Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Понятие, структура и функции политической системы

Всякий социальный процесс, протекает, как правило, в рамках определенных социальных институтов, отно­шений и норм. Мы уже указывали, что политическая жизнь общества также осуществляется с помощью особого социального механизма. В политической науке совокупность государственных и негосударственных общественных ин­ститутов, социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения, называется полити­ческой системой общества.

Первым аналогом понятия «политическая система общества» было древнегреческое слово полития (politeia). Вначале оно оз­начало принадлежность к полису, т. е. гражданство и связанное с ним участие в политике через единство прав и обязанностей. За­тем оно получило также значение политического устройства. Так, Аристотель называет политией известную организацию оби­тателей или граждан полиса [3. Т. 4. С. 444]. В качестве важнейших элементов организации полисного сообщества он рассмат­ривает суд и народное собрание. Гражданами же считает тех, кто имеет право и одновременно обязанность участвовать в деятель­ности этих политических институтов. Указанное значение слова «полития» и составляет исконный, корневой смысл современного понятия «политическая система общества».

Разумеется, любое современное общество имеет гораздо бо­лее сложную систему социальных институтов и норм, посредст­вом которых осуществляются политико-властные отношения. Понятно, что познание этого механизма имеет чрезвычайно важ­ное теоретическое и практическое значение. Соответственно и проблема политической системы общества, включающая вопросы ее структуры, сущности, функций, типологии и дру­гие, является одной из центральных проблем курса политоло­гии.



Множеством субъектов и сложностью по­литических отношений обусловливается и многообразие социальных институтов, политических и правовых норм, посред­ством которых эти отношения осуществляются. Политическая
система выглядит как определенное множество взаимосвязанных и образующих устойчивую целостность элементов. Здесь зако­номерно встает вопрос, каковы признаки таких компонентов и каковы границы этого множества? — В соответствии с приведенным выше определением в качест­ве ведущего, основного признака того или иного компонента по­литической системы выступает отношение социального институ­та или социальной нормы к политической власти. Именно те со­циальные институты (организации, учреждения) и социальные нормы, которые так или иначе связаны с осуществлением поли­тической власти, и выступают в качестве важнейших компонен­тов политической системы. В современном обществе такими ин­ститутами прежде всего являются государство, полити­ческие партии, а также общественные организа­ции и движения. Осуществление политической власти, борьба за власть или стремление повлиять на нее являются если не основным, то во всяком случае важнейшим содержанием их деятельности.

Ограничивается ли данными компонентами политическая система общества? В отечественной литературе прослежи­вается два подхода к определению ее границ. Согласно первому подходу компонентами собственно политической системы общества являются указанные выше институты. Данный подход, например, реализуется автора­ми такого источника, как философский энциклопедический словарь [96. С. 492]. Для сторонников другого подхода характерно стремление включить в число компонентов по­литической системы, с одной стороны, политические отно­шения как таковые и все их субъекты, в том числе первичные — классы, нации, социальные группы и лич­ности, а с другой, — не только политические и правовые нормы, но и политическое сознание.

Ряд современных зарубежных авторов также дает тер­мину «политическая система» более широкое толкование. Политическая система понимается ими как иерархичное отношение между элитами и массами, в котором элиты
выступают как господствующая, а массы — как подчиненная группа. При таком подходе под данное понятие подводится почти любое общественное отношение, в котором имеет место оказание политического влияния или принятие ав­торитетно-властных решений. Так, в качестве компонентов политической системы ими рассматриваются все граждане, социальные группы и общности, политическая элита, по­литическая власть, конституционно-правовые принципы и структуры, политические процессы, институциональные нормы и социально-политические ценности, а также тер­ритория страны.

