Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Этапы применения дисперсионного анализа для определения влияния фактора (стажа работы) на результат (уровень травматизма)

Применяемые формулы и условные обозначения Градации факторного признака r = 4 ( количество градаций)
До 5 лет 6-10 11-15 16 и более
V 11,12,10 8,9,6 7,7,6 5,7,5
n
  ΣVj   11+12+10=33 8+9+6=23 7+7+6=20 5+7+5=17
ΣVобщ. 33+23+20+17= 93
Σ(V²)= (V1²+ V2²+ V3²) (11²+12²+10²)=121+144+100   (8²+9²+6²)= 64+81+36   (7²+7²+6²)= 49+49+36   (5²+7²+5²)= 25+49+25  
ΣV²= 365 ΣV²= 181 ΣV²= 134 ΣV²= 99
ΣV²общ.= 365+181+134+99=779
(ΣVi)² (11+12+10)² (8+9+6)² (7+7+6)² (5+7+5)²
(ΣVi)²= 1089 (ΣVi)²= 529 (ΣVi)²= 400 (ΣVi)²= 289
(ΣVi)² h = n 1089 3 529 400 289
h =363 h =176,3 h =133,3 h =96,3
Σ h 363+176,3+133,3+96,3 = 768,9
(ΣV)² H = Σ n (93)² 8649 ( 3+3+3+3) = 12
H =720,8
Dфакт. = Σ h – H Dфакт.= 768,9 – 720,8 = 48,1  
Dобщ . = ΣV²общ - H Dобщ .=779 – 720,8 = 58,2  
Dост. = ΣV²общ - Σ h Dост. = 779 – 768,9 = 10,1  
η²х = Dфак = Dобщ * 100% 48,1 η²х = 58,2 = 0,8 * 100% = 80 %  
Dфакт. σ²факт. = r – 1 48,1 σ²факт. =4-1 = 16
Dост. σ²ост. =N - r 10,1 σ²ост. =12- 4 = 1,2
σ²факт F = σ²ост 16 F= 1,2 = 13,3
степени свободы ν1= n - 1 ν2 = N - r ν1= 3-1= 2 ν2 = 12 – 4= 8
F ≥ Fst.; 13,3 > 4,6 – 8,7
           

Вывод:

В выборочном комплексе выявлено, что сила влияния стажа работы на уровень травматизма составляет 80% в общем числе других факторов. Для всех цехов завода можно с вероятностью 99,7% (13,3 > 8,7) утверждать, что стаж работы влияет на уровень травматизма.

Таким образом, Н0 не отвергается и влияние стажа работы на уровень травматизма в цехах завода Н. считается доказанным.

Контрольные вопросы



 

1. Какие условия применения дисперсионного анализа Вы можете назвать?

2. Какой основной принцип должен соблюдаться для применения дисперсионного анализа?

3. Что лежит в основе применения дисперсионного анализа?

4. Какой метод применяется для оценки результатов однофакторного дисперсионного анализа?

5. Какие признаки изучаются в дисперсионном анализе?

Тестовые задания

Выберите один или несколько правильных ответов:

 

1. Дисперсия – это:

а) средний квадрат отклонений;

б) статистический критерий разнообразия признака;

в) повторность наблюдений;

г) объем всей совокупности.

 

2.Этапы дисперсионного анализа включают:

а) вычисление межгрупповой суммы квадратов;

б) вычисление остаточной суммы квадратов;

в) вычисление факторной и остаточной дисперсии;

г) оценка достоверности по критерию F.

 

3.Первым этапом проведения дисперсионного анализа является:

а) вычисление дисперсий;

б) вычисление средних квадратов отклонений;

в) построение дисперсионного комплекса;

г) сравнение факторной и остаточной дисперсий.

 

4. Назовите виды дисперсионного анализа:

а) однофакторный;

б) двухфакторный;

в) многофакторный;

г) многомерный.

 

 

5. Условия применения однофакторного дисперсионного анализа включают:

а) нормальность распределения анализируемых групп или соответствие выборочных групп генеральным совокупностям с нормальным распределением;

б) независимость (не связанность) распределения наблюдений в группах.

в) повторность наблюдений;

г) вариабельность.

 

6.Дисперсионный анализ применяется для:

а) установления различий в составе изучаемых групп;

б) определения вида распределения значений признака;

в) установления силы влияния фактора;

г) прогнозирования результатов в генеральной совокупности;

д) определения достоверности влияния фактора.

