Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Охарактеризуйте воспитание как систему.

Феноменом современной педагогической действительности, реализующей целостность учебно-воспитательного процесса, являются реально существующие воспитательные системы. Это прежде всего авторские системы школ педагогов-новаторов — школы Щетинина, Тубельского, Захаренко, Тарасова и др. Они становятся объектом изучения ученых и практиков, так как реально осуществляют целостный педагогический процесс. Говоря о современных воспитательных системах, следует отметить именно авторские системы как явление не столь частое, так как это школьные системы гуманного воспитания. В массовом же опыте сохранилось довольно большое число школ с авторитарными, административными системами, которые задаются сверху на основе указов, инструкций, распоряжений, приказов и т. д. Там, где ставка делалась на директиву, творческий поиск учителей игнорировался. Такого типа воспитательные системы в большинстве своем весьма схожи и отличаются друг от друга лишь номе­рами и отдельными деталями. Когда же творческий поиск педагогов, связанный с инновациями и моделированием целостной воспитательной системы, встречает противоре­чия со стороны административной, заданной сверху систе­мы, то отстоять оригинальность системы не всегда удает­ся. В таком случае она чаще всего выступает как синтез

административной и творческой системы. Этот факт под­тверждает еще и то, что значительная часть учителей де­лает ставку на использование новых средств обучения и воспитания — опорные сигналы, коммунарскую методи­ку, педагогику сотрудничества, липецкий уплотненный опрос и комментированное письмо, которые выступают панацеей от всех педагогических бед. Ни для кого не секрет, что такое направление совершенствования педа­гогического процесса в последнее время терпит пораже­ние. Не прием, не метод, не способ, какими бы заманчивы­ми они ни казались, а система является ключевым понятием в педагогике будущего.



Воспитательная система — это упорядоченная со­вокупность взаимосвязанных компонентов, характеризу­ющих воспитательную педагогическую деятельность. Сре­ди понятий «педагогическая система», «дидактическая система», «система воспитательной работы» особое место занимает «воспитательная система». Это наиболее широ­кое понятие, которое включает три предыдущих в каче­стве своих компонентов. Создателями воспитательной си­стемы школы являются учителя и учащиеся, родители и общественность, объединенные в единый воспитательный коллектив.

Признаками системы выступают компонентность, структурность, многоуровневость, иерархичность компонен­тов, обусловленность и взаимосвязанность.

В процессе создания и развития системы решается ряд задач. Прежде всего, у детей формируется целостная и научно обоснованная картина мира. Ребенок должен сам понять и почувствовать эту целостность. Во-вто­рых, решается задача развития гражданского самосозна­ния детей, человека ответственного за все то, что проис­ходит в стране. Третья задача — приобщить детей к общечеловеческим ценностям и сформировать у них адекватное этому поведение. Развитие творческих черт личности — одна из важнейших задач системы воспита­ния. Пятая задача — помочь ребенку в самореализации, самовыражении.

Главное отличие современной, гуманистической вос­питательной системы от авторитарной заключается в том, что здесь все создается ради самого ребенка, который выс­тупает субъектом воспитания. И педагоги, и дети конкретизируют стоящие перед школой цели, трансформируют их в ранг практических задач и осуществляют в процессе совместной деятельности. Объединение детей и взрослых в единый коллектив — это важнейшее условие и результат развития современной воспитательной системы школы. Со­вместная деятельность детей и взрослых в гуманистической воспитательной системе приводит к развитию веду­щих видов отношений — отношения к людям, Родине, делу и себе. Развитие этих видов отношений характеризует воспитывающий потенциал системы. Но все же главным кри­терием эффективности развития современной воспитатель­ной системы является развитие личности. В таком случае становится совершенно понятно, что создание воспитатель­ной системы школы — это не самоцель.

Когда рассматривается вопрос об управлении воспи­тательной системой, то важно представить три аспекта: управление процессом развития самой системы; управле­ние, направленное на укрепление целостности системы; управление, корректирующее процесс включения ребенка и взрослого в систему коллективных отношений.

