Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

СОВЕТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЕДАГОГИКА

 

КУРС

 

Общие основы педагогики

История педагогики и образования

 

 

Методические рекомендации по освоению курса

 

 

Шуя 2015


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

 

СОВЕТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 4

 

РАЗБЕРЕМСЯ С ВИДАМИ ПИСЬМЕННЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ. 6

ПРАВИЛА РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.. 10

 

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ.. 12

Модуль 1. Введение в педагогику. 12

Модуль 2. Основные этапы становления педагогики. 18

 

СТАТЬИ ДЛЯ АННОТИРОВАНИЯ И РЕЦЕНЗИРОВАНИЯ.. 25

Модуль 1. Введение в педагогику. 25

Модуль 2. Основные этапы становления педагогики. 25

 

ТЕМАТИКА ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ.. 28

 

ПРИМЕРНЫЕ ТЕСТЫ по разделам «Введение в педагогическую деятельность» и «Общие основы педагогики». 31

 

КРИТЕРИИ САМООЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ.. 36

1. Критерии оценивания эссе. 36

2. Критерии оценивания реферата. 38

3. Критерии оценивания презентации. 38

4. Критерии оценивания аннотации. 39

5. Критерии оценивания рецензии. 39

 


ВВЕДЕНИЕ

 

«Он создал нас, он воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный камень.

Им чистая лампада возжена…»

(А.С. Пушкин)

 

Эти слова А.С. Пушкина посвящены любимому лицейскому педагогу Александру Петровичу Куницыну (1783-1840), который был одним из самых образованнейших людей в России. Это он воспитал в лицеистах вольнолюбие, духовную и нравственную свободу, ненависть к деспотизму, любовь к Отечеству, веру в добро и Человека.

Каждый, кто встретил в своей жизни Учителя, может сказать так, потому что сила учительского таланта, вера в возможности человека навсегда остается в сердцах учеников.



Слова, руки, улыбка, глаза учителя – как часто спасают они нас в трудную и горькую минуту жизни. Порой мы забываем имена, лица своих учителей, напомним их щедрость души, их заботу и ласку, их требовательность и доверие.

Уважаемый первокурсник! Уже сейчас, будучи студентами, вы мечтаете быть хорошими учителями. Вам хочется стать для своих учеников таким же Учителем, каким был ваш учитель.

То, что Вы в данный момент читаете - это своеобразный путеводитель студента, изучающего гуманитарные дисциплины, путеводитель в сферу педагогического знания.

Назначение этого текста – помочь осознать педагогику как гуманитарную дисциплину, увидеть ее возможности в стимулировании личностного и профессионального роста в течение всей жизни, в становлении карьеры и формировании имиджа.

Специфика педагогического знания как гуманитарного феномена проявляется в принципах его освоения. Среди основных: принцип рефлексивности, диалогичности, метафоричности, смысловой множественности, трансформации когнитивного содержания в эмоциональное состояние познающего субъекта.

Поэтому каждая лекция, семинар или практическое задание по педагогике – это не “отбывание”, а “проживание” его содержания, приемов и методов работы с информацией.

“Проживание” педагогического знания возможно лишь на основе диалога преподавателя и студентов, студентов между собой, студентов с педагогической теорией и практикой, каждого студента с самим собой.

Весь курс педагогики – это лишь предлагаемая возможность. В какой мере она будет реализована, зависит только от вас самих, от желания и активности быть субъектом своей жизнедеятельности, культуры общества и государства.

В добрый путь!

 


СОВЕТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Помните тот счастливый миг, когда вы, замирая от волнения, нашли свое имя в списке зачисленных? Поступил!!! Это был настоящий праздник! Но… праздники, как известно, кончаются быстро. За ними следуют будни. И вчерашнему школьнику не всегда легко вписаться в новую, студенческую жизнь. Вот вам полезные советы.