Разумеется, общая теория систем не запрещает такого подхода к рассмотрению политической системы общества. Напротив, каждый из компонентов любой системы, в свою очередь, также может быть рассмотрен как система, состо­ящая из ряда элементов. Например, население, территория и власть, являющиеся основными элементами такого по­литического института, как государство, вполне могут рассматриваться в качестве отдельных компонентов системы более общего порядка — политической системы общества. Но в таком случае неясно, следует ли рассматривать их в качестве особых элементов политической системы наряду с государством, так как та же теория систем предполагает анализ более или менее определенных, не повторяющихся компонентов, образующих целостность. Так что вопрос о границах политической системы, о реальном составе ее компонентов, видимо, еще долго будет оставаться открытым.

Мы связываем политическую систему прежде всего с теми субъектами политических отношений, которые носят институциональный характер. И саму политическую сис­тему мы рассматриваем как институциональный механизм политики, различные элементы которого организуют и нор­мативно закрепляют отдельные виды политических отно­шений. В этом мы усматриваем специфику данного понятия, которая и дает ему право на существование. При этом мы исходим из того, что властные отношения в современном обществе реализуются, главным образом, через политиче­ские институты. Первой исторической формой таких инс­титутов является государство. В последующем возникли политические партии, которые также имеют институцио­нальный характер. Подобными признаками обладают и те общественные организации и движения, хотя бы один из аспектов деятельности которых связан с политико-власт­ными отношениями. Институциональной основой всех их являются первичные субъекты политики.

Разумеется, политическая жизнь общества не ограничи­вается деятельностью политических институциональных структур, она включает в себя всю совокупность отношений, складывающихся между социальными субъектами по поводу завоевания и использования политической власти. Эти от­ношения реализуются не только посредством политических институтов, но и путем неинституциональных форм взаи­модействия первичных субъектов политики. Однако при этом всегда открытым остается вопрос о правомерности таких форм политического взаимодействия, их соотношении с полномочиями политических институтов. Только на основе институционализации политических отношений, четкого опре­деления функций и полномочий различных организацион­ных форм политического взаимодействия можно всерьез говорить о содержательной упорядоченности политической жизни и, следовательно, о политической системе общества как таковой, а также о ее легитимности.

Поэтому, с нашей точки зрения, рассмотрение населения, классов, социальных групп или территории страны, наряду с политическими институтами, в качестве основных ком­понентов политической системы общества ведет к утрате специфики самого этого понятия, к размыванию границы между обозначаемыми им политическими явлениями и их средой. Нам представляется, что для отражения связи, ко­торая существует между социально-классовой структурой общества и системой политических отношений, больше под­ходит понятие «общественно-политический строй», кото­рое широко употребляется в отечественной политической лексике. Оно как раз и указывает на целостность, которую составляют социальные группы, общественные отношения и политические институты данного общества.

Что касается политического сознания, то мы рассмат­риваем его как имманентное свойство субъектов политиче­ских отношений. Как таковое оно присуще не только институциональным компонентам политического процесса, но и всем субъектам политики и, следовательно, может рассматриваться как составной элемент политических от­ношений в их самом широком смысле. Однако складыва­ющиеся между субъектами политики отношения или, точнее говоря, регулирующие эти отношения политические и пра­вовые нормы, разумеется, могут рассматриваться в качестве компонентов собственно политической системы. Именно с таких позиций мы будем подходить к анализу их роли в политической жизни общества в целом и в функциониро­вании его политической системы в частности.

Таким образом, в более развернутом виде политическую | систему общества можно определить как комплекс соответ­ствующих институтов (государство, партии, общественные объединения), складывающихся между субъектами полити­ки отношений и регулирующих эти отношения политиче­ских и правовых норм. Данный подход к пониманию политической системы характерен и для ряда зарубежных авторов, в числе которых американский политолог Майкл Паренти. Под политической системой он подразумевает различные органы государственной власти, а также по­литические партии, законодательство, лица и группировки представителей частных интересов, которые воздействуют на государственную власть [64. С. 24].

