Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Социальный смысл и функции политики

 

Политика обеспечивает целостность общества благодаря взаимодействию ее структурных элементов. Поскольку политика - это преж­де всего сознательная деятельность участ­вующих в ней людей, постольку первым ее элементом являются субъекты политики: индивиды, социальные группы, слои, организа­ции, прямо или косвенно участвующие в процессе реализации го­сударственной власти или осуществляющие влияние на нее. Субъ­ект политики может быть структурно организован и представлять собой социальный институт, как, например, политическая партия, профсоюз, церковь, средства массовой информации, государство, международная организация (ООН, Европейский парламент и т.д.). Кроме того, в качестве субъектов политики могут выступать соци­альные общности (слои, классы, нации, элиты, массы, профессио­нальные группы) и отдельная личность (политический лидер, про­сто рядовые граждане, нередко именуемые обывателями).

Субъекты политики вступают в политические отношения, то есть отношения распределения и использования государственной власти на основе политических интересов, а также целей, установок, цен­ностных ориентации, верований, идеалов, которыми они руководствуются в своей деятельности. Соотнося их с реальными усло­виями собственного бытия, субъекты политики осознают содержа­ние своих политических интересов. Так формируется система оце­нок, смыслов и утверждений, которые составляют содержание по­литического сознания. Оценка реальной действительности, уча­стие в политической жизни могут осуществляться на основе эмоций, чувств, переживаний, образующих политическую психоло­гию. Но политическое участие может быть рационально осмыслен­ным и строиться на основе следования системе представлений — политической идеологии.




Реализация осознанных интересов предполагает взаимодействие с другими группами, имеющими иные потребности, и институтами Власти. Характер взаимодействия участников политической жизни (конфронтация между ними или согласие и терпимость, политиче­ская борьба или сотрудничество) зависит от зрелости политической культуры субъектов, состояния общества (его процветания, ста­бильности или кризиса). Возникающие и постоянно изменяющиеся социальные потребности групп и индивидов требуют своевременно­го представительства и удовлетворения. Для этого существует сис­тема институтов законодательной, исполнительной и судебной вла­сти. Она должна адекватно реагировать на политически значимые потребности, реализовывать их в форме управленческих решений, т.е. управлять социальными процессами и регулировать их. Однако эффективность управленческих решений в значительной мере зави­сит от наличия зрелой системы представительства интересов, вклю­чающей партийную систему, общественно-политические организа­ции и движения, группы давления и т.д., которые способны четко сформулировать действительные потребности групп и довести их до властных структур в виде требований, программ и т.д. Государство и его органы, партийная система, группы давления, общественные движения составляют политическую организацию общества, при­званную выражать общезначимые, групповые и частные интересы.


Политика как сфера руководства и управления общественными процессами может касаться различных областей деятельности чело­века. В зависимости от того, в какой сфере общественной жизне­деятельности осуществляет политика свою регулятивную функцию, различают экономическую, социальную, демографическую, аграрную, культурную, техническую, военную, национальную и т.д. политику. По обращенности политики на решение внутренних или внешних за­дач выделяют внутреннюю и внешнюю политику. Если субъектами политики выступают народы, государства, общественные движения и организации разных стран, а предметом их взаимоотношений яв­ляются вопросы экономического, социального, политического, пра­вового, военного, гуманитарного и т.д. сотрудничества, то речь идет о международной политике. Все это — разновидности политики.

Значение и роль политики как социального института обусловлены функциями, которые она выполняет в обществе.

Функции политики

Количество функции может быть различным. Чем многочисленнее функции политики в конкретном обществе, тем менее развиты общество и сама политическая сфера, подминающая под себя другие сферы.

Зрелое гражданское общество представляет собой сбалансиро­ванную и внутренне согласованную систему взаимодействия раз­личных сфер жизнедеятельности человека. В каждой сфере реали­зуются конкретные потребности с помощью органически присущих данной сфере методов. Например, потребности в продуктах пита­ния, товарах широкого потребления удовлетворяются экономиче­ской системой с помощью материальной заинтересованности про­изводителя. Однако в традиционных или переходных обществах незрелость отдельных сфер компенсируется чрезмерным влиянием политики, которая выполняет при этом несвойственные ей функ­ции, вмешиваясь в различные сферы деятельности общества, а по сути подменяя его. Тем самым сокращаются возможности самореа­лизации личности. Но общества, развивающиеся на основе полити­ко-идеологических методов (принуждения, мифов, единомыслия) имеют ограниченный ресурс развития, хотя и способны достичь впечатляющих успехов. В этих обществах формируется внешняя мотивация деятельности (страх, насилие или, наоборот, массовый энтузиазм) и почти не развивается внутренняя мотивация личности (интересы и потребности).

