Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Личность руководителя в социальной организации

Основные понятия психологии менеджмента

Объект и предмет психологии менеджмента

В настоящее время большинство людей работает в составе организаций. В сфере экономики вся работа любой организации построена на стремлении к достижению конкретных целей — прежде всего прибыли. Однако детальные исследования опыта и теории управления показали, что получение максимальной прибыли возможно лишь при совпадении интересов и целей фирмы с интересами исполнителей — рабочих и служащих. В связи с этим возрастает внимание к человеческому фактору в области экономики и управления.

Вряд ли кто-нибудь будет оспаривать то, что человек сложнее любого технического устройства. Если, принимая решение, связанное с техникой, человек обычно опирается на достаточно четкие и достоверные знания о законах ее функционирования, то знания такого же рода (пусть и не столь твердые) оказываются необходимы и в отношении человеческой личности. Поэтому так важен научный подход к описанию личности. Наука, в рамках которой он разрабатывается, называется психологией.

По мнению многих специалистов в области управления, игнорировать его психологическую составляющую нельзя, нередко это губительно для управляемой организации и для карьеры самого руководителя. Управление, по своей сути, — психологический процесс, включающий в себя сбор данных, размышление над ними и задачами коммуникации, принятие решения и реализация его с помощью других людей. Все это протекает на эмоциональном фоне, хотя и не всегда явно выраженном.

Знание особенностей собственной психики и умение анализировать поведение другого человека необходимы менеджеру. Они создают условия для того, чтобы в нужный момент можно было сосредоточиться и найти оптимальные способы действий, понимать не только то, что делать, но и как.



Из общей психологии выделилась самостоятельная область управленческая психология (психология менеджмента), изучающая организационную деятельность людей, объединенных в одну организацию, где есть общие цель, правила и нормы.

Объектами психологии управления выступают:

· люди, входящие в организации (проявление психологических особенностей людей и отношения между ними);

· организованная деятельность людей — деятельность людей, объединенных в одну организацию (предприятие).

Предметом науки управления являются управленческие отношения, которые складываются в организации.

Таким образом, психология менеджмента объединяет в себе достижения различных наук (психологии, социологии, менеджмента, управления персоналом и др.). Как наука и практика она должна обеспечить психологическую подготовку руководителей (менеджеров), сформировать и развить их психологическую культуру, создать предпосылки для теоретического понимания и практического применения важнейших направлений сферы управления (понимание природы управленческих процессов, четкое представление об ответственности менеджера, умение устно и письменно выражать свои мысли, компетентность в управлении людьми, в отношении отбора и подготовки специалистов и др.).

Методы психологии управления

Психология менеджмента как наука опирается на различные психологические методы, основными из которых являются наблюдение и эксперимент.

Наблюдение — это научный метод исследования, который состоит в том, что исследователь систематически (или одномоментно) наблюдает за поведением другого человека. Научные наблюдения имеют организованный, планомерный характер. Наблюдение может быть лабораторным (наблюдение в специально организованных условиях) и полевым (в естественных условиях), включенным (наблюдатель непосредственно включен в изучаемый социальный процесс) и невключенным.

Социальный эксперимент выполняет две основные функции: достижение эффекта в практической преобразовательной деятельности и проверка научной гипотезы. Он может быть лабораторным и естественным (проводится в обычных условиях труда, учебы, общения, при этом испытуемые не знают, что над ними проводится эксперимент).

Достаточно популярным методом изучения социальных явлений в малых группах можно считать социометрию. Термин «социометрия» образован от двух латинских корней: socius — товарищ, компаньон, соучастник и metrum — измерение. Использование данных социометрии позволяет повысить производительность труда, смягчить конфликты, способствует выработке и принятию групповых решений. Социометрический анализ группыпозволяет определить социально-психологический климат в коллективе, выявить лидеров, а также разработать мероприятия для улучшения психологической обстановки в коллективе и повышения эффективности руководства этим коллективом.

