Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Краткий педагогический словарь

 

Адаптация— приспособление личности к измененным внешним условиям.

Акселерация— ускорение развития и созревания детей и подростков. Активность— интенсивное заинтересованное выполнение деятельности.

Актуализация— осуществление, переход из состояния возможности в со­стояние действительности.

Алгоритм— предписание, задающее последовательность операций. Анализ — мыслительная операция, позволяющая субъекту мысленно разде­лить целое на части.

Балл оценочный (отметка)— условное количественное выражение оценки.

Беседа— диалогический метод обучения, организованный в вопросно-от­ветной форме.

Беседа— метод психолого-педагогического исследования. Организуется с целью выяснения индивидуальных особенностей личности (мотивационной и эмоциональной сфер), знаний, убеждений, интересов, предпочтений, устано­вок, отношения к среде, коллективу и др.

Вид (тип) обучения— это общий способ организации учебно-воспитатель­ного процесса.

Внеклассная работа— организованные и целенаправленные занятия уча­щихся, проводимые в школе во внеучебное время для расширения и углубления ЗУНов, развития способностей, удовлетворения интересов учащихся.

Внимание—устремленность сознания человека на определенный объект или явление.

Возрастная периодизация— выделение возрастных особенностей. Возрастные особенности— характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества.

Воспитание— это целенаправленный процесс формирования у детей высо­ких гражданских, политических, морально-психологических и физических качеств, привычек поведения и действий в соответствии с целями воспитания.



Воспитание в широком социальном смысле— это передача накопленного опыта от старших поколений младшим.

Воспитание в узком социальном смысле— направленное воздействие на че­ловека со стороны общественных институтов с целью формирования у него опре­деленных знаний, взглядов, нравственных ценностей, политических ориентации.

Воспитание в широком педагогическом смысле— процесс целенаправлен­ного формирования личности в условиях специально организованной воспита­тельной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых.

Воспитаниев узком педагогическом смысле— это специальная воспита­тельная деятельность, направленная на решение конкретных воспитательных за­дач (трудовое, физическое воспитание).

Воспитательная система— совокупность таких взаимосвязанных компонен­тов, как: воспитательные цели, люди, реализующие их, отношения между ее уча­стниками, освоенная среда и управленческая деятельность, обеспечивающие един­ство компонентов воспитательной системы и развитие этой системы.

Воспитательное дело— это форма организации и осуществления конкрет­ной деятельности воспитанников.

Воспитательный процесс— целенаправленно организованный процесс вза­имодействия, удовлетворяющий потребности его участников.

Вывод— рассуждение в логике, в ходе которого из определенных исходных суждений, высказываний, посылок или предпосылок получается заключение (вы­вод) — суждение из посылок.

Гипотеза— научно обоснованное предположение, нуждающееся в дальней­шей проверке.

Государственные образовательные стандарты— это документация, слу­жащая основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпус­кников независимо от форм получения образования.

Гуманизация образования— обеспечение свободного и всестороннего раз­вития личности.

Гуманитаризация образования— система мер, направленных на приори­тетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и, та­ким образом, на формирование личностной зрелости обучаемых.

Движущая сила развития— борьба противоречий.

Дефиниция— определение, истолкование понятия.

Деятельность— все многообразие занятий человека; все то, что он делает.

Диагностика — общий способ получения опережающей информации об изу­чаемом процессе.

Диагностическая деятельность— систематическое наблюдение учителя

за своими учениками.

Дидактика— отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования,

обучения и воспитания в процессе обучения.

Дидактика урока— система правил подготовки, проведения и анализа ре­зультатов урока.

Дидактические правила— руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения.

Дидактический тест— это набор стандартизированных заданий по опреде­ленному материалу.

Дифференциация обучения(франц. differentiation—разница) — форма орга­низации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склон­ности, интересы и появившиеся способности. Задача— часть цели.

Закон— необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отноше­ние между различными явлениями.

Закономерности обучения— устойчиво повторяющиеся связи между педа­гогическими явлениями.

Знания— результаты процесса познания, отражающиеся в сознании челове­ка в виде представлений, понятий, идей, теорий и др.

Идея— термин, обозначающий смысл, значение, сущность. Индивид— каждый конкретный человек.

Индивидуализация обучения— организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные усло­вия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика.

Индивидуализм— такое направление мыслей, чувств и желаний, которое расценивает жизнь отдельного человека, как более важную, чем жизнь общества в целом.

Индивидуальность — неповторимое своеобразие отдельного человека.

Индивидуальный подход(в воспитании) — осуществление педагогическо­го процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента и характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов и др.) Суть инди­видуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных ре­зультатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку.

Инновация (нововведение)— создание и внедрение различного вида нов­шеств, порождающих значимые изменения в социальной практике (социально-психологический аспект).