В современных обществах политика выполняет ряд наиболее зна­чимых функций, без которых они не могут нормально развиваться.

Функция обеспечения целостности и стабильности общества. политика осуществляет эту функцию благодаря способности улав­ливать тенденции общественного прогресса и в русле этих тенден­ций формулировать общие цели, разрабатывать проекты будущего, определять социальные ориентиры, изыскивая для их осуществле­ния необходимые ресурсы. Политика может предложить варианты желаемого будущего, в которых представлены политически значи­мые интересы групп, слоев, индивидов, государства, в том случае, если она способна интегрировать социально неоднородные группы.


Функция мобилизации и обеспечения эффективности общей дея­тельности. Помимо формулирования целей поступательного развития, политика обеспечивает их реализацию путем создания мотивационного механизма, предоставляя индивиду эффективные воз­можности для удовлетворения его социальных потребностей, изме­нения его социального статуса с помощью власти.


Управленческая и регулятивная функция политики. Политика не только выражает властно значимые интересы и потребности раз­личных групп общества, но и обеспечивает их взаимодействие, ока­зывает на них влияние путем принятия политических решений. Воздействуя на интересы групп, политика управляет социальными процессами и регулирует их, используя социальное принуждение и насилие.

Функция рационализации. Зримо представляя групповые и ин­дивидуальные интересы, политика вырабатывает общие правила и ме­ханизмы их представительства и реализации. Тем самым политика рационализирует конфликты и противоречия, предупреждает их или цивилизованно разрешает.

Функция политической социализации. Открывая широкие воз­можности реализации групповых и индивидуальных интересов, по­литика включает личность в социальные отношения, передавая ей опыт и навыки преобразовательной деятельности, эффективного выполнения ролей и функций.

Гуманитарная функция: Эта функция, выражается в создании гарантий прав и свобод личности, обеспечении общественного по­рядка, гражданского мира и организованности.

Успешное выполнение политикой всех перечисленных функций гарантирует преемственность и поступательность в развитии общества.

 

Границы мира политики

 

Границы мира политики есть, но они всегда подвижны. На про­тяжении человеческой истории они то расширялись, причем до та­кой степени, что политика поглощала все общество, то сужались.

Некоторые современные авторы предельно широко трактуют содержание политической сферы. Так, американский политолог Д. Хелд определяет мир политики как борьбу «за организацию чело­веческих возможностей». Предметом политических взаимодействий являются, по его мнению, господство, власть, способность социаль­ных агентов и институтов сохранять или изменять свое социальное и физическое окружение. Вследствие этого политика пронизывает всю общественную и частную жизнь, проявляется во всех связях и струк­турах, участвующих в процессах производства и воспроизводства общественной жизни.

При таком подходе границы политики размыты, она теряет свою предметность, реальные очертания. Очевидно, что влияние политики на общество многогранно. Любая социальная проблема, если она затрагивает интересы всего общества и ее решение требует вмешательства институтов государственной власти, становится по­литической, но в таком случае собственно политическая сфера рас­творяется.

Другой подход в определении границ мира политики ограничи­вает ее деятельностью институтов государства. Однако деятельность управленческих структур государственных предприятий или судеб­ное производство не имеют исключительно политического характе­ра. Практика развитых демократических стран показала, что обще­значимые потребности (права, свободы личности, безопасность, гражданский мир) обеспечивает государство и его институты. Для того чтобы донести свои интересы и потребности до власти, граж­дане создают партии, движения, группы давления. Вместе с госу­дарством эти политические силы составляют сферу политики. По­вседневные же интересы человек реализует в неполитической сфере — гражданском обществе. В одних странах (в Великобритании при консерваторах, США и др.) вмешательство государства в дела граж­данского общества не допускается, в других, скажем, в странах со­циал-демократической ориентации (в Швеции, Финляндии и др.), наоборот, возможности государственного регулирования использу­ются для решения, вопросов социального обеспечения, занятости, осуществления принципа социальной справедливости.

