Фундаментальные и прикладные науки в меняющемся мире.  
«Великий исход». Культурная жизнь и миссия русской эмиграции 1) Русское зарубежье как культурно-исторический феномен. 2) Проблемы адаптации русских общин в государствах Запада. Стратегии выживания. 3) Особенности существования русской культуры за рубежом. Формы сохранения и умножения духовного богатства – центры, библиотеки, институты. 4) Возрождение православно-религиозного духа в творчестве мыслителей Русского зарубежья. 5) Культурная миссия Русского зарубежья в оценках его представителей. 6) Русский путь, культурно-историческое своеобразие Отечества, большевизм и интеллигенция в воззрениях сменовеховцев, евразийцев. П.И. Новгородцев.
Унификация культурного спектра в 1930-е гг. Жизнь и творчество в условиях первых пятилеток. 1) Советская повседневность в 1930-е гг. Быт и досуг в годы первых пятилеток. Романтика социалистического строительства. 2) Литературное и художественное творчество в эпоху «социалистического реализма». 3) «Историзирующее» искусство. История на острие идеологии. 4) Интеллигенция и власть.
Человек на войне. Быт и культура в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.) 1) Фронт и тыл: повседневная жизнь борца и труженика. Человек на войне: мемуаристика и эпистолярное наследие как свидетельства психологического состояния населения. 2) Оружие Победы: вклад советских ученых и конструкторов оружия в развитии военно-промышленного комплекса в годы войны. 3) Агитационно-плакатная живопись. 4) Военно-патриотическое воспитание средствами кино, радио, литературы. 5) Церковь на Войне.
Тенденции и противоречия в развитии культуры СССР в 1945 – 1991 гг. Великая Победа и послевоенное общество (1945 – 1953 гг.) 1) Цена Победы и раны войны. Экономические, демографические потери. Утраченные культурные ценности и их путь на Родину. 2) Образование и воспитание: послевоенные преобразования. 3) Наука на острие идеологической борьбы. Атомный проект в СССР. 4) Церковь и государство в послевоенные годы. 5) Литература и искусство как «передовой фронт» идеологической борьбы. «Оттепель» в литературно-художественной сфере (1953 – 1964 гг.) 1) ХХ съезд партии и влияние курса критики культа личности Сталина на культурное и духовно-нравственное развитие советского общества. 2) Советская литература в годы «хрущевской оттепели». 3) Лагерная проза А. Солженицына, В. Шаламова, Е. Гинзбург. Духовный опыт лагеря и тюрьмы в отечественной литературе. 4) Роль отечественных СМИ в проведении курса «оттепели» в литературно-художественной сфере. 5) Живопись и архитектура: новые подходы в творчестве. 6) Относительность и противоречивость «хрущевской оттепели»: дальнейшее подавление религиозной и творческой свободы. Советская культура в период «застоя» (1964 – 1984) 1) Смена идеологической парадигмы, пересмотр курса на критику личности Сталина – «неосталинизм». 2) Советская литература в годы «застоя». 3) Полемика западников и славянофилов на страницах отечественных газет и журналов. 4) Диссидентское движение в СССР. 5) Нонконформизм и андеграунд в советской культуре. Мировоззренческий раскол советской культурной жизни в годы перестройки 1) Перестройка и гласность в отечественной культуре. Переход от принципа соперничества западной и социалистической культур к принципу межкультурного диалога. 2) Поляризация общественных течений в годы перестройки. Окончательный раскол между западниками и почвенниками в отечественной интеллигенции. 3) СМИ и телевидение и их роль в реализации нового общественно-политического курса. 4) Культура и контркультура в годы перестройки. 5) Власть и церковь в перестроечное время. 6) Развитие национальных культур в ходе процесса ликвидации союзной государственности. Русское национальное самосознание в условиях распада советской системы. Итоговое занятие по изучению основных этапов развития советской культуры «ХХ век как своеобразная культурно-историческая эпоха»
Культура новой России: выход из кризиса, духовные и культурно-нравственные ориентиры 1) Природа кризисных явлений в общественной жизни РФ в 1990-е гг. Потеря ментальных социокультурных ориентиров. 2) «Шоковая терапия» отечественной культуры: проблема выживаемости отечественной культурной и научной элиты. 3) Принцип межкультурного диалога в реалиях российской действительности 1990-х гг. 4) Литература, живопись, музыка, кино в 1990-е гг. 5) Отечественная наука в 1990-е гг.: попытки выхода из кризиса. 6) Решающая роль телевидения в формирование культурного облика граждан. 7) 2000-е гг. в отечественной культуре: основные направления развития, достижения. От телевидения к Internet-ресурсам как формирующей модели культурного стандарта населения.

 



Разработчик: ассистент Карасева А.А.

Оценочное средство утверждено на заседании кафедры новейшей отечественной истории МПГУ (протокол № __ от __ февраля 2016 г.).

И.о. заведующего кафедрой

новейшей отечественной истории _________________________________ А.Б. Ананченко
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Московский педагогический государственный университет» (МПГУ)

Институт истории и политики

Исторический факультет

Кафедра новейшей отечественной истории

ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО

по дисциплине

по дисциплине «История культуры СССР и современной России»






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.