Интеграция— процесс или действие, имеющие своим результатом целост­ность (объединение, соединение, восстановление единства).

Интегрированный курс— учебный курс, объединяющий изучение несколь­ких предметов в единый учебный предмет.

Интерес— форма проявления познавательной потребности.

Категории— общие, фундаментальные понятия, которые отражают наибо­лее существенные связи и отношения реальной действительности.

Коллектив(от лат. collectivus — собирательный) — группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обус­ловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью.

Коммуникация— акт общения, обмен информацией.

Конспектирование— краткое письменное изложение содержания лекции, статьи и др.

Контроль— способ получения учителем информации о качественном состо­янии учебного процесса.

Концепция— 1) общий замысел научной работы; 2) система взглядов на те или иные явления.

Кооперация(от лат. cooperatio — сотрудничество) — одна из основнх форм организации межличностного взаимодействия, характеризующаяся объединени­ем усилий участников для достижения совместной цели при одновременном раз­делении между ними функций, ролей и обязанностей.

Коррекционное обучение— особый вид обучения, имеющий целью частич­ное или полное преодоление конкретных недостатков ученика, не являющихся следствием пониженных общих способностей.

Личностный подход— отношение к ученику как к личности, субъекту соб­ственного развития.

Личность— это человеческий индивид, наделенный системой социально зна­чимых качеств.

Мероприятие— организованное действие коллектива, направленное на дос­тижение каких-либо целей.

Методика— комплекс методов и приемов при изучении конкретного учеб­ного предмета.

Методическая работа— часть системы непрерывного образования препо­давателей, воспитателей.

Метод(от греч. methodos — путь исследования или познания) — совокуп­ность приемов или специальных операций практического или теоретического освоения деятельности, подчиненных решению конкретной задачи.

Метод обучения— система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования; способ достижения цели обучения.

Методология— наука о методах, изучающая внутренние механизмы, логику движения и организации знаний; система принципов и способов организации и пост­роения теоретической и практической деятельности, а также учения об этой системе.

Методы воспитания— конкретные пути (способы) взаимосвязанной деятель­ности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания.

Мировоззрение— специфическая форма сознания человека, которая вклю­чает в себя обобщенную систему его знаний, взглядов, его убеждений и идеалов.

Модель—образец, схема или изображение какого-либо предмета или процесса

Мотивация— система внутренних факторов, вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение человека или животного.

Мотивы— те побуждения, которыми руководствуется ученик, осуществляя учебную деятельность.

Мыследеятельность— деятельность, основанная на выделении культурно-исторических образцов, норм и средств ее осуществления.

Мышление(в широком смысле) — совокупность умственных процессов, ле­жащих в основе познания; "к М. относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций.

Наследственность— передача от родителей к детям определенных качеств и свойств.

Образ— субъективная картина мира или его фрагментов.

Образование— это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей.

Образование как процесс— освоение в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования, а также в результате само­образования системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практи­ческой деятельности, ценностных ориентации и отношений.

Образование как результат—достигнутый уровень в освоении знаний, уме­ний, навыков, опыта деятельности и отношений.

Образование как системапредставляет собой развивающуюся сеть учреж­дений разного типа и уровня.

Обучаемость— индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения.

Обучение— заранее запланированное, целенаправленное, специально орга­низованное общение, в результате которого происходит воспитание, образование и развитие личности.

Общение— взаимодействие субъектов, в процессе которого происходит вза­имная трансляция «Я»-субъектов.

Объект— то, на что направлена деятельность субъекта.

Опыт— это созданное в процессе исторического развития духовное насле­дие человечества.

Отметка— это условное обозначение, кодовые сигналы, памятные знаки (ко­личественный показатель).

Оценка— качественный показатель работы учащихся. Парадигма— совокупность теоретических положений, принятых в науке на данном этапе ее развития.

Педагогика— наука о воспитании, которая раскрывает сущность, цели, зада­чи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности.

Педагогическая технология(по В. П. Беспалько, мастерство + учение (греч.)) — это совокупность знаний о способах и средствах проведения педагогического процес­са, в результате которого происходит качественное изменение каждого ученика.

Педагогическая цель— это предвидение педагогом и учащимися результа­тов их взаимодействий.

Педагогический процесс— это направленное и организованное взаимодей­ствие воспитателей и воспитанников, реализующее цели образования и воспита­ния в условиях педагогической системы.

Познание— процесс отражения и воспроизведения в человеческом мышле­нии действительности.

Практика— освоение и преобразование действительности.

Преподавание— деятельность тех, кто учит.

Прием обучения— это конкретное, часто элементарное действие учителя.

Принцип— руководящая идея, первоначало, основное правило поведения.

Принципы обучения— исходные принципиальные положения, определяю­щие деятельность учителя и характер познавательной деятельности ученика.

Проблема— вопрос, требующий разрешения.