Совет 1.Главное – стремиться вырабатывать свой индивидуальный стиль учебно-профессиональной деятельности, то есть не обязательно быть «как все» или «копировать» действия «особо одаренных» или «успевающих» студентов. Успех в учебе можно достигать самыми разными способами. Поэтому само обучение в вузе – это одновременно и своеобразное «экспериментирование» с самим собой, тем более, что главный предмет для любого студента – это он сам, как развивающийся + самоизменяющийся + рефлексирующий «субъект учебной деятельности». В дальнейшем опыт формирования своего индивидуального стиля может стать основой формирования в себе индивидуального стиля самой профессиональной деятельности.

Совет 2. Как вести себя на лекциях и семинарах, чтобы не было скучно, а было полезно? Слушать и слышать другого человека – это настоящее искусство, которое очень пригодиться в будущей профессиональной деятельности.

Если преподаватель «скучный», но Вы чувствуете, что он действительно владеет материалом, то скука – это уже Ваша личная проблема. Постарайтесь всем своим видом показать, что Вам «все-таки интересно» Вы «все-таки верите», что преподаватель вот-вот скажет что-то очень важное. И если в аудитории найдутся хотя бы несколько таких студентов, внимательно и уважительно слушающих преподавателя, то может произойти «маленькое чудо», когда преподаватель «вдруг» заговорит с увлечением, начнет рассуждать смело и с озорством. Если это кажется невероятным, просто вспомните себя в подобных ситуациях, когда с приятным собеседником-слушателем Вы вдруг обнаруживаете, что говорите намного увереннее и даже интереснее для самого себя. Но «маленького чуда» может и не произойти, и тогда главное – не обижаться на преподавателя. Считайте, что Вам не удалось «заинтересовать» преподавателя своим вниманием (он просто не поверил в то, что Вам действительно интересно).

Чтобы быть более «естественным» и чтобы преподаватель все-таки поверил в Вашу заинтересованность его лекцией, можно использовать еще один прием. Постарайтесь молча к чему-то «придраться» в его высказываниях. И когда вы найдете слабое звено в рассуждениях преподавателя, попробуйте «про себя» поспорить с преподавателем или хотя бы послушайте, не станет ли сам преподаватель «опровергать себя» (иногда опытные преподаватели сначала подбрасывают провокационные идеи, а затем как бы сами с собой спорят). В любом случае, несогласие с преподавателем – это прекрасная основа для диалога, который уже после лекции на семинаре может превратиться в диалог реальный. Критика (особенно критика преподавателя) должна быть конструктивной и доброжелательной.

Если вы с чем-то не согласны с преподавателем, то не обязательно тут же перебивать его и, тем более, высказывать свои представления, даже если они и кажутся Вам верными. Перебивание преподавателя на полуслове – это верный признак невоспитанности. А вопросы следует задавать либо после занятия, либо, выбрав момент, когда преподаватель сделал хотя бы небольшую паузу, и обязательно извинившись.

Совет 3. Как на лекции успевать записывать? Умение конспектировать устную речь приходит в процессе практики, то есть присутствия на занятиях и ведения записей. Не пытайтесь записывать подряд все то, о чем говорит преподаватель. Важнее уловить главную мысль, основные факты, которые и следует записать. Не экономьте на бумаге - оставляйте на страницах записей поля для своих заметок. Используйте при конспектировании сокращения, которые каждый может «разработать» для себя самостоятельно.

Совет 4. Настройтесь на то, что подготовка к сессии начинается… с первого занятия. Перед очередной лекцией не ленитесь хотя бы бегло просмотреть конспект предыдущей. Заодно выясните, много ли осталось совершенно темных мест. Если прояснить их не удается даже с помощью учебника, не стесняйтесь обратиться к преподавателю – лучше, если вы спросите его сейчас, чем он вас потом – на экзамене. Читать литературу нужно тоже начинать сразу. На семинарах не отсиживайтесь в уголке, а ведите себя активно – выступайте с дополнениями, уточнениями, задавайте вопросы. Если при этом не будете пропускать лекций и будете вовремя сдавать рефераты, имеете реальный шанс попасть в привилегированную касту «автоматчиков».

