Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Понятие государства, его признаки и функции.

А.А. Свириденко

ПРАВОВЕДЕНИЕ

Под редакцией доктора философских наук,

Профессора О.И. Кирикова

Рекомендовано УМО РАЕ

По классическому университетскому и техническому образованию

в качестве учебника для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по направлениям подготовки:

Конструкторско-технологическое обеспечение

Машиностроительных производств», 200100 – «Приборостроение»,

Автоматизация технологических процессов и производств»,

Прикладная информатика», 080200 – «Менеджмент»

 

Москва – Воронеж



УДК ББК С 24 Положительное заключение экспертизы УМО РАЕ по классическому университетскому и техническому образованию о присвоении грифа Протокол № 418 от 9 августа 2013 г. Утверждено учёным советом филиала ФГБОУ ВПО «УГАТУ» (г. Кумертау, Республика Башкортостан) Протокол № 3 от 28. 03. 2013 г.

А в т о р:

Доктор философских наук, профессор; заведующий кафедрой

гуманитарных и социально-экономических дисциплин А.А. Свириденко

(УГАТУ, г. Кумертау, Республика Башкортостан)

 

Р е ц е н з е н т ы:

Ф.М. Раянов: доктор юридических наук, профессор кафедры теории государства и права БашГУ; главный редактор журнала

«Правовое государство: теория и практика»

Р.А. Миниахметов: кандидат юридических наук, профессор,

директор филиала ФГБОУ ВПО

«Уральская юридическая академия» в г. Уфа.

 

Свириденко А.А.

С 24Правоведение : учебник для студентов технических вузов /

[А.А. Свириденко]; под ред. Проф. О.И. Кирикова. – Москва: Наука: информ; Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2013. – 260 с.



ISBN 978-00044-069-8

Рассматриваются основные темы и содержание программы курса «Правоведения» адаптированной для студентов технических высших учебных заведений по квалификации «бакалавр».

Для студентов, специалистов и широкого круга читателей.

Мнение автора не всегда совпадает с точкой зрения редактора. Издательство и редактор не несут ответственности за достоверность информации, опубликованной в данном издании.

При перепечатке материалов ссылка на данное издание и автора обязательна.

УДК 340

ББК 67

ISBN 978-00044-069-8

© Свириденко А.А., 2013

© Воронежский государственный

педагогический университет,

редакционно-издательское оформление, 2013

 

 

Введение

Современное российское общество весьма динамично, процесс реформирования охватывает все сферы жизнедеятельности. Все это требует правовой регламентации и повышения правовой культуры населения. Усиление интереса общества к вопросам юриспруденции вызвано требованием времени, поскольку общество, как таковое, немыслимо без правового регулирования, как только человек приходит в этот мир, он сразу попадает в сферу правоотношений различного характера и до самого конца жизни право сопровождает человека. Любая сфера соотношений; трудовых, семейных, земельных, экологических, гражданских теснейшим образом связана с соответствующими отраслями права.

Настоящий учебник сформирован в соответствии с требованиями ФГОС III поколения и содержит курс предмета правоведения применительно к бакалавриату технического профиля.

Задачей курса предмета «Правоведение» и данного учебника является повышения уровня правовой и культуры и формирования правового сознания, привитие элементарных навыков и умений пользования правовым инструментарием.

Учебник призван обобщить основы знаний о праве и государстве.

Учебник выполнен с учетом новейших изменений законодательства Российской Федерации и представляет интерес для студентов неюридического профиля и для всех, интересующихся вопросами права и государства.

 

 

ЧАСТЬ I.

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Раздел 1. Государство

Понятие государства, его признаки и функции.

Очень часто мы слышим и употребляем такие слова как “государство”, “страна”, “суверенитет”, “публичная власть”, но дать определения их содержания могут далеко не все.

В чем же заключается специфика этих терминов? Зачастую понятия “страна” и “государство” рассматривается как одно и то же, Однако, при более глубоком рассматривании различия между этими понятиями просматривается достаточно четко. “Страна” – понятие более экономико-географическое. Например, - Италия расположена на Апеннинском полуострове. Германия - страна с развитой многоотраслевой экономикой. Государство же, как организация общества, имеет политический характер. Более того, государство можно рассматривать как организацию политической власти в обществе. Сегодняшняя правовая наука не может дать однозначного определения государства. И это отнюдь не свидетельствует о ее слабости или несовершенства. Дело в многогранности самого понятия - “государство”. Отразить все стороны этого понятия в одном определение почти не возможно. Хотя такие попытки принимались в истории не однократно.

См. С.В. Клименко,А.А Чичерен «Основы государства и права» М.: «Зерцало» 1997  
Вопрос осмысления государства как формы общественного устройства волновал умы и сердца выдающихся философов, политиков и юристов еще в глубокой древности. Сосредоточием всех умственных и нравственных интересов граждан считал государство Аристотель. Цицерон полагал, что государство есть сообщество людей, объединенных началами общей пользы и справедливости. К. Маркс и его последователи считали государство проявлением диктатуры господствующего класса. Так, например, В. Ленинназывал государство машиной для господства одного класса над другим. Причем во всех этих определениях отражается характеристика государства, хотя и не в полной мере. Наиболее точным определением государства можно, по мнению большинства отечественных авторов, следующее:

Государство есть особаяполитическая организация общества, обладающая суверенитетом, располагающая публичной властью и придающая своим велениям обязательную силу для всего населения страны[1].

