Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Социология и философия.

2. Особенности социологического видения мира.

3. Роль социологии в современном обществе.

4. Макс Вебер как социолог: общая характеристика.

5. «Социологизм» Эмиля Дюркгейма.

6. Питирим Сорокин и его место в развитии мировой социологической мысли.

7. Социология марксизма.

8. Современная западная социология.

9. Особенности формирования и развития социологии в России.

10. Социологические методы изучения общества.

11. Социальные потребности и интересы личности.

12. Проблемы самореализации личности в современных условиях.

13. Ролевые конфликты.

14. Феномен одиночества.

15. Проблемы формирования среднего класса в России.

16. Бюрократическая модель организации М. Вебера.

17. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры.

18. Теория стратификации в западной социологии.

19. Основные проблемы межэтнических отношений в постсоветской России.

20. Глобализация: причины, сущность, этапы развития.

21. Социальные проблемы студенческой семьи.

22. Образование как социальный институт.

23. Социология общественного мнения.

24. Религия как объект социологического анализа.

25. Современные модели достижения личностью успеха.

26. Социология молодежи.

27. Феномен самоубийства.

28. Участие Интернета в современных формах труда.

29. Влияние семьи на преступность.

30. Проблемы роста преступности и криминализации в современной России.

31. Алкоголизм и молодежь.

32. Наркомания и наркоманы.

33. Социальные конфликты в современной России.

34. Объективные закономерности развития общества как системы.

ГЛОССАРИЙ

Агрегация социальная – некоторое количество людей, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательных взаимодействий.



Амальгамизация– биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом

Анкета– объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на получение информации от респондентов о социальных фактах, явлениях и процессах.

Аномия– ситуация, когда одна или более личностей не могут интегрироваться со стабильными основными институтами общества, что приводит к отрицанию наиболее значимых норм доминирующей культуры и социальным отклонениям.

Ассимиляция – процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре.

Аудитория – социальная общность людей, объединенная взаимодействием с коммуникатором (индивидом или группой, владеющими информацией и доводящими ее до этой общности).

Аутгруппа – группа людей, по отношению к которой индивид не ощу­щает чувства идентичности или принадлежности. Члены такой группы видятся индивиду как "не мы", или "чужие".

Брак – санкционированная обществом совокупность норм и предписаний, регулирующих взаимные права и обязанности супру­гов, их отношения друг к другу, детям, совместному имуществу и др.

Бюрократия – организация, состоящая из ряда официальных лиц, должности и посты которых образуют иерархию и которые различаются формальными правами и обязанностями, определяющими их действия и ответственность.

Валентность – сила предпочтения индивида в отношении какого-ли­бо результата. Каждый рассматриваемый индивидом результат имеет некоторый уровень валентности (или желательности), который колеблется от -1,0 (весьма нежелательно) до +1,0 (весьма желательно).

Власть – любая закрепленная социальными отношениями возможность настаивать на своем даже при наличии сопротивления независимо от того, в чем эта возможность выражается.

Вторичная группа – обозначение всех больших социальных групп или социальных организаций, где отношения между людьми носят формально-служебный характер.

Выборочная совокупность – множество людей, которых социолог опрашивает.

Генеральная совокупность – все население или та его часть, которую социолог намерен изучить, опираясь на выборочную совокупность

Девиация(от позднелат. deviatio – отклонение) – отклонение поведения человека от общепринятых норм.

Делинквентность (от лат. delinquens – совершающий проступок) в социологии и юриспруденции обозначение противоправных действий трудновоспитуемых подростков, стоящих на учете в отделе профилактики правонарушений несовершеннолетних (ОППН) или замеченных в склонности к противоправным действиям, способным повлечь за собой уголовное наказание.

Десоциализация – процесс отучения от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения.

Диада – состоящая из двух человек малая группа.

Диспозиция – предрасположенность человека к восприятию социальной ситуации, условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях.

Закон социальный – относительно устойчивые и систематически воспроизводимые отношения между социальными объектами.

Зеркальное Я – человеческое Я, открывающееся через реакцию других людей.

Идентификация – в социологии процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образом.

