Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Эстетического воспитания школьников

 

С давних времен люди стремились строить свою жизнь по законам красоты. Недаром Ф. М. Достоевский, размышляя о социальных катак­лизмах и трудных путях общественного прогресса, писал: «Красота спа­сет мир». Именно поэтому огромное значение в обществе придается раз­витию литературы, музыки, изобразительного искусства и архитектуры, в которых воплощаются идеалы прекрасного.

Но искусство способствует не только духовному прогрессу общества. Большое влияние оно оказывает на личностное развитие человека и его деятельность.

Термин «эстетическое воспитание» связан с понятием «эстетика», обо­значающим философскую науку о прекрасном.

Сущность эстетического воспитаниясостоит в организации разно­образной художественно-эстетической деятельности учащихся, направлен­ной на формирование у них способности полноценно воспринимать и пра­вильно понимать прекрасное в искусстве и в жизни, на выработку эстети­ческих представлений, понятий, вкусов и убеждений, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства. Задачи эстетического воспитания:

формирование эстетического сознания, включающего в себя сово­купность знаний по основам эстетики, мировой и отечественной культуры» способность понимать и отличать подлинно прекрасное в искусстве, народном художественном творчестве, природе, человеке от суррогата;

♦ формирование эстетических чувств, вкусов; педагогически корректное противодействие дезориентирующим влияниям псевдокультуры; развитие мотивации (потребностей, интересов) и способностей к художествен­но-творческой деятельности;



♦ формирование способов художественно-творческой деятельности; под­держка одаренных детей; выработка опыта (умений и навыков) организации
среды обитания, труда, учения с учетом эстетических норм и ценностей.

Цель эстетического воспитания— формирование эстетической куль­туры личности, которая включает в себя такие компоненты:

Эстетическое восприятие — способность выделять в искусстве и жиз­ни эстетические свойства, образы и испытывать эстетические чувства.

Эстетические чувства — эмоциональные состояния, вызванные оце­ночным отношением человека к явлениям действительности и искусства.

Эстетические потребности — необходимость в общении с художе­ственно-эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях.

Эстетические вкусы — способность оценивать произведения искус­ства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов.

Эстетические идеалы—социально и индивидуально обусловленные пред­ставления о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве.

Эстетическое сознание — совокупность идей, теорий, взглядов, кри­териев художественных суждений, вкусов, благодаря которым человек получает возможность достоверно определять эстетическую ценность окружающих его предметов, явлений жизни, искусства.

Эстетическое воспитание осуществляется в процессе обучения и воспитаниякомплексом средств (кино, телефильмы, природа, картины, музыкальные произведения, литература, отношения, СМИ, труд, семья, лич­ность учителя, слово и др.), приемов (отработка культуры соблюдения ти­шины и порядка, бережливого отношения к книгам и тетрадям, школьной мебели, доброжелательных отношений и вежливости между учащимися; ; беседы о нравственности, этикете, культуре речи и внешнем облике чело­века, его манерах; ознакомление с современной модой: встречи с моде­льерами, артистами и т. д.), методов и форм (беседы, лекции, встречи за круглым столом; «университеты» культуры; клубы друзей искусства; экскурсии, фестивали, устные журналы, тематические вечера, выставки, студии, музыкальная фонотека, певческая деятельность, утренники и ве­чера; «капустники», «посиделки»; посещение кинотеатров и театров и многoe др.). Оно реализуется прежде всего на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства, технологии. Развитие эстетического воспри­ятия начинается в начальных классах и реализуется за счет восприимчи­вости младших школьников. Учитель дает задание самим делать рисунки, иллюстрации, пейзажные зарисовки. Основная работа в этом направлении осуществляется в средних и старших классах. В процессе восприятие
и сравнения произведений литературы и искусства формируются художе­ственно-эстетические представления. Развитие эстетического вкуса

очень сложная и слабо решаемая проблема. Только приобщая учащихся к высоким образцам литературы, музыки и изобразительного искусства, можно формировать у них подлинно художественные вкусы. В старших классах есть условия для более глубокого понимания искусства.

Эстетика должна присутствовать на всех уроках, особенно на уроках ху­дожественного цикла; должна проявляться в деятельности учителя, в здоровых человеческих взаимоотношениях, в ближайшем окружении и в быту, в при­роде, где дети проводят свободное время и т. д.

Эстетика поведения должна пронизывать организацию труда и раз­нообразную практическую деятельность во внеурочное время(убор­ка класса, насаждение растений, выращивание цветов, чтобы видеть кра­соту своей деятельности).