 

Ситуационные задачи

Задача 1

Для установления связи условий и особенностей труда врачей различных специальностей 4-х поликлиник г. А. на заболеваемость их ОРВИ (в показателях на 100 работающих), проведен дисперсионный анализ

Поликлиники Специальность врача (факторный признак)
Группировки фактора
Участковые терапевты Отолорингологи Хирурги Рентгенологи

 

Задача 2

Для выявления влияния синдрома эмоционального выгорания формирующегося у медицинских сестер работающих с онкологическими пациентами в процессе их профессиональной деятельности на качество их работы проведен дисперсионный анализ.

 

отделения (факторный признак)
Группировки фактора (стадии)
І ІІ ІІІ

 

1. Влияет ли синдром эмоционального выгорания на снижение качества работы у медицинских сестер онкологических отделений?

2. Какова доля влияния синдрома эмоционального выгорания на снижение качества работы у медицинских сестер онкологических отделений?

 

Задача 3

Для выявления влияния формы течения бронхиальной астмы (БА) у детей от 3 до 14 лет отдельных районов г. Р на частоту госпитализаций были изучены показатели госпитализаций (на 100 больных БА) в 4 районах.

 

Районы г. Р Формы течения заболевания БА у детей(факторный признак)  
Группировки фактора
Легкая Тяжелая Средней тяжести
А
Б
В
Г

 

Список литературы

Обязательная:

1. Власов В.В. Эпидемиология. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. - 464

 

 

Дополнительная:

1. Архипова Г.П., Лаврова И.Г., Трошина И.М. Некоторые современные методы статистического анализа в медицине.- М.: Метроснаб, 1971.- 75с.

2. Зайцев В.М., Лифляндский В.Г., Маринкин В.И. Прикладная медицинская статистика.- СПб: ООО «Издательство ФОЛИАНТ», 2003.- 432 с.

3. Платонов А.Е. Статистический анализ в медицине и биологии: задачи, терминология, логика, компьютерные методы.- М.: Издательство РАМН, 2000.-52с.

4. Плохинский Н.А. Биометрия. – Издательство Сибирского отделения АН СССР Новосибирск – 1961- 364с.

Приложение 5.1

Значение F(критерий Фишера) стандартного

при р≥0,05(верхнее значение ), при р≥0,01(нижнее значение)

 
6,0 13,4 5,1 10,9 4,8 9,8 4,5 9,2 4,4 8,8 4,3 8,5 4,2 8,3 4,1 8,1 4,1 8,0 4,1 7,9 4,0 7,8
5,6 12,3 4,7 9,6 4,4 8,5 4,1 7,9 4,0 7,5 3,9 7,2 3,8 7,0 3,7 6,8   3,7 6,7   3,6 6,6 3,6 6,5
5,3 11,3 4,6 8,7 4,1 7,6 3,8 7,0 3,7 6,6 3,6 6,4 3,5 6,2 3,4 6,0 3,4 5,9 3,3 5,8 3,1 5,7
5,1 10,6 4,3 8,0 3,6 7,0 3,6 6,4 3,5 6,1 3,4 5,8 3,3 5,6 3,2 5,5 3,2 5,4 3,1 5,3 3,1 5,2
5,0 10,0 4,1 7,9 3,7 6,6 3,5 6,0 3,3 5,6 3,2 5,4 3,1 5,2 3,1 5,1 3,0 5,0 2,9 4,5 2,9 4,8
4,8 9,7 4,0 7,2 3,6 6,2 3,6 5,7 3,2 5,3 3,1 5,1 3,0 4,9 3,0 4,7 2,9 4,6 2,9 4,5 2,8 4,5
4,8 9,3 3,9 6,9 3,5 6,0 3,3 5,4 3,1 5,1 3,0 4,7 2,9 4,7 2,9 4,5 2,8 4,4 2,8 4,3 2,7 4,2
4,7 9,1 3,8 6,7 3,4 5,7 3,2 5,2 3,0 4,9 2,9 4,6 2,8 4,4 2,8 4,3 2,7 4,2 2,7 4,1 2,6 4,0
4,6 8,9 3,7 6,5 3,3 5,6 3,1 5,0 3,0 4,7 2,9 4,5 2,8 4,3 2,7 4,1 2,7 4,0 2,6 3,9 2,6 3,9
4,5 8,7 3,7 6,4 3,3 5,4 3,1 4,9 2,9 4,6 2,8 4,3 2,7 4,1 2,6 4,0 2,6 3,9 2,5 3,8 2,5 3,7
4,5 8,5 3,6 6,2 3,2 5,3 3,0 4,8 2,9 4,4 2,7 4,2 2,7 4,0 2,6 3,9 2,5 3,8 2,5 3,7 2,5 3,6
4,5 8,4 3,6 6,1 3,2 5,2 3,0 4,7 2,8 4,3 2,7 4,1 2,6 3,9 2,6 3,8 2,5 3,8 2,5 3,6 2,4 3,5
4,4 8,3 3,5 6,0 3,2 5,1 2,9 4,6 2,8 4,2 2,7 4,0 2,6 3,8 2,5 3,7 2,7 3,6 2,4 3,6 3,4 3,5
4,4 8,2 3,5 5,9 3,1 5,0 2,9 4,5 2,7 4,2 2,6 3,9 2,5 3,8 2,5 3,6 2,4 3,5 2,4 3,4 2,3 3,4
4,3 8,1 3,5 5,8 3,1 4,9 2,9 4,4 2,7 4,1 2,6 3,9 2,5 3,7 2,4 3,6 2,4 3,4 2,3 3,4 2,3 3,3