Воспитательная система школы имеет сложную струк­туру. В составляющие ее компоненты включаются: цель как исходная концепция (или совокупность идей, ради которых она создается); деятельность, обеспечивающая реализацию идей; субъект деятельности, ее организую­щий и в ней участвующий, формирующиеся отношения в совместной деятельности детей и взрослых; среда, ок­ружающая школу, которая осваивается объектом и где осуществляется его самореализация. Эти составные вос­питательной системы отражают то общее, что характерно для каждой из них. Процесс развития воспитательной системы характеризуют: появление и исчезновение раз­личных идей; появление видов деятельности, которые со­здают устойчивые способы взаимодействия детей и взрос­лых; усложнение и упорядочивание жизнедеятельности коллектива.

Рассмотрим более детально составляющие воспита­тельной системы. Так, воспитательная система любой школы включает блок целей, который осмысливается и науч­но обосновывается с позиции философии, педагогики, со­циологии, физиологии, психологии и др.

Затем эти цели осмысливаются и принимаются всем воспитательным коллективом — учениками, родителя­ми, учителями, общественностью. Цель задает всю воспи­тательную систему, ее характер и ведущий принцип орга­низации педагогической деятельности.

Эффективность реализации цели воспитания зави­сит от определения деятельности, общей для детей и взрослых, по осуществлению задуманной цели. Эта дея­тельность обеспечивает целостность воспитательной си­стемы, которая состоит из двух блоков — блок дидак­тический + блок воспитательной работы, — и называется системообразующей деятельностью. Возможны познава­тельная деятельность, трудовая, изобразительная, учеб­ная, художественная, творческая, досуговая, спортивная, общественно-полезная и другие виды деятельности. Сис­темообразующая деятельность обеспечивает развитие лич­ности школьника.

Важными составляющими элементами системы яв­ляются формы и методы организации ведущей деятель­ности. В одном случае это игры, клубы, КТД, своеобраз­ные уроки, а в другом — интеллектуальный марафон, день знаний, театрализованные представления, трудовые десанты и т. д.

Воспитательная система школы взаимосвязана со средой, в которой работает школа. Хорошо организован­ные воспитательные системы могут подчинять своему вли­янию окружающую среду, стать центром воспитательной работы в селе, поселке, микрорайоне. Классический пример такого влияния видим в системе воспитания А.С. Ма­каренко (борьба с самогоноварением и пьянкой на селе, концерты для сельчан, уборка урожая и др.).

Существенная роль в системе воспитания отводится технологиям обучения и воспитания, где предварительно определяются смысл и конечный результат технологи­ческого процесса. В школе Тарасова сущность обучения сводится к тому, что знания, которые дети получают, обес­печивают развитие личности, а конечный результат их усвоения — применение знаний на практике в интересах сохранения экологии.

Эффективность школьной воспитательной системы определяет отношение детей к обучению, себе, другим людям, коллективу, взрослым, родителям и др. Эти отно­шения формируются лишь в совместной деятельности.

 

Итак, структуру воспитательной системы школы скла­дывают:

Все элементы воспитательной системы школы взаимосвязаны системообразующей деятельностью.

Рассмотрим этапы становления воспитательной сис­темы школы. Опыт показывает, что воспитательные сис­темы школы проходят в своем развитии три основных этапа. Но предварительно остановимся на причинах, побуждающих к созданию школьных воспитательных сис­тем. Отметим наиболее часто встречающиеся из них.

Первая — неудовлетворенность педагогов результата­ми своего труда, признание того, что новые методы, сред­ства и приемы не могут коренным образом изменить по­ложение дел в школе.

Вторая причина. У педагогов есть оригинальная идея, которая может привести к созданию авторского проекта школы, воспитательной системы. Под влиянием этой идеи можно моделировать проект школы. Печально только то, что таких идей в учительских коллективах много и, как всегда, в таком случае трудно прийти к согласию. И многие инициативные группы слишком долго задерживаются на стадии выбора единой идеи, которая бы коренным образом изменила весь учебно-воспитательной процесс в школе. И, наконец, в качестве третьей причины выступает тот факт, что довольно часто в угоду моде за систему воспи­тания выдается нечто другое — система воспитательных мероприятий, технологический процесс работы школы, си­стема всех компонентов, обеспечивающих работу в школе, и др. Все это приводит к дискредитации самой идеи школьной воспитательной системы.