Исходя из этого определения, можно выделить признаки государства и дать их краткую характеристику. Итак, признаками государства следует считать:

- наличие публичной власти;

- административно-территориальная организация населения;

- государственный суверенитет;

- сбор налогов с населения

Что же понимается под публичной властью? Прежде всего, наличие двух групп полномочий - управление и подавление. К аппарату подавления принято относить специально сформированные группы вооруженных людей: армия, полиция (милиция), службы безопасности (ФСБ, ЦРУ) и т.д. Аппарат управления включает в себя органы законодательства (Государственная дума, Совет федерации) и исполнительной (Правительство) власти. В любой стране государственная власть осуществляется специально подготовленном слоем людей, которые наделены государственно-властными полномочиями. В их компетенции находится деятельность по изданию (и принятию) законов, а так же применение мер государственного принуждения, которое имеет целью подчинения поведения людей воле, выраженной в законах и иных нормативных актах государства.

Поскольку государственная власть распространяется на все население страны, поскольку это ведет к делению территории на административно-территориальные единицы. В РФ такими единицами являются республики, края, области. Подобного рода деление позволяет оптимально организовать государственную власть и управление.

Суверенитет - означает независимость. В данном случае речь идет о независимости государственной власти от иных ее проявлений (идеологической, политической) внутри страны и в международных отношениях. Иными словами суверенитет можно определить как исключительное право, монопольное право государства самостоятельно решить вопросы внешней и внутренней политики. Суверенитет не допускает произвола. Он не может служить основой для противоправных действий. Понятие государственный суверенитет может быть рассмотрено в двух аспектах:

а) внутренний аспект - исключительное, монопольное право на законодательство, на управление и на всей государственной территории.

б) внешний аспект – самостоятельность и независимость во внешних делах государства, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела, кроме случаев, предусмотренных международным правом. Например, введение миротворческих сил по решению ООН. Вместе с тем следует отличать государственный суверенитет от народного и национального. Народный суверенитет – суть содержания демократии, основа народовластия. Национальны суверенитет – это право наций на самоопределение, право самостоятельно решать вопросы своего развития.

Неотъемлемым признаком государства является сбор налогов. Примечательно, что не было, нет и, по всей видимости, не будет, такого государства, где бы все налогоплательщики были довольны налоговой политикой государства. Основная часть налогов на ранних стадиях государственности идет на содержание армии, полиции и государственного аппарата. С течением времени в индустриально-развитых странах часть налогов стала, направляется на развитие образования, здравоохранение и т.д. Большая часть налогов сегодня направляется на содержания государственного аппарата, армию, полицию, науку, образование, здравоохранение.

 

 

 
 

 

 


Размер, виды налогов и порядок налогообложения определяется налоговом правом. Для изымания налогов создаются специальные государственные органы, деятельность которых регламентирована налоговым правом и другими правовыми отраслями. Государство имеет своеобразные функции.

Функция государства- это основные направления его деятельности, раскрывающие сущность содержания и социальное назначение государственного управления обществом.

Функции государства могут проявляется как внутри страны, так и в ее международной деятельности. В зависимости от специфики проявления функции государства, к внутренним функциям принято относить такие направления государственной деятельности, которые характеризуют его внутреннею политику. Эти функции, в зависимости от специфики, подразделяются на охранительные и регулятивные.

Деятельность государства, в лице специально уполномоченных на то органов, направленная на защиту законных прав и интересов граждан, соблюдение режима законности и обеспечение правопорядка, защиту окружающей среды, конституционного строя т.п. – является охранительной функцией. Для осуществления этих функций в государстве действует система правоохранительных органов. Охранительную функцию можно представить как деятельность по обеспечению охраны всех общественных отношений, установленных и регулируемых правом.

Регулятивные функции обеспечивают оптимальную организацию экономики страны, общественного производства, создания необходимых условий для развития личности и гражданского общества. Исходя из вышеприведенных характеристик, к регулятивным функциям следует отнести экономическую, социальную и функцию финансового контроля. Ключевой здесь будет выступать экономическая функция, она включает в себя выработку экономической политики, установления правовых основ предпринимательской деятельности и ценовой политики, управление системой государственных органов и предприятиями. Из экономической функции логически вытекает социальная функция, то есть деятельность государства в социальной сфере. К социальной функции относятся: оказания помощи нуждающимся, развитие (экономическое обеспечение) здравоохранения, образования, науки, культуры, строительства жилья и развитие дорожных коммуникаций. От этой функции зависят социальная стабильность общества и социально-правовой статус личности.

Функция финансового контроля может быть сведена к выявлению и учёту доходов населения с целью аккумуляции их в государственном бюджете.

Деятельность государства на международной арене, его взаимоотношения с другими странами раскрывает содержание внешних функций. Составляющим элементом внешних функций выступают международное сотрудничество, оборона страны и т.д. Международное сотрудничество может осуществляться по двум направлениям:

 

 

 


Обобщенно можно сделать следующий вывод: Функции государства есть цельная, взаимосвязанная деятельность системы государственных органов, которая должна быть направлена на создание условий для гармоничного развития личности и общества в целом.

В условиях военного времени эта функция выражается в прямой вооруженной борьбе с противником (агрессором). В схематическом плане соотношение функций государства может быть выражено следующим образом:

 

 
 

 


 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.