Что делать, если не удалось стать VIP персоной? Проанализируйте свои записи и обязательно расположите весь материал согласно зачетно-экзаменационным вопросам, чтобы точно знать, где что у Вас записано. Готовить ли «шпаргалки»? Да, это полезно, но пользоваться ими рискованно. Главный смысл подготовки «шпаргалок» - это систематизация и оптимизация знаний по данному предмету. Согласитесь, если Вы самостоятельно подготовили такие «шпаргалки», то есть провели инспекцию и систематизацию своих знаний, скорее всего, Вы и экзамены будете сдавать более уверенно, так как у Вас уже сформирована общая ориентировка в сложном материале.

Совет 5.Старайтесь в любой деятельности придерживаться следующего алгоритма.

1. Прежде чем выполнить любое дело, четко сформулируйте цель предстоящей деятельности.

2. Подумайте, почему Вы это будете делать, что Вас толкает сделать это, для чего это нужно.

3. Оцените пути достижения цели. Постарайтесь учесть все варианты. Выберите наилучший вариант, взвесив все условия (обычно самый очевидный вариант не является самым лучшим).

4. Наметьте промежуточные этапы предстоящей работы, хотя бы примерно определив время для каждого этапа.

5. Во время реализации плана постоянно контролируйте себя и свою деятельность. Корректируйте работу с учетом получаемых результатов, то есть осуществляйте и используйте обратную связь.

6. По окончании работы проанализируйте ее результаты, оцените степень их совпадения с поставленной целью. Учтите сделанные ошибки, чтобы избежать их в будущем.

Чтобы последовать всем этим советам, нужно приложить немало усилий и иметь терпение и волю. Довольно часто мы не можем победить свою лень или справиться с другими негативными характеристиками. Воспитание воли и умений сознательно регулировать свое поведение становятся очень важными задачами в процессе Вашего саморазвития.

 


РАЗБЕРЕМСЯ С ВИДАМИ ПИСЬМЕННЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

 

В процессе учебы Вам предстоит постоянно выполнять какие-либо виды письменных самостоятельных работ.

Конспектирование.Конспектирование – это составление краткого письменного изложения содержания книги, статьи и т.д. Для того чтобы конспектирование было выполнено на высоком уровне, необходимо следовать следующим правилам:

- изучить первоисточник, уяснить цель его написания и задачи, которые ставил автор;

- при возникновении неясных моментов найти им объяснение в справочной или иной специальной литературе;

- выделить главную мысль источника, при этом помнить, что конспект – это запись мыслей своими словами, а не текста;

- выделить часто используемые слова и словосочетания текста и при необходимости подобрать к ним гипераббривиатуру (обозначение часто употребляемого слова или словосочетания одной буквой или знаком);

- составить письменный план источника; - пересказать мысленно содержание источника по плану и проверить по тексту, все ли удалось запомнить;

- законспектировать источник, соблюдая особую осторожность в процессе преобразования фраз;

- провести рубрикацию конспекта цветом (выделить ключевые элементы, заголовки и т.п.);

- перечитать конспект, сравнить изложенные в нем мысли с теми мыслями, которые изложены в первоисточнике, и при необходимости устранить выявленные разночтения.

Внешнее оформление конспекта должно отвечать следующим требованиям: нужно указать фамилию и инициалы автора изучаемой работы, название работы, ее выходные данные (место издания, издательство, год), указать конспектируемые страницы; текст писать четко, разборчиво, оставляя большие поля, на которые выносятся пункты плана работы.

Цитирование.Цитирование - это приведение дословной выдержки из какого-либо текста. Как правило, цитирование рассматривается в качестве одной из составляющих конспектирования. Но оно может выступать и в качестве самостоятельного умения студента. При выписке цитаты необходимо в первую очередь охватить всю мысль, весь довод, все основные сведения по цитируемому материалу и только после этого цитировать главное, наиболее существенное с обязательным указанием номера страницы. Следует помнить, что цитировать автора допустимо только по его произведениям. И лишь когда источник недоступен, допускается использование цитаты из этого автора, опубликованной в каком-либо издании, предваряя ссылку на источник словами: «Цитирую по»: Выбранная студентом цитата должна точно соответствовать источнику. Никаких искажений в словах и предложениях, заимствованных у автора, не допускается.

