Пиши Дома Нужные Работы


Характеристика возрастных стадий колорадского жука

ПО ФЛУКТУИРУЮЩЕЙ АСИММЕТРИИ БЕРЕЗЫ ПОВИСЛОЙ

Цель работы— интегральная экспресс-оценка качества среды обитания живых организмов по флуктуирующей асимметрии лис­товой пластины березы повислой (Betula pendula).

Материалы и оборудование:линейка, транспортир; гербарий листьев березы повислой.

Рис. 2.Примеры «загнутости» макушки листа: 1 - не загнута; 2 - загнута влево; 3 - загнута вправо; 4 - «ласточкин хвост»  
Рис. 1. Параметры промеров листьев для детального расчета: 1 — ширина половинки листа (лист складывают пополам, потом разгибают и по образовавшейся складке проводят измерения); 2 — длина второй жилки от осно­вания листа; 3 — расстояние между основаниями первой и второй жилок; 4 — расстояние между концами этих жилок; 5 — угол между главной и второй от основания жилками

, где N - число признаков.

, где n - число значений Z, т.е. число образцов (листьев).

, где па — число асимметричных; псчисло сим­мет­рич­ных листьев.

Таблица 1

Пятибалльная шкала оценки отклонений состояния организма от условной нормы по величине интегрального показателя стабильности развития для березы повислой

Балл I II III IV V
Словесная характеристика чисто (оптимум) относительно чисто (субоптимум) загрязнено (угнетение) грязно (экстремально) очень грязно (лимитирующе)
Величина показателя <0,040 0,040 - 0,044 0,045 - 0,049 0,050 - 0,054 >0,054

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ

1. Получить у преподавателя задание и / или комплект листьев.

2. В соответствии с рис. 1 измерить жилки листовой пластины березы по пяти параметрам. Занести данные по всем листьям в рабочую таблицу.

3. Провести статистическую обработку данных, заполняя вспомогательную таблицу.

4. Провести экспресс-оценку загрязнения окружающей среды по результатам всех измерений. Сделать вывод о качестве среды обитания живых организмов в соответствии с табл. 1.

Результаты замеров листьев травянистых и древесных пород

Дата Место сбора
Ширина половинок Длина 2-й жилки Расстояние между основаниями1 и 2-й жилок Расстояние между концами 1и 2-й жилок Угол между централь­ной и 2-й жилками Форма макуш­ки
  л пр л пр л пр л пр л пр
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                         

Примечание. л — левая сторона; пр — правая сторона.


ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА

Y1 Y2 Y3 Y4 Y5 Z
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
          Х=  

 

ВЫВОД: __________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________

 

Дата выполнения _________________ Подпись преподавателя _____________


Работа №2. ВОЗРАСТНАЯ СТРУКТУРА ПОПУЛЯЦИИ КОЛОРАДСКОГО ЖУКА ПО ВОЗРАСТУ ЛИЧИНОК

 

Цель работы: изучить возрастную структуру колорадского жука(Leptinotarsa decemlineata Say.) в зависимости от периода вегетации.

Материалы и оборудование: линейка, миллиметровая бумага, зафиксированные сборы личинок колорадского жука.

Ход работы:

1) Получить от преподавателя зафиксированных в спирте или формалине личинок колорадского жука с указанием даты сбора;

2) по ширине головной капсулы (табл. 2) установить возраст личинок: ширину головной капсулы измерять при помощи линейки или миллиметровой бумаги. Измерив ширину головной капсулы, определить возраст личинок и численность той или иной возрастной стадии; занести данные во вспомогательную, а по окончании работы – в основную таблицу;

Таблица 2.

Характеристика возрастных стадий колорадского жука

Возрастная стадия Средняя продолжительность возрастной стадии, сутки Ширина головной капсулы, мм Количество личинок каждой группы, экз.
I 0,5 – 0,7  
II 0,8 – 1,1  
III 1,2 – 1,6  
IV 2,0 – 2,5  

 

Вспомогательная таблица

Дата Место сбора
Возрастная стадия Количество личинок
I    
II    
III    
IV    
     

 

3) построить гистограммы возрастной структу­ры личинок колорадского жука;

4) по полученным результатам определить время перехода личинки в стадию куколки, и, следователь­но, реально спрогнозировать меры и сроки борьбы с вредителем.

 

 

 

ВЫВОД:__________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________

 

Дата выполнения _________________ Подпись преподавателя _____________

 

 

Работа №3. РОСТ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ

Цель: Изучение демографических процессов в популяциях

Выполнив данную работу, Вы сможете:

- объяснить, как влияет на рост населения суммарный коэффициент рождаемости;

- описать, как сказывается на численности народонаселения средняя продолжительность жизни индивидов;

- использовать половозрастные пирамиды для прогноза роста населения в будущем;

- определить типы роста популяций.

