Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 1. Понятие, предмет, методы и система правовой статистики

ПРАВОВАЯ СТАТИСТИКА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

Казань


Автор-составитель:

П.Л. Сергеев – старший преподаватель

кафедры уголовного права и процесса

КЮИ (ф) РПА Минюста РФ

Рецензенты:

Э.Ф. Закирова –кандидат юридических наук, доцент,

заведующий кафедрой уголовного права и процесса

КЮИ (ф) РПА Минюста России

О.Ф. Сундурова – кандидат юридических наук,

доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин

Казанского филиала Российской государственной академии правосудия

 

Рабочая программа (РП) по учебной дисциплине «Правовая статистика» подготовлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки академического бакалавриата 40.03.01 «Юриспруденция».

Рабочая программа в себя описание структуры и содержания учебной дисциплины и материалы, содержание и порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации. Рассчитана на студентов юридического факультета Казанского юридического института (филиала) Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, обучающихся по программе подготовки бакалавров юриспруденции.

Обсуждено на заседании кафедры уголовного права и процесса

«__»____________ 2014 г.

Протокол № __

Зав. кафедрой уголовного права и процесса

Э.Ф. Закирова

 

© КЮИ(ф) РПА Минюста России, 2014


РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Цель преподавания дисциплины

Целью преподавания учебной дисциплины «Правовая статистика» является получение выпускником образования, позволяющего приобрести необходимые общекультурные и профессиональные компетенции и успешно работать в избранной сфере деятельности.



Задачи преподавания дисциплины

Содержание обучения в институте по дисциплине «Правовая статистика» строится в соответствии с основными видами и задачами профессиональной деятельности бакалавра юриспруденции:

а) нормотворческая (участие в подготовке нормативных правовых актов);

б) правоприменительная (обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм, составление юридических документов);

в) правоохранительная (обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; охрана общественного порядка; предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности);

г) экспертно-консультационная (консультирование по вопросам права; осуществление правовой экспертизы документов);

д) педагогическая (преподавание правовых дисциплин в образовательных учреждениях, кроме высших учебных заведений, осуществление правового воспитания).

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы бакалавриата

Дисциплина «Правовая статистика» относится к базовой части профессионального цикла (вариативная часть) (Б.3.).

Преподавание дисциплины опирается на подготовку студентов по дисциплине «Математика», «Экономика».

Предполагаются устойчивые знания базовых дисциплин «Информатика», «Информационные технологии в юридической деятельности».

Требуется тесная координация с дисциплинами «Гражданское право», «Уголовное право», «Административное право», «Криминология».

Дисциплина изучается в 3 семестре и выполняет базовые функции для специальных дисциплин.

 

РАЗДЕЛ 2. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения дисциплины «Правовая статистика» студент должен приобрести компетенции, характеризующие его как специалиста, способного эффективно осуществлять профессиональную деятельность, а также определенную степень личной осведомленности и опыта, соответствующих данным компетенциям. Комплекс компетентностей выпускника, его знаний, умений, навыков в своей совокупности определяет профессиональную ценность выпускника и позволяет ему самостоятельно совершенствовать профессиональные качества в условиях развивающейся юриспруденции. Под компетенцией понимается способность и готовность обучаемого выполнять определенную необходимую функцию в процессе постановки и решения задач профессиональной деятельности. Компетенции, развиваемые в процессе преподавания дисциплины «Правовая статистика», указаны в соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 4.05.2010 № 464 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр")».

В совокупности с другими дисциплинами базовой части профессионального цикла федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования дисциплина «Прокурорский надзор» направлена на формирование общекультурных компетенций (ОК) и профессиональных компетенций (ПК), указанных в карте компетенций дисциплины.

 

КАРТА КОМПЕТЕНЦИЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПРАВОВАЯ СТАТИСТИКА
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие
Общекультурные компетенции
КОМПЕТЕНЦИИ Перечень компонентов Технологии формирования Форма оценочного средства Ступени уровней освоения компетенции
ИНДЕКС ФОРМУЛИРОВКА
ОК- 4 Способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь Знать: ‑ основные положения Конституции РФ и иных нормативно-правовых актов; ‑ основные правила русского языка; ‑ основные правила логики и ораторского искусства Уметь: ‑ применять имеющиеся знания на практике; ‑ уметь использовать вербальные и невербальные методы общения; Владеть: ‑ навыками составления основных процессуальных документов; ‑ навыками логически правильно и аргументировано строить устную и письменную речь. Технология традиционного обучения: лекции, семинары, самостоятельная работа, практические занятия; Инновационные технологии обучения: - метод работы в малых группах, метод групповых дискуссий, метод конкретных ситуаций, Технологии дистанционного обучения – обучение с использованием электронных средств     Контрольная работа, тестирование письменное, индивидуальное домашнее задание, реферат, экзамен, выступление на семинаре Пороговый Знает:методы самостоятельной работы со специальной литературой, нормативными актами и интернет-ресурсами, оперирует основными правовыми категориями. Способеновладеть самостоятельно профессиональными знаниями из основных нормативно-правовых актов, регулирующих профессиональную юридическую деятельность Владеет: профессиональной терминологией Повышенный Знает: основные правила русского языка; основы ораторского искусства Может:‑ логически последовательно выстраивать доводы обвинения и защиты; ‑ составлять грамотное и логически последовательное обвинительное заключение Способен:грамматически правильно и логически последовательно, аргументированноформулировать собственную точку зрения по проблемным вопросам и отстаивать ее.
ОК – 6 Имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону Знать: ‑ основные нормативно-правовые акты, регулирующие борьбу с коррупцией ‑ соотношение норм и правил служебного этикета юриста с общечеловеческими принципами поведения ‑ нравственные основы использования гипноза, полиграфа Уметь: ‑ проводить антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов; ‑ оперировать юридическими понятиями и категориями, анализировать юридические факты, толковать и правильно применять правовые нормы, принимать решения в точном соответствии с законом, выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения. Владеть: ‑нравственными требованиями к правоохранительной деятельности ‑ приемами предотвращения коррупционного поведения в различных сферах жизнедеятельности Технология традиционного обучения: лекции, семинары, самостоятельная работа, практические занятия; Инновационные технологии обучения: - метод работы в малых группах, метод групповых дискуссий, метод конкретных ситуаций, Технологии дистанционного обучения – обучение с использованием электронных средств Тестирование письменное, индивидуальное домашнее задание, реферат, экзамен, выступление на семинаре Пороговый Знает: ‑основные нормативно-правовые акты, регулирующие борьбу с коррупционными проявлениями Умеет: ‑делать обобщенные выводы при оценке развития современных тенденций в сфере противодействия коррупции Способен ‑овладеть самостоятельно профессиональными знаниями основных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы противодействия коррупции Владеет: ‑ отдельными приемами и методами противодействия коррупционному поведению Повышенный Знает: ‑ положения нормативно-правовых актов, регулирующие борьбу с коррупцией Может: ‑выявлять факты коррупционного поведения и возможные коррупциогенные факторы; ‑ проводить антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов Способен:формулировать и отстаивать собственную точку зрения по проблемным вопросам реформирования законодательства о борьбе с коррупцией ‑оперировать юридическими понятиями и категориями, анализировать юридические факты и правовые отношения в противодействия коррупции, толковать и применять правовые нормы; ‑ выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК – 4 Способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом Знать: ‑ основные положения Конституции РФ и иных нормативно-правовых актов; ‑ теоретические положения о юридически значимых фактах и событиях; ‑ содержание совершаемых юридических действий   Уметь: ‑ толковать применяемые нормативно-правовые акты в соответствии с целями и духом закона; ‑ принимать решения в точном соответствии с законом   Владеть: ‑ основными приемами и способами толкования применяемых норм; ‑ навыками составления юридических документов; ‑ навыками общения с разными социальными слоями в целях реализации правовых норм и получения наиболее полного объема информации о юридически значимых фактах и событиях. Технология традиционного обучения: лекции, семинары, самостоятельная работа, практические занятия; Инновационные технологии обучения: - метод работы в малых группах, метод групповых дискуссий, метод конкретных ситуаций, Технологии дистанционного обучения – обучение с использованием электронных средств     Тестирование письменное, индивидуальное домашнее задание, реферат, выступление на семинаре, экзамен Пороговый Знает:методы самостоятельной работы со специальной литературой, нормативными актами и интернет-ресурсами, оперирует основными правовыми категориями. Способеновладеть самостоятельно профессиональными знаниями из основных нормативно-правовых актов, регулирующих профессиональную юридическую деятельность Владеет: профессиональной терминологией Повышенный Знает: содержание совершаемых юридических действий; ‑ содержание юридически значимых фактов и событий Может:толковать применяемые нормативно-правовые акты в соответствии с целями и духом закона Способен:‑ принимать решения в точном соответствии с законом; ‑ владеет навыками составления юридических документов; ‑формулировать и отстаивать собственную точку зрения по проблемным вопросам.