Ингруппа – группа или социальная категория, по отношению к которой индивид испытывает чувство идентичности и принадлежности. Индивид видит членов этой группы как "мы".

Индивид– единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов.

Индивидуальность– сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, отличие от других лю­дей.

Институционализация – процесс определения и закрепления со­циальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, способную действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности.

Интенсивность мобильности – одна из характеристик социальной мобильности, обозначающая число индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени.

Интеракционизм – одно из главных направлений в зарубежной социологии, сводящее сущность общества к межличностному взаимодействию.

Интеракция (англ. interaction) – взаимодействие людей в груп­пе, обществе.

Категория социальная – социальная общность, объединяющая индивидов с одной или несколькими схожими характеристиками.

Квазигруппа – появляющаяся непреднамеренно социальная группа, в которой отсутствуют устойчивые ожидания, а взаимодействия между членами, как правило, односторонние. Отличается спонтанностью возникновения и неустойчивостью.

Конкуренция – попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям.

Контент-анализ (от лат. content – содержание) – в социологии количественный анализ текстов газет или книг.

Конформизм – поведение, контролируемое посредством группового давления. Группа с помощью вводимых ею норм поведения заставляет индивида следовать им для поддержания интеграции членов группы.

Конформность (от позднелат. conformis – подобный, сообразный) – приспособленность, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующего мнения.

Кооперация – процесс, в ходе которого представители одной или нескольких социальных групп действуют совместно и скоординировано ради достижения единой цели. Основой кооперации является взаимная выгода.

Круг социальныйсоциальные общности, созданные с целью обмена информацией между их членами.

Культура – некоторое сложное целое, включающее в себя духовные и материальные продукты, которые произведены, социально усвоены и разделяемы членами общества и могут передаваться другим людям или последующим поколениям.

Лидерство– проявление индивидом его способности, качеств в по­ведении, соответствующем роли группового лидера.

Личность – целостность социальных свойств человека, продукт об­щественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения.

Личность модальная – человек, разделяющий те же культурные образцы, что и большинство членов общества.

Макроуровень – в социологии описание крупных явлений, процессов и структур, охватывающих большие социальные группы и народы: миграция населения, кризис институтов, переход от одного типа общества к другому.

Малая группа – небольшое по численности объединение людей, куда входит от двух до нескольких десятков человек. Оптимально 7-9 человек. Для малой группы характерны тесные эмоционально-личностные контакты, порождающие особое психологическое чувство – мы – группа».

Маргинальность (от лат. merginelis – находящийся на краю, на границе) – феномен нахождения индивида или социальной группы на грани двух общностей, как бы между двумя культурами, связанной с социальными перемещениями.

Микроуровень– в социологии описание малых явлений, процессов и структур, характеризующих ближайшее окружение человека: семья, круг друзей, общение, малая группа.

Мобильность вертикальная – совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой.

Мобильность горизонтальная – переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне.

Мобильность социальная – любой переход индивида или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря человеческой деятельности, от одной социальной позиции к другой.

Модернизация – революционный переход от доиндустриального к индустриальному, или капиталистическому обществу, осуществляемый путем комплексных реформ, подразумевает кардинальное изменение социальных институтов и образа жизни людей, охватывающее все сферы общества.

Моногамия(от греч. monos – один и games – брак) – единобрачие, историческая форма брака и семьи, возникшая из парного брака в эпоху распада первобытнообщинного строя.

Неформальная организация – стихийно образующаяся внутри формальной организации совокупность межличностных связей, контактов, базирующихся на общих жизненных интересах, ценностях, убеждениях, дружеских доверительных отношениях и т.п.

Неформальная социальная группа – складывается стихийно, на основе общих интересов и устремлений. Поведение членов этих групп регламентируется особыми неписаными правилами. Например: дружеские компании, дворовый коллектив, крими­нальные структуры.

Нуклеарная семья (от лат. nucleus – ядро) – семья, состоящая из родителей и детей, т.е. социального и биологического ядра, достаточного для воспроизводства потомства и общественных связей.

"Обобщенный другой" – всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный Я-образ.

