Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ЛЕКЦИЯ 6. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН. РЕФЕРЕНДУМЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

 

 

Понятие, сущность и принципы избирательного права

 

Понятие избирательного права употребляется в двух смыслах: объективном и субъективном.

Объективное избирательное право- это система правовых норм, регулирующих порядок формирования представительных органов государственной власти и местного самоуправления.

Эти нормы разделяются на материальные и процессуальные.

Материальные нормы закрепляют принципы выборов, их руководящие начала, содержащиеся, как правило, в конституции государства.

Процессуальные нормы регулируют порядок и организацию проведения выборов и помещаются в законе о выборах.

Субъективное избирательное право - это гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления.

Субъективное избирательное право подразделяется на активное и пассивное.

Активное избирательное право - это право гражданина избирать органы государственной власти и местного самоуправления; а пассивное - это право быть избранными в данные органы.

Избиратель - лицо, за которым конституцией и/или законом признано право голоса.

Избирательный корпус (электорат)- совокупность избирателей страны или территориальной единицы.

Юридический избирательный корпус - совокупность избирателей, внесенных в списки (зарегистрированных).

Фактический избирательный корпус- совокупность голосующих избирателей.

Потенциальный избирательный корпус - совокупность всех избирателей, как зарегистрированных, так и по каким-либо причинам не внесенных в списки.

Цензы - установленные законом ограничения избирательного права граждан.



С ХVIII века наиболее распространенным в государствах Европы и Америки был имущественный ценз. С середины ХIХ века ограничения имущественного характера начинают постепенно упразднятся. Одним из наиболее распространенных является возрастной ценз. В большинстве европейских государств возрастной ценз для активного избирательного права первоначально составлял 21-25 лет. Постепенно его уравняли с возрастом совершеннолетия. Преимущественно это произошло после второй мировой войны. Право принимать участие в выборах с 18 лет граждане Великобритании получили в 1969 году, в США и большинстве европейских государств - в 70-е годы ХХ века. В Турции, Швейцарии, Японии установлен 20-ти летний возрастной ценз.

В рамках пассивного избирательного права возрастные цензы, как правило, выше, чем в рамках активного, особенно на выборах в парламент. Например, на выборах в нижние палаты парламентов Бельгии, Великобритании и России граждане получают соответствующие права в возрасте 21 год и 18 лет; во Франции и Румынии, соответственно с 23 и 18 лет; в Италии, США, Канаде – 25 - 18 лет и т.д. В Дании, Нидерландах, Финляндии, Венгрии, Швейцарии, Словении возрастные цензы для активного и пассивного избирательного права совпадают.

Эволюция избирательного права привела к упразднению ограничений по половому признаку и предоставлению избирательного права женщинам.

Одной из характерных черт избирательного права является наличие ценза оседлости: в США он составляет один месяц, в Австралии, ФРГ и Японии - три, в Бельгии и Франции - шесть, в Канаде и Финляндии - двадцать месяцев.

Законы государств могут устанавливать и другие ограничения избирательного права. Преимущественно они касаются тех, кто отбывает наказание за совершение преступления. В ряде государств в избирательных правах ограничиваются банкроты, те лица, которые содержатся за счет социальных фондов и др. Иногда устанавливаются более общие ограничения относительно социального поведения избирателей. К примеру, в Конституции Италии допускается ограничение избирательных прав для лиц, совершивших “недостойные поступки, указанные в законе”. В Великобритании не голосуют пэры, так как они имеют свою палату; в некоторых странах - племенные вожди; в государствах, где закон предусматривает обязательное голосование - лица, лишенные судом избирательных прав за систематическое уклонение от участия в выборах.

В связи с ограничениями в пассивном избирательном праве в ряде государств существуют понятия неизбираемости и несовместимости.

Неизбираемость означает, что определенные должностные лица не могут выдвигать свои кандидатуры на выборах, пока не ушли в отставку с занимаемого поста.

Несовместимость означает запрет одновременно занимать выборную и иную государственную должность.

В конституциях зарубежных государств наиболее часто устанавливаются следующие принципы избирательного права: всеобщие, свободные, равные, прямые выборы при тайном голосовании.

Принцип всеобщности означает право участвовать в выборах для всех избирателей страны.

Принцип свободы выборов означает запрет оказывать незаконное давление на волю избирателей.