Аннотирование.Аннотирование – это составление аннотации, т. е. краткой характеристики текста, включающей в себя содержание текста, назначение адресата, научную ценность и т.д. В аннотации должны указываться лишь существенные признаки содержания источника. Это те признаки, которые позволяют выявить его научное и практическое значение, новизну источника и отличить его от других, близких ему по тематике и целевому назначению. В использовании аннотирования можно опираться на следующие правила:

- указать данные об авторе источника;

- указать конкретную форму аннотируемого произведения (монография, учебник, учебное пособие и т.д.)

- указать предмет источника и его основные характеристики;

- указать отличительные черты издания, по сравнению с родственными по тематике и целевому назначению: новое в содержании, что несет в себе источник, особенности подачи материала (к примеру, систематическое изложение вопроса, постановка проблемы, решение частного вопроса, новая методика и т.д.);

- указать конкретный, читательский адрес, а также дополнительный круг читателей.

Рецензирование.В рецензии, в отличие от аннотации, студент представляет критический анализ содержания и формы источника. Студент выявляет, насколько рецензируемая работа актуальна для педагогической теории и практики, затем он раскрывает структуру работы, выявляет основную идею и характеризует научную и практическую значимость. Для рецензирования обязателен такой пункт, как высказывание и обоснование своей точки зрения на излагаемую проблему. В конце рецензии студент обобщает свои критические замечания и оценивает представленную работу, исходя из общих требований, предъявляемых к определенному виду работ, и индивидуального отношения к рецензируемой проблеме.

Библиография.Подбирая литературу по теме, необходимо обратиться к имеющемуся в библиотеке систематическому каталогу, к последним в году номерам педагогических журналов («Начальная школа», «Начальная школа: до и после», «Педагогика», «Народное образование» и др.), Интернету.

Студент подбирает литературу, исходя из темы и формы выбранной им работы. Это может быть реферат, или защита проекта, или дипломная работа. Но, несмотря на форму работы, в составлении библиографии есть свои правила:

- все источники располагаются в алфавитном порядке (авторы работы или название сборников); следует указать фамилию и инициалы автора, название работы, ее выходные данные: место, год издания;

- если описываются статьи из психолого-педагогических журналов, то нужно указать автора, название статьи, название журнала, год издания, его номер и страницы;

- если описывается сборник статей, то нужно указывать фамилию редактора этого сборника.

Для облегчения работы над библиографическим списком примеры описания разных источников даны в списке литературы к практическим занятиям.

Составление выписок из работ.Выписка – это дословно переписанные мысли автора. Такая точная запись дает возможность студенту выбрать материал на заданную или самостоятельно определенную тему. Требования к оформлению выписок могут быть следующими:

- указать фамилию и инициалы автора, из работы которого вы выписываете материал;

- указать название работы, ее выходные данные (место издания, год издания, издательство, страницы, из которых сделаны выписки).

Тезисы.Тезисы – это кратко сформулированные основные положения работы. Это слово с греческого означает положение, утверждение, которое автор или оратор намерен доказать, защищать или опровергать. Тезисы требуют тщательного изучения текста, но в них не рассматривается фактический материал, приводимый в тексте для обоснования выдвинутой идеи, доказательства ее (идеи) жизнеспособности или пояснения высказываемых положений.

Тезисы, как и конспект, могут быть правильно составлены лишь на основе предварительного изучения текста.

Реферат.Слово «реферат» означает «докладывать», «сообщать». Студенту, исходя из задач, дается два вида реферата – это передача содержания одной монографии или книги, или одной научной идеи; или описание научной проблемы с использованием разных источников. Реферат может быть написан и сдан преподавателю на проверку, а может быть представлен аудитории студентов в форме публичного доклада.

