Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Вопрос 22: Раскрыть сущность, функции контроля и оценки знаний и умений учащихся. Охарактеризовать виды и методы контроля знаний учащихся

 

Контроль и проверка учебной деятельности учащихся являются важным этапом педагогического процесса. В условиях реформирования об­разования проверка призвана выполнять в первую очередь свою диагно­стическую функцию: выявлять и искоренять недочеты и ошибки в знани­ях учащихся, а не констатировать факты и формально выставлять отметки.

Контроль— это выявление, измерение, оценивание ЗУНов обучае­мых; это способ получения учителем информации о качественном состо­янии учебного процесса. Контроль проводится в целях надзора, проверки и выявления причин отклонений от заданной цели. Он выполняет функ­цию управления, устанавливающую степень соответствия принятых ре­шений фактическому состоянию дел.

Проверка— это выявление и измерение ЗУНов учащихся. Проверка является составным компонентом контроля, и ее дидактическая функция— обеспечение обратной связи между учителем и учеником, получение объек­тивной информации о степени освоения учебного материала.

Контроль выполняет следующие функции:

1) контролирующая—установление обратной связи, учет результатов контроля;

2) обучающая — дается с профилактико-предупредительной целью, с це­лью активизации работы учащихся по усвоению знаний, корректировки, совер­шенствования, систематизации знаний; учащиеся слушают дополнительные
объяснения, задают вопросы, отвечают, у них формируются навыки и умения;

3)воспитывающая — состоит в приучении учащихся к систематиче­ской работе, в формировании нравственных качеств, самооценки;

4)развивающая — заключается в развитии памяти, внимания, интере­са к предмету, творчества;



5) мотивационная — развитие мотива и потребности в учебе;

6) диагностирующая и прогнозирующая (по реализации целей конт­роля) и др.

Традиционно в педагогической литературе выделяют следующие виды контроля:

1. Предварительный (исходный) — выявление ЗУНов по теме, которая
будет изучаться.

2.Текущий — проверка усвоения материала и оценка результатов каж­дого урока. Осуществляется в повседневной работе с помощью система­тического наблюдения, тестовых заданий и др.

3. Тематический (периодический) — осуществляется периодически
по мере прохождения раздела или темы, проверяет степень усвоения
за длительный период с целью систематизации знаний учащихся. Проходит
на повторительно-обобщающих уроках и готовит к контрольной работе.

4. Итоговый — проводится накануне перевода в следующий класс
или в конце четверти, полугодия, учебного года. Его задача зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение.

Ю. К. Бабанский метод контроля определяет как способ, с помощью которого выявляется состояние знаний, умений и навыков обучаемых в данный момент времени. Несмотря на некоторые расхождения ученых-дидактов в отношении методов и формконтроля, их можно свести в оп­ределенную систему:

1. Метод наблюдения — это систематическое получение данных
о знаниях и развитии ученика, ежедневное изучение учащихся в процессе
обучения. Результаты наблюдения не фиксируются в официальных доку­ментах, а учитываются учителем при работе и общей оценке ученика.

2. Методы устного контроля — в их основе лежит вопросно-ответная
форма (ответы учеников на вопросы учителя на уроках, экзаменах, зачетах)
или монологический ответ учащегося. Текущий устный контроль проводится
ежеурочно в индивидуальной, групповой, фронтальной или комбинирован­ной форме. Это такие методы, как опрос, беседа, рассказ ученика, объясне­ние, чтение текста, технологической карты, схемы, сообщение об опыте,
зачет, устный экзамен и др. Зачет и экзамен являются наиболее активной
и обстоятельной проверкой знаний за определенный период обучения.

3. Методы письменного контроля — характеризуются высокой эконо­мичностью и эффективностью; позволяют глубоко и объективно прове­рить знания учащихся. Дополняются программированным контролем.
В письменной работе ученику нужно показать и теоретические знания,
и умения применять их для решения конкретных задач. К этим методам
относятся: контрольные работы, проверочные работы, изложения, сочи­
нения, диктанты, рефераты и др.

4. Методы практического контроля — имеют целью проверить практи­ческие умения и навыки учеников, способность применять знания при реше­нии конкретных задач. Они представляют собой проведение лабораторных
опытов, составление таблиц, схем, карт, чертежей, изготовление прибо­ров, создание изделий, монтаж аппарата, ситуационная деловая игра, ими­тация. Эти методы удовлетворяют требования принципа связи обучения
с практикой, ориентируют учеников на применение знаний.

5. Дидактические тесты — набор стандартизированных заданий
по определенному материалу, устанавливающий степень его усвоения уче­никами. Это серия вопросов, к каждому из которых надо выбрать пра­вильный из предложенных 3—5 ответов; или это утверждения, в которые
надо вставить пропущенные слова, незаконченные предложения, которые надо закончить. Преимущества дидактических тестов — объективность, быстрота обработки результатов, оперативность, экономия времени.

