Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ЛЕКЦИЯ 12. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ФРГ

 

 

Основной закон ФРГ

 

Конституция Германии 1949 г. официально называется Основным законом, поскольку при принятии этот акт рассматривался как временный: считалось, что конституция будет принята для всей Германии после преодоления ее раскола. Проект конституции был разработан специальной комиссией немецких правоведов и затем передан на рассмотрение Парламентского совета, в состав которого входили 65 депутатов, избранных ландтагами земель, а также 5 представителей от Берлина (без права решающего голшоса). В нем были представлены делегаты от всех действовавших политических партий. Затем конституция была ратифицирована ландтагами западногерманских земель, кроме Баварии, но вступила в силу и для нее.

В 1990 г. была создана комиссия для подготовки постоянной конституции для объединенной Германии, но в 1992 г. комиссия пришла к выводу, что Основной закон 1949 г. соответствует современным условиям.

В субъектах федерации Германии – землях есть собственные конституции, которые должны соответствовать федеральной конституции.

Конституция базируется на основополагающих принципах демократизма, парламентаризма и разделения властей, плюрализма, равенства и др. В документе закрепляется принцип федеративного устройства государства и гарантирующие его неприкосновенность нормы.

Федеративная Республика Германия определяется конституцией как демократическое, социальное и правовое государство.

Выражением демократического характера государства являются положения о том, что вся власть исходит от народа, который осуществляет ее путем выборов и разного рода голосований (т.е. непосредственно), а также через специальные органы – законодательные, исполнительные и судебные. Важнейшая гарантия демократии – специальное положение о том, что все граждане имеют право оказывать сопротивление каждому, кто пытается ликвидировать свободный демократический конституционный строй, если для пресечения этого не могут быть использованы другие средства.



Положение о социальном государстве развивается в нормах о том, что собственность обязывает, что пользование ею должно служить общему благу, что земля, ее недра, природные богатства, средства производства могут быть обобществлены в различных формах, но только законом. Положению о социальном государстве соответствуют закрепляемые в конституции социально-экономические и культурные права личности. В Германии существует развитая сеть социальной поддержки населения со стороны государства (эта поддержка шире, чем, например, в США и многих странах Европы).

Концепция правового государства (она относится в конституции к федерации и землям) находит свое выражение в нормах, устанавливающих, что все лица, органы и организации, публичные и частные, обязаны подчиняться праву, что суд является независимым, а чрезвычайные суды не допускаются, что закону нельзя придавать обратную силу. Установлена ответственность государства, его должностных лиц перед гражданином.

В конституции предусмотрен запрет на действия, направленные на подготовку к агрессивной войне и предусмотрены наказания для нарушителей.

В условиях чрезвычайного положения (состояние напряженности, состояние обороны) демократические принципы могут быть ограничены законом парламента (эти нормы были внесены в конституцию в 1968 г. в период «холодной войны»). Конституция устанавливает также, что чрезвычайные меры могут быть приняты для отражения опасности, угрожающей основам свободного демократического строя федерации или отдельной земли.

В Основном Законе записано, что общепризнанные нормы международного права являются составной частью внутреннего права ФРГ. Закреплен приоритет норм международного права над федеральными нормами.

Изменение и дополнение конституции может быть осуществлено только специальным конституционным законом, который принимается 2/3 голосов в каждой палате парламента (Бундестаге и Бундесрате).

За время действия конституции 1949 г. было принято более четырех десятков законов, изменяющих и дополняющих ее, но по существу принципиальным изменениям конституция не подвергалась (кроме включения статей в связи с вхождением Германии в состав Европейского союза).

Конституционный контроль в Германии осуществляет специальный орган конституционного контроля – Федеральный конституционный суд, который производит как предварительный, так и последующий контроль.

Федеральный конституционный суд состоит из двух палат (сенатов) по 8 судей в каждой, в общей сложности – из 16 судей. Половина из них избирается Бундестагом (нижней палатой парламента), половина – Бундесратом (верхней палатой). Кандидат на должность судьи должен получить 2/3 голосов. Для кандидатов установлены довольно жесткие условия: трое судей в каждом сенате должны быть избраны из состава судей пяти высших судов страны (в ФРГ нет единого верховного суда), пять других членов должны иметь возраст не менее 40 лет и соответствующий диплом о юридическом образовании. После избрания судьи назначаются на должность декретом Президента республики. Срок их полномочий – 12 лет, повторное избрание не допускается.

Федеральный конституционный суд в соответствии с конституцией и законом о нем 1951 г. (этот закон неоднократно изменялся и принимался в новой редакции) обладает очень широкой компетенцией, которой относятся: толкование федеральной конституции; рассмотрение споров и неясностей по вопросу о взаимоотношениях федерации и земель, а также земель между собой; рассмотрение жалоб общин и их союзов по поводу нарушения законом, в том числе актом земли, их прав на самоуправление; рассмотрение заявлений граждан на нарушение их конституционных прав юридическими актами – законами, актами административных органов, судебными решениями; решение дел о лишении конституционных прав граждан, использующих эти права против свободного демократического порядка, об антиконституционности и, следовательно, о запрещении политических партий и других объединений, освобождении от должности Президента республики в связи с обвинением, возбужденным против него парламентом; рассмотрение жалоб на решения Бундестага, касающихся выборов, приобретения или утраты членства в Бундестаге, и некоторых других жалоб.

Если какой-либо другой суд, рассматривая дело, установит, что норма, которая должна быть применена, противоречит Конституции, он приостанавливает рассмотрение дела и обращается в Конституционный суд. Возобновление рассмотрения дела возможно после решения Конституционного суда.

Дела рассматриваютсяодним из двух сенатов суда при кворуме шесть судей. В Федеральном конституционном суде, а также в конституционных судах земель применяется устный состязательный процесс.

В землях (субъектах федерации) действуют конституционные суды земель. Судьи конституционных судов земель обычно назначаются представительным органом земли – ландтагом. Конституционные суды земель вправе контролировать соответствие актов земель как федеральной, так и местной конституции. Во многих землях их конституционные суды действуют на временной основе: для решения дела собираются указанные в конституции земли (или ее законе) судьи других высших судов (обычно три судьи) и несколько ученых-правоведов.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.