Проверка— обеспечение обратной связи между учителем и учеником.

Противоречия— столкнувшиеся в конфликте противоположные потребности: хочу — могу, знаю — не знаю и др.

Процесс— последовательная смена моментов развития явления.

Процесс обучения— это организованное взаимодействие учителя и учени­ков для достижения образовательных целей.

Развитие— процесс количественных и качественных изменений в организ­ме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека.

Реальность— бытие вещей в сопоставлении с небытием.

Рефлексия— осознание способов деятельности, процесс самопознания.

Самовоспитание— осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на совершенствование положительных и преодоление отрицатель­ных личностных качеств.

Самообразование— активная, целенаправленная познавательная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области.

Система — совокупность взаимосвязанных элементов.

Ситуация— сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку.

Смысл— внутренняя, глубинная основа любой вещи или явления, его суть, ядро.

Содержание— совокупность элементов и процессов, которые составляют основу объектов.

Содержание воспитания— система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.

Социализация— процесс включения человеческого индивида в систему об­щественных отношений.

Способ— действие, направленное на достижение определенной задачи.

Среда— это реальная действительность, в условиях которой происходит раз­витие.

Средства воспитания— это предметы материальной и духовной культуры, а также разносторонняя деятельность (труд, игра, учение, отношения, познание).

Статистика— наука, изучающая количественные показатели развития об­щественного производства и общества, их соотношения и изменения в сфере хо­зяйственной, государственной и социальной жизни.

Стимул— побуждение к действию.

Структура(от лат. struktura — взаиморасположение, строение) — совокуп­ность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечива­ющих его целостность и тождество самому себе.

Субъект— носитель деятельности и познания, направленных на объект; ин­дивид или группа как источник познания и преобразования действительности. Творчество— процесс создания нового. Тема— лаконичная формулировка проблемы исследования. Теория воспитания— это часть педагогической науки, которая исследует вопросы сбдержания, методики, организации воспитательного процесса.

Тестирование(от англ. test — опыт, проба) — метод психологической диаг­ностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имею­щие определенную шкалу значений.

Технология обучения— способ реализации содержания обучения, преду­смотренного учебными программами, и представляющий собой систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую достижение поставленных дидак­тических целей.

Умения— освоенные приемы и способы выполнения действий со знаниями.

Условие— обстоятельство, от которого что-либо зависит. Урок— это форма организации обучения с группой учащихся одного возра­ста, постоянного состава и занятиями по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения.

Учащийся— лицо, занятое организованной учебной деятельностью. Учебная деятельность— один из видов деятельности, направленный на ус­воение знаний, на приобретение умений и навыков самостоятельно учиться, при­менять полученные знания на практике, т. е. развиваться.

Учебная программа— нормативный документ, который составляется на ос­нове учебного плана и определяет содержание образования по каждому учебно­му предмету и объем времени, выделяемого как на изучение предмета в целом, так и на каждый его раздел или тему.

Учебник— это книга, излагающая основы научных знаний по определенно­му учебному предмету.

Учебное пособие— учебная книга, отражающая авторский взгляд. Учебный план— государственный нормативный документ, в котором отра­жены состав учебных предметов, их распределение по годам обучения, сроки изу­чения учебных предметов и структура учебного года.

Учебный предмет— педагогически адаптированная система ЗУНов, выра­жающая основное содержание той или иной науки и соответствующей ей дея­тельности по усвоению и использованию этих знаний и умений. Учение— деятельность тех, кто учится.

Учитель— человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью.

Фактор— движущая сила, причина, существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении.

Фактор педагогический— любое педагогическое явление, ставшее движу­щей силой другого явления.

Форма(от лат. forma — форма, вид, образ), в педагогике — способ существо­вания учебно-воспитательного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания.

Форма организации обучения— внешнее выражение согласованной дея­тельности учителя и ученика.

Формирование— это процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности (самовоспитания).

Функция(от лат. functio — совершение, исполнение), в социологии — зави­симость, которая наблюдается между различными компонентами единого соци­ального процесса, когда изменения одной части системы оказываются производ­ными от изменения другой ее части.

Цель— категория философская — это идеальное предвидение результата деятельности; осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека.

Цель воспитания— формирование социальной, духовной и нравственно раз­витой творческой личности, субъекта своей жизнедеятельности; развитие и само­развитие личности, способной быть субъектом своей жизнедеятельности.

Цели образования— это сознательно определенные ожидаемые результаты.

Целеполагание— процесс определения целей.

Целесообразный—устройство или поступок, которым присуща некоторая цель.

Человек— единичное природное существо.

Эвристика(от греч. heurisko •— отыскиваю, открываю) — организация про­цесса продуктивного творческого мышления (эвристическая деятельность).

Эффективность— степень соизмерения результатов с затратами.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.