Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Социально-политические идеи консерватизма

Как и термин «либерализм», в нашей : политической лексике понятие консерватизм (от лат. conservare — сохра­нять) долгое время употреблялось с негативным оттенком. Оно служило, как правило, для обозначения косной приверженности ко всему неизменному, устаревшему в общественной жизни и определялось не иначе, как реакционное направление в политике. Однако последнее время характеризуется устойчивым интересом к этому политическому течению, стрем­лением к переосмыслению его идейных установок. Этот интерес связан прежде всего с тем, что 80-е годы были триумфальными для политических партий консервативной ориентации во всех ведущих странах Запада. Интерес к консерватизму для нашей социально-политической науки связан еще и с переживаемым ею процессом слома старой парадигмы и поиска новой. Надо полагать, что этот процесс приведет к переосмыслению и сложившейся в прежние годы традиции иерархии различных идейно-политических цен­ностей.

В литературе встречаются различные определения по­литического консерватизма. В самом общем виде его можно трактовать как социально-политическое течение, ориенти­рованное на сохранение и укрепление сложившихся форм экономической, социальной и политической жизни, тради­ционных духовных ценностей, на отрицание революцион­ных изменений, недоверие к народным движениям, критически-негативное отношение к реформистским проек­там. Данная социально-политическая ориентация присуща как достаточно широким общественным группам, оформ­ленным политическим силам, так и отдельным индивидам в самых различных странах.

Все исследователи консерватизма сходятся во мнении, что это течение социально-политической мысли сформиро­валось после Великой французской революции как итог критической оценки ее опыта и результатов. Ее фундамен­тальные постулаты рождались как ответ, реакция на первый опыт претворения французскими революционерами идей эпохи Просвещения. Разумеется, консервативная мысль не оставалась неизменной, за 200 лет она претерпела значи­тельную эволюцию, адаптируясь к меняющемуся миру.



Впервые оформление консерватизма в относительно стройную систему взглядов произошло в произведениях мыслителей, выступивших в разгар Великой французской революции, англичанина Эдмунда Берка (1729—1797), французов Жозефа де Местра (1753—1821) и Луи Бональда (1754—1840). Безусловно, пальма первенства среди ука­занных «отцов-основателей» консерватизма как социально-политического течения по праву принадлежит Эдмунду Берку. Его книга «Размышления о революции во Франции», которая появилась в 1790 г., до сих пор считается чем-то вроде библии консерватизма.

В последующем видными представителями консерватив­ной мысли являлись французы Франсуа де Шатобриан (1768—1848), Фелиста де Ламенне (1782—1854), Жозеф Артюр де Гобино (1816—1882), англичанин Бенджамин Дизраэли (1804—1881), испанец X. Доноса Кортес (1809— 1853), немец Отто фон Бисмарк (1815—1898). Из изве­стных ученых XX в. к числу последователей этой аналитической традиции можно отнести итальянца Гаэтано Маска (1858—1941), немцев Карла Шмитта (1888—1985), Мартина Хайдеггера (1889—1976), американцев Даниела Белла (р. 1919), Сеймура Мартина Липсета (р; 1922). Надо заметить, что ныне в странах Запада консервативную социально-политическую традицию продолжает весьма вну­шительный ряд ученых-исследователей и практических по­литиков.

Если попытаться вычленить ключевое положение идеологии социального консерватизма, лежащее в основе всех других его постулатов, то суть его мож­но выразить следующим образом: понимание общества как духовной реальности, имеющей свою внутреннюю жизнь и очень хрупкую структуру; уверенность в том, что обще­ство — это организм и нельзя его перестраивать, как машину.

При более пристальном рассмотрении консерватизма, как отмечают его аналитики, явно просматриваются три кардинальные проблемы, которые и сегодня являются клю­чевыми как в самой этой теоретической традиции, так и в борьбе консерватизма с другими идейными направлени­ями. В первую очередь речь идет о консервативном пони­мании рационального в социально-историческом процессе. Вторая проблема — это отношение к обществу. И третья — проблема революций. Обратимся к консервативной трак­товке каждой из этих проблем.

