Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 3. Общество как социальная система (2 часа)

План семинара

1. Понятие общества, его признаки и типология.

2. Социальные изменения и пути развития общества.

3. Социальные взаимодействия и социальные отношения.

4. Общество как социокультурный организм.

5. Социологический практикум.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите специфические черты общества.

2. Дайте характеристику общества как системы. В чем специфика системного подхода к обществу? Какими он обладает преимуществами?

3. Каковы критерии дифференциации общества?

4. Какие типологии обществ Вам известны? По какому принципу построена каждая из них? Какая представляется Вам наиболее верной и почему?

5. Назовите характерные черты традиционного и индустриального общества. Чем они отличаются друг от друга?

6. Определите критерии социального прогресса.

7. Покажите общее и особенное в эволюционном и революционном развитии общества.

8. Какие традиции разных народов и культур Вам известны? Есть ли между ними что-то общее?

9. Назовите известные Вам из повседневной жизни проявления феномена глобализации культуры.

10.Чем обусловлено появление молодежной субкультуры?

11.Что такое массовая культура? Когда и почему она возникает?

Социологический практикум

(логические задания, проблемные вопросы, упражнения, тесты)

1. Задание. Выучите основные понятия темы: «традиционное общество», «индустриальное общество», «постиндустриальное общество», «социальные изменения», «социальное развитие», «прогресс», «регресс», «эволюционный процесс», «революционный процесс», «социальное действие», «социальное взаимодействие», «социальные отношения», «культура», «ценности», «ритуал», «традиции», «аккультурация», «этноцентризм», «культурный релятивизм», «глобализация культуры».



2. Задание. Охарактеризуйте современное российское общество с точки зрения типологии обществ. К какому типу обществ вы бы отнесли общество, в котором мы с Вами живем?

3. Задание. Понятие «огородничество» употребляется применительно к двум эпохам – древней и современной. Нынешние россияне имеют огород или садовый участок за городом. Сравните древний и современный огород. В чем вы видите сходство, а в чем отличие?

4. Одни исследователи считают, что российское общество имеет перспективу развиться в постиндустриальное. Другие – что этой перспективы у него в настоящее время нет. Кто, по-вашему мнению, прав? Аргументируйте свой ответ.

5. Как понимал «социальное действие» М.Вебер? Какими характеристиками должно обладать действие, чтобы его можно было назвать, по Веберу, социальным действием?

6. Задание. По мнению Э. Дюркгейма, индивид в обществе абсолютно не свободен, потому что подчинен коллективу, находится под социальным давлением. Согласно Веберу, в основе социальности, лежит социальное действие, то есть индивид является свободно преобразующей общество силой. Какая из этих точек зрения импонирует Вам больше? Почему? Обоснуйте свой выбор.

7. Как вы считаете, является ли революция социальным действием? Кто субъект этого действия, или актор? Массы? Каждый индивид в отдельности. Аргументируйте свой ответ.

8. Задание. Прокомментируйте строчку из стихотворения Р.Киплинга: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись». Как Вы сами относитесь к проблеме взаимоотношений культур Запада и Востока. Обоснуйте свою точку зрения.

9. Задание. Объясните, что понимается под «открытым» и «закрытым» обществом. В чем между ними разница? К какому типу следует, на Ваш взгляд, отнести современное российское общество? Почему?

10. Задание. Назовите несколько современных ритуалов. Проанализируйте их как элемент культуры общества, в котором мы живем. В чем их социальные функции?

11. Выполните тесты:

1. Общество, по мнению Спенсера, – это:

1) случайное скопление взаимодействующих между собой людей;

2) группа индивидов, состоящих в родственной связи между собой;

3) достаточно длительное объединение самостоятельных индивидов, не вступающих в регулярные взаимодействия;

4) продукт эволюции малых человеческих сообществ в большие.

2. Согласно принятой в современной социологии классификации обществ, они подразделяются на:

1) примитивные;

2) традиционные;

3) индустриальные;

4) постиндустриальные.

3. Какое из приведенных ниже исторических преобразований может быть отнесено по своему характеру к социальной революции:

1) столыпинские реформы;

2) горбачевская перестройка;

3) коллективизация и индустриализация 1930-х гг.;

4) отмена крепостного права в России.

4. В индустриальном обществе главным объектом собственности является:

1) земля;

2) капитал;

3) люди;

4) знания.

5. Самой продолжительной по времени своего развития является:

1) аграрная революция;

2) индустриальная революция;

3) научно-техническая революция;

4) информационная революция.

6. Сущность социальной революции заключается в:

1) переходе к иному типу мировоззрения;

2) изменении способа политического устройства общества;

3) коренном перевороте в большинстве сфер общественной жизнедеятельности и образе жизни населения;

4) усовершенствованиях, происходящих в какой-либо сфере общественной жизнедеятельности.

7. В приведенной ниже таблице даны некоторые характеристики, опре­деляющие различные сферы социальной жизнедеятельности в том или ином типе общества. Напишите в правой графе, к какому имен­но типу общества относится та или иная характеристика, или ука­жите его номер в соответствии с приведенной выше нумерацией.

Характеристика Тип общества
7.1 Создание национальных государств, сплачивающихся вокруг общего языка и культуры  
7.2 Демократизация политической сферы. Предоставление избирательных прав населению и институционализация политической деятельности вокруг массовых партий  
7.3 Усиление влияния корпоративной собственности на капитал. Возрастание роли информации, знаний и обладание ими  
7.4 Разнообразие орудий труда с использованием главным образом мускульной энергии человека и животных. Преобладание экономики пропитания. Основная хозяйственная единица — семья  
7.5 Элементарное половозрастное разделение труда; большинство членов общины занято одним и тем же промыслом – собирательством, либо охотой, рыбо­ловством  
7.6 Тенденция к субурбанизации  
7.7 Рост массовой грамотности  
7.8 Наука и производство представляют собой автономные, слабо связанные сферы деятельности общества  

8. Понятием «социальная модернизация» обозначают:

1) переход общества от родоплеменного устройства к государственному;

2) возникновение письменности;

3) переход от традиционной цивилизации к индустриальной;

4) переход от индустриальной цивилизации к постиндустриальной.

9. На смену раннему периоду социальной эволюции (протообществу) приходит:

1) община собирателей и охотников;

2) общество скотоводов (пастухов) и земледельцев;

3) промышленная цивилизация;

4) теократическое общество.

10.Научно-технические изобретения и открытия оказывают наиболее сильное воздействие на социальные изменения:

1) в примитивном обществе;

2) в традиционном обществе;

3) в индустриальном обществе;

4) в информационном обществе.

Библиография

1. Дыльнов Д. Экономическая стабильность как фактор устойчивого развития современного российского общества. //Вестник Московского университета серия «Социология и политология» – 2005. – № 3. – С.36.

2. Князев Ю. Как определить современное общество: постиндустриальное, информационное, общество знаний, научно-инновационное? //Общество и экономика. – 2006. – № 10. – С.131.

3. Разлогов К. Российская культура: проблемы и решения.

//Свободная мысль. – 2005. – № 3. – С.25.

4. Самара Г. Социокультурная адаптация в современном российском обществе. // Вестник Московского университета серия «Социология и политология».– 2006. – № 3. – С.56.

5. Тихонова Н. Россияне: нормативная модель взаимоотношений общества, личности и государства. //Общественные науки и современность. – 2005. – № 6. – С. 34.

6. Ямалов М. О системном подходе к познанию и преобразованию общества. //Экономика и управление – 2005. – № 3. – С.8.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.