Материалы и оборудование: рулон или полосы бумажной ленты, карандаш, ножницы, линейка, клей.

 

Изменение демографических показателей на планете А (______________)

Годы на планете Число новорож- денных Число умерших Естественный прирост (новорожденные – умершие) Общая численность, тыс. человек Расчеты рождаемости
 
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

 

Изменение демографических показателей на планете Б (______________)

Годы на планете Число новорож- денных Число умерших Естественный прирост (новорожденные – умершие) Общая численность, тыс. человек Расчеты рождаемости
 
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

 

На основании табличных данных в рабочей тетради постройте кривые роста популяций, откладывая по оси абсцисс годы, а по оси ординат – численность людей. Обе кривые представьте в одном графике.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Ответьте на следующие вопросы.

А. Сравните рост численности двух популяций.

· Прекратится ли когда-нибудь рост популяции А? Через какое время ее числен­ность удвоится? ____________________________________________ ________________________________________________________________


 

А  
   
   
   
   
   
   
   
   
50-60  
40-49  
30-39  
20-29  
10-19  
0-9  

Демографическая пирамида планеты А


 

Б   В  
         
         
         
         
         
         
         
         
50-60     50-60  
40-49     40-49  
30-39     30-39  
20-29     20-29  
10-19     10-19  
0-9     0-9  
Демографическая пирамида планеты Б   Демографическая пирамида планеты В

 


 

 

· Удвоится ли численность популяции Б? __________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________

· Как влияет суммарный коэффициент рождаемости на рост населения? _______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________

Б. Сравните половозрастные пирамиды двух популяций.

· Какова форма пирамиды и кривой роста популяции А? ______________ _______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________

· Какова форма пирамиды и кривой роста популяции Б? _______________ _______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________

В. Сравните эти половозрастные пирамиды с ситуацией в разных странах планеты Земля __________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________

Г*. Демографический потенциал. Повторите работу для одной популяции с 5000, 4000 и 3000 человек в первых трех возрастных группах. Заполните таблицу с учетом того, что суммарный коэффициент рождаемости равен 4 в первые 30 лет и затем падает до 2. Постройте кривую роста населения.

Изменение демографических показателей на планете В (______________)

Годы на планете Число новорож- денных Число умерших Естественный прирост (новорожденные – умершие) Общая численность, тыс. человек Расчеты рождаемости
 
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

 

Ответьте на следующие вопросы.

· Прекращается ли рост населения при снижении суммарного коэффициента рождаемости до 2? Почему?__________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ ______________________________________________________________

· Что такое демографический потенциал? __________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________

· Соотнесите это понятие с ростом населения в развивающихся странах. _______________________________________________________________ __________________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________

 

Дата выполнения _________________ Подпись преподавателя _____________

 

Работа № 4. ИЗМЕНЕНИЯ ПУТЕМ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА

Цели: Выполнив данную работу, Вы сможете:

- описать, как хищничество вызывает адаптивные изменения в популяции жертвы;

- описать, как хищничество вызывает адаптивные изменения в популяции хищника;

- приводить примеры, иллюстрирующие естественный отбор и выживание наиболее приспособленных особей; объяснить, каким образом факторы приводят к постепен­ному изменению, или эволюции, популяций.

Материалы и оборудование: а) не менее пяти видов сухих семян (бобы, фасоль красная, фасоль черная, нут, горох, чечевица, другие бобовые); б) коврик площадью около 1 квадратного метра белого, зеленого, коричневого и красного оттенков (можно использовать обрезки линолеума или обоев); в) пластмассовые ложки, вилки, ножи, бумажные / пластиковые стаканчики.

Фон («биотоп») ______________________________

Хищник Число семян (жертв) Состав «съеденных жертв» Состав «выживших жертв» Итог
Результаты для первого поколения
Нож        
Вилка      
Ложка      
Результаты для второго поколения
         
       
       
       
       
       

 

Хищник Число семян (жертв) Состав «съеденных жертв» Состав «выживших жертв» Итог
Результаты для третьего поколения
         
       
       
       
       
       

Фон («биотоп») ______________________________

Хищник Число семян (жертв) Состав «съеденных жертв» Состав «выживших жертв» Итог
Результаты для первого поколения
Нож        
Вилка      
Ложка      
Результаты для второго поколения
         
       
       
       
       
       
Результаты для третьего поколения
         
       
       
       
       
       

 