Целостность и поступательность общественного развития
достигается при взаимодействии политики с другими сферами жзнедеятельности человека, в которых он удовлетворяет свои по­требности. Характер и содержание этих взаимосвязей рельефно вы­являют специфику политики как социального института, природу ее влияния на общество.

Самостоятельна ли политика или ее содержание обусловлено влиянием экономических, культурных, идеологических и иных фак­торов? Единства мнений по данной проблеме не существует.

1. Идею обусловленности политики имущественным и социальным неравенством обосновал еще Аристотель. Управлением обществом могли заниматься люди состоятельные и образованные. Однако тогда политика еще не выделялась как самостоятельная сфера. Она вклю­чала в себя все формы взаимоотношений личности и общества, представляла собой цивилизованную форму общности людей. После отделения государства от гражданского общества политика взаимо­действовала с другими сферами как самостоятельное образование.

Аристотелевская традиция экономической обусловленности по­литических отношений активно развивалась. Экономический детер­минизм лишал политическую сферу самостоятельности и делал ее производной от отношений собственности, интересов экономиче­ски господствующих классов.

До крайности идея детерминированности социальных, полити­ческих и иных изменений экономическим базисом, т.е. совокупно­стью производственных отношений, доведена в марксизме.

По мнению К. Маркса, «способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный про­цессы жизни вообще». Базис определяет развитие надстройки, т.е. политических институтов, права, морали, искусства, религии и т.д. Иначе говоря, политика лишается самостоятельности, является лишь отражением производственных отношений. Так, Ф. Энгельс замечал, что «политическая власть является лишь порождением экономической власти». Широко известна ленинская формула о том, что «политика есть концентрированное выражение экономи­ки». Конечно, К. Маркс допускал возможность взаимодействия ба­зиса и надстройки, возможность влияния надстройки на базис. Од­нако марксизм преувеличивал зависимость политики от экономиче­ского строя, классовой структуры, связь политики с принуждением, насилием.

Исторический опыт показывает, что государственная власть во­все не является зеркальным отражением интересов экономически господствующего класса, а содержание политических отношений автоматически не предопределяется экономическим строем. Фило­софия экономикоцентризма, когда все человеческие мотивации сво­дятся к сфере материальных интересов и при этом недооценивается активная роль политики, опасна своей односторонностью на прак­тике. Как свидетельствует практика строительства социализма в СССР и Восточной Европе, меньшинство, организованное в пар­тию, может захватить власть и трансформировать все сферы жизни общества, не будучи ни собственником средств производства, ни выразителем интересов социально господствующего класса.

2. Противоположную позицию занимают те авторы, которые рассматривают политику как самостоятельную сферу, не подвласт­ную воздействию других социальных факторов.

Изначально выделение политики как самостоятельного социаль­ного института и признание за ней доминирующего значения в раз­витии общества связано с именем Н. Макиавелли. Конституирующим фактором, обусловливающим автономность политики и наличие у нее собственной логики, является политическая власть. Теоретики макиавеллистской школы настаивали на том, что власть есть самый важный созидательный и преобразующий инструмент. Логика поли­тического, как, впрочем, и социального развития, обусловливается стремлением к обладанию властью, открывающей возможности для получения богатства, ресурсов, статусов. Значение других факторов общественного развития принижается. Подобная позиция является другой крайностью по сравнению с экономикоцентризмом.

3. Более взвешенным и реалистичным представляется подход сторонников «теории развития», рассматривающих действительную динамику политических изменений посредством анализа всех пере­менных (экономических, социальных, культурных, идеологических факторов), влияющих на политическую жизнь и на собственно поли­тическое развитие. Так, влияние экономического роста на политиче­ское развитие выражается в ослаблении классовых антагонизмов, смягчении социальной напряженности, так как экономический рост ликвидирует нищету — источник глубоких социальных конфликтов. На основе анализа таких показателей, как доход на душу населения, уровень грамотности, количество учащихся на 100 тыс. жителей, доля городского населения и т.д., определяется степень политического со­перничества. Важным компонентом демократического развития явля­ется политическая конкуренция, поскольку она открывает возможно­сти свободного представительства партиями интересов всех социаль­ных групп. Запрещены, только экстремистские партии.

