Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Сущность, основные принципы демократии.

 

Понятие демократия применяются:

· для характеристики идеи;

· способ устройства полит. системы;

· форма гос. правления;

· мировоззрение;

· различные общ-полит. движения.

Как историческое явление демократия развивается и изменяется по мере развития общества, а так же смены социальной формаций. Современная наука выделяет ряд этапов эволюции демократии: первобытную (родовую), рабовладельческую, феодальную, буржуазную и социалистическую демократию.

Под полностью развитой демократией понимают действие равноправия и участия населением во всех политических процессах государства.

Реальная демократия является первой из форм государств, народовластие не совместимо с существованием государства.

Демократия: - прямая (непосредственная) – непосредственное принятие решений всенародно (референдум) ; - представительная (репрезентативная) – решения принимают представители народа.

Критерии демократии:

1. наличие представительства

2. легитимный плюрализм

3. равная возможность политического участия

4. просвещенный выбор

5. взаимная ответственность власти и граждан

Принципы:

1. правление большинства и уважение прав меньшинства

2. правовое и политическое равенство граждан

3. легитимация власти

4. представительный характер власти

5. выборность и свободная конкуренция в борьбе за власть

6. плюрализм и свобода полит. деятельности.

 

 

27. История демократии: от зарождения идеи до современности.

Как историческое явление демократия развивается и изменяется по мере развития общества, а так же смены социальной формаций. Современная наука выделяет ряд этапов эволюции демократии: первобытную (родовую), рабовладельческую, феодальную, буржуазную и социалистическую демократию.



1. Античная демократия

V в. до н.э. – Геродот предложил термин «изономия» (государство равных): - должности по жребию, - чиновники должны давать отчет, - важнейшие решения принимает народное собрание

V в. до н.э. – в Греции приняты Законы Перикла: - отмена имущественного ценза, - замена голосования жребием, - введена оплата должностным лицам, - платить каждому за участие в народном собрании.

Остракизм – изгнание из страны на 10 лет за несогласие с большинством.

Античные философы считали демократию худшей формой, боялись власти толпы.

Недостаток : не было идеи автономной личности с защитой ее прав

2. Новое время - Классическая теория демократии – демократией считалась лишь идея всеобщего участия граждан в принятии решений

Недостатки:

· переоценка рационального начала в человеке

· не учитывается то, что людьми легко могут манипулировать демагоги

· невозможность придти к всеобщему единому пониманию блага

· не учитывается то, что граждане равнодушны к тому, что непосредственно их не касается.

3. Современные концепции демократии:

· ОЛИГАРХИЧЕСКАЯ демократия

- Наличие достаточно квалифицированных представителей, которых можно избирать

- Политики принимают решения, которые народ может хорошо понять и высказать своё отношение

- Управлять должна хорошо подготовленная и организованная бюрократия, не энтузиасты

- демократический самоконтроль

· ЭЛИТАРНАЯ концепция

- Политические решения принимаются узким кругом людей

- Управляют демократией только высокопоставленные профессионалы

- Управляют элиты которые борются между собой

- Народ иррационален, импульсивен и легко подаётся манипулированию демагогов.

· ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКАЯ концепция

- Полный отказ от идей прямого участия всех в политическом процессе граждан, которые только участвуют в голосовании

- Цель государства – это применение и вовлечение в политический процесс различных групповых интересов

- группы с различными интересами в борьбе нейтрализуют друг друга

- Чем больше маленьких лидеров, тем меньше вероятность появление одного большого лидера или диктатора

· ПЛЕБИСЦИТАРНАЯ концепция

Суть: народ всеобщих выборах избирает лидера, дальше он со власти не участвует.

· ПАРТИСИПАТОРНАЯ концепция (Демократия участия)

Сторонники того, что человек существо рациональное и может сам принимать решение, но предварительно его нужно обучить.

 

28. Определяющие элементы и механизм современной демократии.
Механизм демократии:

1. Законодательное закрепление основных прав человека.

2. Свободные и строго периодические выборы.

3. Решение вопросов большинством при твердых гарантиях прав меньшинства.

4. Наличие лояльной оппозиции.

5. Наличие не менее 2 полит. партий, которые чередуются у власти.

6. Разделение властей.