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

1. Игра началась при одинаковом числе особей каждого варианта жертвы. Особей какого варианта жертв осталось больше? Почему? ______ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________

2. Какие варианты жертв сократили численность? Почему? ________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________

3. У каких вариантов жертв число особей практически не изменилось? Почему? ________________________________________________________ __________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ _______________________________________________________________ ______________________________________________________________ _______________________________________________________________

4. Изменились ли полученные результаты при использовании фона другого цвета? __________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________

5. Свяжите Ваши результаты с природной популяцией жертвы. Что означает выжива­ние наиболее приспособленных, или естественный отбор? Будет ли изменяться природная популяция при появлении новых биотических или абиотических факторов? Поясните Ваш ответ. _________ __________________________________________________________________ _______________________________________________________________ __________________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________

6. Игра началась при одинаковом числе особей каждого варианта хищника. Особей какого варианта осталось больше? Почему? _____________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________

7. Какие варианты хищников исчезли из популяции? Почему? ______ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________

8. Свяжите Ваши результаты с популяцией хищников в природных условиях. Как ее изменяют естественный отбор и выживание наиболее приспособленных? ______________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________

 

Дата выполнения _________________ Подпись преподавателя _____________

 

 

Работа № 5. ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА «ОСТРОВ»

Цель: изучение функциональной структуры экосистем.

Материалы и оборудование: комплект игровых карт, схемы трофических взаимоотношений и полной экологической пирамиды острова.

Ход работы: Получить у преподавателя игровой комплект. Провести тур игры полным комплектом игровых карточек. Повторите игру при иных вводных условиях: а) с половинным набором продуцентов; б) с одним видом консументов 1 / 2 порядков; в) с минимально необходимым набором особей всех трофических уровней.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Какие свойства экосистемы демонстрирует эта игра? _____________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________

Какой вариант игры «сложился» легче всего, а какой – труднее всего? ______ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________

Какие причины затрудняют построение комплектной экосистемы? _________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________

Какие консументы оказались наиболее уязвимыми? Почему? _____________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________

Без каких биотических компонентов невозможно функционирование экосистемы? _______________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________

Какой биотический компонент экосистем не включен в схему игры? Может ли реальная экосистема функционировать без него? _____________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________

 

Дата выполнения _________________ Подпись преподавателя _____________

 

Работа № 6 ЦИКЛ УГЛЕРОДА

Цели. Выполнив данную работу. Вы сможете: – разобраться в цикле углерода; – проследить различные пути гипотетического атома углерода из атмосферы через различные организмы и обратно в атмосферу.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

1. Подсчитайте, сколько Ваш атом:

а) «посетил» различных организмов _____________;

б) совершил циклов _________;

в) сделал «шагов» в самом длинном цикле _______________;

г) времени подряд провел в атмосфере _________________.

Предположите, в каком типе биотопов «вращался» Ваш атом. Обоснуйте Ваш выбор _______________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________

2. В целях экономии места и времени в игре были пропущены некоторые важные пути углерода. Какие? Опишите, как атомы углерода в них попадают и как по ним проходят? В частности, расскажите о движении углерода в водных экосистемах и о процессе образования ископаемого топлива. _______________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________

3. В каких превращениях участвуют углеродные атомы, проходя цикл? Назовите несколько органических и неорганических углеродсодержащих соединений, входящих в цикл углерода. ________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _________________________________________________________________

4. Почему атомы углерода из диоксида углерода не включаются в молекулу сахара в темноте? Что необходимо для образования соединения с большей потенциальной энергией? ____________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________

 

5. Значительная часть съеденной пищи в любом организме метаболизируется в процессе клеточного дыхания. Почему? Что и как получает организм в результате? _____________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _________________________________________________________________

6. Цикл углерода и загрязнение

Опишите антропогенную трансформацию цикла углерода. _________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________

Почему не происходит загрязнения природной экосистемы отходами различных организмов? Приведите примеры, иллюстрирующие Вашу точку зрения, заполнив следующую таблицу.

Тип отходов Источник (организм) Как используется
1.
2
3
4
5
6
   
   
   
   

7. В ходе какого метаболического процесса происходит окончательное разложение органических соединений с образованием безвредных неорганических веществ? _________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________

 

Дата выполнения _________________ Подпись преподавателя _____________

 


Работа № 7 ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ГОРОДСКОЙ ЭКОСИСТЕМЫ

 

ХОД И РЕЗУЛЬТАТЫ ИГРЫ

№ тура Общее количество средств Распределение средств по блокам Уровень загрязне ния Население Баланс Примечание
Продукц ия Восстанов ление Качество жизни Контр. над рожд.
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 





ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.