ПК – 8 Готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства Знать: ‑ основные положения Конституции РФ и иных нормативно-правовых актов, затрагивающих интересы законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства; ‑ основные должностные полномочия отдельных сотрудников правоохранительных органов, их права и обязанности Уметь: ‑ анализировать сложившуюся обстановку в целях реализации полномочий сотрудника правоохранительного органа;   Владеть: ‑ навыками по реализации возложенных прав и обязанностей сотрудника правоохранительного органа Технология традиционного обучения: лекции, семинары, самостоятельная работа, практические занятия; Инновационные технологии обучения: - метод работы в малых группах, метод групповых дискуссий, метод конкретных ситуаций, Технологии дистанционного обучения – обучение с использованием электронных средств Тестирование письменное, индивидуальное домашнее задание, реферат, выступление на семинаре, экзамен Пороговый Знает:методы самостоятельной работы со специальной литературой, нормативными актами и интернет-ресурсами, оперирует основными правовыми категориями. Способеновладеть самостоятельно профессиональными знаниями из основных нормативно-правовых актов, регулирующих профессиональную юридическую деятельность Владеет: профессиональной терминологией Повышенный Знает: основные должностные полномочия представителей разных видов правоохранительных органов Может:выполнять возложенные обязанности сотрудника определенного правоохранительного органа Способен:выполнять должностные обязанности по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства
ПК – 10 Способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения Знать: ‑ основы квалификации преступлений; ‑ положения Уголовно-процессуального кодекса РФ и иных нормативно-правовых актов; ‑ положения ФЗ «О прокуратуре РФ»   Уметь: ‑ фиксировать полученную информацию в процессуальных документах; ‑ разграничивать преступления от иных правонарушений; ‑ выявлять совершенные преступления и правонарушения и пресекать их   Владеть: ‑ навыками подготовки и оформления процессуальных документов; ‑ навыками расследования преступлений и проведения основных следственных действий, а также их документальной фиксации   Технология традиционного обучения: лекции, семинары, самостоятельная работа, практические занятия; Инновационные технологии обучения: - метод работы в малых группах, метод групповых дискуссий, метод конкретных ситуаций, Технологии дистанционного обучения – обучение с использованием электронных средств   Тестирование письменное, индивидуальное домашнее задание, выступление на семинаре, реферат, экзамен Пороговый Знает:методы самостоятельной работы со специальной литературой, нормативными актами и интернет-ресурсами, оперирует основными правовыми категориями. Способеновладеть самостоятельно профессиональными знаниями из основных нормативно-правовых актов, регулирующих профессиональную юридическую деятельность Владеет: профессиональной терминологией Повышенный Знает: положения Уголовно-процессуального кодекса РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ» Может:‑ применять имеющиеся знания в практической профессиональной деятельности; ‑ выявлять и пресекать совершенные преступления и иные правонарушения; ‑ расследовать совершенные преступления и правонарушения; ‑ оформлять процессуальные документы Способен:‑ формулировать собственные версии в отношении совершенных преступлений и правонарушений; ‑ производить отдельные следственные действия, самостоятельно определяя их порядок и необходимость проведения; ‑формулировать и отстаивать собственную точку зрения по проблемным вопросам.
ПК – 12 Способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению Знать: ‑ основные нормативно-правовые акты, регулирующие борьбу с коррупционными проявлениями ‑ основные сферы проявления коррупционного поведения Уметь: ‑ проводить антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов; ‑ осуществлять правовую экспертизу нормативно-правовых актов, выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения. Владеть: ‑навыками соблюдения нравственных требований к осуществлению правоохранительной деятельности: ‑ способами предотвращения конфликтных ситуаций ‑ приемами предотвращения коррупционного поведения в различных сферах жизнедеятельности Технология традиционного обучения: лекции, семинары, самостоятельная работа, практические занятия; Инновационные технологии обучения: - метод работы в малых группах, метод групповых дискуссий, метод конкретных ситуаций, Технологии дистанционного обучения – обучение с использованием электронных средств Тестирование письменное, индивидуальное домашнее задание, выступление на семинаре, реферат, экзамен Пороговый Знает: ‑ основные нормативно-правовые акты, регулирующие борьбу с коррупционными проявлениями Умеет: ‑делать обобщенные выводы при оценке развития современных тенденций в сфере противодействия коррупции Способен ‑овладеть самостоятельно профессиональными знаниями основных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы противодействия коррупции Владеет: ‑ отдельными приемами и методами противодействия коррупционному поведению Повышенный Знает: ‑ положения нормативно-правовых актов, регулирующие борьбу с коррупцией Может: ‑найти способы применения зарубежного законодательства в российской практике регулирования отношений в области борьбы с коррупцией ‑ проводить антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов Способен:формулировать и отстаивать собственную точку зрения по проблемным вопросам реформирования законодательства о борьбе с коррупцией ‑оперировать юридическими понятиями и категориями, анализировать юридические факты и правовые отношения в противодействия коррупции, толковать и применять правовые нормы; ‑ выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения.