7. Контроль за действиями власти

8. Наличие альтернативных источников информации

Условия демократии:

- экономические:

1. соц. плюрализм – много слоев

2. наличие гражданского общества

- культура – наличие сильных демократических традиций

- лидер – наличие лидера, который способен взять на себя ответственность

Р.Даль: Срок для установления демократии – минимум 1 поколение (25 лет)

 

29. Сущность, генезис и основные принципы избирательного права.
Процедура выборов регламентируется избирательным правом каждой страны.

Избирательное право – это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах в представительные органы власти, организацию и проведение выборов взаимоотношения между избирателями и представительными учреждениями, порядок отзыва кандидатов.

Избирательное право:

- активное – право избирать;

- пассивное – право быть избранным;

Важнейшими принципами избирательного права являются принципы всеобщих, прямых тайных и равных выборов. Принцип всеобщности предполагает, что все совершеннолетние граждане вне зависимости от пола, расы, национальности, религии напрямую выбирают все вертикали власти. Принцип тайного голосования предполагает, что выбор происходит в тайне от всех, и никто не имеет права знать, за кого голосовал тот или иной гражданин. Принцип равенства заключается в том, что у каждого имеется только один голос.

Принцип избирательного права

· Всеобщность

· Равенство

· Прямое и тайное голосование

· Право быть избранным

Впервые всеобщее избирательное право было провозглашено во Франции в 1793 г. (не имели права женщины, прислуга). 1893 – Новая Зеландия, 1906 – Финляндия.

Принципы избирательного права никогда не выполнялись полностью. Обычно действие принципов ограничивалось какими либо цензами. Таким образом число совершеннолетних граждан и число участвующих в голосовании не бывает равным. Среди цензов наиболее распространенными являются следующие:

· возрастной ценз (выборах не участвуют лица не достигшие определённого возраста)

· ценз оседлости (в выборах имеют право участвовать только граждане прожившие определённый срок на данном месте жительстве)

· ценз пола (в выборах не могут принимать участие женщины)

· образовательный ценз (для участия в выборах необходимо иметь какое либо образование )

Так в Республике Беларусь, в выборах не участвуют граждане под следствием, недееспособные лица, лица которые по приговору суда находятся в местах лишения свободы.

Абсентеизм – неявка на выборы. За неявку в Италии – общественное порицание в газете, в Дании – 4 неявки, не дают лицензию на предпринимательскую деятельность.

 

Избирательные системы.

Избирательная система – правила и принципы, с помощью которых определяются результаты выборов. Основы избир-х. систем определ-ся конституцией и конкретизируются в избирательном праве.

По способу подсчета голосов и принципу распределения мест по итогам голосования избир-е. системы делятся:

Пропорциональная (сущ. в странах, где есть несколько полит. партий. Создаются большие избир. округа, в которых каждая партия выдвигает свой список кандидатов, а избиратель подает голос за списки партии целиком. Для опред-я результатов голосования устанавл-ся избирательный метр, т.е. минимум голосов необходимых для получения одного политического мандата (в Бельгии, Финляндии, Испании). Варианты: открытые и закрытые списки.

Достоинства:

1. более полное представительство в парламенте полит. сил.

2. стимулирование многопартийности.

Недостатки:

1. у избирателя нет возможности оценить личные качества кандидатов.

2. зависимость парламентария от выдвинувшей его партии.

3. нестабильность правительства.

Мажоритарная - при системе абсолютного большинства избранным считается тот, кто получил голосов 50%+1 голос от общего числа подданных и признанных действительными голосов, если ни один из кандидатов не набрал положительного количества, то проводится 2 тур, причем в списке остаются 2 кандидата, получивших наибольшее число голосов; при системе относительного большинства побеждает просто набравший больше остальных. Применяется при голосовании по округам, и в округах баллотируются конкретные люди.

Достоинства:

1. прочные личные позиции депутатов в парламента;

2. независимость депутата по отношению к групповому давлению

3. создание условий для возникновения устойчивой расстановки сил в парламенте;

4. стабильность правительства.

Недостатки:

1. достаточное количество избирателей за проигравшего пропадает;

2. партия, которая получила в общей сумме по стране меньшее число голосов может завоевать больше мест в парламенте;

3. создание условий для манипулирования политической волей избирателей с помошью нарезки округов.

• В ряде стран существует смешанная избир-я система. В ней используется элементы пропорц-й и мажоритарной систем. Используется 2 бюллетеня.