 

 

Глава 6. Методы квалиметрии в здравоохранении. Квалиметрический анализ в управлении качеством объектов здравоохранения.

Введение

 

Квалиметрия (в переводе с греческого – измерение качества)- это область знания, посвященная методам количественного оценивания качества любых объектов (живой и неживой природы). Используя методы квалиметрии, можно найти количественные оценки качества различных объектов: зданий, оборудования, инструментов, лечебных препаратов; продукции, услуги., персонала и т.д.

Не может остаться вне сферы приложений квалиметрии и здравоохранение, т.к. его задачи ориентированны на оценивание качества:

- индивидуального здоровья, здоровья тех или иных групп населения, общественного здоровья,

- жизни,

- деятельности объектов здравоохранения (лечебно-профилактических учреждений, органов управления здравоохранения, учреждений службы Роспотребнадзора и т.д.),

- медицинской помощи в целом,

- отдельных медицинских услуг,

- производственных объектов, воздействующих на человека и окружающую среду,

- объектов внешней среды, используемых человеком и т. п.

Для оценивания их качества квалиметрия предоставляет некоторые общие принципы получения количественных оценок качества, на основе которых обеспечивается переход к определенным решениям относительно оцениваемых объектов.

Основная задача квалиметрии состоит не столько в получении количественных оценок качества объектов и разработки алгоритмов перехода от оценок по единичным показателям к оценкам по всей их совокупности (комплексным показателям), сколько в принятии на их основе решений о качестве объектов, а при необходимости и по управлению качеством этих объектов .

Важным отличием квалиметрического оценивания от обычного обследования объекта, будь то человек или лечебно-профилактическое учреждение является обеспечение максимальной объективизации процесса поиска решений по оцениваемому объекту.

Количественная оценка качества объектов (продукции, процессов, услуг и т.д.) нужна для принятия решений, которые вытекают из различных значений этой оценки. Именно набор решений позволяет определить окончательный состав показателей, используемых в расчетном алгоритме определяющих показателей и способы операций с этими показателями. Таким образом, целью разработки квалиметрической методики является создание формализованной системы перехода от оценок объекта по определяющим показателям к решениям.

Методы квалиметрии более эффективны не тогда, когда решение может быть принято на основании замеров одного - двух показателей (хотя есть и такие квалиметрические методики), но в сложных ситуациях, когда для выбора правильного решения необходимо оценивание многих частных показателей и строго продуманная система вычислительных и логических операций с ними.

Наибольший эффект применение квалиметрии может дать в тех случаях, когда ее методы включены в общие циклические процессы, как например, в разработанной на кафедре системе непрерывного повышения качества работы объекта здравоохранения (лечебно-профилактического учреждения, органа управления здравоохранением и т. д.). В основу этой системы заложена методика квалиметрического анализа, также разработанная на кафедре. Система представлена двумя циклами: оперативным и стратегическим.

     
 
 
   

 


1 – оперативный цикл

2 – стратегический цикл

 

Схема 6.1. Циклический процесс непрерывного повышения качества работы ЛПУ.

Оперативный цикл.

Приступая к работе на объекте здравоохранения (в лечебно-профилактическом учреждении, органе управления здравоохранением и др.), организатор (возможно в будущем врач-квалиметролог, менеджер качества) начинает оценивание качества деятельности объекта здравоохранения (лечебно-профилактического учреждения, органа управления здравоохранением и т.п.) с выполнения квалиметрического анализа, существующего технологического процесса, осуществляемого в учреждении.