Готовя реферат, как письменное изложение или устное выступление, надо помнить о требованиях, предъявляемых к реферату: тема, изложенная в реферате, должна быть актуальна и раскрыта на высоком научно-теоретическом уровне; материал должен быть выстроен логично, убедительно. Особую ценность в реферате представляет обоснованное отношение к описываемой теме со стороны студента.

Структура реферата:

- титульный лист;

- развернутый план;

- изложение темы (введение, основная часть, заключение);

- список использованной литературы и иных источников.

Работа выполняется на листах формата А4, заполненных с одной стороны и набранных на компьютере или печатной машинке. Нумерация вверху, по центру, кроме первой страницы, арабскими цифрами. Объем реферата от 10 до 25 страниц (в зависимости от темы).

Подготовка реферата:

1. Выбор темы (определяется актуальностью, доступностью литературы, личным интересом).

2. Библиографический поиск (умение использовать алфавитный, систематический и предметный каталоги библиотечных фондов, библиографические указатели, обзоры в научных журналах, помощь библиографов, осуществление обзора периодики, использование подстрочных ссылок и списка литературы, источниковедческая критика).

3. Изучение литературы и конспектирование (определение последовательности чтения, составление самостоятельного мнения, анализ прочитанного, тезисная формулировка основных смысловых блоков).

4. Составление плана (по хронологическому или проблемному принципу). Во введении обосновывается актуальность темы, формулируются цели работы, основные вопросы реферата, краткая характеристика использованной литературы. В основной части раскрываются все пункты плана, сохраняется логическая связь между ними и последовательность перехода от одного к другому. Каждый раздел заканчивается кратким выводом. В заключении обобщается изложенный материал, формулируются общие выводы (с учетом различных точек зрения), отмечается идея, наиболее соответствующая мнению автора и личное отношение.

5. Написание реферата. Черновик лучше редактировать через 2-3 дня после написания. Материал излагается своими словами, без дословного переписывания из источников. Необходимо следить за грамотностью и стилистикой. Сокращения не допускаются (кроме общеизвестных). Позиция автора – объективная и беспристрастная. Идеи и термины приводятся со ссылкой на автора. При употреблении терминов их значение объясняется в скобках или в сноске. Не принято изложение от первого лица.

6. Библиографические ссылки (используются при цитировании, при заимствовании положений, статистических данных, таблиц, иллюстраций, при необходимости отсылки к другому изданию, где вопрос изложен более полно). Ссылки могут быть: внутритекстовыми, подстрочными, затекстовыми (в примечании в конце главы или всего основного текста).

В ссылках не указывается издательство, вместо количества страниц указывается та, с которой взята информация.

При цитировании необходимы кавычки, искажения не допускаются. Пропущенные слова заменяются многоточием. Допускается передача содержания цитаты своими словами с указанием «См.:». Если цитата дается не по первоисточнику, необходимо указать в подстрочном примечании «Цит. по:».

7. Использование электронных ресурсов. Достоверность не гарантирована. Необходимо относиться критически. Лучше ссылаться только на те источники, которые существуют только в электронной версии, избегать ссылок на информацию частных сайтов. Библиографическое описание электронного ресурса Интернет должно включать: имя автора, дату публикации, название документа, адрес сайта, полный путь к документу, последнюю дату проверки ресурса.

8. Составление списка использованной литературы. Общий список должен включать не менее 5 работ, расположенных в алфавитном порядке (по фамилиям авторов или заглавиям – для коллективных монографий, сборников и т.д.). В список вносятся только те работы, которые непосредственно используются в работе. Существует различие для оформления периодических изданий, статей и книг.

9. Оформление приложений. В приложения включают материал, не вошедший в основной текст работы. Это могут быть заимствованные или составленные автором таблицы, схемы, графики, диаграммы, карты, именной, тематический или географический указатель, словарь терминов, фотографии, ксерокопии, рисунки. Приложение нумеруется арабскими цифрами для удобства ссылки на него. Приложение должно иметь название или пояснительную подпись. Если оно составлено автором реферата, то необходимо указать: «Составлено по:». Ксерокопированные, перефотографированные и перерисованные иллюстрации также должны иметь ссылку на источник.

 


ПРАВИЛА






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.