Существуют и иные методы психологического исследования, которые, хотя и реже, но все же употребляются в процессе реализации управленческой деятельности. Это метод беседы, тесты, анализ результатов деятельности, анкетирование.

Существующие методы позволяют не только получать достоверные данные, но и давать достаточно полные и точные рекомендации, помогающие организовать управление коллективом максимально эффективным и гуманным путем.


Личность руководителя в социальной организации

2.1. Структура личностно-деловых характеристик
руководителя

Совокупность личностно-деловых качеств, присущих руководителям, можно разделить на три группы: профессиональные, личностные и деловые.

Профессиональные качества:

— компетентность в соответствующей и смежных профессиях на основе высокого уровня образования, опыта, знания соответствующей и смежной профессий, широты взглядов, эрудиции;

— постоянное стремление к самосовершенствованию, приобретению новых знаний;

— поиск и внедрение новых форм и методов работы с персоналом, помощь окружающим в обучении;

— умение действовать по плану.

Личностные качества:

— высокие этические нормы;

— физическая и психологическая выносливость, умение нейтрализовать последствия стресса;

— высокая внутренняя и внешняя культура;

— формула «три Д» — доступность, доброжелательность, добропорядочность;

— эмпатичность, рефлексивность;

— визуальная привлекательность.

Деловые качества:

умение организовать деятельность и выполнять основные функции управления;

— здоровое честолюбие, стремление к власти, лидерству, независимости при любых обстоятельствах, завышенный уровень самооценки, активность, напористость в движении к цели, умение отстаивать свои права;

— коммуникабельность, обаятельность, умение получить кредит доверия, убедить и повести за собой;

— креативность, инициативность, оперативность в решении задач, умение определить приоритетные направления деятельности, сконцентрироваться на них или легко перестроиться;

— самообладание, самоконтроль, планирование рабочего времени, управление взаимоотношениями с окружающими;

— стремление к инновациям, готовность идти на обоснованный риск, умение увлекать за собой подчиненных.

Исторический опыт свидетельствует, что во взаимоотношениях людей личное обаяние выполняет важнейшую функцию. Обладание личным обаянием способствует успешности в профессиональной деятельности, расширению круга общения, гармонии в семейных отношениях.

Обаяние — очарование, притягательная сила, способность располагать к себе в силу особенностей характера, развитости коммуникативных умений и навыков, душевного склада.

Обаяние — одно из обязательных требований, предъявляемых к руководителю. Личное обаяние складывается из целого ряда качеств:

Нравственные характеристики личности:

— самоценность нравственного самостроительства;

— нравственное самосодержание.

Психологические знания и умения:

— коммуникабельность;

— эмпатичность;

— интуиция;

— личный пример профессионально работать «на глазах» у людей;

— бережное обращение со словом.

Техника самопрезентации:

— умение подать себя с наилучшей стороны, т.е. профессиональное искусство, требующее постоянной работы над собой и самоконтроля поведения.

Деловой успех — спутник тех бизнесменов, которые обладают разносторонними способностями самопрезентации своих знаний и умений.

Ложными являются представления о том, что личное обаяние — достояние внешне эффектных людей. Им легче стать таковыми, но без гарантии на успех, так как его достижение невозможно без истинного человеколюбия, общей культуры и умелого выбора и использования приемов общения.

Личное обаяние — понятие собирательное. В нем аккумулируются лучшие человеческие качества личности, ее информационный потенциал. Личное обаяние — внешнее проявление нравственного отношения к людям.

В политологии имеется научная дисциплина — имиджелогия. Она изучает закономерности формирования и воздействия внешнего облика политического лидера на психику людей, их поведение. В политической деятельности, где судьба лидера во многом зависит от его избирателей, «умение создать образ своего парня», «человека из народа» зачастую имеет решающее значение.

Применительно к профессиональной деятельности руководителя (менеджера) используется отрасль имиджелогии — управленческая имиджелогия.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.