Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Направление подготовки 221400 «Управление качеством»

Институт экономики, управления и права (г. Казань)

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

________________Ю.Л. Камашева

«___»______________г.

 

Е.В. Байбакова

Рабочая программа дисциплины

ЭКОЛОГИЯ

Направление подготовки

221400«Управление качеством»

квалификация выпускника

бакалавр

 

Казань - 2015

 

Байбакова Е.В., ст.преп. каф. Техносферная и экологическая безопасность

 

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций ООП ВПО по направлению и профилю подготовки 221400 «Управление качеством».

 

 

Программа рассмотрена на заседании кафедры Техносферной и экологической безопасности

 

Протокол заседания № 1 от «__» ___________ 20_____ г.

 

Заведующий кафедрой ________________ / Антонов С.А./

(подпись) (ФИО)

 

Заведующая библиотекой______________ / Кутепова А.А./

(подпись) (ФИО)

 

 

 

O СОДЕРЖАНИЕ

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.............................................................. 4

II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ................................ 8

III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ................................................ 17

IV. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 18

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ........ 33

VI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 37

 

 

 

O I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

1. 1. Цели изучения дисциплины

Целью дисциплины является формирование у бакалавров знаний и умений, необходимых для обеспечения рационального природопользования в соответствии с принципами устойчивого развития эколого-экономических систем, формирование умений работать с источниками экологического права, экологической документацией предприятий (фирм и др.); учитывать экологические факторы в профессиональной и бытовой деятельности, осуществлять анализ последствий хозяйственной и иной деятельности с учетом особенностей природной среды.



Учебные задачи дисциплины:

– изучить теоретические основы общей экологии;

– структуру и свойства природных и антропогенных экологических систем;

– экологические требования, предъявляемые к продукции и технологиям;

– сформировать базовые знания основ рационального природопользования;

– изучить инструменты управления природопользованием в условиях развития рыночной экономики;

– научить студентов пользоваться источниками экологического права, работать с корпоративной экологической документацией,

– моделировать систему экологического менеджмента.

 

1.2.Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Экология» имеет индекс Б2.Б.4, относится к базовой части дисциплин математического и естественно-научного цикла общеобразовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 221400 «Управление качеством». Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 часа или 4 зач.ед. Вид итоговой аттестации – экзамен. Изучение данной дисциплины основывается на знаниях, полученных при изучении дисциплин естественно-научного профиля.

Развитие человеческой цивилизации неизбежно сказывается на окружающей среде. Воздействие деятельности человека на биосферу и потребление природных ресурсов приобрело за последнее столетие широкие масштабы. Объем хозяйственной деятельности возрос в сотни раз.

В современных рыночных условиях стремительными темпами растет техногенное давление на природную среду. Учитывая, что во многих регионах России сохраняется напряженная экологическая обстановка, вопросам обеспечения экологической безопасности производств и экологического качества продукции с каждым годом уделяется все большее внимание. Одним из важнейших условий устойчивого развития предприятия независимо от форм собственности является высокий профессионализм сотрудников. Успешное решение вопросов экологического характера, начиная от пакета обязательной экологической документации, и заканчивая вопросами добровольной экологической сертификации технологии, системы управления, продукции, отходов или добровольного экологического страхования зависит от кадров, прошедших экологическую подготовку.

Знание закономерностей развития биосферы, природных и антропогенных экологических систем, необходимы для формирования навыков организации ресурсосберегающих производств и управления антропогенной нагрузкой на природные системы в соответствии с принципами устойчивого развития, организации деятельности в соответствии с требованиями природоохранного законодательства.

 

1.3 . Требования к результатам освоения дисциплины

В совокупности с другими дисциплинами базовой и вариативной части ООП в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению 221400 «Управление качеством», дисциплина «Экология» направлена на формирование профессиональных (ПК) компетенций бакалавра, представленных в табл.1

 

 

Таблица 1.

 

Дисциплина «Экология»

Направление подготовки 221400 «Управление качеством»

 