Образование – социальный институт, посредством которого осуществляется передача культурного наследия (профессиональных знаний и умений, нравственных ценностей и др.) от одного поколения к другому, осуществляется социализация индивида и подготовка его к овладению различными социальными ролями.

Общество – социокультурная система, представляющая собой результат взаимодействия двух подсистем – культуры и социаль­ной системы. От других социальных образований – групп, общностей, организаций – общество отличается длительностью существования и самодостаточностью.

Общество современное (индустриальное) – тип социокультурной системы, которая характеризуется дифференциацией и специализацией социальных институтов, высоким уровнем развития про­мышленности, науки и техники, открытой системой социальной мобильности, демократической политической системой, высоким уровнем урбанизации, рыночной экономикой и т.п.

Общество традиционное (доиндустриальное) – тип социокуль­турной системы, которая характеризуется слабой дифференциаци­ей социальных институтов. Системы социальной стратификации и социальной мобильности либо вовсе отсутствуют (первобытное об­щество), либо носят сословно-кастовый характер. Господство рели­гиозных ценностей обеспечивает высокую социальную сплоченность.

Организация – социальная группа, ориентированная на достижение взаимосвязанных специфических целей и на формирование высоко формализованных структур.

Первичная группа – разновидность малой группы, которой присущи непосредственные, «лицом-к-лицу», контакты, отличающиеся интимностью, доверительностью и взаимной симпатией. К первичным группам относят семью, коллектив близких друзей.

Поведение ролевое – фактическое поведение индивида, играюще­го определенную социальную роль, в отличие от простого исполне­ния роли, являющегося ожидаемым поведением.

Полиандрия (от греч. poli – много и andros – муж) – многомужество, редкая пережиточная форма группового брака, при кото­рой женщина имеет нескольких мужей, обычно братьев мужа.

Приспособление – принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды, когда нормы и ценности, усвоенные в старой среде, не приводят к удовлетворению потребностей, не создают приемлемого поведения.

Религия – социокультурный институт, представляющий совокупность верований, символов, образцов действий, посредством ко­торых регулируется отношение людей к экзистенциальным проблемам человеческого существования – жизни, смерти, страданиям, добру, злу и т.п.

Релятивизм культурный – подход к другим культурам, соглас­но которому члены одной социальной группы не могут понять мо­тивов и ценностей других групп, если они анализируют эти мотивы и ценности в свете собственной культуры.

Ресоциализация – повторная социализация взрослых с целью овладения новыми социальными ролями – профессиональными зна­ниями и умениями.

Респондент – тот, кого опрашивает социолог.

Референтная группа – реально существующая или воображаемая группа, служащая для индивида эталоном, образцом поведе­ния, с которой он сравнивает и оценивает свои действия.

Рефлексивное управление – способ управления, при котором основания для принятия решения передаются одним субъектом другому.

Ролевой конфликт – переживаемые индивидом противоречивые требования, связанные с одновременным выполнением несколь­ких ролей, что приводит к стрессам и социальной напряженности.

Ролевые требования – совокупность предписаний и требований, необходимых для выполнения социальной роли. В случае не­выполнения индивидом ролевых требований начинает действовать механизм социального контроля.

Санкция (от лат. sanctio – строжайшее постановление) – мера положительного или отрицательного воздействия.

Секуляризация – процесс вытеснения религиозной картины мира научно-рациональной. Секуляризация означает ослабление роли религии в общественной жизни, уменьшение влияния ее на другие социальные институты – экономику, политику, образова­ние и др.

Семья – группа связанных отношениями брака или родства людей, ко­торая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие обще­ственно значимые потребности.

Система кастовая – одна из форм социальной стратификации, ко­торая представляет собой некоторое число иерархически ранжированных, закрытых эндогамных страт с системой предписанных ро­лей, где запрещены браки и резко ограничены контакты между представителями различных каст.

Скорость мобильности – одна из характеристик социальной мобильности, представляющая собой вертикальную социальную дистан­цию или число страт – экономических, профессиональных или по­литических, которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени.

Социализация – процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида как личности.