В процессе внеклассной работыпродолжается приобщение учащихся к художественному творчеству и делаются первые шаги в литературе, му­зыке и изобразительном искусстве. Работают кружки и студии по этим областям деятельности, коллективы художественной самодеятельности, организуются встречи с работниками искусства, проводятся художественно-творческие конкурсы, олимпиады. Результаты художественной деятельно­сти оформляются в виде журналов, газет, выставок, концертов и др. Это имеет богатые возможности по формированию художественных уме­ний, развитию эстетических переживаний.

Природа, техническая эстетика тоже являются средством эстетическо­го развития детей.

Показателями эстетической воспитанностиявляются: наличие эстетиче­ских потребностей, знаний, чувств, вкусов, эстетических умений, способно­стей, занятия искусством. Подлинная эстетическая воспитанность школьника проявляется в наличии эстетического идеала и художественного вкуса, органи­чески соединенных с развитой способностью к воспроизведению, любованию, переживанию, суждению и художественно-эстетическому творчеству.

В современной западной художественной педагогике широко рас­пространен ряд концепций эстетического воспитания.

Абстрактно-формалистическое обучение детей в области искусства.Сторонники этой концепции отвергают реалистическое образное, художе­ственное отображение мира, противопоставляют ему идею субъективист­ского самовыражения художника с помощью цвета, линий, комбинаций аб­страктных форм, фантастических художественных композиций.

Идея спонтанного художественно-эстетического проявлениятес­но связана с теорией свободного воспитания. Она исходит из признания природного совершенства художественных задатков ребенка и эффектив­ности их развития путем свободного спонтанного проявления.

Концепция утилитарно-прагматического эстетического развитияис­ходит из идеи максимального развития сенсорной сферы ребенка, его способ­ности различать многочисленные и тончайшие оттенки цвета, нюансы компо­зиции, звуковые тональности. Например, в Японии, Германии, Бельгии в усло­виях школьного художественно-эстетического обучения решаются гфактические задачи узкопрофессиональной подготовки детей к труду на предприятиях.

Теория религиозно-эстетического воспитанияосновывается на исполь­зовании искусства для пробуждения религиозных чувств, создания религиоз­но-фантастических образов как духовной опоры религиозности человека.

Несомненно, в каждой из названных концепций эстетического воспи­тания есть рациональное зерно, полезные идеи, но по отдельности они являются довольно однобокими и прямолинейными.

Исключительно велико значение искусства в познании окружающего мира, в развитии сознания, чувств, взглядов и убеждений человека. Большую роль играет искусство и эстетическое воспитание в формировании нравствен­ности. Искусство и в особенности литература являются могучим средством духовного возвышения человека. Литература и искусство зачастую оказыва­ют непосредственное воздействие на жизнь и деятельность человека.

Немаловажное значение имеет развитие творческих способностей лично­сти в области различных видов искусства. Без знания законов и художественных средств постижения действительности, без понимания языка искусства оно не возбуждает ни мыслей, ни глубоких чувств. Задача школы — обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в огромный мир искусства и сделать его действенным средством познания окружающей дей­ствительности, развития мышления и нравственного совершенствования.

Вопрос 39: Раскрыть сущность и задачи семейного воспитания. Определить формы работы школы с семьей

 

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

В педагогической литературе семьярассматривается как социальный воспитательный коллектив, так как все изменения, которые происходят в обществе, обязательно находят свое отражение в семье. Жизнь семьи характеризуется многосторонними отношениями, и каждый этап в ее раз­витии связан с выполнением следующих функций:

хозяйственно-экономической, предусматривающей ведение общего
хозяйства и бюджета, организацию материально-бытовых условий, забо­ту о нетрудоспособных членах семьи;

репродуктивной, связанной с рождением и воспитанием детей, под­
готовкой их к жизни в обществе;

воспитательной, направленной на создание условий для личност­ного формирования и развития детей; передачу им социального и жизнен­ного опыта, нравственных норм и ценностей; создание здорового нрав­ственно-психологического климата и стиля благоприятных семейных от­
ношений; оказание нравственно-психологической поддержки каждому члену семьи;

коммуникативной, организующей внутрисемейное общение; взаимо­связь семьи с другими людьми, семьями и социальными группами;

рекреативной, направленной на организацию досуга и раз­влекательной деятельности; создание условий для занятия физкультурой
и спортом, сохранения и укрепления здоровья каждого члена семьи.

