Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Наташа купила серебристое кольцо.

Раздел 3

ВОСПОЛНЕНИЕ ПРОБЕЛОВ В РАЗВИТИИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И ДАЛЬНЕЙШЕЕ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

(// этап)

Методические рекомендации

Содержанием занятий этого этапа является:

► уточнение значений слов, имеющихся в словарном запасе детей, и дальнейшее обогащение его как путем накопления новых слов, так и в процессе развития умения активно пользоваться различными способами словообразования;

► уточнение значений используемых детьми синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

Реализация содержания II этапа коррекционного обучения осуществляется на фронтальных занятиях.

Поскольку в течение I этапа в процессе работы по упорядочению представлений детей о звуковой стороне речи была создана основа для целенаправленного усвоения лексико-грамматических средств языка, то на II этапе главная задача заключается в формировании у детей полноценных представлений о морфологическом составе слова и синонимии родного языка.

В процессе работы над развитием морфологических обобщений у детей формируются умения и навыки образования слов посредством различных аффиксов, активного и адекватного их использования в целях общения в разных учебных ситуациях.

Кроме того, на логопедических занятиях отрабатываются умения устанавливать связи между формой слова и его значением.

Так как изучение морфологического состава слова не предусмотрено программой обучения родному языку учащихся 1-го класса, то вся работа по формированию у детей первоначальных морфологических представлений осуществляется пропедевтически, в чисто практическом плане, что и составляет специфику коррекционного обучения первоклассников в условиях логопедического пункта при общеобразовательной школе.



Последовательность работы по восполнению пробелов может быть такой:

• практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и адекватного их употребления;

• практическое овладение навыками образования слов при помощи приставок и адекватного их употребления;


• понятие о родственных словах (в практическом плане);

• понятие о предлогах и способах их использования; дифференциация предлогов и приставок;

• практическое овладение навыком подбора антонимов, синонимов и способов их употребления;

• понятие о многозначности слов.

На основе многократного выполнения различных заданий в контексте вышеназванных тем осуществляется формирование и расширение семантических полей значений слов, относящихся к разным частям речи, валентности слов.

Поскольку одной из самых сложных грамматических категорий русского языка является ударение и именно оно — основа овладения правилом правописания безударных гласных, отработка его постановки занимает одно из основных направлений логопедической работы. При этом важно научить ребенка не только правильно ставить ударение, но и уметь на материале большого числа родственных слов анализировать, сопоставлять и выделять слова с ударением в определенной позиции.

В процессе работы по формированию полноценных морфологических представлений должны быть сформированы предпосылки к осознанному усвоению таких важнейших тем программы обучения русскому языку, как безударные гласные в корне, родовые и падежные окончания различных частей речи и т.д.

В процессе логопедических занятий по развитию устной речи постоянно осуществляется работа, направленная на овладение моделями различных предложений. Наиболее эффективно и углубленно можно провести эту работу при прохождении темы: «Образование слов при помощи приставок», так как значение каждого вновь образованного посредством приставки слова уточняется прежде всего в словосочетании и предложении.

В течение II этапа обязательно осуществляется активная работа по развитию и совершенствованию навыков чтения и письма.

Таким образом, на II этапе коррекционного обучения дети накапливают опыт различения и выделения морфемных частей слова, расширяют запас однокоренных слов, совершенствуют навык выбора проверочных слов.

Привлечение внимания к звуковой стороне и морфемному составу слова вооружает детей средствами, с помощью которых они самостоятельно расширяют запас слов, накапливают звуковые и морфологические обобщения, что обеспечивает полноценное восприятие всех явлений языка, представляющих единство смысла, функции и формального их выражения.

Итак, по истечении II этапа коррекционного обучения учащиеся должны в практическом плане научиться:

• ориентироваться в морфологическом составе слова, т.е. уметь определяй., посредством каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова и изменяются их значения;

• активно пользоваться различными способами словообразования;

• правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций (т.е. устанавливать связь между формой и значением);

• передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развернутом высказывании.


Образование слов с помощью суффиксов

Первый уровень

1. Предъявляются предметные картинки: 4 дома различной величины, под ними соответствующие подписи: дом; домик; домишко; домище.

Рассмотри внимательно рисунки.

Скажи, что изображено на рисунках?

Одинаковые это или разные предметы? Почему ты так думаешь?

Чётко прочитай слова:

 

дом; домик; домишко; домище.

Назови общую часть во всех словах.

Назови в словах буквы или сочетания букв, находящиеся после общей части. Что происходит со словами, когда после общей части появляются сочетания букв: -ик, -ишк-, -ищ-

2. Посмотри внимательно на круг:

Чётко назови предметы (слова), изображённые внутри круга.

Измени все слова-названия, добавив к ним букву или сочетания букв, которые находятся за кругом. Что произошло со словами?

Запиши по 3 слова с каждой добавленной буквой или сочетанием букв. Выдели значком ту часть, которая изменила слово. В трёхсложных и четырёхсложных словах выдели ударный слог.