Социальная группа – совокупность людей, объединяемая наличием общих интересов, целей и задач деятельности. Социальные группы различаются между собой по целому ряду критериев; наиболее распространенным является деление групп по количественному признаку на большие (классы, этнические и территориальные, общности) и малые группы.

Социальная норма – средство социальной регуляции поведения индивидов и групп.

Социальная общность – объединение людей, которое характеризуется общим признаком, более или менее прочными связями, общим типом поведения, умозрения, умонастроения и целеполагания.

Социальная роль – совокупность действий, которые выполня­ет человек, занимающий определенную социальную позицию в обществе. Выполнение роли должно соответствовать определенным социальным нормам и ожиданиям окружающих людей.

Социальная структура – определенный способ связи и взаимодействия элементов, т.е. индивидов, занимающих определенные социальные позиции (статус) и выполняющих определенные соци­альные функции (роль) в соответствии с принятой в данной соци­альной системе совокупностью норм и ценностей.

Социальное– совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений данного общества, интегрированная в совместной деятельности (взаимодействии) индивидами или груп­пами индивидов в конкретных условиях места и времени и прояв­ляющаяся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам в обществе.

Социальное взаимодействие – процесс взаимного влияния людей на сознание и поведение друг друга, в ходе которого происходит взаимное согласование действий, благодаря чему становится возможной нормальная деятельность социальной группы (органи­зации).

Социальное движение– совокупность коллективных действий, направленных на поддержку социальных изменений или поддержку сопротивления социальным изменениям в обществе или социальной группе.

Социальное действие – элементарный акт поведения индиви­да, обладающий определенным смыслом и значением, ориентиро­ванный на поведение других людей.

Социальное изменение – переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое.

Социальное развитие – необратимое, направленное изменение социальных систем, общностей, институтов и организаций.

Социальное управление в широком смысле слова – управление всеми и любыми общественными процессами; в узком смысле управление процессами и явлениями социальной сферы общественной жизни, средство реализации социальной политики.

Социальные отношения – отношения между людьми или группами, осуществляемые в соответствии с законами социаль­ной организации общества.

Социальные слои – социальные общности, выделяемые по одному или нескольким близким признакам дифференциации общества – доходам, престижу, уровню образования, культуры и т.п. Слои могут рассматриваться как составные части классов и больших социальных групп.

Социальный институт – совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потреб­ности.

Социальный класс – большая социальная группа, отличающаяся от других по критериям доступа к общественному богатству (распределению благ в обществе), власти, социальному престижу.

Социальный контроль – механизм регуляции повеления индивидов и групп, включающий нормы и санкции.

Социальный конфликт (от лат. conflictos – столкновение) – столкновение интересов различных социальных общностей, част­ный случай проявления социального противоречия.

Социальный прогресс – особый тип развития общества, при котором общество в целом или отдельные его элементы переходят на более высокую ступень, стадию зрелости.

Социальный процесс– совокупность однонаправленных и повто­ряющихся действий, которые можно выделить из множества других социальных действий.

Социальный статус – позиция человека в обществе, связанная с определенными правами и обязанностями. Социальные статусы могут быть профессиональные, семейно-брачно-родственные, политические, религиозные, экономические и т.д.

Социальный факт – единичное общественно значимое собы­тие или некоторая совокупность однородных событий, типичных для той или иной сферы общества.

Социология – наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, проте­кающие в этих структурах.

Социум– социальное окружение человека, общество.

Статус достигаемый – социальная позиция, которая занимается индивидом и закрепляется через его индивидуальный выбор, собст­венные усилия и конкуренцию с другими индивидами.

Статус предписанный – социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий.

Страта социальная– социальный слой, группа людей, выделяемых на основе какого-то одного признака, например, уровня до­ходов, уровня образования.

Стратификация(от лат. stratus – слой) – расположение социальных слоев (групп) сверху вниз по признаку неравенства в дохо­дах, уровне образования, объеме власти, профессиональном престиже.

Толпа– временное собрание людей, объединенных в замкнутом фи­зическом пространстве общностью интересов.

Формальная социальная группа– объединение людей, кото­рое строится на основе официальных документов: юридических норм, уставов, правил, служебных инструкций и т.д.