Принцип равенства избирательного права призван обеспечивать равные возможности для избирателя влиять на результаты выборов и быть избранным в соответствии с законом. Он достигается тем, что каждый избиратель имеет равное число голосов, наличием в стране единого избирательного корпуса, примерно одинаковым количеством избирателей в избирательных округах, одинаковыми требованиями к порядку выдвижения кандидатов.

Прямое избирательное право означает право избирателя избирать и избираться непосредственно в выборный орган или на выборную должность.

Косвенное (многостепенное) избирательное право означает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии, которая затем уже избирает выборных орган.

Принцип тайного голосования запрещает производить контроль за волеизъявлением избирателей. Достигается он с помощью соответствующей процедуры голосования (заполнение бюллетеней в кабинах, использование избирательной машины, электронной карточки избирателя и др.). Нарушение тайны голосования карается законом. Открытое голосование используется очень редко, как правило, при избрании низового звена представительного органа. Например, при избрании низового звена Собрания народных представителей в Китае.

 

 

Понятие и виды выборов. Порядок организации и проведения выборов в зарубежных странах

 

Выборы - есть участие граждан в осуществлении государственной власти путем выдвижения из своей среды кандидатов и избрания их в органы государственной власти и органы самоуправления.

Юридическая природа выборов состоит в том, что народ, выбирая своих представителей, выражает им полное доверие по осуществлению принадлежащей ему государственной власти. При это следует учитывать, что народ делегирует своим представителям только право на осуществление государственной власти, тогда как сама власть принадлежит народу, как источнику и носителю этой суверенной власти.

Выборы можно классифицировать по следующим основаниям:

Прямые и непрямые.

Прямые выборы характеризуются тем, что вопрос об избрании решают непосредственно граждане, имеющие избирательные права.

Непрямые выборыосуществляются не гражданами, а избранными ими лицами - выборщиками, депутатами и т.п. Существуют две разновидности непрямых выборов: косвенные и многостепенные (многоступенчатые).

Косвенные выборы могут проводиться в двух вариантах. При первом варианте выборы проводятся специально создаваемой для этого избирательной коллегией. Например, избрание президента США. При втором варианте выборы проводятся постоянно действующим органом. Например, избрание президентов парламентами Греции, Турции и других стран.

При многостепенных выборах низовые представительные органы избираются непосредственно гражданами, а затем уже эти органы избирают депутатов в вышестоящие представительные органы, последние же избирают вышестоящее звено, и так вплоть до парламента. В настоящее время такая система действует в Китае.

2. Всеобщие и частичные (дополнительные).

Во всеобщихвыборахдолжны участвовать все избиратели страны. Как правило, это выборы президента, парламента или его нижней палаты.

Частичные проводятся, как правило, с целью пополнения состава представительных органов. Например, выборы депутата вместо выбывшего.

3. Национальные и местные.

Национальныевыборы проводятся по всей стране.

На местных выборах избираются органы местного самоуправления.

4. Очередные и внеочередные.

Очередные проводятся в сроки, установленные в конституции или законе в связи с истечением срока полномочий избираемого органа. Периодичность выборов определяется сроком полномочий выборных органов.

Внеочередные проводятся в случае досрочного прекращения полномочий избираемого органа.

Если результаты голосования устанавливаются после однократного голосования избирателей, то считается, что выборы проводятся в один тур. Если проводятся два или более голосования, то выборы проводятся в два или более туров. Второй и последующие туры иногда называют повторными выборами или повторным голосованием.

Если выборы не состоялись или признаны недействительными, то проводятся новые выборы.

Правовое регулирование подготовки и проведения выборов непосредственно связано с понятием избирательного процесса.

Избирательный процесс - это урегулированная законом и другими специальными нормами деятельность индивидов, органов, организаций, а также групп избирателей по подготовке и проведению выборов в органы государственной власти и самоуправления.

Избирательный процесс делится на следующие стадии:

1. Назначение выборов - установление даты голосования. Даты очередных либо сроки назначения внеочередных выборов часто устанавливаются в конституциях.

2. Установление избирательных округов.

Избирательные округа - территориальные единицы, объединяющие граждан для избрания в представительные органы государства и местного самоуправления одного или нескольких депутатов. От того, каким образом будет установлена территория округов, в значительной мере зависят результаты выборов. В некоторых странах, например в Китае, избирательные округа могут создаваться не по территориальному, а по производственному принципу. Однако они всегда сочетаются в масштабе страны или административно-территориальной единицы с территориальными округами. В отдельных странах (Сингапур, Фиджи) округа создаются по этническому признаку.

3. Установление избирательных участков.