 


3.Внимателыю послушай загадки:

Явился в жёлтой шубке: Носик стальной,

- Прощайте, две скорлупки! А хвостик льняной.

{Цыплёнок) {Иголка с ниткой)

Белая звёздочка с неба упала, Мне на ладошку легла —

И пропала.

{Снежинка)

В каждой загадке назови слова, обозначающие маленький предмет. От каких слов и при помощи какой части образовались названные тобой слова? Запиши слова парами.

Выдели значком в слове ту часть, которая придаёт ему новое значение.

4. Упражнение для работы в парах. Каждая пара готовит несколько вопросов другой паре. В вопросах должны быть использованы слова с уменьшительно-ласкательным, пренебрежительным или увеличительным значением. Педагог обращает также внимание детей на вежливую форму вопроса.

Примерные слова: берёзонька, усище, корзинка, кроватка, стульчик, солнышко, пенёк, избушка и т.д.

Кто вспомнит больше слов, в которых есть сочетания букв после основной Части слова, изменяющих его смысл?


5. Чётко прочитай слова:

 

зубец — зубок; писец — писарь — писатель;
старец — старик; чтец — читатель — читальня;
птенец — птенчик; жилец — житель — жилище;
косец — косарь; беглец — бегун — бегство.

 

Как ты думаешь, в чём отличие состава слов каждой пары? Одинаково ли значение слов? От каких слов и как образовались эти слова? Какое значение придают слову суффиксы? (В случае затруднения выясни значение слова в толковом словаре.)

Составь и запиши предложения с любой строчкой слов 2-го столбика. Чётко их прочитай! В записанных предложенияхвылепи ударный слог.


 

6. Рассмотри внимательно буквы и сочетания букв:

 

В течение 5—7 минут подбери по 2 слова с каждым данным сочетанием букв. Запиши их. Проанализируй подобранные слова по написанию и значению. Выдели нужным значком ту часть, которая придаёт слову определённое значение

7. Чётко прочитай сочетания слов, выделяя ударный слог:

 

шкаф для книг посуда из глины
крыша из железа кольца из серебра
шишка ели берег моря
ветка клена пейзаж города
лист берёзы варенье из брусники

Замени в данных сочетаниях последние слова, обозначающие предметы, словами-признаками. Вспомни, на какие вопросы отве­чают слова-признаки.

Запиши вновь образованные и данные сочетания слов по образцу.

Прочитай вновь образованные слова и выдели значком //Хч ту часть слов, которая их изменила. Назови её. Как изменились слова?

Составь (устно) с 2 вновь образованными словосочетаниями пред­ложения.

8. Прочитай предложения «про себя»:

Подумай и скажи: что нужно сделать? Запиши предложения. Во вновь образованных словах выдели нужным значком ту части, которая изменила слово. Как изменилось слово?

 


9. Рассмотри внимательно данные буквы и сочетания буки (суффиксы):

-к-, -ищ-, -чик-; -н-, -ов-, -ск-.

Догадайся, с какими суффиксами можно подобрать слова-предметы, а с какими — слова-признаки. Докажи правильность своего выбора.

В течение 3 минут подбери к суффиксам слева слова-предметы, ставя к ним вопросы. Запиши их. Проанализируй подобранные слова. Выдели суффикс.

В течение 3 минут подбери к суффиксам справа слова-признаки. Запиши их. Проанализируй подобранные слова. Выдели суффиксы.


10. Чётко и внимательно прочитай пары слов (словосочетания):

 



Выпиши данные словосочетания в следующем порядке: 1) с признаком предмета, обозначающим величину; 2) форму; 3) цвет; 4) время; 5) вкус; 6) возраст.

В каждом словосочетании проанализируй слово-признак; выдели нужным значком суффикс.

11. Чётко прочитай слова и запиши их:



 
Одинаковы ли эти слова по значению? Подумаем вместе.


«Горный» -это то, что относится к горе; что находится (или живёт) на горе или в горе. Например: горный орёл; горный житель; горное озеро.

«Гористый» — это то, что занято горами: гористая местность; гористый край; гористый остров.

Сравни сначала по написанию, затем — по значению следующие слова, объясняя, как ты их понимаешь: лесной, лесистый(тропа, звери, остров, воздух, холм); душный, душистый(день, цветок, варенье, ночь); каменный, каменистый(берег, глыба, ступени, местность); соседний, соседский (дом, щенок); дождевой, дождливый(день, червь, вода, погода).

Запиши парами слова-признаки, выделяя значком их общую часть и ту, которая придаёт слову значение признака предмета. В случае затруднения посмотри объяснения слов в толковом словаре.

12. Чётко прочитай пары слов:

Проанализируй данные слова (их значение, общую часть, суффикс).

После сравнения данных слов по написанию и по значению найди и исправь ошибки в предложениях:

Наташа купила серебристое кольцо.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.