Главная задача каждой избир-й системы максимально выражать и защищать интересы граждан своих стран, их права, важнейшие из которых - право выбирать и быть избранным в государственные органы власти.

 

 

Гражданское общество.


Формирование правового государства возможно лишь на основе развитого гражданского общества. Гражданское общество - это система самостоятель­ных и независимых от государства общественных инсти­тутов и отношений, которые призваны обеспечить усло­вия для самореализации отдельных индивидов и коллек­тивов, реализации частных интересов и потребностей.

Обозначим основные черты гражданского общества:

1. Гражданское общество выступает и как элемент общественной интеграции, а также как материал политического сообщества, элемент демократии, как инструмент демократических преобразований.

2. Гражданское общество - сфера самодеятельности свободных индивидов, организаций и ассоциаций граждан, не зависящих в своей деятельности от органов и учреждений государства.

3. существование гражданского общества как саморегулируемой системы обеспечивается гарантированными государством политическими свободами и демократическими институтами, свободными экономическими отношениями, возможностью судебной защиты демократических, политических и экономических свобод в случае их ущемления.

4. в построении отношений в рамках гражданского общества участие государства, его аппарата не предполагается.

5. формирование межличностных отношений в рамках гражданского общества необходимо связано с демократическим развитием государства.

6. утверждение гражданского общества влечет преобразование форм и способов функционирования государства.

7. политической характеристикой гражданского общества, точнее, качеством, указывающим на его зрелость, выступает его функционирование в правовом государстве.

Структуру современного гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности. Это социальная (в узком смысле слова), экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы.

Современное гражданское общество выполняет следующие функции:

1) Обеспечивает свободное развитие личности на экономической основе разнообразных форм собственности, возможности для каждого человека выбирать сферу хозяйственной деятельности.

2) Обязательное регулирование взаимоотношений частных лиц, групп и организаций по средствам гражданского права, что позволяет преодолевать возможные конфликты и вырабатывать общую политику в интересах всего общества.

3) Постоянная защита интересов каждого человека, его прав и свобод.

4) Взаимодействие государства и гражданского общества.

5) Осуществление самоуправления во всех сферах общественной жизни.

 

Содержание, сущность и уровни политического сознания.

Политическое сознание – восприятие субъектом политики, а также связанных с ней действия и состояния.

Пути формирования:

1.отражения политического бытия

2. менталитет

Менталитет – глубинный уровень политического сознания, готовность воспринимать мир определенным образом.

Структурные элементы:

1. политическая идеология и политическая психология.

2. политическое самосознание оценки субъекта политики.

3. специализированное сознание (полит. партий).

4. политические теории, идеи и т.д.

Уровни политического сознания:

1. обыденный

2. эмпирический

3. теоретический

4. научный

5. идеологический

6. социо. психологический.

Эмпирический и обыденный - основе опыта, характерно: ярко выраженные эмоции, спутанность, противоречивость.

Теоретический и научный – на основе научного исследования.

Идеологический – извращенное сознание, дает знание о предмете через призму желаемого.

Социо. психологический – сознание толпы (действие не предсказуемое).

С точки зрения субъекта:

1.массовое

2.групповое

3.индивидуальное.

Структура массового сознания:

- уровень ожидания и оценка возможности влиять на политику.

- социо-политические ценности, лежащие в основе идеологического выбора.

- быстро меняющиеся мнения, связанные с оценками текущего положения.

Групповое – на основе политических партий.

Индивидуальное – сознание отдельного человека

Важное место в политсозн. занимает общественное мнение. Общественное мнение – с одной стороны это политический институт, участвующий в осуществлении власти, с другой – совокупность суждений, разделенных на социальные общности по поводу тех или иных событий. Общественное мнение выполняет контрольную, консультативную, директивную функции. Занимает определенную позицию, дает советы, выносит решения по тем или иным общественным вопросам, регулирует поведение индивидов, поддерживает те или иные ценности и нормы.

Основные каналы выражения общественного мнения: СМИ, референдумы, жалобы и предложения и пр.

Политсозн. формируется через каналы. Этот процесс может происходить через критическое осмысление, рациональное общение, и усвоение информации через правовые, философские, исторические знания. Важный фактор формирования – функционирование в обществе системы образования о воспитания, а также СМИ, литература и искусство. Политсозн. личности может основываться на вере, убеждениях, пережитом опыте, а также опираясь на общественный авторитет.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.