Это понятие также встречается в ли­тературе наряду с понятием полити­ческой системы общества. Авторы философского энциклопедического словаря не усматривают между ними никакого различия. Однако авторы других источников все же на определенные различия указывают, причем различия двоякого рода.

Так, одни считают, что понятием «политическая орга­низация общества» констатируется тот факт, что данное общество организовано политически и что, следовательно, общество может быть устроено и не политически. Другие же исходят из того, что политическая организация обще­ства — это система государственных и общественных ор­ганизаций господствующего класса (классов), осуществляющих руководство и управление развитием со­циальной жизни общества в интересах этого класса (клас­сов) [50. С. 150—153]. Как видно, сторонники последней точки зрения в рассматриваемое понятие не включают институты, создаваемые подчиненными социальными груп­пами с целью борьбы за реализацию своих политических интересов.

Таким образом, имеются определенные основания для различных суждений относительно соотношения между рассматриваемыми понятиями. Однако во всех случаях содержание понятия «политическая система общества» шире понятия «политическая организация общества». Оно, как и второе, относится именно к политически органи­зованному сообществу людей и, кроме того, включает в себя все многообразие существующих в таком сообществе политических институтов и норм. Видимо, в познаватель­ном отношении не являются бессмысленными попытки вычленить среди них политические институты господст­вующих и подчиненных социальных групп. Но все же в современных плюралистических системах политико-власт­ных отношений все их компоненты взаимосвязаны и пред­ставляют определенное единство, целостность. Поэтому, с нашей точки зрения, наиболее адекватно суть рассмат­риваемого явления выражается понятием «политическая система общества».

После выявления состава политиче­ской системы общества следующим аналитическим действием является рассмотрение ее структуры, т.е. ее внутренней организации, способа взаимосвязи и взаимо­действия образующих ее компонентов.

Стержневым элементом политической системы общества, ее ядром является государство. Мы уже рассматривали роль государства как инструмента политических отношений. Здесь мы должны отметить те его свойства, которые придают ему статус основного компонента политической системы. Таких черт несколько. Среди них важнейшими являются следующие две.

Во-первых, это право государства на применение физи­ческого принуждения, для чего оно имеет в своем распо­ряжении специальные органы. Мы уже отмечали, что насилие отнюдь не является нормальным и единственным средством государства, но именно только государство обла­дает монополией легитимного насилия. Только государство обладает всеми публично-властными прерогативами, кото­рые оно не делит ни с какими иными существующими в обществе учреждениями, корпорациями, союзами.

Во-вторых, всеобщность влияния государства на своих граждан, обязательность его велений для всех членов об­щества. Влияние же любого другого социального института в лучшем случае распространяется на его добровольных членов или приверженцев. Эта черта государства обуслов­лена самим фактом существования общества как целостного социального организма, нормальное функционирование которого невозможно без решения общих для него проблем. Именно государство, являясь официальным представителем всех категорий граждан, осуществляет выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества.

В>силу, по крайней мере, этих двух причин государство является непосредственным институтом политической вла­сти, главным инструментом реализации интересов и воли экономически доминирующих социальных сил и, следова­тельно, основным компонентом политической системы об­щества.

Политические партии не являются непосредственными органами власти. Они выступают как самодея­тельные организации определенных классов, социальных групп и слоев общества и оказывают опосредованное влияние на функционирование институтов политической власти. Од­нако, вне всякого сомнения, основным назначением полити­ческой партии являются достижение политической власти, борьба за овладение органами государства с тем, чтобы реа­лизовать представляемые партией интересы социальных сло­ев. Характерным для деятельности партий является их стрем­ление объединить различные социальные группы вокруг сво­их идеалов и программ, привлечь на свою сторону широкие слои граждан. Став правящей, политическая партия проводит свою политическую линию также не непосредственно, а через органы государства. Она участвует в разработке политическо­го курса страны и его осуществлении, оказывает влияние на выдвижение лидеров государства и формирование состава правительственных учреждений. Партии являются основным источником кадров для законодательных, исполнительных и судебных органов.

