Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Стадии развития коллектива, групповая динамика

В процессе своего развития коллектив любой социальной организации проходит последовательно несколько стадий развития. Искусство управления коллективом заключается в правильном определении актуальной стадии развития и своевременном переводе коллектива на следующую, более высокую стадию. По мнению ряда психологов, любой коллектив в своем развитии проходит следующие четыре стадии:

1. Стадия возникновения.

2. Стадия формирования.

3. Стадия стабилизации.

4. Совершенствование или распад.

В процессе формирования коллектива нельзя определить конечную точку его развития, так как постоянно продолжается его совершенствование. Время перехода от одной стадии к другой различно в зависимости от объективных и субъективных условий жизни и деятельности коллектива.

Любая организация имеет в своем составе различные группы, взаимодействующие между собой. Это взаимодействие оказывает большое влияние на эффективность работы организации в целом, поэтому одна из актуальных тем в управленческой психологии – групповая динамика.

Групповая динамика — это процесс взаимодействия членов группы на основе взаимозависимости и взаимовлияния в целях удовлетворения как личных, так и групповых интересов и потребностей.

В жизни каждой группы под влиянием внешних и внутренних причин возникают изменении, которые могут как не влиять на существование группы в целом, так и привести к нарушению равновесия и распаду группы. С динамической точки зрения жизнь группы представляет собой чередование состояний равновесия и нарушения. Этому способствуют «силы сплочения» и «силы распада», которые можно обнаружить практически в каждой группе. Характер групповой динамики во многом зависит и от эмоционального состояния группы.



У каждой группы имеется своя динамика. На работу группы особое влияние оказывают следующие факторы:

· мотивация (то, чего ожидают члены группы);

· структура власти в группе (авторитет и власть отдельных членов группы и ее подгрупп);

· сложности коммуникации (наличие «непонятых» членов группы);

· ощущение принадлежности (непринадлежности) к группе;

· представление о цели группы (четкое или нечеткое);

· ответственность за результаты работы;

· свобода деятельности (как условие успеха группы).

Способ управления группой, моральная атмосфера в ней должны способствовать успеху деятельности группы. Практика управления показывает, что групповые решения лучше единоличных, так как хорошо направленная энергия группы всегда больше энергии одного человека.

Американские психологи Майк Вудкок и Дайв Фрэнсис предложили модель развития группы. Она состоит из отдельных стадий:

1. Первая стадия— «притирка». На этой стадии члены группы присматриваются друг к другу. Личные переживания, чувства скрываются или маскируются. Заинтересованного открытого обсуждения целей и методов работы практически нет. Интерес друг к другу отсутствует.

2. Вторая стадия— «образование группировок». На этом этапе все большее значение приобретают личные взаимоотношения. В это время оценивается вклад лидера, образуются кланы и группировки, разногласия выражаются более открыто. Отчетливо выявляются сильные и слабые стороны отдельных членов группы. Не исключена силовая борьба за лидерство. На этом же этапе группа начинает обсуждать способы достижения согласия, налаживания эффективных взаимоотношений.

3. Третья стадия — «экспериментирование». На этой стадии все большую актуальность приобретает проблема эффективного использования способностей и ресурсов группы. Проявляется интерес к тому, как можно работать лучше, появляется желание экспериментировать в целях повышения эффективности работы группы.

4. Четвертая стадия — «успешное решение проблем». В группе накапливается опыт успешного решения проблем. Члены группы испытывают гордость за свою принадлежность к «команде-победительнице». Вновь возникающие проблемы решаются творчески. Функции управления на этой стадии могут быть делегированы то одному, то другому члену группы в зависимости от конкретных задач.

5. Пятая стадия — «прочные связи». Характеризуется прочными связями между членами группы. Сама группа представляет свой коллектив, сплоченный вокруг реальных целей (общих и индивидуальных). Членов группы оценивают по их достоинствам (а не по их претензиям). Межличностные отношения носят неформальный, психологически комфортный характер, а разногласия разрешаются без отрицательных эмоций. Группа демонстрирует отличные результаты деятельности. Делегирование полномочий расширяется, все больше членов группы участвуют в планировании и принятии решений.

5.4. Взаимоотношения в коллективе
и исследование их структуры

Классификация типов взаимоотношений в коллективе (З.Блейк, Дж. Моутон) осуществляется в зависимости от внимания к человеку (степень учета интересов людей) и внимания к производству (степень учета интересов дела).

