Структура личности подчиненного Психология управления рассматривает проявление личности не просто в социальной группе, а в важнейшей ее разновидности — в организации, ее интересует результат, получаемый от многообразия взаимоотношений личности в организации. Например, психологию управления интересует менеджер Иванкин прежде всего как руководитель соответствующего подразделения организации, как подчиненный Петрова. Главное внимание при этом сосредотачивается на проблеме мотивации личности к успешной деятельности в интересах организации.
В структуре личности подчиненного (как и любой личности) выделяют следующие составные части:
1. Психические процессы:
· познавательные, позволяющие ориентироваться в окружающем мире (ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение, речь, внимание);
· эмоциональные, выражающие отношение к окружающему миру;
· волевые, определяющие саморегуляцию деятельности.
2. Психические состояния:
· положительные состояния, то есть способствующие решению стоящих задач (готовность к деятельности, подъем, воодушевление и др.);
· отрицательные состояния, то есть затрудняющие решение задач и вообще жизнь (боязнь, сомнения, печаль, раздраженность и др.).
3. Психические образования. Ведущими психическими образованиями принято считать знания, умения, навыки, опыт.
4. Психические свойства как самое важное в человеке, его системное качество:
· самосознание, то есть осознание человеком самого себя и своего места в этом мире («Что такое «Я»?»);
· направленность, то есть совокупность устойчивых мотивов, целей, потребностей, идеалов, установок, убеждений («Чего хочет человек? К чему он стремится?»);
· способности, то есть особенности человека, позволяющие ему успешно справляться с тем или иным видом деятельности («Что может человек?»);
· характер, то есть совокупность устойчивых индивидуальных особенностей, проявляющихся в общении, поведении, деятельности («Как человек относится к себе, к окружающим и к делу?»);
· темперамент, то есть природно обусловленная совокупность динамических проявлений психики, протекания психических процессов («Как человек проявляет себя в поведении и деятельности?»).
В процессе социализации и самореализации формируются и изменяются свойства личности — главные, системные характеристики его психологии, базовые и социально-психологические (рис. 3).
Рис. 3
Для успешного управления деятельностью подчиненных необходимо учитывать различные показатели. Одной из наиболее важных характеристик подчиненного является его темперамент. По учению о темпераменте врача Гиппократа свойства человека определяются неравными пропорциями смешения в организме слизи, крови и желчи. От названий этих жидкостей произошло название темпераментов:
1. Преобладание крови (от греч. «сангве») — сангвиник.
2. Преобладание желчи (от греч. «холе») — холерик.
3. Преобладание слизи (от греч. «флегма») — флегматик.
4. Преобладание черной желчи (от греч. «меласс холэ») — меланхолик.
Учение Павлова определяет зависимость темперамента от типа высшей нервной деятельности (ВНД). Изучая процессы возбуждения и торможения нервной системы, Павлов определил три основных параметра нервных процессов – возбуждения и торможения:
· сила – слабость;
· уравновешенность – неуравновешенность;
· подвижность – инертность (способность быстро сменять друг друга).
Сангвиникхарактеризуется высокой активностью, эмоциональностью, экспрессивностью (выразительностью) поведения. Могут развиться трудности сосредоточения внимания, некоторая поверхностность эмоциональных переживаний.
Холериктакже характеризуется высокой активностью с преобладанием возбуждения, резкости, яркости эмоциональных переживаний. Легкость перехода от гнева к веселью, неуравновешенность, вспыльчивость. Может развиться агрессивность или талант оратора и полководца.
Флегматикимеет сниженную активность во внешней деятельности, но высокую выносливость, работоспособность. Поведение невыразительное, ровное. Могут развиться леность, безразличие или хладнокровие, выдержка, верность, преданность, постоянство.
Меланхоликявляется менее выносливым, с трудом работает в условиях стресса, конфликта, перегрузки. Обладает хорошей концентрацией внимания, тревожностью, выражающейся в высоком чувстве ответственности и неутомимости. Имеет способность к наблюдению, систематизации, сопереживанию, глубоким и длительным эмоциональным переживаниям, что может проявиться в злопамятности или поэтическом даре.