Собственно политическое развитие выражается в степени спе­циализации ролей и функций политических институтов. В неразви­той политической системе структур немного и они слабо диффе­ренцированы по функциям, т.е. нет четкого разделения, например, законодательной и исполнительной властей, поэтому власть обычно концентрируется в руках небольшой группы. Развитая политическая система отмечается высокой степенью различия между структурами по функциональному признаку: законодательные собрания занима­ются нормотворчеством, исполнительные органы реализуют функ­цию оперативного управления, судебные — осуществляют правосу­дие, партии представляют интересы социальных общностей и т.д. При всей автономности политические структуры интегрированы во внутренне согласованную целостность, высокая специализация поли­тических ролей й функций которой позволяет адаптировать социаль­ный организм к новым условиям функционирования и адекватно реагировать на новые потребности и требования населения.

Общество как сложную многоуровневую систему взаимодействий различных индивидов, групп, организаций невозможно свести к единым общезначимым структурам (собственности, власти, морали и т.д.). Характер и формы социальных взаимодействий индивидов и групп настолько сложны и многообразны, что нуждаются в упорядочении и регуляции. Регуляция социальных отношений производится как политическими (право, политические нормы и традиции), так и неполитическими средствами (мораль, религия, культурные нормы, обычаи, экономическое стимулирование и т.д.). Соотношение их в различных обществах варьируется в зависимости от степени развития экономической и культурной сфер, зрелости гражданского общества.

Общество представляет собой внутренне согласованную целост­ность элементов, в которой неразвитость какого-либо элемента компенсируется чрезмерным влиянием других, поэтому в экономи­чески отсталых и культурно неразвитых обществах доминируют то­талитарные режимы, использующие политико-идеологические ме­тоды регуляции, пренебрегающие экономическими, моральными, правовыми средствами. При этом политика контролирует все сфе­ры жизнедеятельности человека, вмешиваясь в их развитие.

Будучи сферой социального выбора групп, индивидов, органи­заций, политика органично связана с моралью. Выбор проектов же­лаемого будущего, значимость тех или иных локальных целей, оп­ределение средств и методов их достижения основываются на мо­ральных представлениях человека, группы о добре и зле, справед­ливости и несправедливости, долге, чести и достоинстве.

Мораль и политика являются одними из ранних социальных ре­гуляторов общественной жизни. Сближает их то, что они относятся к сфере социального выбора, поэтому достаточно подвижны и из­менчивы. Содержание их обусловлено влиянием множества факто­ров, начиная с исторических и социокультурных и кончая субъек­тивными представлениями и даже случаем.

Кроме того, мораль и политика относятся к нормативным регу­ляторам жизнедеятельности индивидов. Упорядочение поведения людей происходит при помощи нравственных и политико-правовых норм (общих правил, эталонов, образцов поведения), которые рас­пространяются на все случаи данного рода и являются общеобяза­тельными для всех людей. Однако нравственные и политические нормы различаются между собой способом формирования и средст­вами реализации.

Так, нормы морали складываются в обществе на основе пред­ставлений людей о добре и зле, совести, справедливости. Они при­обретают обязательное значение по мере осознания и признания их .большинством членов общества. Политические и правовые нормы устанавливаются государством и обычно фиксируются в законах, после опубликования которых они становятся общеобязательными. Нормы морали не закрепляются в специальных актах — они содер­жатся в сознании людей. Вместе с тем они в большинстве случаев соблюдаются добровольно, поскольку люди понимают справедливость их предписаний, что регулируется внутренним убеждением и силой общественного мнения. Политико-правовые нормы лишь в зрелом, гражданском обществе могут соблюдаться добровольно на основе понимания людьми их справедливости. Однако для их со­блюдения государство вправе применять и средства принуждения.


Нравственные нормы выступают в виде обобщения правил по­ведения, свойственных для всех ситуаций. Политические и право­вые нормы более детализированы и специализированы для кон­кретных участников политической жизни, определенных ее состоя­ний. К примеру, конституционные нормы определяют правила взаимоотношений государства и гражданского общества; партийные нормы — правила поведения членов организации и т.д. Следова­тельно, несмотря на известные различия, моральные, политические и правовые нормы дополняют и поддерживают друг друга.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.