Формальная социальная организация– объединение людей, создаваемое ради выполнения определенной цели, с присущей ей социальной структурой, иерархией позиций (должностей), нормативной регуляцией поведения, четким разделением функциональ­ных обязанностей, системой управления и координации деятельно­сти, особыми каналами коммуникации.

Функции латентные– часть функций социального института, ко­торые трудно распознаются, осуществляются непреднамеренно имогут быть непризнанными, а если признаны, то считаются побочными.

Экзогамия– ограничение в выборе партнера в браке, когда член груп­пы должен выбирать партнера вне этой группы.

Эндогамия– ограничение в выборе партнера в браке, когда член груп­пы обязан выбирать партнера только внутри своей группы.

Этнос(этническая общность) – совокупность людей, проживающих на одной территории, обладающих самобытной культурой, языком, психологией, самосознанием, что находит свое выраже­ние в названии этноса.

Этноцентризм– взгляд на общество, при котором определенная груп­па считается центральной, а все другие группы соизмеряются исо­относятся с ней.

ПЕРСОНАЛИИ

Августин Блаженный Аврелий(354 – 430),видный церковный деятель и крупный христианский богослов-неоплатоник, основоположник христианской философии истории. Основные сочинения: «Исповедь», «О Граде Божьем»

Аристотель (384 – 322 до н.э.) видный древнегреческий философ и основатель школы перипатетиков, создатель логистики, занимался естественными и точными науками, логикой, политологией и пр. Основные сочинения: «Политика», «Афинская полития», «Этика» и др.

Вебер Макс (1864 – 1920), известный немецкий историк, экономист и социолог, по образованию юрист, сторонник неокантианства, рассмотрел влияние на развитие капитализма протестантской этики. Основные сочинения: «Аграрная история древнего мира», «Хозяйство и общество».

Гидденс Энтони (р.1938), английский социолог-теоретик, ввел

в науку понятие «непрозрачности» современной социальной жизни. Основное сочинение – «Современность и самопонимание».

Гофман Ирвинг (1922 – 1982), американский социолог и психолог, создатель нового направления в символическом интеракционизме – драматургической социологии.

Гуссерль Эдмунд (1859 – 1938), немецкий философ-феноменолог, занимался логикой, изучал проблему «жизненного мира» как первичного социально-культурного опыта. Основное сочинение – «Логические исследования».

Данилевский Николай Яковлевич (1822 – 1885), известный социолог и публицист, создатель учения о культурно-исторических типах – цивилизациях, придерживался панславизма. Основное Сочинение – «Россия и Европа».

Дюркгейм Эмиль (1858 – 1917), французский социолог, сторон­ник концепции «коллективного сознания», отрицал индивидуально-психологические и биологические тенденции в социологии. Основные сочинения: «О разделении общественного труда», «Элементарные формы религиозной жизни».

Зиммель Георг (1858 – 1918), немецкий социолог и философ, основоположник формальной социологии, придерживался т. н. философии жизни. Основные сочинения: «Социология», «Проблемы философии истории».

Кант Иммануил (1724 – 1804), знаменитый немецкий философ, основатель классической немецкой философии, рассматривал проблемы познания с позиций законов нравственности. Основные сочинения: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

Ковалевский Максим Максимович (1851 – 1916), социолог и историк, занимался вопросами социального развития в эпоху феодализма, в социологии придерживался эволюционистского направления. Основные сочинения: «Социология», «Современные социологи», «Общинное землевладение».

Конт Огюст(1798 – 1857), французский философ и социолог, создатель теории трех стадий в интеллектуальном развитии человечества, первым применил позитивизм в социологии. Основные сочинения: «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики».

Конфуций (Кун-цзы) (551 – 479 до н. э.), знаменитый китайский философ, основатель конфуцианства, занимался вопросами наилучшего государственного устройства. Основное сочинение – «Лунь юй» («Беседы и суждения»).

Кули Чарльз Хортон (1864 – 1929), американский социолог, исследователь малых групп, разделил общественные институты на первичные (семья и т. п.) и вторичные (классы и пр.). Основные сочинения: «Социальная самость», «Первичные группы».

