Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Функции государства. Государственный механизм и его структура.

Государство есть основное звено политической системы общества. Возникло в результате общественного разделения труда, образования классов, а также многих иных факторов

Главная генеральная функция гос-ва – реализация общих дел, обеспечивающих объективные предпосылки человеческого существования.

Внутренние функции:

- поддержка и защита конституционного строя;

- эконом., соц., полит., дух.развитие страны;

- регулирование хоз. деятельности;

- поддержание общественного порядка и стабильности;

- регулирование отношений между соц. группами;

-культурно-воспитательная;

Внешние функции:

- обеспечение безопасности и государственного суверенитета;

- установление связей и взаимного сотрудничества с другими государствами;

- регулирование экономической деятельности в межгосударственных делах;

- участие в делах мирового сообщества.

Механизм государства:

1.Представителные органы государственной власти: на высшие (парламент) и местные.

2.Исполнительно-распорядительные органы:

- высший орган – правительство;

- центральные – министерства;

- местные.

3.Органы судебной власти:

-конституционный;

-гражданский;

-хозяйственный;

-уголовный;

-административный.

4.Органы прокуратуры – надзирающие органы.

5.Органы гос.контроля (полиция)

6.Органы охраны общественного порядка.

7.Органы государственной безопасности

8. Армия.

 

Монархия. Парламентская республика.

В зависимости от истории власти, т.е. формы правления, государства делятся на монархии и республики. В настоящее время в мире насчитывается 30 монархий.

Монархия характеризуется концепцией власти в руках единоличного главы государства и пере-дачей ее по наследству. Сегодня существует абсолютная и конституционная монархия.

Глава государства занимает свой пост на неограниченный срок и не несет юридической ответ-ственности за свои действия.

Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства (Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман, Бруней, Катар, Ватикан).

Конституционная монархия характеризуется ограничениями главы государства парламентом.

В зависимости от степени ограничения различают:

-дуалистическую монархию;

-парламентскую монархию;

- теократическую монархию (Ватикан).

В дуалистической монархии исполнительная власть принадлежит монарху, законодательная - парламенту (Марокко, Кувейт, Иордания и др.).

В парламентской монархии (Англия, Нидерланды, Бельгия, Швеция, Норвегия, Япония и др.) власть монарха практически не обладает реальными полномочиями, они носят представительный характер. В реальной жизни парламентская монархия мало отличается от республики.

В настоящее время более распространены республиканские формы правления, при которых за-конодательная власть осуществляет выборный парламент, а исполнительную утвержденное им правительство.

По форме гос. власти республика делится на: парламентскую; президентскую; смешанную.

Признаки парламентской республики :

1. парламент явл. Высшим органом государства и избирается гражданами всей страны;

2. правительство формируется из лидеров победившей на выборах в парламент партии;

3. правительство ответственно перед парламентом и может быть им отозвано;

4. члены правительства являются одновременно депутатами парламента;

5. глава правительства—это лидер победившей партии;

6. глава правительства является первым лицом государства, имеет право распустить парламент и назначить новые выборы;

7. президент, является формальной главой государства, осуществляет церемониальные функции, избирается парламентским путем. Президент такой республики осуществляет свою деятельность только с согласия парламента. Такое положение президента закреплено в конституции (Италия и Индия).

Достоинства:

- основной объем власти сосредоточен в одном органе (парламенте);

- видны пределы ответственности за проводимую политику;

- повышение доли выборов в политической жизни;

- парламентское правление защищает страну от возникновения диктатуры;

Недостатки:

- нестабильность правительства;

- нечеткое разделение властей.

 

Президентская республика.смешанной формы правления.

Президентская республика впервые появилась в 1787 г. в США.

Признаки:

1. Президент сам формирует правительство и руководит его деятельностью.

2. Двойная система выборов (парламент и президент избираются независимо).

3. Президент избирается прямым голосованием (кроме США, Аргентины, Финляндии).

4. Наличие жесткого разделения властей (президент не имеет законодат. полномочий, но имеет право отлагательного вето – один раз может наложить вето, вернуть в парламент на доработку.Парламент может 2/3 голосов преодолеть вето).

Достоинства:

- возможность быстрого принятия решения;

- такая форма правления наиболее устойчивая;

- более последовательное разделение властей;

- показывает, какой тип политика предпочитают избиратели.

Недостатки:

- есть опасность диктатуры;

- большая вероятность конфликтов между законодательной и исполнительной властями;

- большая зависимость всей политической системы от физических качеств 1 человека.