Избирательные участки - территориальные единицы. объединяющие граждан общим местом голосования.

4. Создание избирательных органов. Они ведают организацией и проведением выборов, обеспечивают контроль за соблюдение избирательного законодательства, определяют результаты выборов. Различаются общегосударственные, территориальные, окружные и участковые избирательные органы (комиссии).

Общегосударственные (центральные, национальные) избирательные комиссии обладают компетенцией, которая распространяется на всю страну, в федеративных государствах свои комиссии создаются в субъектах федерации. Территориальные избирательные комиссии образуются в административно-территориальных единицах, окружные избирательные комиссии - в избирательных округах, участковые избирательные комиссии - на пунктах голосования.

5. Регистрация избирателей - включение лица в списки избирателей. Она может быть публичной (обязательной) или личной (добровольной).

Публичная осуществляется двумя способами:

а) власти составляют списки на основе сведений о проживающих;

б) списки составляются путем обхода избирателей.

Личная - избиратель сам приходит в соответствующее учреждение и заявляет о желании участвовать в голосовании.

Избирателю выдается избирательная карточка.

6. Выдвижение и регистрация кандидатов.

Выдвижение кандидатов может осуществляться в следующих основных формах: самовыдвижение, выдвижение группами избирателей, выдвижение политическими партиями либо иными общественными объединениями.

Порядок регистрации кандидатов устанавливается избирательным законодательством. Как правило, для регистрации кандидат должен внести избирательный залог.

7. Агитационная кампания.

Агитационная кампания начинается после официальной регистрации кандидатов. Устанавливаются определенные условия осуществления агитации. Кандидаты получают доступ к средствам массовой информации. Особое внимание уделяется равенству прав кандидатов. Законодательство большинства демократических государств достаточно жестко регулирует вопросы, связанные с финансированием избирательной кампании.

8. Голосование.

Это главная стадия, так как именно на этой стадии совершается народное волеизъявление. Голосование может быть очным, когда сам избиратель является в избирательную комиссию и получает бюллетень. При заочном голосовании, волю избирателей реализуют другие лица. Такое голосование может осуществляться по доверенности. В некоторых странах (Великобритания, Германия и др.) возможно голосование по почте.

По отношению к избирателям, находящимся в отъезде, применяются самые различные подходы.

Распространенным явлением является абсентеизм – массовое уклонение избирателей от участия в голосовании. В ряде государств (Австрия, Бельгия, Болгария, Греция, Дания, Италия и др.) закон устанавливает обязательность голосования. За уклонение от голосования предусматриваются различные виды ответственности.

9. Подсчет голосов и установление результатов выборов.

10. Возможный второй тур голосования и/или новые выборы.

11. Окончательное определение и опубликование результатов выборов.

 

 

Избирательные системы

 

Существует две основные избирательные системы - мажоритарная и пропорциональная.

В свою очередь мажоритарная система делится на следующие основные виды:

Мажоритарная система относительного большинства. При этой системе избранным считается тот кандидат, который получил больше голосов, чем любой из его соперников.

При такой системе выборы, как правило, проводятся в одномандатных округах, то есть от округа избирается один депутат. Гораздо реже встречаются округа многомандатные, когда от округа избирается несколько депутатов. В качестве примера можно привести выборы коллегии президентских выборщиков в США в штате или федеральном округе, в которых соперничают списки выборщиков.

Как правило, при такой системе не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании.

Достоинством данной системы является то, что выборы проходят в один тур.

Главный недостаток этой системы заключается в том, что депутат избирается относительным большинством голосов. Абсолютное большинство может проголосовать против, но при этом их голоса пропадают. Кроме того, депутаты, выдвинутые от малочисленных партий, как правило, проигрывают выборы и эти партии теряют представительство. Однако при этом партия победитель зачастую обеспечивает абсолютное большинство в парламенте и может сформировать устойчивое правительство.

Мажоритарная система абсолютного большинства. При этой системе для избрания требуется набрать более половины голосов избирателей.

Абсолютное большинство может быть трояким:

а) от числа зарегистрированных избирателей;

б) от числа поданных голосов;

в) от числа действительных поданных голосов.

При такой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании. Если он не достигнут - выборы признаются недействительными или несостоявшимися.

Выборы, как правило, проводятся по одномандатным округам.