Одним из центральных положений консерватизма, из которого вытекают и многие другие, является представление о том, что человеческий разум ограничен в своих возмож­ностях восприятия общества в его тотальности, осознания смысла и цели социального процесса и определения места человека в этом процессе. Все видные представители этой традиции считали, что общественными делами, наряду с разумом, правит Провидение, под которым, согласно рели­гиозным представлениям, понимается божественная сила, направляющая судьбы людей и всего мира к благу. Реальный социальный процесс они рассматривают как результат проб и ошибок, накопленный и переданный из поколения в поколение опыт, воплощенный в социальных институтах и ценностях, которые человек не сконструировал сознательно, а потому и не вправе их радикально изменять. Поэтому один из основополагающих принципов консервативной иде­ологии и практики гласит: хотя мы всегда должны стре­миться к улучшению наших институтов, мы никогда не ставим перед собой задачу переделать их целиком, и потому в наших усилиях по улучшению их мы должны принять как данное многое из того, что мы не понимаем; мы должны постоянно действовать внутри и в пределах как ценностей, так и институтов, которые созданы не нами.

Вторая проблема, вытекающая из первой, связана с выяснением сущности общества и взаимоотношений людей в этом обществе, а также с определением характера вза­имоотношений между обществом и государством. С момента своего оформления как течения социальной мысли консер­ваторы противостоят в решении этих вопросов сторонникам концепции естественных прав и договорного происхождения гражданского общества и государства. Последние исходят из того, что государство, в сущности, есть вторичный ин­ститут, оно возникает на основе соглашения между пре­следующими собственные интересы, но находящимися в Догражданском обществе людьми. Консерваторы же пола­гают, государство — это некая постоянно существующая органическая целостность, отдельные части которой появ­ляются, видоизменяются и исчезают, но сама она остается неизменной.

Третья проблема касается вопроса о социальных изме­нениях: эволюционных и революционных. Исходя из идеи ограниченности разума в определении сути и направления Развития социальных процессов, а также из представления об органическом характере общества и государства, консерваторы придерживаются концепции исторического един­ства прошлого, настоящего и будущего, преемственности и обновления социальных связей, передающихся от предков к потомкам. Они считают, что будущее должно выводиться из прошлого, и потому большое значение придают форми­рованию исторического сознания своих народов, уважитель­ному отношению к наследию прошлого, религиозным традициям и ценностям.

Отсюда вытекает и резко негативное отношение консер­ваторов к революции. На основе анализа революционных процессов, происшедших во многих странах Европы с XVIII по XX в., консервативная мысль утверждает, что попытки осуществить радикальный разрыв с действительностью и реализовать на практике рационально сконструированную схематическую модель общества, в рамках которой сняты все антагонистические противоречия, неизбежно ведет к прямо противоположным результатам. Консерваторы наста­ивают на том, что человеческий разум не всемогущ и потому будет сделано много ошибок как в самом проекте полного переустройства общества, так и в ходе реализации этого проекта.

Одним из центральных для идеологии и практики консерватизма положений, которое как бы концентрирует в себе все рассмотренные выше постулаты, является понятие порядка, противостоящего хаосу. В поддержании такого порядка, в том числе и в функционировании социальных и политических институтов, определяющая роль отводится государству, которое отделяется от общества и становится над ним. Лишь сильное государство, по убеждению консерваторов, способно обеспечить здоровый социальный по­рядок, сдержать эгоизм различных социальных групп и подчинить их единой цели, общему благу. Свобода для консерваторов не имеет абсолютного характера, она отно­сительна и допускается лишь в рамках необходимых огра­ничений. Для них интересы государства, нации, общности неизмеримо выше, чем интересы индивида или какой-либо социальной группы. Важнейшим фактором порядка консер­ваторы считают также неравенство, так как никакое об­щество, по их представлениям, невозможно без иерархии. Равенство же, по их мысли, должно существовать только в области морали и добродетели, где все обязаны исполнять свой долг.

