Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Типы лидерства и стили руководства

Выделяют три типа лидеров: вожак, лидер в узком смысле слова, ситуативный лидер.

Вожак — самый авторитетный член группы, обладает даром внушения и убеждения. Может влиять на членов группы словом, жестом, взглядом.

Американский исследователь Р. Стогдилл предложил следующий перечень качеств руководителя-вожака:

1) физические качества — активный, энергичный, здоровый, сильный;

2) личностные качества — приспособляемость, уверенность в себе, авторитетность, стремление к успеху;

3) интеллектуальные качества — ум, умение принять нужное решение, интуиция, творческое начало;

4) способности — контактность, легкость в общении, тактичность, дипломатичность.

Лидер— пользуется меньшим авторитетом, чем вожак; побуждает к действию не только внушением и убеждением, но и личным примером.

Ситуативный лидер носитель личностных качеств, имеющих значение только в какой-то конкретной ситуации (торжественное собрание, юбилей, поход и т.п.).

Лидеры, активно влияя на социально-психологический климат в коллективе, составляют резерв на выдвижение, но вместе с тем могут стать источником конфликтов. Неформальных лидеров можно «классифицировать» на: деловых, эмоциональных, авторитарных, демократических, позитивных, негативных.

Первое употребление терминологии стилей руководства и лидерства было заимствовано К. Левиным из сферы государственного управления.

Стиль руководства(лидерства) — совокупность применяемых руководителем методов воздействия на подчиненных, а также форма (манера, характер) исполнения этих методов.

Методы воздействия отражают смысл взаимоотношений руководителя с подчиненными. Позднее эти стили стали обозначаться:



· авторитарный-директивный — высокая степень единоличной власти руководителя, без делегирования полномочий;

· демократический-коллегиальный — разделение власти и участие работников в управлении, ответственность не концентрируется, а распределяется;

· анархический-попустительский (либеральный, нейтральный) — минимальное участие руководителя, группа имеет полную свободу принятия решения.

Стили руководства отличаются по многим параметрам: характеру принятия решений, степени делегирования полномочий, способу контроля, набору используемых санкций и т.д.

Главное различие между ними — предпочитаемые методы управления.

Стиль руководства Методы управления
Авторитарный Командные методы
Демократический Договорные и социально-психологические методы
Либеральный Бессистемность в выборе методов

При сопоставлении характерных черт авторитарного и демократического стилей руководства можно отметить некоторые особенности.

 

 

Авторитарный стиль: Демократический стиль:
— преимущественное использование командных методов управления; — ориентация на задачу; — централизация полномочий; — единоличность в решениях; — подавление инициативы; — жесткий контроль; — минимальное информирование, малая гласность; — предпочтение наказаниям; — нетерпимость к критике, устра­нение неугодных; — жесткость, напористость, порою грубость в общении — упор на социально-психологические и экономические методы управления; — ориентация на человека; — делегирование полномочий; — коллегиальность в решениях; — поощрение инициативы; — умеренный контроль; — полное информирование, широкая гласность; — предпочтение поощрениям; — терпимость к критике; — доброжелательность, вежливость, тактичность в общении

 

Закономерной связи между эффективностью работы коллектива и применяемым стилем руководства не выявлено. Выбор стиля руководства определяется конкретной ситуацией (условия деятельности группы, характер решаемых задач, квалификация исполнителей, продолжительность совместной работы) — ситуационные теории руководства и лидерства.

Применение каждого стиля руководства имеет место при следующих условиях (рис. 1).

 

Рис. 1

Руководитель должен уметь применять любые стили руководства, что порой невозможно в силу психологических причин. Каждый человек имеет личную предрасположенность к авторитарным, демократическим или нейтральным формам поведения в соответствии с типом нервной системы — типом темперамента. Любой реальный стиль конкретного руководителя — комбинация приемов из множества стилей, но с преобладанием какого-то одного.

2.4. Психологические проблемы в деятельности
руководителя

Управленческая деятельность требует осуществления руководителями множества разнообразных управленческих работ. Каждая из основных функций руководства порождает психологические проблемы.

Психологические проблемы, возникающие при выполнении функции планирования:

· проблема сохранения и соблюдения ценностей высшего руководства,которая проявляется в выборе типа управления и целей организации. Руководитель, устанавливая цели, наделяет их рядом характеристик, обеспечивая психологическую готовность подчиненных к производительному труду и учет их интересов. Цели должны бытьконкретными и измеримыми;

· цели должны быть достижимыми, что обеспечит стремление работников к успеху, повышению мотивации и стремления к вознаграждению; взаимно поддерживаемыми (этим обеспечивается слаженная, бесконфликтная работа всех подразделений организации и должностных лиц);

· проблема принятия решения— выбор между индивидуальным и коллективным способом принятия решения. Опыт передовых западных компаний показывает целесообразность включения персонала (начиная от подсобных рабочих) в процесс обсуждения иразработки решений;

· проблема дефицита времени;

· проблема инновационной активности, сопротивление инновациям. К. Девис выделил 3 вида причин сопротивления инновациям (табл. 1):


Таблица 1

Экономические причины Личностные причины Социальные причины
Боязнь: — безработицы; — сокращения продолжительности рабочего дня и, соответственно, заработка; — снижения социального статуса; — интенсификации труда и сокращения прогрессивной eгo оплаты. Восприятие критики современных методов работы как личной обиды; боязнь того, что приобретенные навыки окажутся ненужными и будет ущемлена профессиональная гордость; уверенность в том, что нововведения приводят к усилению специализации, повышению монотонности труда, уменьшению чувства собственной значимости; страх перед неопределенностью, обусловленный непониманием последствий и сути нововведений. Нежелание приспосабливаться к новому социально-психологическому климату; стремление сохранить привычные социальные связи; боязнь, что новая социальная обстановка приведет к меньшему удовлетворению работой; неприязнь к внешнему вмешательству в личные дела, лицам, внедряющим нововведения; недовольство слабостью личного участия; уверенность, что инновации выгодны компании, а не работникам.

Психологические проблемы, возникающие при выполнении функции организации:

· проблема бюрократических структур;

· проблема делегирования полномочий.

Психологические проблемы, возникающие при выполнении функции мотивирования:

· проблема мотивации через потребности. Руководитель, мотивируя подчиненных, должен учитывать их индивидуальные потребности (рис. 2).

· проблема вознаграждения;

· проблема поощрения и наказания.

Психологические проблемы, возникающие при выполнении функции контроля:

· проблема поведения, ориентированного на контроль;

· проблема получения непригодной информации, когда работник, деятельность которого контролируется, стремится обеспечить себе «резерв» средств или времени для достижения положительного результата и сообщает заведомо неверную информацию.

Как правило, все эти функции в полном объеме не выполняются. Наблюдается определенная избирательность, предпочтение одной функции среди других. В реально выполняемых функциях проявляется стиль деятельности руководителя.

 

власти
причастности
успеха

Рис. 2






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.