РАЗДЕЛ 3. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ

По семестрам

Вид учебной работы Трудоемкость  
зач. ед. час.  
 
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану  
Аудиторные занятия    
Лекции (Л)    
Практические занятия (ПЗ)      
Семинары (С)    
Лабораторные работы (ЛР)      
Самостоятельная работа(СРС)    
в том числе:      
Экзамен    

Тематический план для студентов очной формы обучения

№ п/п Раздел дисциплины, тема Виды учебной работы Формы текущего контроля Форма промежуточной аттестации В т.ч. в интерактивной форме обучения Всего часов
лекции семинары СРС
1. Понятие, предмет, методы и система правовой статистики Выступление на семинаре, Индивидуальное домашнее задание Тестирование Реферат Экзамен  
Учет и отчетность в правоохранительных органах, судах и органах юстиции Выступление на семинаре, Индивидуальное домашнее задание Тестирование Реферат Экзамен  
Статистическое наблюдение. Выборочное наблюдение Выступление на семинаре, Индивидуальное домашнее задание Тестирование Реферат Экзамен метод работы в малых группах
Сводка и группировка материалов статистического наблюдения Выступление на семинаре, Индивидуальное домашнее задание Тестирование Реферат Экзамен метод групповой дискуссии
Методы представления данных правовой статистики Выступление на семинаре, Индивидуальное домашнее задание Тестирование Реферат Экзамен  
Статистические показатели. Абсолютные и относительные величины Выступление на семинаре, Индивидуальное домашнее задание Тестирование Реферат Экзамен метод конкретных ситуаций
Средние величины и вариация Выступление на семинаре, Индивидуальное домашнее задание Тестирование Реферат Экзамен  
Изучение динамики развития. Индексы Выступление на семинаре, Индивидуальное домашнее задание Тестирование Реферат Экзамен метод групповой дискуссии
  Экзамен      
  Всего по дисциплине (3 зачетных единицы)  

Тематический план для студентов заочной формы обучения

№ п/п Раздел дисциплины, тема Виды учебной работы Формы текущего контроля Форма промежуточной аттестации В т.ч. в интерактивной форме обучения Всего часов
лекции семинары СРС
1. Понятие, предмет, методы и система правовой статистики Выступление на семинаре, Индивидуальное домашнее задание Тестирование Реферат Экзамен  
Учет и отчетность в правоохранительных органах, судах и органах юстиции Выступление на семинаре, Индивидуальное домашнее задание Тестирование Реферат Экзамен  
Статистическое наблюдение. Выборочное наблюдение Выступление на семинаре, Индивидуальное домашнее задание Тестирование Реферат Экзамен метод работы в малых группах
Сводка и группировка материалов статистического наблюдения Выступление на семинаре, Индивидуальное домашнее задание Тестирование Реферат Экзамен метод групповой дискуссии
Методы представления данных правовой статистики Выступление на семинаре, Индивидуальное домашнее задание Тестирование Реферат Экзамен  
Статистические показатели. Абсолютные и относительные величины Выступление на семинаре, Индивидуальное домашнее задание Тестирование Реферат Экзамен метод конкретных ситуаций
Средние величины и вариация Выступление на семинаре, Индивидуальное домашнее задание Тестирование Реферат Экзамен  
Изучение динамики развития. Индексы Выступление на семинаре, Индивидуальное домашнее задание Тестирование Реферат Экзамен метод групповой дискуссии
  Экзамен      
  Всего по дисциплине (3 зачетных единицы)  

 

 

РАЗДЕЛ 4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЛЕКЦИИ

Тема 1. Понятие, предмет, методы и система правовой статистики

Общее понятие статистики и ее отраслей. Исторический очерк становления статистики. История развития правовой статистики как науки. Практическое становление правовой статистики в России и других странах. Общая характеристика и история мировой криминальной статистики.

Предмет правовой статистики. Понятие закона больших чисел как математической основы статистических закономерностей. Отрасли правовой статистики. Методы правовой статистики. Значение правовой статистики как юридической науки и практики.

Понятие статистики в широком и узком смысле. Три уровня статистической науки: общая теория статистики; экономическая и социальная статистика; отрасли экономической и социальной статистики. Предмет исследования статистики как общественной науки. Особенности предмета статистики.

Основные категории статистики: статистическая совокупность, вариация, единица совокупности, количественные и качественные (атрибутивные) признаки единицы совокупности, статистический показатель, закон больших чисел.

Статистическая методология. Три основных метода проведения статистических исследований: массовое статистическое наблюдение, сводка и группировка собранных данных, анализ обработанных данных.

Федеральная служба государственной статистики – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации в РФ. Структурные подразделения Росстата. Территориальные органы Росстата. Официальные издания Росстата.

Судебная (правовая) статистика – отрасль социальной статистики. Соотношение терминов «моральная», «судебная», «юридическая», «правовая» статистика. Предмет правовой статистики. Основные отрасли судебной (правовой) статистики – уголовно-правовая, гражданско-правовая и административно-правовая.

Научно-практическое значение материалов правовой статистики. Направления использования материалов уголовно-правовой и гражданско-правовой статистики.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.