Здесь кстати будет заметить, что данная черта консер­ватизма, т. е. приверженность идее верховенства интересов нации над индивидуальными, групповыми или классовыми интересами, сближает его с национализмом и такой раз­новидностью последнего как фашизм. Роднит их сторон­ников преклонение перед государством: и те, и другие видят в нем средоточие национального духа, залог стабильности и порядка. Но на этом сходство консерватизма с национа­лизмом и фашизмом заканчивается. Фашизм как полити­ческая идеология и практика впитал в себя ряд новых черт, отличающих его от традиционного консерватизма. Фашисты выдвинули и пытались осуществить на практике не просто идею сильного государства, но государства тоталитарного, поглощающего собой все общество. В отличие от консер­ваторов, которые отвергают диктаторские формы правления, фашисты преклоняются перед насилием как средством ре­шения любых социальных проблем. Всюду, где они прихо­дили к власти, ликвидировались институты демократии, основные политические права и свободы граждан, а глав­ным методом осуществления власти становился государ­ственно организованны» террор. Как уже отмечалось, тоталитаризм во всех его формах показал свою бесперс­пективность, чего нельзя сказать о консерватизме.

Изложенные фундаментальные положения классического консерватизма как направления социальной мысли лежат в основе консерватизма как политической практики. Под­черкнем: сутью последнего является охранительный подход к существующему общественному строю. Это, правда, вовсе не означает, что консерваторы отрицают любые сознательные изменения в общественной жизни. Они против лишь радикальных преобразований, так как нет гарантий, что полная реконструкция существующего мира приведет к работающей социальной системе. По образному замечанию Карла Поппера, политик, уподобляющийся художнику, ко­торый стирает все с холста, чтобы написать на нем заново, не понимает, что и он сам и его идеи включены в старую картину мира и что, разрушив ее, он разрушает тем самым и собственные мысли, и планы, и свою утопию. В результате получается не идеальная общественная модель, а хаос [70. • Т. 1. С. 210]. Консерваторы предпочитают постепенные изменения в обществе, которые оставляют возможность их дальнейшей коррекции.

Современная, новейшая модификация этого политического течения называ­ете, неоконсерватизмом. В его по­литической философии доминируют две центральные идеи: подчинение индивида государству и обеспечение политиче­ской и духовной общности нации. Разумеется, новые кон­серваторы в экономике исходят из свободы рыночных отношений, и в этом вопросе они не имеют существенных расхождений с либералами. Но они категорически против того, чтобы глубинный смысл и конечные цели обществен­ного развития объяснялись в категориях индивидуализма, свободы личности, демократии и т. д. Согласно консерва­тивному мышлению, этот смысл и цели определяются ин­тересами общности (государства, нации), другими поли­тическими приоритетами. Отсюда и основной постулат нео­консерватизма — политические решения должны прини­маться в общих интересах нации, а не каких-либо личных, частных, групповых.

Значительное место в политической философии неокон­серватизма занимает международная проблематика. Увели­чение власти своей страны, превращение ее в мировую державу считаются высшей и абсолютной целью, которой должны быть подчинены частные и групповые интересы. Когда политическое мышление, объясняет один из апостолов неоконсерватизма в Германии Клаус Хорнунг, сводится к внутренней экономической и социальной политике, оно обесценивается, выхолащивается сама сущность его. «Са­моутверждение общности как целостности, — пишет он, — и притом внешнеполитическое, как государства среди других государств в конфликтном поле мирового противостояния, — вот что в значительной степени упускается тогда из виду» [100. С. 68].

Новые консерваторы отличаются готовностью к применению более действенных средств для утверждения авторитета своего государства. Подлинная политика предпо­лагает постоянную готовность к «чрезвычайной ситуации»

Неоконсерваторы выдвинули на первый план положение о том, что «суверен тот, кто принимает решение о чрезвы­чайном положении». Лишь в чрезвычайной ситуации вы­является «сущность государственного авторитета», нормаль­ное же положение вообще ни о чем не свидетельствует. Тема «вражеского заговора» для неоконсервативного созна­ния — одна из ведущих в аспекте политической психо­логии.

Реализацию данных подходов в политике неоконсерва­торы связывают с укреплением властных функций государ­ства. Они стремятся восстановить доверие народов к власти, которое, по их мнению, было подорвано политикой неоли­бералов. Однако укрепление властных функций-государства связывается ими не с осуществлением идеи равноправия всех социальных слоев общества, а с сохранением и уси­лением в нем иерархичности. Консерваторы признают со­вершенной только такую структуру организации полити­ческой власти, к которой допускаются лишь представители элитарных слоев общества.