Лавров Петр Лаврович (1823 – 1900), социолог, философ и публицист, в социологии сторонник субъективного метода, придерживался идей народничества. Основное сочинение – «Исторические письма».

Луман Никлас (1927 – 1998), видный немецкий социолог, специалист в области теории социального познания и системной теории общества. Основные сочинения: «Социологическое Просвещение», «Социальные системы», «Общество общества».

Маркс Карл (1818 – 1883), немецкий философ, социолог, экономист и общественный деятель, развил учение об общественных классах, совместно с Ф. Энгельсом выступил родоначальником марксизма, научного коммунизма и исторического материализма. Основные сочинения: «Капитал», «Немецкая идеология» (совместно с Ф. Энгельсом).

Маслоу Абрахам (1908 – 1970), американский психолог и социолог, автор концепции самоактуализации личности, один из основателей гуманистической психологии в рамках социальной психологии. Основное сочинение – «Психология бытия».

Мертон Роберт Кинг (1910 – 2003), американский социолог, автор теории аномии (букв, беззакония), пытался создать общую теорию социологии посредством т. н. теорий среднего уровня. Основное сочинение – «Явные и латентные функции».

Мид Джордж Герберт (1863 – 1931), американский психолог и философ-прагматик, основатель символического интеракционизма, занимался проблемами социальной психологии. Основные сочинения: «От жеста к символу», Интернализованные другие и самость», «Психология пунитивного правосудия».

Михайловский Николай Константинович (1842 – 1904), социолог, критик-публицист и народник, придерживался крестьянского социализма. Основные статьи опубликовал в журнале «Русское богатство», редактором которого являлся.

Парсонс Толкотт (1902 – 1979), американский социолог, автор новых концепций о структуре социального действия, одним из первых начал активно использовать структурно-функциональный анализ в социологии. Основные сочинения: «Социальная система», «Структура социального действия».

Платон (Аристокл) (428/427 – 348/347 до н. э.), древнегреческий философ, один из наиболее последовательных сторонников сократовского метода познания, занимался вопросами государственного устройства и наилучшей организации общественной жизни. Основные сочинения: «Государство», «Политик», «Пир», «Апология Сократа».

Смелзер Нейл (р. 1930) – американский социолог, представитель эволюционного функционализма, ученик и последователь Т. Парсонса. Основные сочинения: «Социология экономической жизни», «Теория коллективного поведения», «Социология».

Сорокин Питирим Александрович(1889 – 1968), известный социолог, основатель теорий социальной стратификации и социальной мобильности, рассмотрел историю общества как смену разных типов культуры. Основные сочинения: «Кризис нашего времени», «Социокультурная динамика и эволюционизм ».

Спенсер Герберт(1820 – 1903), английский социолог и психолог, один из основателей позитивизма, развивал учение об органической теории общества. Основное сочинение – «Система синтетической философии».

Тард Габриель(1843 – 1904), французский социолог и философ, занимался конфликтологией и проблемами социализации личности. Основное сочинение – «Законы подражания».

Теннис Фердинанд(1855 – 1936), немецкий социолог, считал общественные отношения волевыми и противопоставлял общность с ее инстинктами обществу, в котором господствует разум. Основное сочинение – «Общность и общество».

Тойнби Арнольд Джозеф(1889 – 1975), английский социолог и историк, создатель теории развития общества по спирали с цикличной сменой цивилизаций. Основное сочинение – «Постижение истории».

Фома Аквинский (1225/1226 – 1274), богослов и философ-схоласт, основатель томизма, развивал христианский аристотелизм. Основные сочинения: «Сумма теологии», «Сумма против язычников».

Фрейд Зигмунд (1856 – 1939), австрийский психолог и основатель психоанализа, автор теории психосексуального развития личности, изучал с позиций психоанализа мифологию, религию и фольклор. Основные сочинения: «Толкование сновидений», «Лекции по введению в психоанализ», «Я и Оно».

Хоманс Джордж Каспар(1910 – 1989), американский социолог, создатель теории малых групп, придерживался необихевиоризма в социальной психологии. Основное сочинение – «Возвращение к человеку».