А также в педагогической литературе выделяют метод графического контроля (Г. И. Щукина), метод программированного и лабораторного кон­троля (Ю. К. Бабанский), метод пользования книгой, метод проблемной ситуации (В. Оконь).

Оцениваниевыступает как процесс проверки, а оценка — как резуль­тат проверки и проявляется в оценочных суждениях. Оценка— это каче­ственный показатель работы учащихся. Отметка— это условное обозна­чение, кодовые сигналы, памятные знаки (количественный показатель).

Система оценивания учебного труда учащихся должна учитывать как ре­зультативность всех видов учебной деятельности ученика и процессуальную сторону усвоения учебного материала, так и проявление индивидуальных качеств и личностных свойств. Применительно к учебно-познавательной де­ятельности оценить — значит определить степень выполнения (решения) учащимися задач, поставленных перед ними в процессе обучения на основа­нии сопоставления реальных результатов с планируемыми целями, заданны­ми требованиями образрвательных стандартов и учебных программ. Таким образом, оценке подлежат как объем, системность и обобщенность усвоен­ных знаний, так и уровень развития специальных предметных, общеучебных и интеллектуальных навыков и умений, универсальных компетенций, вклю­чая индивидуальные образовательные параметры и личностные компоненты ведущих сфер человека, в совокупности отражающие и характеризующие достижения ученика в учебной деятельности.

В соответствии с постановлением Министерства образования Респуб­лики Беларусь от 24. 05. 2002 № 21 «О введении десятибалльной системы оценки результатов учебной деятельности учащихся в учреждениях, обес­печивающих получение общего среднего и профессионально-технического образования» в 2002/03 учебном году в школах, гимназиях, лицеях и про­фессионально-технических училищах последовательно осуществлена апро­бация и внедрение десятибалльной системы оценки результатов учебной деятельности учащихся.

Расширение оценочной шкалы от 5 до 10 баллов обусловлено не только настоятельной необходимостью в объективном, гуманном и более точном оце­нивании учебных достижений учащихся, особенно в условиях разноуровневого обучения, но и в усилении стимулирующей функции оценки, учете инди­видуальных и личностных качеств обучающихся.

Ведущими целямивведения 10-балльной системы оценивания явля­ются: 1) повышение объективности оценки и качества учебно-познаватель­ной деятельности учащихся и ее результатов; 2) обеспечение социальной защищенности личности учащегося; 3) реализация интегративного подхо­да в оценке учебных достижений учащихся в единстве знаний, умений, на­выков с учетом индивидуальных свойств личности (индивидуальности) и личностных качеств; 4) создание условий для стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся и достижения более высоких ре­зультатов на основе введения инвариантной оценочной шкалы, примени­мой к разноуровневому обучению; 5) обеспечение условий для формирова­ния адекватной самооценки личности и реализации принципа социальной справедливости в оценивании учебных достижений учащихся и др.

Основными критериями оценки знаний являются их полнота, обоб­щенность и системность.

На основе обозначенных и других признаков выделяются ступени в овладении учебным материалом или уровни учебной деятельности (ус­воения учебного материала).

Первый уровень — действия на узнавание, распознавание понятий (объекта), различение и установление подобия.

Второй уровень — действия по воспроизведению учебного материала (объекта изучения) на уровне памяти.

Третий уровень — действия по воспроизведению учебного материала (объекта изучения) на уровне понимания (осознанное воспроизведение), описание и анализ действия с объектом изучения.

Четвертый уровень — действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу, выполнение действий с четко обозначенными пра­вилами, применение знаний на основе обобщенного алгоритма, а также для решения новой учебной задачи.

Пятый уровень — применение знаний (умений) в незнакомой ситуа­ции, для решения нового круга задач, творческий перенос знаний (само­стоятельное использование ранее усвоенных знаний в новой ситуации, для решения проблемы; видение проблемы и способов ее решения и т. п.).

Правильно организованный контроль способствует не только реализа­ции контролирующей, обучающей, диагностической функций контроля, но и повышает интерес учащихся к учению, стимулирует их к проявлению познавательной активности как в процессе учебной работы в классе, так и в процессе самостоятельной домашней и внеклассной работы.

 

 

Вопрос 23: Раскрыть сущность процесса воспитания, объяснить его особенности, структуру

 

Воспитание в его широком понимании не может быть ограничено толь­ко овладением учащимися системой научных знаний и опытом интеллекту­ально-познавательной и практической деятельности. Оно включает в себя также формирование у воспитуемых социальных и духовных отношений как важнейших компонентов их личностного развития.

Воспитательный процесс является частью целостного педагогического процесса, который объединяет обучение и воспитание. Современная педа­гогическая теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс воспи­тания реализуется через организацию деятельности детей, результат дей­ствий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Современную отечественную концепцию воспитания характе­ризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отноше­ния, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития.

Воспитание как общественное явление — сложный и противоречи­вый процесс. Это процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества, иначе говоря, процесс социализации личности.

Процесс воспитания—целенаправленный и сознательно организован­ный педагогический процесс социального становления личности по овла­дению общественным опытом. Его определяют два фактора: целенаправ­ленность и сознательная организованность.