В то же время неоконсерватизм значительно сблизился с либерализмом по ряду важнейших политических и соци­альных вопросов, чему немало способствовал процесс транс­формации последнего в неолиберализм. В частности, неоконсерватизм воспринял от него идеи общественного развития, социальной, экономической и политической ак­тивности человека, государственного вмешательства в эко­номические процессы. Одновременно неоконсерватизм воспринял некоторые идеи классического либерализма, от которых отказался его обновленный оппонент: неоконсер­ватизм решительно выступает против государственного ка­питализма, политики обобществления и национализации средств производства, передачи части промышленности кор­порациям. Все это дало основание некоторым аналитикам квалифицировать неоконсерватизм как либерализм XIX в.

Рассмотренные идейные установки консерватизма лежат в основе программных положений политических партий консервативного направления. Они действуют во многих странах под различными названиями. Наиболее заметными из них являются Консервативная партия Великобритании и Республиканская партия США. Консервативными явля­ются христианско-демократические партии. В 1983 г. они образовали Международный демократический союз, т. е. своего рода «консервативный интернационал». В политиче­ском процессе, в политической борьбе такие партии отста­ивают интересы уходящих или ныне господствующих социальных групп, их ценности и структуры. В то же время изменение исторической обстановки постоянно вынуждает эти партии пересматривать, уточнять свои теоретические и практические постулаты.

Совместимы ли либеральный и консервативный подходы в политике?

Несмотря на то, что либерализм и кон­серватизм являют собой два неодина­ковых подхода к рассмотрению и практическому решению социально-политических проблем, они все же во всех западных обществах довольно мирно сосуществуют друг с другом. Современные парла­ментарные демократии поочередно выбирают то один, то другой подход при решении насущных проблем обществен­ного развития. Из этого следует, что нельзя заранее пола­гать, что одна из этих политических традиций, например консервативная, «хуже», а другая, либеральная, — «лучше».-Нетрудно видеть, что и в нашей стране сегодня при об­суждении различных общественных проблем предлагаются разные, в своей сути также «либеральные» и «консерва­тивные» подходы к их решению. С нашей точки зрения, нынешней политической жизни недостает консерватизма, т. е. бережного отношения к наследию прошлого, сохране­нию всего лучшего в общественных отношениях, что было достигнуто как в дооктябрьский период нашей истории, так и в советское время. Истина же, видимо, состоит в разумном сочетании этих двух политических подходов.

Таким образом, можно утверждать, что нет непреодо­лимой грани между консервативной и либеральной полити­ческими позициями. В каждом обществе среди различных категорий граждан обнаруживается склонность к тому или иному типу политического сознания. Это обусловливается социальными, групповыми, профессиональными, возраст­ными и индивидуальными особенностями людей. Как от­мечают аналитики, во всем мире люди, связанные с армией и охраной общественного порядка, более консервативны, а представители художественной интеллигенции более чув­ствительны к теме личной свободы. Старшее поколение, как правило, более консервативно, а молодежь более ли­беральна.

Более того, в одном лице вполне могут и должны со­четаться как консервативные, так и либеральные подходы к различным социально-политическим явлениям. Ибо, как иначе можно обеспечить преемственность при осуществле­нии социально-политических инноваций, если не путем бережного отношения к наследию прошлого? Так что в политике можно было быть не только «чистым» либералом или консерватором, но и либеральным консерватором, и наоборот. Собственно, именно как либерально-консерватив­ные можно характеризовать социально-политические взгля­ды таких видных мыслителей, как уже упоминавшиеся французский историк и политический деятель Алексис де Токвиль, английский философ и социолог Карл Поппер и австро-американский экономист и философ Фридрих фон Хайек. Такая же позиция характерна сегодня для многих других ученых и политических деятелей в западных стра­нах. Оба начала — консервативное и либеральное — про­являются и в политическом поведении большинства граждан этих стран, которые неизменно оказывают поддержку уме­ренно консервативным или реформистским программам и отказывают в доверии радикальным социально-политиче­ским проектам.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.