Личность руководителя в социальной организации Основные понятия психологии менеджмента
Объект и предмет психологии менеджмента
В настоящее время большинство людей работает в составе организаций. В сфере экономики вся работа любой организации построена на стремлении к достижению конкретных целей — прежде всего прибыли. Однако детальные исследования опыта и теории управления показали, что получение максимальной прибыли возможно лишь при совпадении интересов и целей фирмы с интересами исполнителей — рабочих и служащих. В связи с этим возрастает внимание к человеческому фактору в области экономики и управления.
Вряд ли кто-нибудь будет оспаривать то, что человек сложнее любого технического устройства. Если, принимая решение, связанное с техникой, человек обычно опирается на достаточно четкие и достоверные знания о законах ее функционирования, то знания такого же рода (пусть и не столь твердые) оказываются необходимы и в отношении человеческой личности. Поэтому так важен научный подход к описанию личности. Наука, в рамках которой он разрабатывается, называется психологией.
По мнению многих специалистов в области управления, игнорировать его психологическую составляющую нельзя, нередко это губительно для управляемой организации и для карьеры самого руководителя. Управление, по своей сути, — психологический процесс, включающий в себя сбор данных, размышление над ними и задачами коммуникации, принятие решения и реализация его с помощью других людей. Все это протекает на эмоциональном фоне, хотя и не всегда явно выраженном.
Знание особенностей собственной психики и умение анализировать поведение другого человека необходимы менеджеру. Они создают условия для того, чтобы в нужный момент можно было сосредоточиться и найти оптимальные способы действий, понимать не только то, что делать, но и как.
Из общей психологии выделилась самостоятельная область — управленческая психология (психология менеджмента), изучающая организационную деятельность людей, объединенных в одну организацию, где есть общие цель, правила и нормы.
Объектами психологии управления выступают:
· люди, входящие в организации (проявление психологических особенностей людей и отношения между ними);
· организованная деятельность людей — деятельность людей, объединенных в одну организацию (предприятие).
Предметом науки управления являются управленческие отношения, которые складываются в организации.
Таким образом, психология менеджмента объединяет в себе достижения различных наук (психологии, социологии, менеджмента, управления персоналом и др.). Как наука и практика она должна обеспечить психологическую подготовку руководителей (менеджеров), сформировать и развить их психологическую культуру, создать предпосылки для теоретического понимания и практического применения важнейших направлений сферы управления (понимание природы управленческих процессов, четкое представление об ответственности менеджера, умение устно и письменно выражать свои мысли, компетентность в управлении людьми, в отношении отбора и подготовки специалистов и др.).
Методы психологии управления
Психология менеджмента как наука опирается на различные психологические методы, основными из которых являются наблюдение и эксперимент.
Наблюдение — это научный метод исследования, который состоит в том, что исследователь систематически (или одномоментно) наблюдает за поведением другого человека. Научные наблюдения имеют организованный, планомерный характер. Наблюдение может быть лабораторным (наблюдение в специально организованных условиях) и полевым (в естественных условиях), включенным (наблюдатель непосредственно включен в изучаемый социальный процесс) и невключенным.
Социальный эксперимент выполняет две основные функции: достижение эффекта в практической преобразовательной деятельности и проверка научной гипотезы. Он может быть лабораторным и естественным (проводится в обычных условиях труда, учебы, общения, при этом испытуемые не знают, что над ними проводится эксперимент).
Достаточно популярным методом изучения социальных явлений в малых группах можно считать социометрию. Термин «социометрия» образован от двух латинских корней: socius — товарищ, компаньон, соучастник и metrum — измерение. Использование данных социометрии позволяет повысить производительность труда, смягчить конфликты, способствует выработке и принятию групповых решений. Социометрический анализ группыпозволяет определить социально-психологический климат в коллективе, выявить лидеров, а также разработать мероприятия для улучшения психологической обстановки в коллективе и повышения эффективности руководства этим коллективом.