Опираясь на эти параметры, авторы описывают пять основных типов взаимоотношений:

1. Невмешательство — низкий уровень заботы руководителя о производстве и людях; большую часть работы руководитель выполняет сам, избегает делегировать полномочия, не стремится к производственным успехам, старается сохранить свое положение.

2. Теплая компания — высокий уровень заботы о людях, стремление установить приятную атмосферу, удобный темп работы, отсутствие заботы о выполнении производственного задания.

3. Задача — руководитель сосредоточен только на решении производственных задач; человеческий фактор недооценивается или игнорируется.

4. Золотая середина — стремление руководителя оптимально сочетать интересы производства и интересы людей; к сотрудникам не предъявляют особенно высоких требований, но в то же время и не позволяют бездельничать.

5. Команда — самый предпочтительный тип взаимоотношений; сочетает в себе максимальный учет интересов производства и персонала — соединение деловитости и человечности.

Тип межличностных отношений в группе позволяют определить специальные методы исследования — социометрия и референтометрия.

В результате социометрического исследования можно представить картину взаимоотношений, сложившихся в группе, уровень благополучия, отношения каждого члена группы с остальными ее участниками, персональное положение каждого члена группы.

Для проведения исследования каждому члену группы, в которой все уже достаточно хорошо знают друг друга, предлагается выбрать:

1) 2—3 человек, кого бы он хотел видеть в составе вновь организованной группы (желал бы совместно выполнять работу);

2) 2—3 человек, кого бы он не хотел видеть в составе вновь организованной группы;

3) того, кто, по вашему мнению, выберет вас?

4) того, кто, по вашему мнению, вас не выберет?

Условия проведения социометрии:

· члены группы должны отвечать самостоятельно, не советуясь друг с другом;

· не следует торопить людей с ответами;

· необходимо перед глазами иметь фамилии членов группы.

По данным опроса составляется социометрическая матрица, где отмечают положительные и отрицательные выборы.

Число выборов, полученных каждым человеком, является показателем его положения в системе межличностных отношений, измеряет его социометрический статус. С точки зрения распределения симпатий и антипатий Я. Морено выделяет следующие психотипы личностей:

§ «звезды» — неформальные лидеры, наиболее предпочитаемые члены группы;

§ «предпочитаемые» — получившие среднее число выборов и не имеющие большого числа отклонений;

§ «пренебрегаемые» — получившие 1-2 выбора и большое число отклонений;

§ «изолированные» — не получившие ни одного выбора или отклонения;

§ «отвергаемые» — получившие только отклонения и ни одного выбора.

На величину статуса влияют внешний вид, успехи в ведущей деятельности, умственная одаренность, общительность, стабильность (устойчивость нервной системы).

Для точного представления о системе межличностных отношений в группе важной является также характеристика взаимности эмоциональных предпочтений — взаимных выборов, обеспечивающих комфортное положение членов группы.

Третья характеристика социометрической структуры — наличие устойчивых мини-групп межличностного предпочтения, изучение взаимоотношений между ними, правил и принципов их образования.

Социометрический метод имеет некоторые «опасности»:

­ в случае утечки конфиденциальной информации в группе может возникнуть конфликт — каждый узнает, как к нему относятся окружающие;

­ лидером может стать самый популярный человек.

Референтометрия — методика определения круга лиц, чье мнение важно для данного индивида и группы в целом. Метод включает два этапа.

Первый этап — взаимооценка друг друга членами группы по определенному набору качеств (умный, добрый, веселый, смелый и т.д.). Оценка степени выраженности предложенных качеств личности производится с помощью опросных листов по 5-балльной системе (1 балл — полное отсутствие, 5 баллов — яркая выраженность). Затем каждый член группы должен отметить знаком «+» 3-5 членов группы, с кем бы он особенно хотел взаимодействовать, и знаком «—» тех, с кем в случае необходимости он мог бы без сожалений расстаться.

Второй этап — индивидуальная беседа экспериментатора с каждым испытуемым группы с целью определения членов группы, чья оценка важна для данного человека. Полученные выборы заносятся в референтометрическую таблицу.

При обработке результатов подсчитывается количество полученных выборов и определяется референтометрический статус, составляются карты ранжирования членов группы в зависимости от их статуса, определяются микрогруппы.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.