Что такое квалиметрический анализ? Это такая совокупность организационных действий, которая позволяет быстро выявить факторы, негативно влияющие на качество условий труда и качество выполнения производственных функций, найти количественные оценки значимости этих факторов и немедленно выработать рекомендации по устранению наиболее сильно влияющих. Выполнение параллельно или последовательно квалиметрического анализа по выявлению факторов, позитивно влияющих на качество деятельности в том же учреждении, позволяет разработать рекомендации по их сохранению, расширению, если они имелись в этом учреждении и внедрению в случае их отсутствия, таким образом, повышая мотивацию сотрудников к непрерывному улучшению качества работы.

Квалиметрический анализ факторов, влияющих (отрицательно или положительно) на качество деятельности объекта здравоохранения может быть проведен и среди других групп потребителей, например пациентов, контролирующих структур и т.д. Это позволит комплексно, с позиций, если не всех, то большинства групп потребителей, провести оценивание деятельности объекта здравоохранения.

Необходимо создать такую систему взаимоотношений с администрацией, при которой администрация способствовала бы внедрению рекомендаций , полученных по результатам квалиметрического анализа, а работники, участвовавшие в квалиметрическом анализе, получали бы материальное или моральное поощрение. Это приведёт к росту авторитета организатора, проводившего квалиметрический анализ, и облегчит его дальнейшую работу по совершенствованию качества деятельности объекта здравоохранения, путем последующего периодического проведения квалиметрического анализа.

 

Стратегический цикл.

Цикл предусматривает создание кратко- и среднесрочного прогнозирования, т. е. выявление будущих требований потребителей (например, лиц, которым оказывают медицинские услуги, и сотрудников лечебно-профилактичнских учреждений здравоохранения). Прогнозирование сочетается с количественной оценкой временных и экономических ресурсов, которые будут затрачены на удовлетворение этих потребностей, а также с оценкой масштаба влияния, которое окажет удовлетворение требований для этих потребителей.

Квалиметрический анализ позволяет выявить будущие требования к качеству деятельности объекта здравоохранения с позиций разных групп потребителей. Однако выявленные будущие требования потребителей не могут быть немедленно приняты к исполнению. Необходимо выполнить еще и средне- и долгосрочный прогноз новых технологий, включающий в себя появление медицинской техники, работающей на новых принципах, устройств медицинского назначения, предназначенных для выполнения новых функций, новых методов лечения и лекарственных веществ, новых методов организации работы, и производить оценивание значимости прогнозируемых потребительских требований с учетом этих данных.

Необходимо систематически, например, раз в 6 месяцев, составлять сводный перечень рекомендаций для администрации учреждения здравоохранения по генеральным путям совершенствования качества работы и услуг, ближайшим, первоочередным задачам удовлетворения этих требований.

Естественно, что все эти рекомендации организатор должен корректировать путём повторного проведения прогнозных разработок не реже 1 раза в год.

В дальнейшем, в данной главе, в основном, будет описана методика оперативных процессов в квалиметрии на примере оценивания качества деятельности лечебно-профилактического учреждения путем проведения квалиметрического анализа по выявлению факторов, отрицательно влияющих на качество медицинской помощи, оказываемой в этом ЛПУ.

Цель изучения темы

Освоить методику квалиметрического анализа (на примере выявления факторов, отрицательно воздействующих на качество деятельности лечебно-профилактического учреждения).

По окончании изучения темы студент должен:

Уметь:

- составлять план квалиметрического анализа;

-организовывать экспертные группы;

-выбирать необходимые методики опроса и составлять анкеты, проводить опрос экспертных групп;

- производить обработку полученного в ходе опроса материала, составлять необходимые таблицы и диаграммы;

- проводить ранжирование полученного в ходе опроса материала, составлять необходимые таблицы и диаграммы;

- анализировать данные таблиц и диаграмм, уметь распределять факторы на группы, характеризующиеся общностью мер, которые необходимо принять для устранения негативного влияния фактора;

- разрабатывать предложения, на основе полученных в ходе квалиметрического анализа выводов, которые будут способствовать улучшению качества медицинской помощи населению.

Знать:

-значение квалиметрического анализа;

- основные понятия квалиметрии;

- основные формы экспертных групп и форм опроса;

- методику квалиметрического анализа;

- механизм ранжирования;

- методику использования дополнительного программного обеспечения.

 

Задания для самостоятельной работы студента

 

1. Изучить материалы главы, лекции и рекомендуемой литературы.

2. Ответить на контрольные вопросы и тестовые задания.

 

Блок информации

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.