Существуют и иные методы психологического исследования, которые, хотя и реже, но все же употребляются в процессе реализации управленческой деятельности. Это метод беседы, тесты, анализ результатов деятельности, анкетирование.
Существующие методы позволяют не только получать достоверные данные, но и давать достаточно полные и точные рекомендации, помогающие организовать управление коллективом максимально эффективным и гуманным путем.
Личность руководителя в социальной организации
2.1. Структура личностно-деловых характеристик руководителя
Совокупность личностно-деловых качеств, присущих руководителям, можно разделить на три группы: профессиональные, личностные и деловые.
Профессиональные качества:
— компетентность в соответствующей и смежных профессиях на основе высокого уровня образования, опыта, знания соответствующей и смежной профессий, широты взглядов, эрудиции;
— постоянное стремление к самосовершенствованию, приобретению новых знаний;
— поиск и внедрение новых форм и методов работы с персоналом, помощь окружающим в обучении;
— умение действовать по плану.
Личностные качества:
— высокие этические нормы;
— физическая и психологическая выносливость, умение нейтрализовать последствия стресса;
— высокая внутренняя и внешняя культура;
— формула «три Д» — доступность, доброжелательность, добропорядочность;
— эмпатичность, рефлексивность;
— визуальная привлекательность.
Деловые качества:
— умение организовать деятельность и выполнять основные функции управления;
— здоровое честолюбие, стремление к власти, лидерству, независимости при любых обстоятельствах, завышенный уровень самооценки, активность, напористость в движении к цели, умение отстаивать свои права;
— коммуникабельность, обаятельность, умение получить кредит доверия, убедить и повести за собой;
— креативность, инициативность, оперативность в решении задач, умение определить приоритетные направления деятельности, сконцентрироваться на них или легко перестроиться;
— самообладание, самоконтроль, планирование рабочего времени, управление взаимоотношениями с окружающими;
— стремление к инновациям, готовность идти на обоснованный риск, умение увлекать за собой подчиненных.
Исторический опыт свидетельствует, что во взаимоотношениях людей личное обаяние выполняет важнейшую функцию. Обладание личным обаянием способствует успешности в профессиональной деятельности, расширению круга общения, гармонии в семейных отношениях.
Обаяние — очарование, притягательная сила, способность располагать к себе в силу особенностей характера, развитости коммуникативных умений и навыков, душевного склада.
Обаяние — одно из обязательных требований, предъявляемых к руководителю. Личное обаяние складывается из целого ряда качеств:
Нравственные характеристики личности:
— самоценность нравственного самостроительства;
— нравственное самосодержание.
Психологические знания и умения:
— коммуникабельность;
— эмпатичность;
— интуиция;
— личный пример профессионально работать «на глазах» у людей;
— бережное обращение со словом.
Техника самопрезентации:
— умение подать себя с наилучшей стороны, т.е. профессиональное искусство, требующее постоянной работы над собой и самоконтроля поведения.
Деловой успех — спутник тех бизнесменов, которые обладают разносторонними способностями самопрезентации своих знаний и умений.
Ложными являются представления о том, что личное обаяние — достояние внешне эффектных людей. Им легче стать таковыми, но без гарантии на успех, так как его достижение невозможно без истинного человеколюбия, общей культуры и умелого выбора и использования приемов общения.
Личное обаяние — понятие собирательное. В нем аккумулируются лучшие человеческие качества личности, ее информационный потенциал. Личное обаяние — внешнее проявление нравственного отношения к людям.
В политологии имеется научная дисциплина — имиджелогия. Она изучает закономерности формирования и воздействия внешнего облика политического лидера на психику людей, их поведение. В политической деятельности, где судьба лидера во многом зависит от его избирателей, «умение создать образ своего парня», «человека из народа» зачастую имеет решающее значение.
Применительно к профессиональной деятельности руководителя (менеджера) используется отрасль имиджелогии — управленческая имиджелогия.
|