Специфическая роль в политической системе принадлежит общественным организациям и движениям. И те и другие являются добровольными объединениями граж­дан, деятельность которых направлена на достижение каких-либо групповых или общественных целей. Примером таких объединений могут служить национальные движения, про­фессиональные, молодежные, ветеранские, предприниматель­ские союзы и иные общества и ассоциации. В сущности, об­щественной организацией является также церковь. Политиче­ская роль каждого из этих объединений выражается в оказа­нии влияния на ход избирательных кампаний, а также давле­ния на органы государства. Некоторые из общественных объ­единений имеют тенденцию превращаться в политические партии, как это произошло, например, с народными фронтами в странах бывшего СССР.

Политические и правовые нормы вы­полняют роль регулятивного элемента политической сис­темы, они призваны упорядочивать отношения между раз­личными субъектами политики — как первичными, так и вторичными. Политическая норма — это образец, пра­вило, принцип деятельности, признанный субъектом по­литики и которому он следует на практике. Существуют различные политические нормы: формальные и неформаль­ные, устные и письменные, явные и латентные, универ­сального и частного характера. Принятые в установленном порядке, зафиксированные на бумаге и обязательные для социальных субъектов, политические нормы являются од­новременно и правовыми нормами. Совокупностью полити­ческих и правовых норм, выработанных данным обществом, обеспечивается определенная последовательность, согласо­ванность и предсказуемость в действиях субъектов полити­ки. Благодаря им поддерживается целостность и относительная устойчивость самой политической системы общества.

Политическая система, будучи компонентом или подсистемой более общей системы общества социальной системы, каковой высту­пает общество, выполняет по отноше­нию к нему и другим его подсистемам определенные функции. Поэтому анализ политической системы общества должен быть дополнен выяснением ее функционального назначения.

Надо отметить, что среди политологов существует зна­чительный разброс мнений в понимании функций полити­ческой системы. Видимо, это является отражением того факта, что эти функции не являются постоянными, они видоизменяются по мере развития исторической обстановки. Автор, например, разделяет подход, согласно которому в качестве основных функций политической системы призна­ются следующие: властно-интеграционная, целеполагающая, организаторская и регулятивная [14. С. 31, 32].

Властно-интеграционная функ­ция политической системы находит свое выражение в интеграции, объединении в общественное целое, единое сообщество всех элементов социальной структуры на базе ценностей и идеалов, как их понимают господствующие экономические и политические силы.

Целеполагающая функция политической системы состоит в определении целей и задач политического, экономического, социального и культурного развития общества.

Организаторская функция выражается в мобилизации людских, материальных и духовных ресурсов для достижения целей, которые выдвигают перед обществом его господствующие социально-политические силы.

Регулятивная функция состоит, прежде всего, в легитимации политики, т. е. в обеспечении обще­ственного признания политики и власти, объяснении и оправдании политических решений, деятельности полити­ческих институтов, их изменения и обновления. Эта фун­кция находит свое выражение также в обеспечении политического участия граждан без принуждения или в оправдании использования силы и всех других средств, которыми располагает власть.

В качестве определенного итога предыдущего анализа политической системы общества теперь мы можем указать на ее внутреннее, глубинное содержание, которое составляет ее сущность. Во всякой политической системе концентрируются интересы классов и других социальных групп. Само существование этой сис­темы обусловлено социальными причинами и прежде всего необходимостью защиты и реализации коренных социаль­ных интересов. Таким образом, любая политическая система в целом и любой из входящих в нее элементов имеют социальное содержание, являются отражением определен­ных социальных интересов. В этом ее сущность.

Уяснение того, какие социальные интересы и цели от­ражают тот или иной политический институт, то или иное явление политической жизни, составляет важнейшую ис­следовательскую, познавательную и политическую задачу.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.