Нет худших или лучших темпераментов. Каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены на его разумное использование в конкретной деятельности.
Еще одной важной характеристикой личности подчиненного является неповторимое, индивидуальное сочетание психологических черт личности — характер. Характер — это своеобразие склада психической деятельности, проявляющееся в особенностях социального поведения личности и в первую очередь в отношении к людям, делу, к самому себе.
Характер взаимосвязан с темпераментом. Темперамент является врожденной биологической основой характера (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев). Характер — сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. В зависимости от типа темперамента одни черты приобретаются легче, другие труднее.
Характер не только испытывает влияние темперамента, но и сам оказывает воздействие на свойства темперамента:
под влиянием характера человек направленно учится регулировать проявления отдельных свойств темперамента — в течение длительного времени работы над этими свойствами они могут частично измениться;
характер маскирует свойства темперамента — динамика поведения в некоторых типичных ситуациях начинает зависеть не от темперамента, а от мотивов и отношений личности.
Черты характера можно классифицировать по следующим признакам (табл. 4):
Таблица 4
Признак классификации
| Положительные черты
| Отрицательные черты
| По отношению человека к другим людям
| Гуманизм, чуткость, общительность
| Черствость, грубость, замкнутость
| По отношению к труду
| Трудолюбие, инициативность, творчество
| Инертность, леность, консерватизм
| По отношению к самому себе
| Чувство собственного достоинства, скромность, гордость
| Самоуничижение, эгоизм
| По отношению к общественным и личным ценностям
| Аккуратность, бережливость
| Расточительность, неряшливость
| Черты характера взаимосвязаны и относительно устойчивы, что дает возможность прогнозирования поведения человека.
4.2. Индивидуально-психологические особенности личности менеджера
Специфика психических свойств личности, влияющих на успешность управленческой деятельности, очевидна. Управление — это процесс взаимодействия со многими людьми, различающимися личностно, а значит, неповторимыми.
Менеджер — профессионально подготовленный руководитель. Однако по эффективности руководства менеджеры различны. Опрос выдающихся менеджеров США, Европы, Японии показал, что важнейшими факторами успеха в деятельности менеджера, связанными с индивидуальными свойствами личности, являются следующие:
· желание и интерес человека заниматься деятельностью менеджера;
· умение работать с людьми, умение общаться, мыслить, взаимодействовать, убеждать, влиять на людей;
· гибкость, нестандартность, оригинальность мышления;
· оптимальное сочетание рискованности и ответственности в характере;
· способность предвидеть будущее развитие событий, интуиция;
· высокая профессиональная компетентность, специальная управленческая подготовка.
Методы и способы решения управленческих задач должны основываться на реальном учете «человеческих ресурсов». Менеджер должен быть не просто общительным человеком, а именно контактным, т.е. уметь устанавливать деловые отношения, быть хорошим оратором и собеседником, что определяется развитостью речевых способностей.
Наиболее подходящими для управленческой деятельности являются люди, обладающие темпераментом сангвиника, холерика или флегматика. Однако и меланхолики также могут быть хорошими менеджерами при развитости определенных черт характера, которые маскируют недостатки темперамента.
Чертами характера, необходимыми для профессии менеджера, являются: доминантность (умение влиять на подчиненных), общительность, самостоятельность, независимость в принятии решений, гуманизм, уверенность, решительность, настойчивость, выдержанность, трудолюбие, дисциплинированность, инициативность, творчество, скромность. В то же время руководитель должен знать, какие черты характера свойственны его подчиненным, и соответственно этому организовывать работу и распределять обязанности.
Психологически грамотный менеджер во взаимоотношениях непременно ориентируется на тип темперамента собеседника (сослуживца или делового партнера), его характерологические особенности.
Кроме того, менеджер должен быть проницательным, что поможет спрогнозировать цели и поступки подчиненного и партнера. Настойчивость и умение закончить начатое дело — неотъемлемые качества личности руководителя.
Обязательное качество, которым должен обладать менеджер, — способность рисковать при условии, что степень риска допустима и базируется на фактах.
|