Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Факторы развития политических идей в России

Сохранившиеся памятники российской куль­туры говорят о том, что политическая мысль в нашей стране возникла давно, еще в XI в. Политика, государство, власть традиционно играли ведущую роль в развитии российского общества. Сильная власть, способная мобилизовать население и организовать его на проведение хозяйственных работ, защиту границ, заселение новых земель, требовала поддержания в общественном сознании высокого авторитета ее носителей: князя, монарха, вождя и т.д. Политиче­ские идеи выступали важнейшим ресурсом власти, создавая ее бла­гоприятный образ в глазах населения, были средством обоснования ею новых притязаний.

Зарождение политических идей в России относится к периоду объединения восточнославянских племен под властью киевского князя. Формирование древнерусского государства и укрепление княжеской власти потребовали обоснования их божественного ха­рактера. Древнерусское государство было раннефеодальным, в нем сохранялись свободные общинники, процесс образования классов не был завершен. Важную роль продолжали играть вечевые тради­ции. Не случайно поэтому божественный характер княжеской вла­сти объяснялся ссылками на привычные патриархальные, общин­ные ценности, в которых отношения князя и его подданных принимались как отношения отца и сыновей. Так, в «Молении Да­ниила Заточника» (XII—XIII вв.) подчеркивалось, что князь дол­жен быть заботливым отцом, как «вода мати рыбам». В то же время божественный характер княжеской власти органично переплетался с идеей ответственности князя перед народом. Еще в своих «По­учениях» Владимир Мономах, правивший в Киевской Руси с 1113 по 1125 гг., наставлял князей быть праведными и ответственными за авторитет собственной власти. В «Поучениях» были представлены черты идеального правителя: князь должен быть милосердным, му­жественным и сильным воином, мудрым, соблюдать законы.



Следовательно, начальный период развития политической мыс­ли в России (XI—XV вв.) характеризовался наличием некоторых общих черт, присущих также процессу становления западных поли­тических учений. Во-первых, первоначально политическая мысль не была самостоятельной, а растворена в религиозных и обыденных представлениях. В образе княжеской власти присутствовали как мифологические и религиозные черты — непогрешимость, абсо­лютность, правосудность, обосновывавшие ее божественный харак­тер, так и мирские черты, порожденные общинным укладом жизни.

Во-вторых, после принятия христианства на Руси в 988 г. поли­тическая мысль вплоть до XIX в. развивалась в недрах религиозно­го, православного мировоззрения. (В западных странах освобожде­ние политической мысли от религиозного влияния завершилось уже в XVI в.).

В-третьих, и на Западе, и в России политическая мысль выпол­няла четко выраженную практическую функцию: она реагировала на потребности практики в наилучших формах правления, во властных институтах, способных обеспечить гражданский мир и согласие.

Однако содержание тех выводов, к которым приходили мыслите­ли России и Запада относительно идеальных форм государства, было различным, что объясняется спецификой социокультурных сред (со­вокупностью ценностей, идеалов, верований, представлений), в ко­торых развивались политические идеи. На Западе политическая мысль ориентировалась на защиту интересов самостоятельного инди­вида, гражданского общества, ограничения всевластия государства в лице монарха. В России политические учения обосновывали при­оритет прежде всего интересов государства, общины, а не личности.

В период Московского государства, особенно при Иване Грозном (1533—1584), происходила концентрация политического могущест­ва, утверждалась неограниченная власть монарха. Политические же идеи обосновывали необходимость этих процессов, важность для монарха иметь сильный характер. Однако появлялись и иные обос­нования неизбежности сильной царской власти Так, писатель- . Российская политическая традиция публицист Иван Пересветов (XVI в.) видел в централизованном государстве и сильном монархе средство преодоления материального оскудения государства и ослабления военного могущества страны. 15ину за это он возложил на бояр, которые, по его словам, «не забо­ится о государстве, а лишь и богатеют, и ленивеют, а царство оскужают». Условие величия государства, по Ивану Пересветову, — сильная неограниченная власть, опирающаяся на служилое дворян­ство. Предложенные им политические реформы и были впоследствии реализованы Иваном Грозным.

Единственным критиком процесса концентрации абсолютной власти в руках монарха и необходимости сословного представитель­ства был советник Ивана Грозного князь Андрей Курбский, в 1564 г. бежавший в Литву. «Царь, еще и почтен царством, — поучал он царя, — должен искать доброго и полезного совета не токмо у со­ветников, но и у всенародных человек».

Особенности развития политических идей. Специфика российской в России сказались на характере и содержании тех проблем, которые осмысливаись в них политической мысли. Выбор актуальных для решения, вопросов и определение средств их осуществления были обусловлены особым видением мира, сложившимся в рамках русской культуры. Оно было связано прежде всего с православием: божественный характер власти в право­славии органично сочетался с уникальной российской традицией — соборностью, порожденной специфическим бытием древнерусского общества. Основой социальной организации общества выступала община. Соборность предполагала коллективный поиск истины, полновластие большинства, исключала существование автономной личности. Тем самым соборность подпитывала авторитарный харак­тер власти князя, поскольку большинству для подавления оппози­ции необходима сильная власть. Следовательно, сила власти и госу­дарства не только определялись их божественным характером, но и основывалась на согласии между правящими и подданными.

Согласно традиции православия, государству и власти князя приписывались высокие моральные добродетели — добро, истина, милосердие, ответственность за подданных, праведность. Все, кто, стремился разрушить государство, олицетворяли силы зла, были слугами Антихриста. Таковыми считались бояре-изменники. Все­властие князя, царя на долгие годы, века стало определяющим принципом политического устройства российского общества. Поли­тическая мысль также стремилась к обоснованию праведности не­ограниченной власти монарха.

В силу географического положения России между Западом и Востоком русская политическая мысль развивалась в значительной мере путем заимствования идей, испытавшая влияние и западной, и восточной мысли. После принятия христианства более заметным было влияние Византии, а начиная с XVII в. усилилось влияние Запада, что выразилось в появлении идейно-политического движе­ния — западников, заимствовавших либеральные ценности евро­пейкой цивилизации.

Однако это вовсе не означало, что Россия не пыталась найти собственный путь развития, собственную идею. Символом, который выражал самобытность народа, была русская идея. Она стала одной из центральных идей политических теорий, что нашло отражение в формировании широкого движения славянофилов.

Примечательно, что политическая мысль России развивалась параллельно с развитием государства. Российское государство отно­силось к идеократическому типу. В государствах этого типа объеди­нение индивидов осуществляется на основе общей для всех идеи, которую и берет на вооружение власть. На разных этапах россий­ской истории такими идеями выступали: «Москва — третий Рим», «православие, самодержавие, народность», идея «светлого будуще­го» и т.д.

То обстоятельство, что русская политическая мысль развивалась внутри религиозной, обусловило ее определенное отставание от за­падных политических учений. Это выразилось в более позднем осознании значимости идей парламентаризма, демократии, граж­данского общества и др.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.