Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Краткая характеристика наиболее

Известных концепций происхождения

Государства.

Учения о происхождение государства и права очень разнообразны, а порой просто противоречивы. В свое время лучшей теорией происхождения государства и права считалась марксистско-ленинская. Все остальные рассматривались под рубрикой: “Критика буржуазных теорий происхождения государства и права”.

Сегодня нет смысла выделять какую-либо концепцию в качестве наиболее научно-обоснованной. В каждой из них есть спорные положения, в каждой просматривается в той или иной мере рациональное зерно. Научная мысль прошлого и настоящего выработала чрезвычайно разнообразный спектр государственно-правовых учений.

Множественность этих теорий объясняется различными социально-историческими условиями, в которых жили и работали их авторы, разнообразием философских и политических позиций, которые они занимали. Так, например климатическая концепция государственного устройства основывалась на взаимозависимости климата и темперамента людей. В южных странах, где жаркий климат, повышенный фон солнечной радиации, люди обладают динамичным темпераментом. Поэтому там часто совершаются революции, военные перевороты и т.д. Примером могут служить страны Латинской Америки, Африки. Северный же климат располагает к стабильности и достатку, примерами могут служить страны Скандинавского полуострова. Ирригационная теория особо подчеркивает взаимосвязь между совершенствованием технологии строительства ирригационных сооружений и уровня развития в связи с этими особенностями государственности.

Теологическая, патриархальная, договорная, экономическая теории происхождения государства очень интересны и своеобразны. К сожалению, на страницах учебного пособия невозможно рассказать подробно обо всех этих теориях.



Так основателями теологической[2] теории по праву считаются христианский философ-богослов Аврелий Августин (354-430гг.н.э.) и Фома Аквинский (1225-1274) христианский философ богослов. Суть этой теории сводится к следующему - государство возникает и развивается по предначертанию свыше, по воле Божьей. Государство незыблемо, все государственные институты зависят от Божественной воли. Достаточно точно суть этой теории отражена в словах апостола Павла: "Несть власти, аще не от Бога"[3].

Патриархальная теория возникла ещё в античную эпоху. Большой вклад в развитие этой теории вносит древнегреческий философ Аристотель (384-322гг. до н.э.). В дальнейшем идея патриархальной теории мы встречаем у Николая Михайловского (1842-1904) русского социолога и публициста. Государство, по мнению этой концепции, представляет собой семью, разросшуюся в государство. Первоначально, по их мнению, в семье возникает отцовская власть (отец, патриарх, pater), которая выйдя за семейные рамки, распространяется уже на всё население страны. Власть монарха – это власть отца народа. Данная теория обосновывает необходимость монархической (отцовской) власти государства.

Договорная теория зародилась в Западной Европе в эпоху нового времени. Среди её основателей принято называть голландского мыслителя и теоретика Гуго Гроция, английского философа-просветителя Джона Локка, английского философа-материалиста Томаса Гоббса, а также двух великих французских философа Шарль-Луи Монтескье и Жан-Жака Руссо. По их мнению, основой государства следует считать общественный договор, который есть результат свободного соглашения народа и его повелителя. Содержание договора заключается в следующем: народ в известной мере отказывается от своей свободы в обмен на гарантии личностной безопасности, которую гарантирует монарх (или иной правитель).

Воля народа является источником власти (в том числе и политической) в обществе. Они утверждали верховенство закона и обеспечение прав и свобод личности в рамках государства. Эту теорию можно рассматривать в известной мере как учение о правовом государстве, которая формируется сегодня.

Создание органической теории принадлежит Герберту Спенсеру - английскому философу и социологу. В соответствии с этой теорией строение и функции государства отождествляются со строением и функциями биологического организма.

Государство, по мнению этих исследователей, представляет собой общественный организм, в котором функцию клеточной материи играют люди. Человечество возникает как результат эволюции животного мира, его дальнейшие развитие приводит к объединению людей в единый социальный организм - которым является государства. Правительство играет функции мозга и высшей нервной деятельности и управляет всем организмом (обществом). Низшие слои общества реализуют внутренние функции, высшие - внешние.

У истоков теории насилия стоял Шан-Ян (390-338 гг. до н.э.) – древнекитайский государственный деятель и мыслитель. Последователями его взгляда на общество и государство были Евгений Дюринг - немецкий философ, Людвиг Гумплович - австралийский социолог и юрист, Карл Каутский - один из лидеров и теоретиков германской социал-демократии. Основным положением этой теории является факт насилия (военного или экономического) одного народа над другим, одних людей над другими. Военное насилие, завоевание - суть проявления внешнего насилия. Господство одних членов общества над другими - экономическое и политическое насилие внутри страны. При этом внешнее насилие не исключает политического или экономического (давления) насилия.

Основными представителями психологической теории считаются Лев Петражицкий - польский социолог и юрист, Габриэл Тард - французский социолог и криминолог. В основе этой теории лежит психологическая потребность людей жить в организованном, стабильном обществе. Это является основной причиной порождающей государственное устройство общественных отношений. Предпосылками возникновения государства служат -психологическая необходимость слабых подчинятся более сильным (властителям, лидерам и т.п.), осознание людьми справедливости определенных моделей поведения (общественного устройство), подражание и т.п. Модель обустройства общества (государства) возникает первоначально в сознание (в психике) людей, а затем уже реализуется в практике государственного строительства.

Основателями экономической или классовой теории являются немецкие философы основоположники (диалектического и исторического материализма) немецкой материалистической философии Карл Маркс и Фридрих Энгельс, в известной мере, американский этнограф и историк Льюис Морган, а также русский политик, лидер РСДРП (РКПб) Владимир Ульянов (Ленин). По мнению этой теории, государство возникает тогда, когда в результате процессов экономического развития общества происходит разделение труда, создается прибавочный продукт, формируется частная собственность и общество расслаивается на классы с противоположными экономическими интересами. Государство стоит на страже интересов господствующего класса. Для обеспечения этих интересов государство использует средства управления и, в необходимых случаях, подавления.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.