Шпенглер Освальд(1880 – 1936), крупный немецкий философ и историк, создатель учения о культуре как совокупности 8 разных социально-исторических типов – «организмов». Основное сочинение – «Закат Европы».

Шюц Альфред (1899 – 1959), австрийский философ и социолог, основатель социальной феноменологии, являлся последователем

Э.Гуссерля. Основные сочинения: «Смысловое строение социального мира», Формирование понятия и теории в общественных науках».

БИБЛИОГРАФИЯ

 

А) основная

1. Волков Ю. Г. Социология: учебное пособие для студентов, аспирантов, преподавателей вузов.– М., Ростов н /Д: МарТ, 2007.– 284с.

2. Кравченко А. И. Социология: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 020300 «Социология». – М.: Проспект, 2006. – 534с.

3. Общая социология. / Под общей редакцией проф. А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА. М, 2008. – 654с.

4.Социология: Учебник – («Классический университетский учебник»). Добреньков В.И., Кравченко А.И. – М.:ИНФРА-М, 2008.– 569с.

5. Социология. Учебник для вузов. / А. И. Кравченко, В. Ф. Ануфриев. – СПб.: Питер, 2007. –432с.

6. Социология. Учебно-методическое пособие. – Уфа, Изд-во БГАУ, 2005. – 56с.

Б) справочная

1. Аберкромби Н., Хилл С.,Тернер Б. Социологический словарь. Пер. с англ. / Под ред. С. А. Ерофеева. – Экономика, 2000. – 18с.

2. Большой толковый социологический словарь. (Collins). Т. 1–2. Пер. с англ. – М.: Вече. АСТ, 1999 – Т. 1. – 544с. Т. 2. – 528с.

В) дополнительная

1. Абакумова О. Г. Социология управления: конспект лекций. М.: Приор-издат, 2006. – 155с.

2. Зборовский Г. Е. История социологии: учебник для студентов, обучающихся по специальности 020300 «Социология». – М.: Гардарики, 2007. – 607с.

3. Зборовский Г. Е. Социология образования: учебное пособие для студентов социологических и педагогических специальностей. – М.: Гардарики, 2005. – 383с.

г) нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

2. Конституция Республики Башкортостан от 24 декабря 1993 г.

N ВС-22/15.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.

4. Ежегодные послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

5. Федеральный закон «Об общественной палате Российской Федерации» от 04.04.2005 N 32-ФЗ.

6. Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ.

7. УКАЗ Президента РФ «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» от 03.06.1996 N 803.

д) периодические издания

1. Социс (Социологические исследования) – научный и общественно-политический журнал

2. Вестник Московского университета. Серия «Социология и политология» – научный журнал

3. ОНС (Общественные науки и современность) – научный журнал Российской академии наук

4. Социально-политические знания – научно-образовательный журнал

5. Ватандаш (Соотечественник) – общественно-политический, научно-популярный ежемесячный журнал.

е) электронные ресурсы

1.http://zarena2.narod.ru/session/sociology.html

2.http://socioline.ru/_seminar/library/gofman/lection_01.php

3.http://www/intellectspb.ru/articles/matrica.html 4.http://planetadisser.com/see/dis_176633.html 5.http://www.pedlib.ru/Books/1/0199/1_0199-32.shtml 6.http://www.technical.bmstu.ru/metod 7.http://www.ecsocman.edu.ru/db/msq/97352.html 8.http://www.scepsis.ru/library/id 589.html

9.http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi

10.http://ecsocman.edu.ru/db/msg/139880.html 11.http://www.slovarnik.ru/html_tsot/s/social5n3y-progress.html 12.http://mirslovarei.com/content_soc/SOCIALNAJA-SISTEMA-7231.html

 

 

Лицензия РБ на издательскую деятельность № 0261 от 10 апреля 1998 года.

Подписано в печать ________ 2008 г. Формат 60х84. Бумага типографская.

Гарнитура Таймс. Усл. печ. л. ______. Усл. изд. л. _____. Тираж _____ экз.

Заказ № ______.

Издательство Башкирского государственного аграрного университета.

Типография Башкирского государственного аграрного университета.

Адрес издательства и типографии: 450001, г. Уфа, ул. 50 лет Октября, 34.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.