В настоящее время существует несколько классификаций семьи,обу­словленных разными критериями:

по количеству детей: бездетные, однодетные, малодетные, многодетные;

составу: однопоколенные, двухпоколенные, межпоколенные (пра­родители, родители, дети);

структуре: полные, неполные, внебрачные;

характеру взаимоотношений: благополучные, неблагополучные.
Современная семья характеризуется рядом особенностей.Во-первых,

расслоение общества на богатых и бедных существенно влияет на семейное воспитание. Во-вторых, сокращение рождаемости ведет к уменьшению чис­ленности семьи. В-третьих, рост количества разводов, рождение детей внебрака увеличивают количество неполных семей. В-четвертых, низкий мате­риальный достаток семьи, неблагополучие семейных отношений, алкоголизм и наркомания родителей порождают так называемых социальных сирот.

Главное в воспитании маленького человека достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коемслучае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине с самим собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает пер­вые наблюдения и учится, как себя вести в различных ситуациях. Очень важ­но, чтобы то, чему учат родители ребенка, подкреплялось конкретными при­мерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

В каждой семье объективно складывается определенная система воспи­тания. Семейное воспитание— это система воспитания и образования силами родителей и родственников в условиях конкретной семьи. Здесь име­ется в виду понимание целей воспитания, формулировка его задач, более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.

Задачи семейного воспитания(по Программе воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь):

♦ воспитание настоящего гражданина;

♦ воспитание хорошего работника;

♦ воспитание хорошего семьянина.

Связь школы с семьей осуществляется через коллективные и индиви­дуальные формы совместной работы. Коллективные формы работы:

педагогические лектории — организуются с целью ознакомления
родителей с основами теории обучения и воспитания детей;

университеты педагогических знаний — отличаются от педагоги­ческих лекториев тем, что позволяют организовать для родителей не толь­ко лекции, но и практические занятия по овладению педагогическими зна­ниями; обмен опытом семейного воспитания;

научно-практические конференции — проводятся по наиболее акту­альным проблемам воспитания детей; являются одной из форм пропаган­ды лучшего опыта семейного воспитания;

родительские собрания — традиционная форма коллективной работы
с родителями. Общешкольные родительские собрания проводятся, как пра­вило, один раз в учебную четверть. На них обсуждаются вопросы повышения
успеваемости, мероприятия по улучшению воспитания школьников. На класс­ных родительских собраниях анализируется состояние успеваемости и по­
ведения учащихся класса, обсуждается опыт совместной работы, заслушива­ется информация отдельных родителей о воспитании детей в семье;

родительские комитеты — участвуют в управлении образовательным
учреждением и решают довольно большой круг вопросов: устанавливают связь
родителей со школой; организуют их педагогическое просвещение, родительские собрания, обмен опытом семейного воспитания; участвуют в улучше­нии материальной базы школы, организации труда и отдыха школьников.

Индивидуальные формы работы:

педагогические консультации — чаще всего проводятся для родителей тех детей, которые испытывают трудности в учебе, имеют отклонения в поведении. При проведении педагогических консультаций родители по­лучают конкретные советы по улучшению семейного воспитания;

посещение семей — имеет своей целью оказание родителям практиче­ской помощи в создании необходимых условий для учебных занятий детей,
организации их досуга, выработки совместных мер по улучшению воспитания;

педагогические поручения—привлечение родителей к организации учеб­но-воспитательной работы с детьми. Это несколько забытая форма совместной работы школы и семьи. Среди родителей есть специалисты в различных обла­стях науки и техники, ветераны войн и труда, известные спортсмены и произ­водственники. Такие родители могут организовать различные кружки и спортивные секции, провести для детей беседы, лекции и экскурсии.

Для совместной работы школы и родителей весьма плодотворной, но пока почти нереализованной, является идея А. С. Макаренко о том, чтобы школа влияла на улучшение семейного воспитания через учащихся. В одном из своих выступлений он говорил: «Что же касается школы и се­мьи, я никогда не вызывал родителей... Я педагог... и считал, что если дети у меня воспитываются, я квалифицированный воспитатель, так я детей заставлю вносить положительное влияние в семью... Нужно детей так вос­питывать, чтобы они вносили в семью какую-то дополнительную здоро­вую струю, не то, чтобы перевоспитывали семью, а чтобы они шли в се­мью как представители государственной школы и несли эти идеи в жизнь».

Вопрос 40: Раскрыть сущность понятия «ученический






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.