Представим характерные черты воспитательной сис­темы на этапе ее становления. Первый этап становления системы начинается с организационных вопросов: поста­новка целей, выработка главных ориентиров в организа­ции учебно-воспитательного процесса, проектирование коллективных ценностей. Цели пока еще носят аморфный характер и формируются через отрицание существующих целей. Часто на этом этапе обнаруживается расхождение между замыслом и его реальным воплощением. Главная цель — формирование коллектива единомышленников шко­лы. На этом этапе пока разрозненно представлены все элементы системы. Среди учеников выделяются ребята, которые тяготеют к коллективной деятельности и облада­ют организаторскими способностями. Взаимодействие с ок­ружающей средой чаще всего носит стихийный характер. На этом этапе находятся сегодня многие школьные кол­лективы и часто оптимистическое настроение (от идей) сменяется апатией и подавленностью. Идет болезненный процесс принятия новой идеи, который часто сопровожда­ется конфликтами с теми, кто не воспринимает иннова­ций. Начинается разобщенность и среди учеников — одни берут на себя ответственность за новую жизнь школы, дру­гие же поддерживают прежние порядки.

Управление воспитательной системой на этом этапе становления в основном осуществляется на организаци­онно-педагогическом уровне. Прежде всего необходимо разработать концепцию воспитательной системы, где бу­дет представлена совокупность основных идей, а затем предложить модель воспитательной системы крупными блоками — пока еще без подробных деталей. Самое глав­ное на этом этапе — цели воспитательной системы должны быть осознаны и приняты учителями, учениками и родителями.

Второй этап связан с отработкой структуры системы, содержания, форм и методов деятельности коллектива. На этом этапе окончательно утверждается системообра­зующая деятельность, приоритетные направления функционирования системы. Виды коллективных отношений становятся все более разнообразными, рождаются коллек­тивные традиции. Главная цель этого этапа — развитие школьного ученического коллектива, создание предпосыл­ки для коллективного творчества, рождение коллектив­ных традиций.

Третий этап — окончательное оформление воспита­тельной системы. Школьный коллектив выступает в новом качестве — это содружество детей и взрослых, объе­диненных общей целью, общей деятельностью, отношени­ями творческого содружества и общей ответственностью. В центре внимания воспитательной системы — личность школьника. У большинства детей формируется «чувство школы», усиливается внимание к каждому школьнику, педагоги овладевают практикой личностного подхода. Идет процесс педагогизации школы и среды. У педагогов развивается новое педагогическое мышление, основанное на самоанализе и педагогическом творчестве. У школы появляется много друзей вовне, единомышленников, доб­ровольных помощников, образующих вместе с педагогами коллектив воспитателей. Резко возрастают самоуправле­ние и саморегуляция.

Для определения уровня сформированности воспита­тельной системы используют две группы критериев — факта и качества. Первая группа позволяет ответить на вопрос, сложилась воспитательная система или нет. Сюда включаются следующие показатели:

• упорядоченность жизнедеятельности школы;

• наличие единого школьного коллектива;

• концентрация педагогических усилий.

А группа критериев качества дает представление об уровне сформированности воспитательной системы и ее эффективности. Эта группа включает:

• степень приближенности к поставленным целям, реа­лизацию педагогической концепции, идей и принци­пов, лежащих в основе воспитательной системы;

• стиль отношений, самочувствие ученика, его соци­альную защищенность;

• уровень воспитанности учащихся, чувство собствен­ного достоинства.

Данные критерии конкретизируются относительно той или иной воспитательной системы школы.

В современном мире существует большое многообра­зие школьных воспитательных систем. Различным шко­лам соответствуют разнообразные системы. Путем сопо­ставительного анализа возможно определить, чем отличаются системы друг от друга и что у них общего.

1. В основе каждой воспитательной системы есть своя научно обоснованная идея. Однако идеи различны и различны их обоснования.

2. Каждая школа ориентирована на развитие личности ребенка, но содержание, пути и средства достижения цели различны.

3. Воспитательная система определяет специфическую для нее системообразующую деятельность, но все они в раз­личных воспитательных системах разные.

4. Каждая школьная воспитательная система находит свойственную ей связь с окружающей средой.

5. Межвозрастное сотрудничество, присущее каждой вос­питательной системе, складывается в разнообразных видах совместной деятельности детей, детей и взрос­лых.

Это основные признаки, которые характеризуют каж­дую воспитательную систему школы.

Задание

Проанализируйте педагогическую ситуацию:

Как-то Василий отказался дежурить, так и сказал:

Не буду, и всё!

Педагог не стал возмущаться и грозить разными наказаниями, а только сказал:






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.