Недостатки данной системы:

а) партия, получившая в стране большинство голосов, может получить не самое большое количество мест в парламенте;

б) пропадают голоса, поданные против;

в) нерезультативность выборов, особенно при большом числе кандидатов. Если ни один из кандидатов не наберет в первом туре необходимое число голосов, проводится второй тур (повторное голосование), в котором, как правило, участвуют два кандидата, получившие наибольшее число голосов в первом туре (перебаллотировка).

Основными способами преодоления нерезультативности являются следующие:

а) для избрания во втором туре достаточно получить относительное большинство голосов;

б) альтернативное голосование. Данную систему можно рассмотреть на примере Австралии. При голосовании избиратели расставляют номера по предпочтительности (1, 2, 3, 4 и т.д.). Если никто из кандидатов не набрал абсолютного большинства, то проводится перераспределение голосов между кандидатами начиная с набравшего наименьшее количество по указанным в его бюллетенях двум первым предпочтениям, пока кто-либо из кандидатов не наберет нужное число голосов.

Мажоритарная система квалифицированного большинства. Для избрания по этой системе необходимо набрать 2/3 голосов избирателей. Иногда закон может определять и иной процент голосов.

Своеобразной разновидностью мажоритарной системы являются кумулятивный вотум и система единственного непередаваемого голоса.

Кумулятивный вотум- каждый избиратель в многомандатном избирательном округе имеет столько голосов, сколько следует избрать кандидатов, либо иное число, установленное законом, но у всех избирателей оно равное. Избиратель может отдать по одному голосу нескольким кандидатам либо все голоса отдать одному кандидату. Такая система встречается на выборах в органы самоуправления в некоторых землях Германии.

Система единственного непередаваемого голоса (полупропорциональная)- в многомандатном избирательном округе избиратель голосует только за одного кандидата из того или иного партийного списка. Избранными считаются кандидаты, собравшие больше голосов, чем другие, т.е. при определении результатов голосования действует принцип мажоритарной системы относительного большинства.

Система пропорционального представительства политических партий.

Сущность данной системы состоит в том, что число депутатских мандатов, получаемых партией, пропорционально числу поданных за нее голосов избирателей. Партии выдвигают списки кандидатов и избиратели голосуют не за конкретных кандидатов, а за список кандидатов от партии.

Списки кандидатов могут быть связанными и свободными. При связанном списке избиратель не имеет права внести изменения в списки, представленные партиями. При свободных списках избиратели имеют такое право.

Основное достоинство системы состоит в гарантированном представительстве даже мелких партий, но все же имеющих свой электорат.

К недостаткам системы пропорционального представительства относятся следующие:

а) неустойчивость парламента, где ни одна партия или их коалиция не могут получить устойчивое большинство;

б) избиратель может не знать всех кандидатов от поддерживаемой партии, то есть фактически он голосует за определенную партию, а не за конкретных кандидатов;

в) система может применяться только в многомандатных округах. Чем крупнее округ, тем большая степень пропорциональности может быть достигнута.

Главными средствами преодоления этих недостатков являются избирательная квота и метод делителей.

Избирательная квота (избирательный метр) - это минимальное число голосов, необходимое для избрания одного кандидата.

Метод делителей заключается в последовательном делении числа голосов, получаемых каждым списком кандидатов, на определенную серию делителей. В зависимости от того, какие устанавливаются делители, преимущества получают крупные или мелкие партии. Наименьший делитель представляет собой избирательную квоту. В случае выдвижения независимого кандидата он должен получить установленную квоту голосов.

Заградительный пункт может ограничивать участие партий в распределении депутатских мандатов по двум основаниям:

а) не допускаются к участию во втором распределении мандатов те партии, которые не получили ни одного мандата в первом распределении, хотя у них могут быть значительные остатки голосов;

б) чаще всего из распределения мандатов исключаются партии, не набравшие определенного процента голосов.

Это недостаток преодолевается следующими способами:

Соединение списков кандидатов (блокирование) - партии блока выступают на выборах с общими списками кандидатов, а после того, как общий список получил какое-то количество мандатов, распределяют эти мандаты между собой.

Преференцированное голосование - голосуя за список, избиратель может внутри списка высказать предпочтение определенным кандидатам.

Панаширование - право избирателя голосовать за кандидатов из разных списков либо вписывать в эти списки новых кандидатов. Панаширование может применяться при мажоритарной системе с многомандатными округами либо по пропорциональной системе. При пропорциональной системе панаширование может сочетаться с преференциальным голосованием.

Смешанные (мажоритарно-пропорциональные системы). При смешанной системе чаще всего половина депутатов избирается по мажоритарной системе относительного большинства, а другая половина - по пропорциональной.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.