Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Изучите и охарактеризуйте особенности процесса воспитания.

В общем педагогическом процессе развивается и процесс воспи­тания. Традиционно он рассматривается отдельно, потому что име­ет свои особенности и его нельзя свести ни к процессу обучения, ни к процессу развития. Часть педагогики, изучающая воспитательный процесс, носит название теории воспитания. Если в процессе обучения действовали учитель и ученик, то в воспитательном про­цессе его участники — воспитатель и воспитанник. В начальной школе это одни и те же лица, участвующие в обоих процессах одновременно.

Воспитание — процесс целенаправленного формирования личнос­ти. Это специально организованное, управляемое и контролируе­мое взаимодействие воспитателей и воспитанников, ориентирован­ное на достижение цели воспитания. В учебных пособиях по педа­гогике прежних лет была распространена формулировка, согласно которой процесс воспитания — это организованное, направленное руководство воспитанием школьников в соответствии с целями, по­ставленными обществом. Но «взаимодействие» и «руководство» — понятия разные. Первое, как мы уже знаем, отражает сложнейшие отношения воспитателей и детей, отводя последним активную роль, а второе — представляет их пассивным объектом педагогического руководства. В современном гуманистическом понимании процесс воспитания — это именно эффективное взаимодействие (сотруд­ничество) воспитателей и воспитанников, ведущее к достижению заданной цели.

 

Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Уже от­мечалось, что это процесс целенаправленный. Наибольшую эффек­тивность обеспечивает такая его организация, при которой цель вос­питания превращается в цель близкую и понятную воспитаннику. Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении ха­рактеризуется современный воспитательный процесс.



Процесс воспитания — многофакторный, в нем действуют объ­ективные и субъективные причины. Особенность его в том, что дея­тельность воспитателя обусловлена не только объективными закономерностями. Это в значительной мере искусство, в котором вы­ражается личность воспитателя, его индивидуальность, характер от­ношений с воспитанниками.

Сложность воспитательного процесса еще и в том, что его резуль­таты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения. Между проявлениями воспитанности или невоспитанности лежит длительный период формирования необходимых свойств личности. Ведь ребенок под­вергается разнообразному воздействию и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт. Воспитание устраняет не­гативные качества, на их место ставит положительные. Это нелегкий процесс. Сложность его и в том, что он очень динамичен — под­вижен и изменчив.

Воспитательный процесс отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь. К. Гельвеций писал: «Я продолжаю еще учиться; мое воспитание еще не закончено. Когда же оно закончится? Когда я не буду более способен к нему: после моей смерти. Вся моя жизнь есть, собственно говоря, лишь одно длинное воспитание». Школь­ное воспитание оставляет наиболее глубокий след в сознании чело­века, потому что нервная система в молодом возрасте обладает вы­сокой пластичностью и восприимчивостью. Но даже при хорошей организации воспитательного процесса в школе рассчитывать на бы­стрые успехи нельзя: для него характерна отдаленность результа­тов от момента непосредственного воздействия.

Одна из особенностей воспитательного процесса — его непрерыв­ность. Школьное воспитание — это процесс непрерывного, систе­матического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Заблу­ждаются воспитатели, полагающие, что одно яркое «мероприятие» способно изменить поведение ученика. Если процесс воспитания прерывается, идет от случая к случаю, то постоянно приходится за­ново прокладывать «след» в сознании воспитанника, вместо того чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые привычки.

Процесс воспитания — комплексный. Означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности. Мы уже знаем, что становление качеств личности происходит одновремен­но, в комплексе, поэтому и педагогическое взаимодействие также должно иметь комплексный характер. В определенное время вос­питателям приходится уделять большее внимание тем качествам, которые не соответствуют требуемому уровню. Комплексный харак­тер нуждается в соблюдении целого ряда важных педагогических требований, тщательной организации взаимодействия между вос­питателями и воспитанниками.

Воспитательному процессу присущи значительная вариатив­ность (неоднозначность) и неопределенность результатов. В од­них и тех же условиях одними и теми же действиями могут быть достигнуты разные результаты. Это обусловлено индивидуаль­ными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготов­ленности воспитателей, их мастерство, умение сотрудничать с воспитанниками также оказывают большое влияние на его ход и результаты.

Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно тем, что идет в двух направлениях: от воспитателя к вос­питаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целе­сообразнее воспитательное воздействие.

Процесс воспитания противоречив. Его диалектика (развитие) обусловливается противоречиями, которые, как мы уже знаем, бывают внутренними и внешними. Именно противоречия рождают ту силу, что поддерживает непрерывное течение процесса. Одним из основных, внутренних противоречий, проявляющихся на всех этапах становления личности, выступает противоречие между возникающими у нее новыми потребностями и возможностями их удовлетворения. Их «рассогласование» побуждает ученика активно пополнять, расширять опыт, приобретать новые знания и формы поведения, усваивать нормы и правила. Назначение воспитания — правильно направить формирование личности, а это возможно лишь на основе глубокого знания движущих сил, мотивов, потребностей, жизненных планов и ценностных ориентации воспитанников.

Внешние противоречия также сильно сказываются на направленности и результатах воспитательного процесса. Весьма неблагоприятны, например, противоречия между школой и семьей, противодействие со стороны семьи некоторым требованиям педагогов. Противоречие между словом и делом также нередко становится причиной многих воспитательных затруднений.

Роль воспитателя состоит вовсе не в том, чтобы замкнуть на се­бе воспитательные влияния и взять руководство процессом в свои руки. Наоборот, его организующая и направляющая сила тем значительнее, чем больше в ней демократизма, творческой свободы. Воспитатель добивается значительных успехов только тогда, когда учитывает условия и обстоятельства, в которых протекает процесс, внимательно анализирует последствия своих действий и делает из них правильные выводы.

Уже много говорилось о серьезных недостатках нынешнего школьного воспитания. В них повинны не только неблагоприятные условия, нерадивые ученики, уклоняющиеся от выполнения воспитательных функций родители. Учителя, воспитатели должны признать и свою часть вины в разразившемся кризисе. Низкий уровень профессионализма, родивший авторитарную педагогику, стал главной причиной отчуждения воспитанников. Подлинное преобразование возможно только на основе идей демократизации и гуманизации школы, на возрождении простых человеческих чувств — заботы о детях, любви и милосердия. Поэтому важная задача нынешнего воспитателя состоит в том, чтобы расположить воспитанника к педагогическим влияниям. Педагогическая позиция должна быть деликатной, незаметной, возможно более скрытой от воспитанника. Нужно растить ребенка другом, а не стоять ментором над его душой.

Итак, воспитательный процесс идет одновременно с процессом обучения в общем педагогическом процессе. Он имеет ряд особен­ностей, а потому выделяется и рассматривается самостоятельно. К основным особенностям процесса воспитания относятся: много­факторность, динамичность, длительность, сложность, вариатив­ность, неопределенность и отдаленность результатов. Процесс вос­питания имеет ярко выраженный комплексный характер.

Задание

Проанализируйте высказывание:

… самым ценным наглядным пособием нравственного воспитания являются хорошие люди, окружающие ребенка и служащие ему образцом для подражания. Сила же подражания так велика, значение ее так громадно…






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.