Цель воспитания— способствовать разностороннему развитию лич­ности школьника, то есть создать все условия для самореализации лично­сти в обществе. По Программе воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь цель воспитания определяется как развитие и са­моразвитие личности, способной быть субъектом своей жизнедеятельно­сти. Цель воспитания конкретизирована в задачах воспитания:

♦ способствовать развитию личности, ее талантов, умственных cnoсобностей и физических сил в полном объеме;

♦ воспитывать уважение к правам человека и его свободе;

♦ воспитывать уважение к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, ценностям страны, в которой ребенок проживает;

♦ подготовить ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе
понимания мира, терпимости, дружбы и взаимопонимания между народами;

♦ воспитывать уважение к окружающей природе.

Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возраст­ных особенностей.

В широком смысле слова понятие «воспитание» охватывает весь про­цесс подготовки подрастающего поколения к жизни, включая образование и обучение. Воспитание и обучение едины, но не тождественны: едины общностью цели (формирование всесторонне развитой личности), взаи­мопроникновением функций (обучение выполняет воспитательные функ­ции, а воспитание, в свою очередь, — функцию познания жизни).

Процесс воспитания имеет свои особенности и представляется более сложным, чем обучение:

♦ Это процесс целенаправленный и комплексный (единство целей, за­дач, содержания, форм и методов воспитания; цели должны быть понятны
учащимся).

♦ Воспитательный процесс носит многофакторный характер (на становление личности влияет семья, школа, микросреда, общественные орга­низации, СМИ, искусство, социально-экономическая ситуация и др.).

♦ Воспитание носит целостный характер, его трудно расчленить на со­ставляющие, а значит, трудно создать некий алгоритм действия воспитателя.

♦ Ребенок в процессе воспитания — и объект воздействия педагога,
и субъект многообразной деятельности.

♦ Два из трех компонентов воспитания (воспитатель, воспитанник,
процесс) — живые люди, они определенным образом ассимилируют все
происходящее, их действия труднопредсказуемы; возможно появление «со­противления воспитанию».

♦ Результаты воспитания носят отсроченный и неодинаковый для всех
характер.

♦ Воспитание является долговременным, непрерывным процессом, пе­реходящим в самовоспитание.

♦ Воспитание носит двусторонний характер: субъекты воспитания —
воспитатель (организатор, руководитель) и воспитанник (сотрудник, ак­тивный участник).

♦ Это процесс противоречивый. Воспитание тесно связано с жизнью:
логика и позиции субъектов воспитания могут быть противоречивыми
в зависимости от личностной и педагогической позиции; противоречия
могут происходить и от понимания воспитания либо на уровне житейско-
обыденном, либо на научном.

♦ Различия в концепциях воспитания у разных педагогов, а следователь­
но, и разные методики обучения и воспитания в подходе к одному ребенку.

С точки зрения культурологического подхода структурувоспитатель­ного процесса можно представить следующим образом:

Первый этап — диагностика (изучение) воспитанников и определе­ние целей и задач воспитания:

♦ определяются цели и задачи воспитания;

принципы процесса воспитания — это руководящие идеи, основные
требования к деятельности, поведению.

Второй этап — проектирование, планирование воспитательной дея­тельности:

♦ разработка содержания (системы знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми долж­ны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задача­
ми). Содержание современного воспитания определяется Программой вос­питания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь;

♦ разработка методов (способов воздействия на сознание, волю, чув­ства, поведение воспитанников, с целью выработки у них заданных целью
воспитания качеств);

♦ разработка средств (относительно независимых источников формирования личности);

♦ разработка форм (внешнего выражения процесса воспитания).

Третий этап — организация педагогического взаимодействия (peaлизация планов).

Четвертый этап — проверка, оценка, анализ результатов.

Затем все повторяется в следующем цикле воспитательной работы.

Можно выделить также внутреннюю структуру воспитательного процесса:

1-й этап — осознание воспитанниками требуемых норм и правил по­ведения (знания);

2-й этап — знания переходят в убеждения;

3-й этап — воспитание чувств;

4-й этап—практическая деятельность, которая определяет эффективность воспитания и пронизывает 1-й, 2-й, 3-й этапы.

Процесс воспитания долговременный и неоднозначный, поэтому результат воспитания не носит ярко выраженного и четко определенного по времени характера, вследствие чего оценить результативность воспитательного процесса довольно сложно. Критерии воспитанности по каждому направлению воспи­тания, на которые нужно ориентироваться воспитателю, указаны в Программе воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, а также в Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.

О результативности воспитания свидетельствуют такие показатели: сформированность у учащихся основ мировоззрения, умение оценивать события, происходящие в нашей стране и за рубежом; усвоение ими норм морали, знание и соблюдение законов, в том числе Правил для учащихся; общественная активность, коллективизм, участие в ученическом самоуправлении; инициатива и са­модеятельность воспитанников; эстетическое и физическое развитие и др.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.