КАРТА КОМПЕТЕНЦИЙ ДИСЦИПЛИНЫ
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие
Общекультурные компетенции
КОМПЕТЕНЦИИ[1] Перечень компонентов Технологии формирования[2] Форма оценочного средства[3] Ступени уровней освоения компетенции
ИНДЕКС ФОРМУЛИРОВКА
ОК-11 Способен использовать основные законы естественно-научных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования   Знать Уровни организации жизни на Земле; закономерности развития биосферы; основные функции природной среды в эколого-экономических системах, структуру, свойства и закономерности развития природных и антропогенных систем, сущность природопользования, экономические и социальные последствия природопользования уметь: устанавливать трофическую структуру и продуктивность экологических систем, факторы, влияющие на величину продуктивности; устанавливать связи между компонентами эколого-экономических систем; анализировать энергетическое обеспечение экологических систем Владеть: Навыками моделирования структуры экологических систем, экологической ниши вида Технология традиционного обучения: лекции, практические занятия, самостоятельная работа Технология интерактивного обучения: работа малых групп ИДЗ,Реф, Зач, тестирование, решение задач ПОРОГОВЫЙ Знает иерархию экологических систем, трофическую структуру экологических систем; понятие, состав и границы биосферы; свойства природных и антропогенных экологических систем; ПОВЫШЕННЫЙ Знает закономерности взаимодействия организма и надорганизменных систем с окружающей средой; устанавливает связи между компонентами экосистем, строит пирамиды чисел, биомасс и энергии, определяет фундаментальную и реализованные экологические ниши вида, определяет социальные и экономические причины экологических проблем, определяет особенности взаимодействия общества с природой на разных этапах и в разных природно-экологических условиях
ОК 18   Способен понимать сущность и значение информации в развивающемся информационном обществе, сознавать опасения и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в т.ч. защиты государственной тайны. Знать: экологические проблемы современного общества, информационное обеспечение природоохранной деятельности, основополагающие источники экологического права; экологические нормативы   уметь: проводить экологическую оценку технологий, продукции; определять приоритетные направления корпоративной экологической политики владеть навыками работы с источниками экологического права, корпоративной экологической документацией;   Технология традиционного обучения: лекции, практические и семинарские занятия, самостоятельная работа. Интерактивные технологии: Работа в малых группах ИДЗ, Реф, Зач ., Решение задач ПОРОГОВЫЙ Знает экологические проблемы современного общества, понятие экологический контроль, экологические нормативы. ПОВЫШЕННЫЙ Умеет определять и анализировать показатели воздействия антропогенного объекта на окружающую среду, умеет оценивать экологичность технологий и продукции, определять приоритетные направления экологической политики компании, владеет навыками работы с корпоративной экологической документацией

 

II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.

Вид итоговой аттестации – экзамен

 

Расчет часов для студентов очной формы обучения

Таблица 2.

№ п/п Виды учебных занятий Количество часов (очная форма)
1. Всего часов по дисциплине
2. Из них в интерактивной форме
3. Самостоятельная работа
4. Аудиторных занятий
  в том числе: лекций
  Практических занятий
5. Экзамен

 

Расчет часов для студентов заочной формы обучения (сокращенные сроки)

№ п/п Виды учебных занятий Количество часов (очная форма)
1. Всего часов по дисциплине
2. Из них в интерактивной форме
3. Самостоятельная работа
4. Аудиторных занятий
  в том числе: лекций
  Практических занятий
5. Экзамен

 

Данная дисциплина ведется во втором семестре на первом курсе обучения.

 

 

2.1 Тематический план учебной дисциплины для студентов очной формы обучения

Таблица 3

№ п/п Название темы и ее содержание Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по темам)
Лекции Практ. занятия Сам. работа Всего часов Из них в интер. форме
1. Предмет и задачи экологии. Взаимодействие организма с окружающей средой   Тестирование, ИДЗ, доклады
2. Экология сообществ и экосистем   Тестирование, ИДЗ, решение задач
3. Основные компоненты и законы существования биосферы   реферат, ИДЗ, тестирование
4. Влияние хозяйственной деятельности на биосферу. Глобальные проблемы человечества   презентации, ИДЗ; выступление на семинаре, обсуждение
5. Природные ресурсы, классификация, подходы к экономической оценке. Основы рационального природопользования. презентации, ИДЗ; выполнение заданий
6. Экология техносферы.   индивидуальные домашние задания; решение задач, защита реферата
7. Основные направления экологизации технологий, производств, продукции. Малоотходные технологии производства. индивидуальные домашние задания; выступление на семинаре, решение задач
8. Система управления природопользованием в РФ. Экономический механизм природопользования в России   индивидуальные домашние задания; выступление на семинаре
9. Информационное обеспечение природопользования. Экологический мониторинг   презентации, ИДЗ; выполнение заданий
10. Экологический менеджмент как инструмент управления природопользованием   ИДЗ; выполнение заданий
ИТОГО:  
  Итоговая аттестация экзамен 36 144 ч.
                 

Тематический план учебной дисциплины для студентов заочной формы обучения (сокращенные сроки)

Таблица 4

№ п/п Название темы и ее содержание Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по темам)
Лекции Практ. занятия Сам. работа Всего часов Из них в интер. форме
1. Предмет и задачи экологии. Взаимодействие организма с окружающей средой       Тестирование, ИДЗ, доклады
2. Экология сообществ и экосистем     Тестирование, ИДЗ, решение задач
3. Основные компоненты и законы существования биосферы     Доклад с презентацией, ИДЗ, тестирование
4. Влияние хозяйственной деятельности на биосферу. Глобальные проблемы человечества       презентации, ИДЗ; выступление на семинаре, обсуждение
5. Природные ресурсы, классификация, подходы к экономической оценке. Основы рационального природопользования.     презентации, ИДЗ; выполнение заданий
6. Экология техносферы.       презентации, индивидуальные домашние задания; выступление на семинаре, решение задач
7. Основные направления экологизации технологий, производств, продукции. Малоотходные технологии производства.   презентации, индивидуальные домашние задания; выступление на семинаре, решение задач
8. Система управления природопользованием в РФ. Экономический механизм природопользования в России       презентации, индивидуальные домашние задания; выступление на семинаре
9. Информационное обеспечение природопользования. Экологический мониторинг         презентации, ИДЗ; выполнение заданий
10. Экологический менеджмент как инструмент управления природопользованием     презентации, ИДЗ; выполнение заданий
ИТОГО:  
  Итоговая аттестация экзамен 8 144 ч.
                 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.