Разновидности: - североамериканская (президент назначает министров по согласованию с парламентом); - латиноамериканская (президент назначает министров самостоятельно).

Суперпрезидентская республика – когда у президента огромные полномочия. Чаще всего президент такой республики получил свое место путем переворота.

Смешанная республика – появилась в 1958 г. во Франции (Шарль де Голль).

Признаки:

1. Президент – центральная фигура гос. власти, избирается всенародно прямыми выборами.

2. Правительство формируется президентом из числа победивших на выборах в парламент пар-тий или абсолютно самостоятельно.

3. Правительство имеет двойное подчинение: и парламенту, и президенту (формально).

4. Парламент имеет право объявить вотум недоверия правительству, что может повлечь роспуск парламента.

5. Президент выведен за пределы схемы разделения властей и стоит над ветвями власти, выполняя роль арбитра.

6. Президент имеет большую личную власть и незначительную связанность его действий полномочиями парламента.

7. Президент имеет больше законодательных прав, чем в президентской республике, т.к. ему же принадлежит исполнительная власть.

8. Президент имеет право распускать парламент и назначать новые выборы (в РБ – за искл. пер-вого года работы парламента и последних полугода работы президента).

Достоинства и недостатки – как в президентской.

 

Парламент

Законодательная власть принадлежит парламенту. Она формируется в результате выборов в парламенте своих представителей. Законодательная власть осуществляет разработку и принятие законов, утверждает бюджет страны и контролирует его выполнение. Законодательная власть в некоторых государствах утверждает главу правительства, т.е. премьер-министра, а также опреде-ляет внутреннюю и внешнюю политику.

Основные функции парламента:

- принятие законов;

- внесение поправок в конституцию;

- рассмотрение и утверждение госбюджета;

- контроль за исполнением бюджета;

- контроль за деятельность правительства;

- определение основ внутренней и внешней политики.

В парламентской республике глава государства избирается парламентом и ему подотчетен. В ПР глава государства сильно ограничен. Президент такой республики осуществляет свою деятель-ность только с согласия парламента. Такое положение президента закреплено в конституции (Ита-лия и Индия).

Высшим органом власти является парламент. В крупных государствах парламент 2-х палатный, в небольших – однопалатный. Парламенту предоставляются широкие права. Он периодически требует у правительства отчет о его деятельности, санкционирует …политические мероприятия, принимает законы; парламент может выразить недоверие правительству, за которым следует его отставка. Политическая ориентация зависит от политических фракций парламента, их веса и т.д. значит.

Президентская республика. Глава государства избирается не парламентом, а при участии выборщиков или населения. Президенту предоставляются широкие и разнообразные полномочия. Правительство формируется президентом и подчинено ему. Глава государства – президент. Президент и парламент независимы друг от друга. Парламент не может сместить президентское правительство даже если выражает квоту (недоверие). А президент может в определенных условиях распустить парламент (США).

Для смешанной республики характерны парламентские и президентские формы правления. В такой республике президент избирается народом, он формирует правительство и контролирует его деятельность. Президент имеет право распустить парламент. Парламент имеет ограниченные права. В смешанной республике существует такой институт, как премьер-министр (Россия, РБ, Украина и другие страны СНГ, Франция).

Этапы развития парламента:

1. Древний мир – народные собрания в Др.Греции и Риме, вече; решали вопросы войны и мира, объединения или разъединения с соседями.

2. XII-XVII – государственное значение (1215 – 1-й избранный парламент в Англии).

3. XVII-XVIII – парламент получает законодательные функции, появляется 3 первые Конституции.

4. XIX – парламент становится единственным источником законодательства.

5. XX-XXI – идея парламентаризма становится общепризнанной.

Формирование парламента:

- нижняя палата – всенародные выборы;

- однопалатный парламент – всенародно;

- верхняя палата: 1.назначает глава государства; 2. избирают от региона, от которого парламента-рий идет в верхнюю палату; 3. назначает местная власть

Бел.парламент – Национальное собрание.

Нижняя палата – Палата представителей (110).

Верхняя палата – Совет Республики (64 – по 8 от обл., 8 от Минска, 8 от президента).

Парламентские привилегии:

- индемнитет – депутат не несет ответственности за свои заявления в Парламенте и за законы, ко-торые он принимает.

- парламентская неприкосновенность – нельзя арестовать или привлечь к суду, даже в роли свидетеля.

Право законодательной инициативы:

- депутат; - глава гос-ва; - правительство; - народная инициатива (150 тыс. избирателей).

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.